Действие бездействие должностного лица

Самое важное в статье на тему: "Действие бездействие должностного лица" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование в порядке уголовного судопроизводства

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование регламентирован главой 16 УПК РФ.

Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование может быть осуществлено путем подачи жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст. 124 УПК РФ), а также путем подачи жалобы в районный (городской, гарнизонный военный) суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело либо материалы доследственной проверки.

По смыслу статей 123 и 125 УПК РФ жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель статьи 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых КонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Предметом обжалования в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела могут быть иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда, а также нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства.

Кроме того исходя из положений части 1 статьи 125УПК РФ и части 3 статьи 5Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

В порядке статьи 125 УПК РФ может быть обжаловано решение прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, о применении меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу лица для обеспечения его возможной выдачи по запросу иностранного государства, принятое на основании судебного решения этого государства о заключении его под стражу (часть 2 статьи 466 УПК РФ).

[3]

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (статья 125 УПК РФ).

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Также не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, поскольку эти полномочия являются исключительной прерогативой прокурора, а суд не может взять на себя несвойственную функцию уголовного преследования.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет при рефинансировании ипотеки

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Жалоба в суд может быть подана непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы рассматриваются судом в открытом либо закрытом судебном заседании в зависимости от характера уголовного дела, в рамках которого подана жалоба.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)

Ч. 2 ст. 425 УКопределяет данное преступление как умышленное во­преки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыпол­нение показателей, достижение которых являлось условием оказания госу­дарственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государ­ственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму пре­ступного посягательства на интересы службы, которые и являются объек­томрассматриваемого преступления.

Бездействие должностного лица — это специальная форма злоупотребле­ния властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления — бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий — аналогичны по содержанию относящимся к злоупо­треблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

С объективной стороныбездействие должностного лица состоит из следующих признаков:

— должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;

— совершение требуемых по службе действий входит в объем служеб­ных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входя­щих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);

— требуемые по службе действия должностное лицо должно было и мог­ло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

— бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в круп­ном размере или существенный вред правам и законным интересам граж­дан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказа­ния государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.

Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что долж­ностное лицо действительно должно было совершить по службе определен­ные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей. Од­нако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей. Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не вы­полнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной фор­ме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэто­му следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объектив­ной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.

Читайте так же:  Резервный фонд в тсж

Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неис­полнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребле­ния власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим мо­ментом.

Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы долж­ностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и со­вершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной си­туацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения дей­ствий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).

Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, — это невыполнение должностным лицом служебных дей­ствий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступле­нию со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное без­действие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным. Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.

Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соот­ветствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе дей­ствия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемо­му преступлению. Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления. В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.

Бездействие должностного лица, связанное с попустительством престу­плению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привле­чению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным ин­тересам.

С субъективной стороныбездействие должностного лица характеризу­ется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служеб­ных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — ко­рыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных по­нятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).

Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с по­пустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, со­знает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Субъектомданного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

Квалифицированным составомданного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:

-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);

— повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения теле­сных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия — невмешательства. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездей­ствие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в соверше­нии соответствующего преступления.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Как написать жалобу на должностное лицо?

В соответствии с действующим законодательством РФ, должностными лицами являются военнослужащие, а также сотрудники различных государственных структур. Говоря иначе, это государственные работники, выступающие представителями власти. Основная задача таких людей – контроль над выполнением правовых норм и обеспечение прав граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Современная практика насчитывает немало случаев, когда должностные лица не соблюдают данные обязательства или превышают полномочия. К сожалению, далеко не каждый гражданин знает как правильно вести себя в подобной ситуации и способен защитить свои права.

Одним из наиболее эффективным способом является подача жалобы. Но, чтобы данный документ был принят к рассмотрению и возымел необходимый результат, требуется соблюдать определённый порядок, корректно составить образец жалобы, а также подать её в установленные сроки. Если ответственно и продуманно отнестись к произошедшему, можно защитить свои права и оперативно наказать нарушителя, что предусмотрено законом.

Решить возникшую проблему, не прибегая к помощи специалистов, достаточно сложно. Лучше всего заручиться поддержкой квалифицированного юриста. В этом случае можно избежать риска неправильной трактовки законодательства, несоответствия сроков подачи претензии и других ошибок, способных оказать негативное влияние на итоговый результат. Чтобы сэкономить время, необходимое для визита к специалисту, а также больших финансовых затрат, рекомендуется получить помощь юриста дистанционным способом.

Порядок и методы подачи жалобы на должностное лицо

В случаях, когда имеет место нарушение, допущенное должностным лицом, у гражданина, который стал жертвой этого действия или просто заметил содеянное, есть 90 дней для обжалования. Для написания соответствующей претензии у человека должны быть весомые причины. Основанием могут стать неправомерные действия, превышение служебные полномочий, незаконный арест, бездействие и иные поступки.

Читайте так же:  Чем отличается временно пребывающий от временно проживающего

Следует также принять во внимание тот факт, что в первую очередь, образец претензии направляется к руководителю должностного лица, допустившего нарушение. В том случае, если вышестоящие инстанции проигнорируют обращение, можно переходить к более радикальным методам решения проблемы и подать жалобу в следующие структуры:

  • УСБ. В данную организацию жалобу можно принести самостоятельно, либо написать соответствующее ходатайство на электронный адрес. Специалисты УСБ должны рассмотреть претензию и сообщить заявителю о своём решении не позднее 14 дней после получения документа;
  • Прокуратура. Именно в эту структуру чаще всего обращаются граждане, ранее подавшие жалобу в УСБ и не получившие желаемого результата. После получения жалобы сотрудниками прокуратуры проводится проверка, после чего некомпетентные специалисты госаппарата несут наказание за свои поступки;
  • Судебные инстанции. Срок рассмотрения жалобы в данной структуре составляет примерно 15 дней. После истечения этого времени принимается решение по делу, и если вина должностного лица будет доказана, определяется мера пресечения.

На сегодняшний день у каждого россиянина есть возможность самостоятельно выбрать порядок обжалования действий нарушителя и написать жалобу в любую из вышеперечисленных структур. Если обратиться с заявлением сразу во все указанные инстанции, это станет своеобразным гарантом достижения наилучшего результата в кратчайшие сроки.

Важно учесть, что при рассмотрении дела в судебных инстанциях, при наличии ошибок в документе или отсутствии веских оснований, заявление могут вернуть его автору, отказать в удовлетворении требований или не принять вовсе.

Для достижения действительно хорошего результата специалисты настоятельно рекомендуют прибегнуть к помощи квалифицированного юриста. Если защищать интересы гражданина будет тот человек, который знает особенности действующего законодательства и может разобраться во всех его тонкостях, это позволит добиться максимального эффекта.

Особенности написания претензии на должностное лицо, допустившее нарушение

При составлении жалобы необходимо учесть, что данный документ должен быть грамотным и корректным. Недопустимы эмоциональные и грубые высказывания. Текст должен быть максимально лаконичным, но одновременно с этим полностью отражать суть проблемы. На сегодняшний день нет строгого шаблона претензии, однако информация, которая в нём содержится, должна быть исчерпывающей:

  • Название организации, в которую направляется образец претензии;
  • Индивидуальная информация о заявителе и его контактные данные;
  • Информация о должностном лице, допустившем нарушение (Ф.И.О., должность);
  • Описание проблемы;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми действия являются незаконными;
  • Требования автора заявления;
  • Время, в течение которого заявитель ожидает ответа;
  • Личная подпись и дата подачи жалобы.

Если порядок написания претензии будет нарушен, либо документ будет подан с несоблюдением установленных сроков, рассматривать его не станут. Следует также учесть, что в тексте не следует использовать сокращения и исправления. При наличии доказательств и свидетельств по делу другими людьми, их также следует приложить к заявлению.

Помимо обжалования действий должностного лица у каждого гражданина его право потребовать материальной компенсации причинённого ущерба, а также возмещения морального вреда. Если после рассмотрения жалобы, требования заявителя о финансовом возмещении будут удовлетворены, то средства будут взяты из федерального бюджета.

[1]

Образец жалобы должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остаётся у заявителя с пометкой о его принятии. Важным условием является уведомление должностного лица о начале процесса, и сделать это должен сам автор жалобы.

При рассмотрении дела в судебных инстанциях, в качестве меры пресечения может быть выбрано отстранение от занимаемой должности, штрафные санкции в виде лишения премии, увольнение, а также принудительное исполнение нарушенных обязательств.

Куда следует обращаться при неправомерных действиях должностных лиц?

С точки зрения законодательства любые правоотношения между людьми должны контролироваться морально-этическими нормами и соответствующими нормативно-правовыми актами. Особенно это касается взаимодействия граждан и должностных лиц. Это необходимо для того, чтобы в случае возникновения споров каждый человек мог обжаловать неправомерные действия сотрудников федеральных или местных властей.

Расшифровка понятий

Согласно нормам КоАП России должностным лицом считается лицо, занимающее на постоянной или временной основе должность, которая наделяет его полномочиями или функциями в организационных, административных, хозяйственных и распорядительных вопросах в органах местного, регионального или федерального значения. Кроме того, к ним относятся лица, занимающие подобные посты в органах, относящихся к Вооружённым Силам России, а также работники административно-хозяйственного сектора, судов, управляющих компаний и иных организаций с подобными полномочиями.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Под неправомерными действиями понимаются правонарушения, противоречащие и/или не соответствующие действующим правовым нормам. Под бездействием принято считать отсутствие действий, направленных на урегулирование ситуации. Это означает, что осознанное поведение (и действие, и бездействие) должностного лица ущемляет или может ущемить права гражданина.

Неправомерные действия или бездействие должны нарушать одну из норм Гражданско-Процессуального Кодекса. Они включает в себя:

  • нарушение прав/свобод человека;
  • создание препятствий для осуществления прав/свобод человека;
  • незаконная или неправомерная обязанность или ответственность.

К примеру:

  • ошибочно принятый нормативно-правовой акт;
  • незаконное, в том числе безосновательное и ошибочное, заключение под стражу (вынесение приговора, осуждение и т. п.);
  • неправомерно применённая административная ответственность;
  • оформление документов, ущемляющих права граждан без должных на то оснований (подписка о невыезде, принудительная ликвидация ИП и т. п.).

Законодательное регулирование

Согласно 2 части 46 статьи Конституции России каждый человек имеет право обжаловать неправомерные действия или бездействие в судебном порядке. Более того, в соответствии с нормами 16 статьи ГК (Гражданского Кодекса) России при наличии убытков от неправомерных действий/бездействия должностных лиц можно требовать их возмещения. Средства на покрытие таких расходов выделяются из государственного или местного бюджета. Это правило отражено в статье 1069 ГК России.

Читайте так же:  За какой период начисляется пенсия

Куда обращаться при неправомерных действиях?

Граждане, столкнувшиеся с неправомерностью действий/бездействием должностных лиц, могут воспользоваться тремя путями для их обжалования:

  • подать жалобу на имя непосредственного начальника или главы ведомства, в котором этот гражданин столкнулся с неправомерностью действий или бездействием;
  • обжаловать действия сотрудников в вышестоящих организациях;
  • обратиться в суд.

Под вышестоящими организациями понимаются те структуры, которые контролируют работу ведомства (организации). К примеру:

  1. Полиция – Прокуратура.
  2. Военкомат или иной орган Вооружённых Сил России – Суд.
  3. Банк – Центробанк.
  4. ФСБ – Правительство.
  5. Работодатель – органы Роструда.
  6. Врачи – Департамент Здравоохранения.
  7. Отделение ФНС – ФНС – Прокуратура.
  8. Суд – Прокуратура и/или Вышестоящий Суд.

Обратите внимание, что отделения ФНС относятся к единственной структуре, жалобы на которые в обязательном порядке рассматриваются сначала в ФНС, а лишь затем в прокуратуре или в суде.

Однако даже в этом случае можно сразу направлять заявление в суд, тогда суд самостоятельно инициирует проверку в ФНС.

Как составить жалобу?

Рассмотрим основные пункты жалобы на действие или бездействие должностных лиц:

  1. В шапке документа необходимо указать наименование организации, в которую направляется жалоба, а также расшифровку имени и адрес заявителя.
  2. Затем указывается наименование документа – Заявление об оспаривании действий (бездействия) должностного лица.
  3. После этого заполняется сам текст жалобы, в котором нужно подробно раскрыть суть претензии с указание норм права, которые были нарушены.
  4. В следующем поле высказывается просьба о признании незаконности действий (бездействия), возврате документов и оплате ущерба, если гражданин понёс ущерб или у него незаконно отобрали какие-то документы.
  5. После этого указывается список документов, которые помогут подтвердить факт нарушения норм права.
  6. В заключении указывается дата и ставится подпись заявителя.

Сроки подачи и рассмотрения жалоб

Жалобу на неправомерность действий можно подать не позднее 3 месяцев с момента, как гражданин узнал о нарушении его прав и/или свобод. Государственные структуры принимают жалобы исключительно в письменном виде – на бумаге или в форме электронного заявления. Направлять жалобу можно по почте, лично, через доверенное лицо, на сайтах государственных структур в сети Интернет или на портале Госуслуги.

Отказ от принятия жалобы

Государственные структуры, уполномоченные рассматривать жалобы о неправомерности действий должностных лиц, могут отказать принять её в работу без рассмотрения обстоятельств дела. Для этого существуют следующие основания:

  • несоответствие выражений действующим морально-этическим нормам, принятым в обществе. К примеру, нецензурная лексика;
  • наличие угроз* в адрес должностных лиц и/или их родственников;
  • невозможность прочтения текста или его части.

Результат рассмотрения

В результате рассмотрения заявления-жалобы может быть вынесено:

  • решение о безосновательности заявления. Оно включает в себя обоснованный отказ от удовлетворения требований заявителя;
  • решение об удовлетворении требований заявителя в полном объёме или частично. Оно включает в себя все пункты, по которым решено удовлетворить требования заявителя, а также сроки исполнения* и перечень ответственных лиц, отвечающих за это.

Срок исполнения по решению суда равен 30 дням. В остальных случаях его устанавливает орган, куда подавалось заявление, но в большинстве случаев он также не превышает одного месяца.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

[2]

БЕЗДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки интересам службы несовершения должностным лицом действий по службе, которые оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями) должно было и могло совершить для обеспечения (защиты) соответствующих интересов службы.

При характеристике объективных признаков состава бездействия должностного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступления от служебной халатности (ст. 428), также совершаемой путем неисполнения должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содержания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должностного лица и служебной халатности являются разными по характеру «осознанности» формами бездействия.

С объективной стороны бездействие должностного лица требует установления следующих признаков:

неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;

совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служебных полномочий (несовершение должностным лицом действий, хотя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в компетенцию в круг его служебных обязанностей исключает состав рассматриваемого преступления);

требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, либо бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.

Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо действительно должно было совершить по службе определенные действия, как говорит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако не один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служебных обязанностей. Поэтому, если следовать букве закона, то суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции указать какие обязанности не выполнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, то есть без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения служебных обязанностей данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе. В п. 10-1 постановления № 4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение служебных действий это … бездействие должностного лица в условиях, когда оно должно было и могло совершить необходимое действие, входящие в круг служебных обязанностей».

Читайте так же:  Перечень учредительных документов юридического лица

Бездействие должностного лица при указанных в предыдущем пункте условиях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость «употребления власти», возложенной на должностное лицо, и есть важнейший момент в понимании и доказывании формулы «не исполнено действие по службе, которые должностное лицо должно было совершить».

Должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степени риска.

Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и совершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной ситуацией действий, которые лицо должно и могло было совершить. В этом случае речь идет не о надлежащем исполнении служебных действий. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности.

Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению это невыполнение должностным лицом служебных действий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет в себе и само служебное бездействие и последствие. Поэтому состав преступления в этой части является формальным. Необходимость наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.

Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению. Такая обязанность служебного характера свойственна, прежде всего, представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления.

В соответствии с характером компетенции и уровнем функциональной специализации воспрепятствование преступлению, как служебная обязанность должностного лица, может и должна проявляться по-разному:

для работников милиции и других правоохранительных органов в самых различных рода действиях по службе, соответствующих их функциональной компетенции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;

для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству предприятием или организацией только в служебных действиях общего характера и только в приделах соответствующего организационного образования (запрещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения, отстранение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступление, сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохранительные органы и т.п.).

Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступлению, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется умышленной виной по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и к наступившим последствиям (3, ч. 1 ст. 425).

Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством необходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попустительства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенции (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Квалифицированными видами данного преступления (ч. 2 и 3 ст. 426) является бездействие должностного лица;

из корыстной или иной личной заинтересованности;

занимающего ответственное положение;

повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести причиненных последствий в виде причинения телесных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия невмешательства.

В отношении тяжких последствий, выходящих в пределы ущерба в крупном размере или существенного вреда, допустима и неосторожная вина.

Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бездействие должностного лица это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления обусловленность бездействия служебными полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица при исполнении лицом служебных обязанностей; содержание понятий «вопреки интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий аналогичны содержанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными полномочиями.

Источники


  1. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Действие бездействие должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here