Чем отличается временно пребывающий от временно проживающего

Самое важное в статье на тему: "Чем отличается временно пребывающий от временно проживающего" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Комментарии и мнения

В письме ФНС России от 06.08.2019 № СД-4-11/[email protected] налоговики рассмотрели ситуацию, когда иностранный гражданин меняет статус с «временно пребывающий» на «временно проживающий». Что делать с начислением страховых взносов?

Напомним, что данные статусы прописаны в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Срок временного пребывания иностранца в РФ, в общем случае, определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранца, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ указанного гражданина не может превышать 90 суток. Как правило, временно пребывающий в РФ иностранец обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором РФ.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранцу в пределах квоты, утверждённой Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учётом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству данных граждан. Но во многих случаях — прописанных в п. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ — можно получить разрешение на временное проживание и без учёта квоты. Это, например, те случаи, когда иностранец имеет супруга — гражданина РФ, детей — граждан России, попал под государственную программу переселения соотечественников и членов их семей и так далее.

Особенности начисления обязательных страховых взносов имеют место только в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории России. Дело в том, что иностранные граждане, временно проживающие в России, в вопросе начисления обязательных страховых взносов ничем не отличаются от обычных российских граждан. Это указано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

За временно пребывающих иностранцев страховые взносы в ФСС РФ уплачиваются в размере 1,8% – пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ. Также за них работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. (В настоящее время это 22%).

Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в России, не подлежат. (См,, например, письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-15-06/26835).

Итак, статус «временно пребывающего» изменился на статус «временно проживающего». Что из этого следует? Во-первых, ставка взносов в ФСС РФ увеличивается с 1,8% до 2,9%. Во-вторых, уже нужно будет платить взносы в ФФОМС в размере 5,1%.

Главный вопрос, с какого момента нужно начислять эти взносы? При изменении статуса иностранца база для исчисления страховых взносов определяется нарастающим итогом с начала расчётного периода в общем порядке. Новый размер взносов применяется с момента приобретения иностранцем статуса временно проживающего на территории РФ. При этом за месяц изменения статуса новый размер страховых взносов применяется только к той части выплат, которые начислены за период со дня, в котором этот статус изменился, и до конца месяца.

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты обложки, разворот внутри).

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Читайте так же:  Виды социальной поддержки пенсионеров

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса .

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Как оформить прием на работу временно или постоянно проживающих в РФ иностранцев

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу иностранного сотрудника . Однако трудоустройство временно или постоянно проживающих иностранцев имеет свои особенности.

Временно проживающие в России

При приеме на работу иностранцев, временно проживающих в России, учитывайте следующее.

Таким лицам выдается разрешение на проживание в России сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Это разрешение имеет форму штампа в паспорте (для иностранных лиц, имеющих паспорт) или форму отдельного документа (для лиц без гражданства, не имеющих паспорт) (п. 7 ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Временно проживающим в России иностранцам не нужно получать разрешение на работу или патент. При этом они могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание. Об этом сказано в пунктах 4 и 5 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Исключением из этого правила являются иностранцы, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу в другом регионе. Подробнее об этом см. Как оформить прием на работу иностранного сотрудника .

В свою очередь работодателю, принимающему на работу временно проживающего иностранца, получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. При этом о приеме на работу временно проживающих иностранцев необходимо уведомить миграционную службу . Это следует из пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Постоянно проживающие в России

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих , принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу или патента. То есть в том же порядке , который установлен и для российских граждан. При этом о приеме на работу постоянно проживающих иностранцев необходимо уведомить миграционную службу . Это следует из пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам, утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141.

Этот документ выдается территориальными органами ФМС России, при этом в паспорте (документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина) делается соответствующая отметка (п. 96 и 107 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215).

Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет. Об этом сказано в пункте 3 статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах 97 и 155 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.

Ситуация: нужно ли уведомлять миграционную службу о найме и увольнении иностранца, временно или постоянно проживающего в России ?

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о расторжении договора с таким иностранцем.

Указанные уведомления необходимо направить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора. Формы уведомлений о заключении и расторжении договора, а также порядок подачи этих документов утверждены приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Уведомления можно подать как на бумаге (лично или по почте), так и в электронной форме, в том числе через портал госуслуг. Если уведомление о заключении (расторжении) договора подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка о приеме уведомления.

Внимание: в настоящее время подать уведомление через портал госуслуг нельзя. Действительно, данная возможность предусмотрена в законодательстве с 1 января 2015 года. Однако ФМС России до сих пор не реализовала соответствующий механизм.

Иностранец ВСК временно или постоянно пребывающий в РФ

Часто спрашивают — Какие настройки нужно сделать ЗУП для временно пребывающих высококвалифицированных иностранных специалистов? Так вот — несколько основных моментов.

Часто спрашивают — Какие настройки нужно сделать ЗУП для временно пребывающих высококвалифицированных иностранных специалистов?

Так вот — несколько основных моментов:

Ввели Физическое лицо — укажите Гражданство

Справочник Физических Лиц

[3]

отрываем Гражданство и в нем настраиваем — например так:

В зависимости от выбранного статуса иностранного гражданина в программе будет соответствующим образом производиться начисление страховых взносов с выплат в пользу данного сотрудника:

Постоянно проживает на территории РФ — данный пункт выбирается, если иностранный гражданин имеет статус постоянно проживающего в РФ. На постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в полном объеме. Страховые взносы за постоянно проживающих уплачиваются в том же порядке, что и за граждан РФ;

Высококвалифицированный специалист (член семьи), постоянно проживает на территории РФ — данный пункт выбирается, если иностранный гражданин имеет статус постоянно проживающего высококвалифицированного иностранного специалиста. На постоянно проживающих высококвалифицированных иностранных специалистов распространяется обязательное пенсионное и социальное страхование в полном объеме, кроме обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

Временно проживает на территории РФ — данный пункт выбирается, если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего в РФ. На временно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в полном объеме;

Читайте так же:  Как отомстить соседям по коммуналке

Высококвалифицированный специалист (член семьи), временно проживает на территории РФ — данный пункт выбирается, если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего высококвалифицированного иностранного специалиста. На временно проживающих высококвалифицированных иностранных специалистов распространяется обязательное пенсионное и социальное страхование в полном объеме, кроме обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

Временно пребывает на территории РФ — данный пункт следует выбирать для иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории РФ. Для таких лиц возможно два варианта расчета страховых взносов:

  • для временно пребывающих в РФ иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев либо являющихся высококвалифицированными иностранными специалистами, — страховые взносы не начисляются (кроме взносов ФСС НС);
  • для временно пребывающих на территории РФ, если они заключили трудовой договор на неопределенный срок или срок 6 месяцев и более (за исключением высококвалифицированных специалистов), — начисляются страховые взносы в ПФР и ФСС НС.

Для таких лиц необходимо в сведениях о гражданстве ввести дополнительную информацию: в нижнем табличном поле указать сведения о трудовом договоре с организацией, в колонке Заключен трудовой договор на длительный срок — указать Да, указать организацию и справочно — период действия трудового договора.

Более подробно на сайте 1С: Посмотреть

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос: У ВКС иностранца временно пребывающего берутся взносы в ПФР.

Ответ: В форме ввода гражданства была введена строчка с договором. Для ВКС (высококвалифицированного) иностранца не нужно заполнять договор.

[1]

После удаления этой строки взносы стали считаться правильно.

Вопрос: Организация заключает трудовой договор с иностранным гражданином, который признается высококвалифицированным специалистом.

Что нужно сделать в программе, чтобы налогообложение доходов работника НДФЛ производилось в соответствии с законодательством?

Ответ: Необходимо установит статус налогоплательщика в значение «Высококвалифицированный иностранный специалист», после этого для исчисления налога на доходы физического лица будет применяться такая же ставка как и для резидентов – 13%.

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Постоянно проживающие и временно проживающие

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354) используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее — Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Читайте так же:  Безвозмездная финансовая помощь

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте «б» пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт «б» пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением — таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма — этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении — то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее — Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством), являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений — с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений — с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов — с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие, лицо без гражданства, соотечественники

Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту , но не имеющих ни вида на жительство , ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.

Читайте так же:  Отпуск беременным авансом

Постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Лицо без гражданства – человек, не имеющий гражданства или подданства какого-либо государства (ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Соотечественники – люди, которые родились в одном государстве, проживают или проживали в нем, обладают признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, потомки этих людей по прямой нисходящей линии. Такое определение дано в статье 1 Закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ.

Временно пребывающие и временно проживающие иностранцы. Сложности приема на работу

Прием на работу иностранца всегда сопровождается определенными трудностями. Ведь для того чтобы правильно оформить все документы с иностранным работником следует учитывать очень много законодательных нюансов. При этом очень важно, какой статус у иностранного гражданина, поскольку от этого зависит порядок его приема на работу. Следует учитывать, что привлечение иностранных работников с нарушениями грозит компании очень серьезными штрафами. Довольно часто возникают сложности в оформлении временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан. Многие работодатели путают эти категории работников, в связи с чем на практике возникают проблемы с миграционными органами. Однако разница между ними существенна. Прежде всего, следует учитывать то, что временно проживающие иностранцы не считаются иностранными работниками. В связи с этим порядок привлечения их к работе более упрощен, чем временно пребывающих иностранцев. Однако в сравнении с российскими гражданами имеются довольно важные особенности осуществления такими работниками трудовой деятельности, которые работодателю необходимо учитывать

Временно проживающие иностранцы могут самостоятельно получить разрешение на работу

Временно пребывающих иностранцев можно принимать на работу только с учетом квоты

Временно пребывающие в РФ граждане могут быть приняты на работу лишь при наличии у работодателя квоты на привлечение иностранных работников на желаемую должность (за некоторым исключением). Напомним, что работодатели должны до 1 мая, представить в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе на предстоящий год. На основании данных заявок формируется квота. Данный порядок установлен Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783. В тоже время разрешение на работу иностранному гражданину с РВП выдается на любую запрашиваемую позицию согласно общероссийскому классификатору должностей. При этом Административный регламент предоставления Федеральной Миграционной Службой РФ услуги по выдаче разрешений на работу временно проживающим в РФ (утв. Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142) не требует обязательного подтверждения соответствующей квалификации иностранного гражданина в форме диплома о профессиональном образовании.

К категории временно пребывающих в РФ граждан, для привлечения которых не требуется квота, к примеру, относятся высококвалифицированные специалисты и их семьи. Установленная Правительством квота также не учитывается при привлечении иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, имеющих место жительства в Российской Федерации, а также осуществивших инвестиции в Российской Федерации. Не учитывается квота и при привлечении на работу иностранных граждан, имеющих ребенка и состоящего в гражданстве Российской Федерации. Данные льготы для отдельных категорий иностранных граждан предусмотрены статьей 6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Следует помнить, что Правительство РФ также ежегодно определяет допустимую долю иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации. При определении доли в первую очередь учитывается приоритетность трудоустройства граждан РФ, а также региональные особенности и необходимость работодателей в привлечении иностранных работников. Также нужно иметь в виду, что допустимая доля иностранных работников устанавливается в зависимости от определенных видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Однако в отношении временно проживающих иностранцев данные ограничения не распространяются. На это в частности указало Минздравсоцразвития (Приказ от 01.02.2012 № 71н).

При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения компаниями в соответствие с ней используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора с иностранным работником. Однако следует отметить, что последние три года такая доля остается неизменной: в отношении розничной торговли 0 процентов от общей численности работников и 25 процентов в области спорта.

Временно проживающий иностранец сам уведомляет государственные органы о том, где он работает

Таким образом, работодатель, в случае привлечения для осуществления трудовой деятельности временно проживающего иностранного гражданина освобождается от ряда административных процедур, что значительно упрощает процесс оформления трудовых правоотношений с иностранным работником.

Временно пребывающего иностранца нельзя направить в командировку больше чем на 10 дней

Временно пребывающий в РФ иностранец осуществляет трудовую деятельность в том регионе России, на который распространяется действие его разрешения на работу. При этом, временно проживающий иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в пределах субъекта, где ему разрешено временное проживание. (пункты. 4.2, 5 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако при этом временно пребывающий в РФ иностранный работник может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок работы может составлять суммарно до 10 календарных дней в течение срока действия разрешения на работу. Если же речь идет о временно проживающем в России иностранном гражданине, то срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней в году.

Если в трудовом договоре с иностранцем будет указан разъездной характер работы, то эти сроки можно обойти. В такой ситуации общий период работы временно пребывающих за пределами региона действия разрешения на работу будет до 60 календарных дней для временно пребывающих, а для временно проживающих до 90 дней. Стоит заметить, что данные сроки не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Указанные сроки утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)». При этом в Приказе установлен список профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин может пользоваться возможностью посещения с рабочими целями прочих регионов РФ. Следует учитывать, что в силу ст. 168 ТК РФ перечень работников, которым может быть установлен разъездной характер работы, должен быть также утвержден локальным актом работодателя.

Временно проживающий иностранец, работающий в регионе, отличном от региона действия его разрешения на временное проживание нарушает правила проживания в РФ. В связи с этим РВП может быть аннулировано территориальным органом ФМС России, а сам иностранный гражданин должен будет покинуть территорию РФ.

[2]

Также по решению суда за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, как работодатель, так и сам иностранный гражданин могут подлежать административной ответственности с выплатой административных штрафов, аналогичных для временно пребывающих в РФ.

Читайте так же:  Ндс при покупке автомобиля

Работодатель не должен ставить временно проживающего иностранца на миграционный учет

По общему правилу иностранцы, посещают Россию по визе, оформленной на срок до 1 года (за некоторыми исключениями). Большинство иностранных граждан, получивших РВП в России на срок до трех лет, оформляют визу временно проживающего лица также на срок до трех лет. Однако на основании международных соглашений о взаимных безвизовых поездках граждане некоторых стран, имеющие разрешение на временное проживание в РФ, могут посещать страну без визы. К ним относятся граждане Италии, Германии, Сербии, Турции, Польши, Македонии и Черногории. Посещать Россию без визы вправе также граждане стран Содружества Независимых Государств. Для пересечения границы им необходим лишь действительный паспорт.

Для обеспечения данной возможности, Правительством РФ были заключены следующие международные соглашения:

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики (заключено 15.06.2004);

2. Соглашение между Правительством СССР И Правительством Итальянской Республики по визовым вопросам (заключено 30.11.1989);

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия (заключено 10.12.2003);

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Сербии (заключено 20.02.2009);

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики (заключено 12.05.2010);

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам (заключено 05.11.1999);

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша (заключено 18.09.2003);
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о безвизовых поездках граждан (заключено 13.11.1996);

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македонии (заключено в 19.06.2008);

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Черногории об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Черногории (заключено 24.09.2008). Аналогичный порядок распространяется также на лиц без гражданства, получивших РВП в РФ. Порядок миграционного учета временно пребывающих и временно проживающих в РФ иностранцев также разнится. Так, в соответствии с Федеральным законом от 18.07. 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающие в РФ иностранцы обязаны зарегистрироваться по месту пребывания (по адресу компании либо по частному адресу) в течение 7 рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. Имеющий РВП иностранец сам регистрируется по адресу фактического проживания на весь срок действия РВП и ежегодно подтверждает адрес своего проживания в УФМС.

Временно проживающие в России иностранные граждане обязаны обеспечивать себя и свою семью на территории России доходом не ниже прожиточного минимума в регионе РФ, где выдано РВП в силу подпункта 8 части 1 статей 7, 9 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В противном случае выданное разрешение будет аннулировано (Определение Приморского краевого суда от 24.11.2011 по делу № 33-10506).

Если иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения, ему также может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание также аннулируется, если иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев. Данные меры предусмотрены пунктами 9, 11 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Однако при соблюдении миграционного законодательства временно проживающий в РФ гражданин может претендовать на получение вида на жительство в России, что освобождает иностранца от необходимости получения разрешений на работу и виз для работы и проживания в России.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что при привлечении к трудовой деятельности временно пребывающего иностранного работника, работодатель сталкивается с рядом дополнительных согласований с контролирующими органами. Это позволяет говорить об очевидных преимуществах в случае привлечения к трудовой деятельности временно проживающего иностранного работника.

*Данная статья была опубликована в журнале «Трудовые споры», №7

Видео (кликните для воспроизведения).

«. Эксперты компании LEVINE Bridge обладают богатым практическим опытом в области миграционного права, что позволило создать базу для успешной и стабильной деловой деятельности нашей компании на территории Российской Федерации. »
Глава HR-департамента строительной компании

Источники


  1. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Чем отличается временно пребывающий от временно проживающего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here