Авторское право на дизайн

Самое важное в статье на тему: "Авторское право на дизайн" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Особенности защиты дизайна

При отстаивании своих прав на дизайн истец, во-первых, должен определиться: он требует суд защитить его права на промышленный образец или на объект авторского права.
На практике зачастую дизайн упаковки, самого продукта или иных сопутствующих деталей регистрируется промышленным образцом. Давайте более подробно разберемся, что же такое промышленный образец и как обеспечивается его правовая охрана.

Защита дизайна как промышленного образца

Гражданский кодекс под промышленным образцом понимает решение внешнего вида, облика изделия промышленного или ремесленного производства. Охрана промышленного образца предоставляется, только если его свойства и характеристики отвечают требованиям новизны и оригинальности. Защита в судебном порядке возможна только при условии, что образец в соответствующим порядке прошел государственную регистрацию и на него получен патент.

Из вышесказанного следует логичный вывод – защита прав на дизайн как на промышленный образец возможна только при наличии государственной регистрации. Позиция некоторых судов по этому вопросу достаточно категорична: они считают, что дизайн, в принципе, не подлежит правовой охране, если он не зарегистрирован как промышленный образец.

Защита дизайна как произведения авторского права

Но существует и иная позиция в судебной практике: для правовой защиты исключительных прав на произведение дизайна не обязательна регистрация его в качестве промышленного образца, так как любой объект творческой деятельности, в том числе и дизайн, охраняется авторским правом. Как известно, произведение авторского права не требует государственной регистрации, оно возникает в силу создания произведения.
Истцу необходимо только обосновать в суде, что дизайн, например, упаковки товара, является художественным произведением, т.е. объектом авторского права, результатом творческой деятельности, как и иное художественное, музыкальное, литературное произведение.
В обосновании своей позиции правообладатель может представить доказательства, того что

  • дизайн (упаковки, продукта, сайта, программы и т.д.) создает узнаваемый среди потребителей образ, выделяет этот продукт или саму компанию на рынке аналогичных товаров/услуг;
  • дизайн отличается сложностью исполнения, оригинальностью, неповторимостью и уникальностью.

При этом, как поясняет ВС РФ, результат «априори» признается как произведение, созданное творческим трудом, до того момента, пока нет доказательств иному. А это значит, что даже если истцу не удалось обосновать в судебном процессе, что его дизайн является новым, уникальным и оригинальным, ответчик все равно не может утверждать, что результат труда дизайнера не является творчеством, а значит не подлежат охране авторским правом.

И самый главный вывод, который следует из всего вышесказанного: тот факт, что дизайн продукта/упаковки не имеет государственную регистрацию как промышленный образец, не означает, что авторское право на произведение дизайна лишено правовой охраны.

Чем можно подтвердить авторство на дизайн в суде:

  • договором авторского заказа на выполнение дизайнерского решения/ изготовления рисунка;
  • актом приема-передачи к договору авторского заказа;
  • свидетельством о депонировании, если таковое было получено на произведение.

Что правообладатель дизайнерского решения вправе требовать от нарушителя

Если вы обнаружили, что другое лицо использует дизайн вашей упаковки, самого продукта или сопутствующих элементов в своей коммерческой деятельности, вы вправе сначала направить нарушителю претензионное требование с настоятельной рекомендацией прекратить использование дизайнерского решения. В случае игнорирования претензии правообладатель может обратиться в суд с иском:

  • о пресечении дальнейшего использования дизайнерского решения в коммерческой деятельности ответчика;
  • о возмещении понесенных убытков, если бездоговорное использование дизайна причинило ущерб правообладателю;
  • либо вместо возмещения убытков, истец может требовать взыскания денежной компенсации в размере до 5 млн. руб.
  • об изъятии носителя дизайнерского решения, например, пресс-формы, упаковки с нанесением дизайна и т.д.

Важно отметить, что в случае неоднократного нарушения одним юридическим лицом права на использование дизайнерского решения, перед судом также может быть поставлен вопрос о принудительной ликвидации компании-нарушителя по прокурорскому требованию.

Однако, если вы желаете обезопасить от неправомерных посягательств ваше произведение дизайна, то все же рекомендуется зарегистрировать его в качестве промышленного образца, так полученный патент избавит от необходимости доказывать факт создания его Вами и какими признаками он обладает.

Авторское право на дизайн

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация заказала разработку брендбука (дизайн-проект по оформлению помещения и оборудованию магазина). Договором предусмотрено отчуждение заказчику исключительных прав на созданный проект. Стоимость по договору составляет более 100 000 руб. В дальнейшем планируется передача прав на использование данного дизайн-проекта другим организациям.
Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае создаваемый по договору дизайн-проект может быть учтен в целях бухгалтерского и налогового учета в составе нематериальных активов. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете приведен в обосновании.

Бухгалтерский учет

Налог на прибыль

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату;
— Энциклопедия решений. Учет НМА, созданных в организации;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет НМА, созданных в организации (собственными силами или с участием подрядчика);
— Энциклопедия решений. Учет при передаче прав на использование НМА по лицензионному договору.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

17 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Авторские права на дизайн

Ситуация: полиграфический дизайнер работающий на себя сделал макет (допустим баннера) который потом заказчик отдаст в печать.

Читайте так же:  Как хранить алкоголь дома

Вопрос: кому принадлежат права на макет? (то есть на дизайн) Заказчику или дизайнеру?

Ответы юристов ( 2 )

Здравствуйте. уважаемы Ильжут.

Первоначально весь комплекс прав возникает у автора произведения. В вашем случае, это дизайнер. Именно у него возникает авторские права.

Но что бы заказчик имел право использовать макет в свое деятельности, он должен получить эти права от дизайнера. Иначе нарушение авторских прав.

Если договор о передаче авторских прав был бы заключен между заказчиком и дизайнером, то у заказчика появились бы законные права на макет. А без договора, заказчик возможный будущий нарушитель авторских прав

При отсутствии заключенного договора, все права у дизайнера.

Защита дизайна

Уважаемые авторы дизайнерских произведений!

Ваше творчество делает мир прекрасней.
Защищайте результаты своего труда, свои интеллектуальные права!


Защита дизайна

Понятие дизайна

Понятие дизайна не определено в нормативных документах. Однако из этих документов следует, что дизайн — это решение внешнего вида изделия или художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Отсюда следует, что понятие дизайна распространяется на огромное множество индивидуальных и композиционных объектов, изделий. Однако в большинстве случаев под дизайном понимают какое-либо новое, творческое художественно-конструкторское решение.

Способы правовой защиты

Если речь идет о новом, то часто это новое надо защищать. Законом предусмотрены следующие возможности правовой защиты дизайна.

1. Защита в виде промышленного образца

Правовая охрана предоставляется на основании патента. Объем правовой охраны определяется совокупностью существенных признаков.

Преимущества: традиционное уважение к патенту, престижность понятия.
Недостатки: трудоемкость оформления, длительность рассмотрения до 20 месяцев (в среднем 16-18 мес.), средняя стоимость оформления заявки на рынке 30000 – 50000 руб., патентные пошлины

10000 руб., необходимость платной годовой поддержки патента до 25 лет.
Оформление прав: оформление заявки на патент и ее подача в Роспатент.

2. Защита путем подтверждения авторских прав на двух/трехмерное изображение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Преимущества: простота, низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав — подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации: депонирование и регистрация произведения ,
регистрация произведений малых форм .

3. Защита путем подтверждения авторских прав на дизайнерский проект

Защита на основании положения авторского права по ст. 1270 п.2. п.п.10 ГК РФ: «использованием произведения … считается практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта». Слово проект здесь имеет ключевое значение.

Формальные и содержательные отличия проекта дизайна от изображения внешнего вида изделия заключаются в наличии, по крайней мере, указаний назначения, целей, способов достижения и конечных результатов. Но главное содержательное отличие проекта — это возможность подробной проработки темы проекта: приведение изображений с разных сторон, с разных ракурсов, приведение вариантов и деталей изображений, описание изображений во избежание неправильной трактовки. Такой подход позволит более надежно защитить дизайн изделия с учетом различных вариантов. Для защиты дизайна желательно оформление проекта в соответствии с процессным подходом – постановка задачи, планирование, исполнение, контроль и коррекция. Желательно такой подход совмещать с выполнением задачи по разработке дизайна.

Преимущества: простота и сравнительно низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав — подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации проекта: депонирование и регистрация произведения ,
регистрация произведений малых форм .

Комплексная защита

При осуществлении любой защиты одним из основных вопросов является ее надежность. Все указанные выше способы защиты дизайна достаточно надежны. Однако трудно предвидеть заранее все возможные действия конкурентов, тем более, что эти способы предполагают разные подходы к осуществлению защиты и разные доказательные базы. Поэтому можно рекомендовать комплексный способ защиты, а именно, одновременную защиту нормами патентного и авторского права. Другими словами на произведение дизайна желательно получить патент и одновременно зарегистрировать (подтвердить) авторские права, тем более, что стоимость регистрации, как правило, невысока.

Явочный принцип защиты

По сути, защита дизайна авторским правом основывается на явочном принципе правовой охраны. Поэтому авторы, как правило, не проводят исследование рынка на наличие аналогичных дизайнерских решений. Это может привести к правовым коллизиям. Напротив, в случае защиты патентом на промышленный образец проводится экспертиза на новизну, что дает определенную уверенность в новизне защищаемого дизайна. При этом следует учесть, что полной уверенности не может дать ни одна экспертиза.

В качестве примера защиты дизайна авторским правом можно привести, широко комментируемое в Интернете, дело № 18АП-15623/2014, в котором на основании авторских прав, переданных по факту использования работодателю устанавливается факт их нарушения в виде использования изделия с соответствующим дизайном.
Это дело интересно еще и тем, что в ходе рассмотрения СИПом дается определение: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

Другим примером может служить дело № А40-13480/2014. В этом деле суд удовлетворил требования истца о нарушении авторских прав при производстве обручального кольца на основании международного регистрационного свидетельства NDM/070 868 от 05.09.08.

Архитектурный, градостроительный и садово-парковый проекты

Всё сказанное выше относительно дизайнерского проекта относится также к архитектурному, градостроительному и садово-парковому проектам. Здесь следует еще раз упомянуть о необходимости защиты вариантов проекта, дабы избежать обхода и искажений авторских и/или проектных решений. В большинстве случаев для надежной защиты интеллектуальных прав таких проектов необходимо проведение экспертизы с участием специалистов по авторскому и патентному праву. Учитывая невысокую стоимость подтверждения авторских прав, во многих случаях имеет смысл осуществлять комплексную защиту дизайна как нормами патентного, так и авторского права.

Более подробно о методах регистрации на нашем сайте смотрите в разделе «Регистрация авторских прав на произведения…»

Авторское право дизайнера

Авторское право дизайнера возникает сразу после создания проекта или иного результата творческого труда. Для подтверждения прав не нужно проходить процедуру регистрации, а ГК РФ и международные акты предусматривают несколько эффективных способов доказывания и подтверждения авторства. Разберем, как происходит подтверждение, использование и распоряжение правами автора в сфере дизайна.

Читайте так же:  Договор аренды по доверенности

Авторское право в дизайне

Дизайн представляет собой результат творческого труда и может выражаться в следующих формах:

  • проекты в сфере архитектуры, перепланировки и переустройства помещений;
  • дизайнерские работы в сфере программного обеспечения;
  • разработка малых архитектурных форм, элементов фасов, дверных и оконных проемов зданий, наружной и внутренней рекламы, фирменного стиля компании;
  • подготовка графических решений для оформления книг, литературных сборников и иных печатных изданий.

Дизайнерское творчество заключается в выполнении работ с графикой, в том числе с использованием цифровых носителей, программного обеспечения, фотографирования и т.д. Поэтому авторское право может возникать не только на единый проект, но и на его отдельные фрагменты, особенно если в творческом процессе принимали участие иные лица.

В сфере дизайна и графики распространены договоры авторского заказа. В отличие от литературных произведений, параметры дизайнерского проекта можно точно указать еще до начала работы. Заказчик приобретет права на дизайнерскую работу сразу после подписания передаточного акта и выплаты оговоренного вознаграждения.

Как можно подтвердить права на дизайнерский проект или иной аналогичный результат творческой деятельности? Ввиду отсутствия требований о регистрации, можно использовать следующие способы доказывания:

  • прохождение добровольных процедур регистрации в профессиональных сообществах, СРО, авторских агентствах;
  • удостоверение итогового проекта через нотариат;
  • официальная публикация дизайнерского проекта на профильных выставках, конкурсах;
  • размещение проекта в сети интернет с установлением средств защиты (водяные знаки и т.д.).

При нарушении имущественных или неимущественных прав со стороны иных лиц, дизайнер сможет представить указанные доказательства авторства в судебный процесс.

Что входит в режим авторских прав

Разработав уникальный проект, дизайнер может использовать его для собственных нужд. Однако, ввиду специфики дизайнерской работы, оптимальным вариантов является продажа или передача прав другим лицам. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • продать права на проект или иную графическую работу можно по договору уступки – в этом случае дизайнер вправе получить вознаграждение, а его личные права останутся неизменными (например, право считаться автором проекта);
  • передать права на временной основе можно по лицензионному соглашению – такая форма сделок оптимальная, если дизайнер разработал универсальный проект, которым можно воспользоваться на объектах массовой застройки или иным аналогичным способом;
  • дизайнер вправе разместить свои работы в открытый доступ для всеобщего пользования – объекты авторского права не обязательно носят коммерческий характер, а безвозмездное распространение работы можно использовать в рекламных целях.

Нарушение прав может заключаться в использовании проекта или иных графических материалов без разрешения дизайнера, присвоении авторства. При выявлении таких фактов можно использовать стандартные меры защиты – предъявление письменных требований, возмещение убытков или взыскание компенсации через суд. Если нарушение произошло в рамках лицензионного соглашения, дизайнер сможет расторгнуть сделку и взыскать убытки.

Дизайн и ограничения

Всегда существуют условия и конкретные задачи, под которые необходимо выполнить проект, будь то жилое пространство, офис или конкурсная работа. Дизайн рождается вместе и вопреки этим ограничениям. Вместе потому, что без них нет технического задания, а вопреки из-за того, что дизайнера или архитектора как раз и приглашают для решения задач, сложных с точки зрения заказчика. Наиболее распространенные запросы от клиентов такие: небольшое помещение сделать просторным, а темное – светлым. Уже в формулировке битва антонимов.

Все ограничения важно выделить на стадии предпроектного анализа. Список их бесконечен, но они поддаются классификации:

  • Пожелания заказчиков (иногда на первый взгляд несовместимые от разных людей).
  • Особенности пространства и его геометрии (необычное, ломаное, простое, вытянутое, низкое или высокое и пр).
  • Связь с окружением (рельеф, климат, соседство).
  • Сжатые сроки подготовки документации или реализации.
  • Бюджет.
  • Логистика и доставка (особенно для загородных объектов).
  • Личностные (семейные отношения, переговоры с подрядными организациями, согласования и др.)
  • Нормативы, эргономика и пр.

Еще нужно понимать, какие из них главные, а какие второстепенные в конкретном случае – так определятся последовательность действий. Зачастую, чем условий больше, тем интереснее решать головоломку. Распутать клубок и связать нити в продуманное решение – вот цель проектировщика.

Со сложными заказами интереснее работать: новый опыт открывает шоры, позволяет совершенствоваться. Станет ли реальностью отрисованная идея? Она должна найти отклик в душе клиента, быть реализуемой и рентабельной. Тогда цель достигнута.

Хорошо рассчитанный проект — это обстановка, которая полностью подходит для всех его обитателей и самодостаточна в итоговой компоновке. Несмотря на это всегда найдется место, например, для разбросанных игрушек и новогодней ёлки.

Шедеврами успешного освоения ограничений стали интерьеры-трансформеры в малогабаритных квартирах. От минимальной площади хозяин квартиры получает максимум возможностей при должном уровне жизни. Особенно интересны эти проекты в Японии.

Без ограничений невозможно творить. Как сделать то, не знаю что? От того, выполнены ли все условия, прописанные в техническом задании, насколько удобным и уютным в итоге получился интерьер, можно оценить уровень дизайнера. Поиск правильного решения и его нахождение – победа, и она приносит радость, как проектировщику, так и заказчику.

Как дизайнеру не нарушить авторское право

Мы привыкли бесплатно скачивать шрифты, иконки, фото и использовать их в печати или на сайтах. Но так нельзя. Мы воруем интеллектуальную собственность. И когда правообладатель увидит свое произведение, он подаст в суд и легко выиграет дело. За нарушение авторских прав могут оштрафовать на сумму до 5 миллионов рублей.

Купить лицензию

Шрифт, иконка или фотография — объекты авторского права. Их кто-то придумал и сделал, чтобы вы могли пользоваться ими в своем компьютере или на печати. Все это творческая работа, а значит — интеллектуальная собственность.

Нельзя брать чужую собственность без разрешения и использовать на свое усмотрение. Дизайнер не может писать чужим шрифтом на сайте или в буклетах. Даже если он скачал шрифт в группе ВКонтакте, а там писали, что он бесплатный.

Читайте так же:  Плата за капитальный ремонт не является обязательной

Нужно купить лицензию или договориться с правообладателем. Обычно заключают лицензионный договор. В некоторых случаях ставят ссылку на источник.

Шрифты, фото, иконки — объекты авторского права, их нельзя просто использовать в коммерческих проектах.

Есть три варианта получить право на использование:

  1. Оплатить подписку
  2. Поставить ссылку на источник
  3. Просто что-то купить.

Заказчику нужно сказать о покупке лицензии до начала работы. В стоимость войдет покупка шрифтов, иконок и фотографий. Если заказчику дорого, используйте бесплатные решения.

Что делать, если не купил лицензию

Видео (кликните для воспроизведения).

Допустим, дизайнер Дима сделал проект. Взял фотографии из Гугла, закачал «бесплатных» иконок и выбрал три шрифта. Прошло два года после запуска, и ему звонит заказчик.

— Дима, привет! Я заказывал у тебя сайт. Так вот: на меня подали в суд за нарушение авторских прав. От меня требуют лицензию на использование, она у тебя?

— Нет, я просто скачал все с Гугла.

Пока дело не дошло до суда, Дима должен был сказать клиенту, что на сайте нелицензионный шрифт, фотографии и иконки. Но он этого не сделал, потому что боялся показаться идиотом или просто думал «Ай, все воруют. Ничего страшного».

Дима должен был признать свою ошибку. Если бы он не тянул время, то уберег бы заказчика от судебных разбирательств.

[3]

Представим, что Дима признал ошибку и первым позвонил заказчику.

— Кхм, здравствуйте, это Дима. Я делал вам сайт по продаже мебели.

— Да, Дима? Что-то случилось?

— В общем я идиот. Я не покупал лицензию на использование фотографий, шрифтов и иконок.

— Есть риск, что на вас подадут в суд. Чтобы этого не произошло нужно купить лицензию на использование. Она стоит 7 тысяч рублей. Половину суммы я внесу сам, потому что ошибка возникла по моей вине.

Дима понимает, что оставлять все на дело случая опасно. Правообладатель может натолкнуться на свое произведение сам, кто-то может ему об этом сообщить. Есть сервисы, которые защищают авторские права и наказывают нарушителей. Дима позаботился о клиенте.

Перед тем, как что-то использовать в проекте

  1. Узнайте, кто автор или правообладатель.
  2. Узнайте, разрешает ли он использовать свои произведения и на каких условиях.
  3. Изучите лицензионное соглашение.
  4. Оплатите произведение, если это нужно. Если оно бесплатное, зафиксируйте разрешение и выполните все требования — например, автор может попросить поставить ссылку на его сайт.
  5. Передавайте права на использование заказчику. Они должны быть у него, а не у вас.

Правообладатели часто и успешно подают в суд на нарушителей. Сегодня кто-то спокойно ворует, а завтра его крепко хватают за задницу.

Защита интеллектуальных прав/собственности: альтернативы

В этом разделе мы приводим способы защиты интеллектуальных прав, редко используемые на практике. Тем не менее все эти способы строго следуют из положений о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности . Эти способы достаточно эффективны. Но почему же они используются редко на практике. Основная причина – это низкая коммерческая выгода для юридических и патентных организаций. Другими словами, на них много не заработаешь, с клиента много не возьмёшь.

Раскрытие сущности технического решения

Альтернатива: Раскрытие вместо патента.
Преимущества: 1,5-4 тыс. руб. вместо 30-60 тыс. руб. + пошлины;
2-15 дней вместо 1,5-2,0 лет;
пожизненно + 70 лет вместо 20 лет.
Недостатки: отсутствие элементов престижа владельца патента;
возможность осуществления всеми желающими.

Способ заключается в подробном раскрытии сущности технического решения (изобретения, полезной модели, промышленного образца) и публикации в средствах массовой информации, в том числе в Интернете.
В этом случае патентование уже невозможно, т.к. информация о техническом решении становится доступна неограниченному количеству лиц ( ст. 1350-1352 ГК РФ ). Здесь следует подчеркнуть, что такая публикация во всех случаях подтверждает (защищает) ИМЯ изобретателя .

В результате осуществить, использовать это техническое решение может каждый по своему усмотрению.

Так в чём же здесь защита?!
Дело в том, что нередки случаи, когда самому автору технического решения закрывают путь к его осуществлению.
Такое случается, когда автор без публикаций начал производство или с кем-то поделился изобретением. После этого кто-то запатентовал это техническое решение и стал предъявлять автору претензии или даже запрещать производство.

Такая защита – раскрытие сущности технического решения имеет смысл в следующих случаях:

1. Автора интересует только ограниченный объём, производства, в реализации которого он уверен.

2. Автор заинтересован только в ограниченном по времени производстве.

3. Автор преследует имиджевые и рекламные цели.

4. Автор хочет передать изобретение в общественное достояние.

При осуществлении этого способа защиты следует принимать во внимание следующие правовые особенности:

1. Автор после публикации своего технического решения может подать заявку на получения патента РФ в течение 6 месяцев (п.3 ст. 1350, п.3 ст. 1351 ГК РФ) или 12 месяцев для промышленного образца (п.4 ст. 1352 ГК РФ). Этот льготный период не распространяется на случаи подачи международной заявки или патентования в других странах.

2. Если автор начал производство (осуществление изобретения), а кто-то другой запатентовал его, то в случае претензий автор имеет возможность продолжать производство, но без увеличения его объёма (право преждепользования – ст. 1361 ГК РФ).

3. Раскрыть техническое решение надо достаточно полно. В противном случае могут запатентовать параллельные технические решения. Лучше всего описание составить в виде формулы.

Для осуществления защиты путём раскрытия сущности технического решения достаточно опубликовать его в наших каталогах, например:

Депонирование произведений науки, литературы, искусства

Смотрите также статьи:

Защита дизайна путём регистрации авторских прав

Альтернатива: Авторские права на дизайнерский проект вместо патента на промышленный образец.
Преимущества: 3-5 тыс. руб. вместо 30-50 тыс. руб. + пошлины;
2-15 дней вместо 1,5 лет;
пожизненно + 70 лет вместо 15 лет.
Недостатки: отсутствие элементов престижа владельца патента.

Защита дизайна является достаточно востребованной задачей. Здесь существует тонкая грань между защитой дизайна как технического решения и защитой графического, изобразительного произведения авторским правом. Если рассматривать этот вопрос глубоко и в деталях, то можно увидеть, что эта грань подвижна и часто относительна.

Принципиальная возможность осуществления альтернативного способа защиты дизайна основывается на положении о защите авторским правом практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта (п.п.10 п.2 ст. 1270 ГК РФ).

Отсюда следует, что если дизайн устройства (изделия, конструкции) представить в виде дизайнерского проекта, то не обязательно получать патент на промышленный образец. Другими словами, дизайн конструкции или изделия можно защитить авторским правом. В этом случае не надо оформлять заявку на патент, проходить экспертизу, ждать 1, 5 – 2 года, достаточно оформить дизайнерский проект и его где-то зафиксировать/зарегистрировать. При этом такая защита, как правило, расширяет объём правовой охраны, позволяет регистрировать множество дизайнерских вариантов. При этом следует учитывать положения о защите произведений в сопряжённой системе координат, т.е. двумерное изображение защищает трехмерное и наоборот (п.п. 1 п.2 ст. 1270 ГК РФ).

Для осуществления защиты дизайна достаточно опубликовать и зарегистрировать проект в следующих разделах сайта:

Смотрите также статьи:

Защита обозначений/обозначений товаров путём регистрации авторских прав

Альтернатива: авторские права на обозначение и текст вместо свидетельства на товарный знак
Преимущества: 3-5 тыс. руб. вместо 50-70 тыс. руб. + пошлины;
2-15 дней вместо 1,5 лет;
пожизненно + 70 лет вместо 10 лет.
Недостатки: отсутствие элементов престижа правообладателя товарного знака.

Использование различных обозначений с целью идентификации принимает сейчас всё больший характер. В большинстве случаев использование обозначений имеет под собой коммерческую основу. Поэтому защита различных обозначений является актуальной задачей.

При этом государство регистрирует только обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Процедура регистрации является довольно сложной, достаточно дорогой и занимает 1,0-1,5 года. Такие обозначения официально называются товарными знаками. Часто товарный знак называют торговой маркой или логотипом, но это допустимо только на бытовом уровне.

[2]

Защита обозначения путём фиксации/регистрации авторских прав основывается на ряде положений авторского права . Принципиальным здесь является то, что обозначения, выраженные в какой-либо объективной форме, относятся к объектам авторских прав. Эти авторские права должны иметь возможность подтверждения, т.е. должны быть зафиксированы. Далее автор может передать права на обозначение юридическому лицу. В результате этого правообладатель может использовать это обозначение по своему усмотрению, в том числе и маркировать товары.

Большое значение для авторов может иметь защита авторским правом обозначений, предназначенных для регистрации товарного знака, так как имя автора зарегистрированных товарных знаков вообще не указывается Роспатентом в выдаваемом им Свидетельстве о регистрации товарного знака.

Для осуществления защиты обозначений достаточно опубликовать и зарегистрировать обозначение/проект в следующих разделах сайта:

Смотрите также статьи:

Защита методов, методик

Этот способ является косвенным методом защиты.

Защитить метод и методику, если там нет технических решений, по сути нельзя. Но можно защитить авторским правом описание, рисунки, схемы.

Дело в том, что при использовании методик и методов так или иначе используются описания. А они защищены авторским правом. Защита состоит в том, что эти описания должны быть приобретены законным путём, то есть куплены, если они продаются. Выполнения методик и методов по законно приобретённому описанию не запрещены.

Таким образом реальная защита заключается в предупреждении незаконного распространения описания методик или методов.

Для осуществления такой защиты достаточно опубликовать и зарегистрировать тексты в следующих разделах сайта:

Копирайт на произведения дизайна и архитектуры

Дизайнер или архитектор, создавая проект, макет, концепцию или иное решение по организации пространства, рассчитывает на то, что именно его имя будет горделиво значиться на экземпляре произведения, и никто другой не сможет самовольно заимствовать результаты его творчества и паразитировать на таланте автора. Авторское право (копирайт) как раз и призвано защищать автора от недобросовестных посягательств на его работы, наделяя его временной монополией на использование созданных им произведений.

Надо сказать, что действие копирайта распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, независимо от их оригинальности или общественной, культурной значимости. При этом авторское право защищает только те произведения, которые, во-первых, созданы непосредственно человеком, а, скажем, не автоматическими действиями компьютерной программы; во-вторых, обладают творческим характером (который предполагается, если не доказано иное); в-третьих, выражены в объективной форме (идеи, методы, концепции, как таковые, не подлежат охране).

В области дизайна и архитектуры к объектам, охраняемым авторским правом, в частности, относятся: здания, сооружения, интерьер, архитектурные проекты, чертежи, изображения, макеты (2D, 3D).

При этом если речь идет о такой форме выражения, как проектная документация на строительство, то авторское право защищает не все ее содержимое, а то, что находит свое выражение в разделе «Архитектурные решения», в котором закрепляется авторский замысел в отношении внешнего и внутреннего облика архитектурного объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации. Любые технические характеристики объекта в силу отсутствия творческого характера не подлежат защите авторским правом.

Важно понимать, что одно и то же произведение может найти свое выражение в разных формах, например: в форме макета, проекта или уже реализованного здания. Другими словами, произведение, а, следовательно, и объект правовой охраны, может быть один, а его воплощений — несколько.

Из этого следует, что возникновение и переход авторских прав не зависит от передачи материального носителя, в котором произведение авторского права выражено. Например, передача дизайн-проекта на электронном носителе не влечет за собой автоматического перехода авторских прав.

Разрешение вопроса о принадлежности авторских прав напрямую связано с возможностью законного использования произведения, в том числе путем его копирования, переработки, реализации в форме строительства, публикации, распространения среди третьих лиц. Без явно выраженного согласия обладателя авторских прав такое использование считается незаконным. При этом вопреки расхожим домыслам отсутствие запрета не считается согласием.

В связи с тем, что вопрос принадлежности авторских прав имеет такое большое значение, необходимо иметь базовое представление о том, что авторские права подразделяются на две категории: исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права.

Исключительное право – это отчуждаемое право, которое позволяет использовать произведение (копировать его, демонстрировать, перерабатывать, использовать при разработке документации для строительства, осуществлять практическую реализацию архитектурного проекта). Использование произведения без согласия правообладателя является нарушением его исключительного права и позволяет последнему требовать выплаты компенсации (в том числе в двойной стоимости произведения), запрета использования произведения или, например, возмещения убытков. Срок действия исключительного права равен сроку жизни автора и 70 лет после его смерти. После истечения этого срока произведение могут использовать все желающие без каких-либо ограничений.

Обладатель исключительного права может распорядиться им, заключив с кем-нибудь лицензионный договор (предоставление третьему лицу на время возможности использовать произведение определенными в договоре способами) либо договор отчуждения права (по аналогии с «куплей-продажей»).

[1]

Особенно важно помнить об авторских правах в тех случаях, когда произведение создается по заказу третьего лица (договор авторского заказа, договор подряда на разработку проектной документации и т. п.).

При заключении договора между разработчиком и заказчиком крайне важно непосредственно в тексте договора определить судьбу авторских прав на создаваемый проект. Если права будут предоставляться по лицензии, то следует предусмотреть в договоре срок использования, способы и территорию использования прав, вознаграждение. Если права будут отчуждаться полностью, то важно определить, с какого момента такое право считается перешедшим (момент передачи документации, оплаты работ), может ли тот, кто передал права на проект, использовать его в дальнейшем для собственных нужд (к примеру, в рекламе или портфолио).

В случае если в договоре стороны не решили вопрос с судьбой авторских прав, то необходимо руководствоваться положениями закона, которые устанавливают общие правила перехода авторских прав (часть 4 Гражданского Кодекса РФ).

Так, например, в отношении договора подряда на создание конкретного проекта (исполнителем является компания) общим правилом будет то, что исключительное право переходит заказчику. При этом важно иметь в виду, что если ваш договор был заключен до октября 2014 года, то действовало обратное правило.

При этом если вы заключили договор авторского заказа (исполнителем и стороной договора всегда является конкретное физическое лицо), то по общему правилу исключительное право сохраняется за исполнителем, а заказчик получает лишь право использовать произведение в тех целях, ради которых заключался договор.

Эти же рекомендации могут применяться и для случаев создания произведений субподрядчиками.

Помимо исключительного права, существуют также и личные неимущественные права авторов, то есть тех дизайнеров и архитекторов, чьим непосредственным творческим трудом создавались произведения. Такие права, в отличие от исключительного права, нельзя передать по договору, и отказ от них не имеет правовой силы. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от внесения незначительных изменений), право авторского контроля и надзора.

Например, неуказание или исключение имени автора с экземпляра произведения без его согласия является нарушением его личных неимущественных прав и влечет ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Чтобы избежать проблем с авторами произведений рекомендуется заручиться их письменных согласием на удаление их имени с экземпляров или внесения изменений в произведение. Личные неимущественные права автора в отличие от исключительного права действуют бессрочно.

Очень часто на практике у заказчиков при реализации созданных дизайн-проектов или архитектурных концепций может возникнуть желание переработать проект, например, удешевив отделочные материалы, сократив объем декоративных элементов, тем самым изменив первоначальный авторский замысел создателя. При этом далеко не каждый дизайнер или архитектор готов пойти на такие изменения в силу того, что изменения не всегда соответствуют эстетическим представлениям автора проекта и могут сказаться на его деловой репутации. Именно в случае столкновения интересов заказчика и исполнителя в этой сфере возникает риск нарушения авторских прав. Поэтому так важно еще при заключении договора грамотно прописать все условия относительно того кто, как и в каком объеме имеет право использовать созданное произведение и кто в итоге является правообладателем исключительного права.

Напоследок, отметим, что еще одним крайне важным моментом является урегулирование отношений с работниками дизайнерских компаний, архитектурных бюро и т. п. Дело в том, что одно наличие трудового договора с работником еще не означает, что все результаты его труда вместе с авторскими правами на них автоматически принадлежат работодателю. Более того не играет решающей роли и тот факт, что работник создавал что-то на своем рабочем месте, в рабочее время или за счет ресурсов работодателя.

Прежде всего, необходимо удостовериться, что трудовая функция работника определена в трудовом договоре, и в нее входит создание соответствующих произведений. Кроме того, важно определить размер вознаграждения работника именно за создание объектов авторского права. Можно прямо установить, что сумма такого вознаграждения входит в заработную плату работника, либо, скажем, определить ее в твердой сумме или проценте от итоговой стоимости произведения.

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Источники


  1. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Авторское право на дизайн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here