Исключение из реестра недобросовестных поставщиков

Самое важное в статье на тему: "Исключение из реестра недобросовестных поставщиков" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков

Включение в реестр недобросовестных поставщиков и исключение из него

Статьей 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральной антимонопольной службой России.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).

Четко определенных оснований для включения в реестр не установлено, что дает широкие полномочия для федеральной антимонопольной службы в определении тех или иных причин незаключения или расторжения контракта в качестве служащих основанием для включения в реестр.

Как правило, импульсом к включению информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков служит уклонение от заключения контракта. При этом уклонением будет считаться как прямой отказ от заключения контракта, так и непредставление заказчику документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, и непосредственное неподписание контракта в предусмотренный ст. 54 Закона о контрактной системе десятидневный срок.

В соответствии с Разъяснениями ФАС от 26.10.2007 г. «По ведению недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок» под документами, из которых прямо следует отказ участника размещения заказа заключить государственный (муниципальный) контракт, ФАС России понимает следующие документы:

1) копию решения суда, арбитражного суда о понуждении участника размещения заказа заключить контракт;

2) копию уведомления победителя конкурса (аукциона), победителя в проведении запроса котировок, единственного участника размещения заказа об отказе от заключения контракта.

Под уведомлением об отказе от заключения контракта понимается документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить государственный (муниципальный) контракт. Уведомление об отказе от заключения контракта должно быть представлено в виде письменного документа, или электронного документа, подписанных законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, отказавшегося от заключения контракта.

Уведомление об отказе от заключения контракта не подписанное, или подписанное лицом, не являющимся законным представителем или доверенным лицом участника размещения заказа, не может являться основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в Реестр.

В силу разъяснений ФАС России о недобросовестном уклонении поставщика от заключения контракта может также свидетельствовать представленный протокол разногласий, содержащий предложение участника размещения заказа заключить контракт на условиях, отличных от содержащихся в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе, котировочной заявке). Это же относится и к случаям, когда у участника наступают обстоятельства, влекущие невозможность заключения им контракта на условиях, указанных в проекте контракта (повышение рыночных цен на товары для поставки, невозможность поставить товар в указанный в документации срок, поломка или отсутствие оборудование и пр.).

Вместе с тем, если невозможность заключения контракта наступила ввиду неправомерных действий заказчика, то это не может являться основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. К таким действиям, в частности, относятся:

— требования заказчика заключить контракт на условиях, отличных от указанных документации об аукционе, запросе котировок, проекте контракта, заявке на участие в конкурсе;

— требования заказчика предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе);

— допуск к участию в процедурах размещения заказа участника размещения заказа, представившего заявку на участие в торгах (котировочную заявку), в которой содержатся условия исполнения контракта, не соответствующие конкурсной документации, документации об аукционе (извещению о запросе котировок).

Информация исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр. Однако в определенных случаях можно оспорить действия федеральной антимонопольной службы и исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков в судебном порядке в трехмесячный срок.

Судебные органы исходят из того, что для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен предоставить доказательства уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2015 г. № А70-11223/2014).

В отличие от федеральной антимонопольной службы, которая руководствуется лишь фактом выполнения или невыполнения норм закона, суд исходит из конкретных обстоятельств дела и установления недобросовестности поведения сторон, а также руководствуется позицией Конституционного суда РФ о соразмерности применяемых санкций допущенным нарушениям. В связи с этим представляемые в суде доказательства должны указывать на добросовестность действий со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствие с его стороны умысла и принятие всех возможных и своевременных мер во избежание допущения нарушения, уведомление заказчика о возникших проблемах и предпринимаемых по решению возникшей ситуации действиях.

Кроме того, необходимо обращать внимание на нарушения, допущенные самой федеральной антимонопольной службой при проведении разбирательства (например, его отсутствие, когда это необходимо), поскольку допущенные процессуальные нарушения являются основанием для исключения сведений из реестра.

При включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщика (подрядчика, исполнителя) условий контракта помимо вышеуказанного необходимо представить доказательства надлежащего исполнения контракта и отсутствие злоупотреблений. Об отсутствии оснований для включения в реестр в этом случае могут свидетельствовать также доказательства допущенных нарушений со стороны заказчика (непредставление по требованию необходимой документации, отсутствие выплаты или ее осуществление с нарушением сроков), которые и послужили причиной ненадлежащего исполнения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков

Порядок исключения и включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков регулируется Приказом ФАС РФ от 27.08.2007 N 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках».

Читайте так же:  Льготы пенсионерам мвд особенности и виды

Когда сведения исключаются из реестра недобросовестных поставщиков?

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении 2-х лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра (статья 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Вводя на основании Федерального закона N 44-ФЗ ограничение в отношении хозяйствующих субъектов, признанных недобросовестными поставщиками, законодатель установил сроки, в течение которых необходимая информация должна быть размещена антимонопольным органом в соответствующем реестре. При этом включение лица в реестр недобросовестных поставщиков не предполагается бессрочным, а ограничено 2 годами со дня его внесения в указанный реестр. Но за это время имидж компании будет безнадежно испорчен.

Что делать, если компания не согласна с тем, что Федеральная антимонопольная служба включила ее в реестр?

В этом случае нужно обращаться в суд. Обратиться в суд также можно, если антимонопольный орган неправомерно не исключил из реестра компанию.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 310-КГ16-556 по делу N А23-1510/2015 суд установил, что нахождение общества в реестре недобросовестных поставщиков по истечении 2-х лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает права и законные интересы общества. Нарушение уполномоченным органом сроков на совершение указанных действий не отвечает как целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчиков, так и гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам, включенным в соответствующий реестр.

При соблюдении уполномоченными органами установленных сроков лицо, уклонившееся от заключения государственного или муниципального контракта, вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра недобросовестных поставщиков. Это обеспечит право такого участника на дальнейшее возможное участие в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов, и отвечает требованиям Конституции РФ и соответствующему принципу юридического равенства.

Когда суды отказывают в исключении из реестра?

Если срок исключения был нарушен, то это не говорит о том, что исключение из реестра было неправомерным.

Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2016 N 310-КГ 16-5426 по делу N А48-2255/2015 судами установлено, что уполномоченный Федеральным законом N 44-ФЗ антимонопольный орган несвоевременно включил информацию об обществе в реестр недобросовестных поставщиков после вступления решения суда в законную силу. Нарушение сроков на совершение указанного действия не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. Срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не наступил, с учетом сроков для представления заказчиком в уполномоченный орган информации и документов и вынесения антимонопольным органом решения о включении информации о недобросовестном поставщике в реестр.

Если включение в реестр связано с вступлением в силу решения суда.

В Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2016 N 310-КГ16-5426 по делу N А48-2255/2015 суд установил, что сведения об обществе как о недобросовестном поставщике включены в реестр на основании вступившего в законную силу решения суда. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовала обязанность по проверке информации, содержащейся в данном судебном акте.

Отказ от заключения договора является безусловным основанием для включения в реестр.

В Определении Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 305-КГ16-20949 по делу N А40-245319/2015 судьи отказали в иске. Признавая законным оспариваемое решение антимонопольного органа, суды исходили из наличия оснований для внесения сведений об обществе в реестр в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в результате существенных нарушений поставщиком его условий. Аналогичный вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 305-КГ16-20511 по делу N А40-245312/2015 . Суды признали законным оспариваемое решение антимонопольного органа. Оценив представленные доказательства и руководствуясь статьей 201 АПК РФ, положениями статей 95 , 1 0 4 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходили из наличия оснований для внесения сведений об обществе в реестр в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в результате существенных нарушений поставщиком его условий.

Общество может не разместить проект контракта и за это быть исключено из реестра.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.06.2016 N Ф01-2215/2016 по делу N А79-8215/2015 было установлено, что общество не разместило в установленный законом срок в единой информационной системе подписанный проект контракта и не приняло всех зависящих от него мер к надлежащему исполнению обязанностей, предусмотренных ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта.

Контракт составляется путем включения цены, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре, указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

На основании части 3 указанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в установленные сроки не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.

В заключение необходимо сделать вывод, что согласно судебной практике оспорить включение в реестр достаточно сложно. Исключение из реестра недобросовестных поставщиков по закону происходит через два года.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП, Реестр) направлен на стимулирование компаний-поставщиков к добросовестному исполнению взятых на себя обязательств по контрактам и призван обезопасить государственных заказчиков от неблагонадежных компаний.

Ведет Реестр ФАС на основании сведений, поступающих от государственных заказчиков.

Учитывая, что в Реестр на 2 года включается информация не только о самой организации, но и об учредителях, и руководителе, попадание в РНП компании, регулярно участвующей в государственных закупках, грозит ее устранением с рынка госзаказа и нанесением серьезного урона деловой репутации. Кроме того, в зависимости от ситуации, при попадании в Реестр теряется обеспечение заявки или контракта.

Попасть в РНП можно по следующим основаниям:

  • уклонение победителя от заключения контракта
  • расторжение контракта по решению суда из-за существенного нарушения исполнителем его условий
  • расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке из-за существенного нарушения исполнителем его условий.

Сведения из Реестра находятся в открытом доступе (ссылка), и любой желающий может уточнить данные о наличии или отсутствии в нем определенной организации или физического лица.

Исключение из РНП производится:

  • автоматически по истечении положенного срока
  • в судебном порядке по исковому заявлению поставщика

Попадание в Реестр может быть успешно оспорено в арбитражном суде, если права лица действительно были нарушены.

Читайте так же:  Срок действия свидетельства о рождении

В 44-ФЗ отсутствуют сроки обжалования решения ФАС. Однако поставщику стоит ориентироваться на 3 месяца с момента, когда ему стало известно о включении сведений о нем в Реестр – такие сроки установлены АПК РФ для оспаривания ненормативных правовых актов. В случае пропуска сроков заявитель вправе ходатайствовать об их восстановлении при наличии уважительной причины.

В исковом заявлении указывается, какие именно права поставщика были нарушены, со ссылкой на законодательство и Правила ведения Реестра: неверная интерпретация фактов, неучтенные при вынесении решения обстоятельства, документы и др.

Одновременно с исковым заявлением, как правило, подается ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления вынесения решения о включении в Реестр. Это возможно только если сведения о компании еще не появились в Реестре. В противном случае приостановить публикацию невозможно.

В случае удовлетворения иска заявитель вправе рассчитывать на возмещение реального ущерба, упущенной выгоды и нематериального вреда.

При рассмотрении вопроса законности решения ФАС о включении лица в Реестр суд не может ограничиться формальной констатацией ненадлежащего исполнения лицом обязательств без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Анализ судебной практики показывает различный подход к оценке добросовестности поведения участника закупки. Так, отдельные суды признают добросовестным поведение участника закупки при отсутствии умысла на нарушение. Другие суды полагают, что недостаточная осмотрительность со стороны участника закупки свидетельствует о его недобросовестности. Некоторые суды, основываясь на том, что вина юридического лица не может проявляться в форме умысла или неосторожности, исходят из того, что участник закупки является недобросовестным при непринятии всех возможных мер по предотвращению неблагоприятных последствий своих действий.

Таким образом, при схожих фактических обстоятельствах лицо может быть как исключено из Реестра, так и оставлено в нем. В то же время отсутствие единообразного подхода дает в каждом случае шанс обосновать добросовестность своего поведения.

Еще более высокие шансы не быть включенным в Реестр возникают на этапе принятия решения в ФАС в досудебном порядке. Квалифицированная защита Ваших интересов на ранней стадии проблемы может определить необходимый результат.

В случае если Вы или Ваша компания уже включены в Реестр либо имеется информация о намерениях заказчика по расторжению контракта в одностороннем порядке и направлению сведений в ФАС, назначено заседание ФАС по решению вопроса о включении в Реестр, – рекомендуем незамедлительно обратиться в VPCG. Ваша ситуация будет детально разобрана коллективом профессиональных юристов, ей будет дана правовая оценка, озвучены перспективы обжалования, предложен оптимальный путь решения.

Будем рады оперативно проконсультировать Вас по всем возникающим вопросам.

Как исключить компанию из РНП для участия в тендерах?

Здравствуйте! Компания попала в РНП 11.09.2017. Суд в заказчиком мы выиграли. Последний суд был в январе 2019г. на возврат затрат. Подали документы в ФАС. Сегодня пришел ответ: в судебном порядке Решение Московского областного УФАС России не отменено, обеспечительные меры в виде приостановления действия

Решения Московского областного УФАС России не приняты.Таким образом, в настоящее время ФАС России не находит о снований для исключения сведений в отношении Заявителя из Реестра.

Мы подали документы, что суд удовлетворил наши требования к заказчику на оплату товара и оплату издержек. Получается, что нужно подавать документы в суд на признание решения УФАС недействительным? Или проще открыть другое ООО для участия в торгах? Возможно ли утверждение директором вновь открытого ООО сделать директора старого ООО, который в РНП?

Ответы юристов ( 1 )

  • 7,2 рейтинг
  • 467 отзывов

Здравствуйте, Павел. Я советую Вам довести дело до конца и если исковое производство касалось именно той проблемы из за которой ООО попало в РНП, то следовало бы одним из исковых требований просить исключения из РНП. Не очень понятно какие именно обеспечительные меры были приняты. Но Вы можете в рамках того же судебного дела просить принять дополнительное решение об исключении из РНП, либо делать это в отдельном исковом производстве. Участие одних и тех же учредителей или директоров в новом ООО может быть рассмотрено ФАСом как злоупотребление правом. Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ

«Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица».

Если у Вас остались вопросы, обращайтесь в чат непосредственно ко мне или другому юристу. Оказание услуг в чате является платным.

Исключение из РНП

Исключение из Реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Реестр недобросовестных поставщиков (реестр, РНП) ведется на основании Закона о госзакупках, который устанавливает единый порядок включения в реестр.

Реестр является мерой ответственности, установленной федеральным законодателем. Одним из последствий включения может быть ограничение прав лица на участие в размещениях государственного и муниципального заказа. Однако при размещении государственного (муниципального) заказа путем запроса котировок пункт извещения об отсутствии участника размещения в реестре не соответствует требованиям Закона о госзакупках. Реестр служит инструментом, обеспечивающим добросовестную конкуренцию и предотвращающим злоупотребления в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Основанием для включения в реестр является недобросовестное поведение лица, которое заключается в умышленном совершении противоправных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о госзакупках, приведших к невозможности заключения контракта и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 94 и от 30.06.2004 года № 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным органом по рассмотрению вопросов о включении в реестр и ведению его.

Приказом ФАС от 26 января 2011 года № 30 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Пунктом 5.7. названного положения установлено, что в пределах компетенции именно территориального органа принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

[3]

Следовательно, полномочия ФАС и УФАС разграничены следующим образом: ФАС ведет реестр недобросовестных поставщиков, а УФАС принимают решения о включении (исключении) лиц в реестр.

При наличии оснований для рассмотрения вопроса о включении лица в реестр УФАС проводит заседание комиссии с участником размещения и представителем Заказчика. По результатам рассмотрения комиссией принимается решение включить или не включать в реестр.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 года № 292 запись в реестре хранится в течение двух лет. Однако решение о включении в реестр может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев. В случае признания решения о включении в реестр незаконным, реестровая запись исключается на основании решения суда, арбитражного суда.

Читайте так же:  Сокращение накопительной части пенсий на 2,4% в месяц

Заявление о призвании незаконным решения УФАС о включении в реестр подается в соответствии с правилами подсудности, установленными процессуальным законодательством. При подаче заявления уплачивается госпошлина или подается ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. При подаче заявления об оспаривании решения УФАС можно просить суд о применении обеспечительных мер в виде приостановления реестровой записи до момента вступления в силу решения суда.

Обосновывая свои доводы о незаконности решения УФАС, следует обратить внимание на Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 года № 139-О, от 07.02.2002 года № 16-О, Постановления от 21.11.2002 года № 15-П, от 30.07.2001 года № 13-П, Информационное письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие», в которых указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Следовательно, суд, арбитражный суд при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения заявителем тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

А значит, обстоятельства совершенных действий (бездействий), приведшие к невозможности исполнения государственного (муниципального) контракта, играют первостепенную роль при выяснении вопроса о законности решения УФАС о включении в РНП.

Решение Арбитражного суда о признании решения УФАС о включении в реестр незаконным вступает в силу немедленно и само по себе является основанием для исключения из реестра. Решением Арбитражного суда могут быть установлены иные сроки исполнения (в течение определенного срока с момента вступления решения Арбитражного суда в силу).

Вступившее в силу решение Арбитражного суда, в случае если не применялись обеспечительные меры, следует направить в ФАС (г.Москва), которая в течение 10 дней исключит из реестра на основании решения Арбитражного суда.

ЮК «ПРАВО» оказывает полный комплекс услуг: от составления искового заявления до фактического исполнения судебного акта. Стоимость услуг оговаривается индивидуально. Предусмотрены следующие условия оплаты:

-отсрочка оплаты на определенный срок,

-оплата по результату.

Юридическая компания «ПРАВО».

191186, Россия, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 3.

При копировании материалов с веб.сайта, установка ссылки на источник информации обязательна.

Кого и как включают в реестр недобросовестных поставщиков

Наличие информации о компании (предпринимателе) в реестре недобросовестных поставщиков (далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия. Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.

Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Каков порядок ведения реестра

При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
Читайте так же:  Ищем накопления на свою пенсию

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

[1]

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от основания включения поставщика в реестр :

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков

Темное пятно в репутации любой компании попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

В течение двух лет подряд после попадания в РНП, организация или ИП, не сможет участвовать в проводимых торгах по закону 44 ФЗ и 223 ФЗ. В реестр недобросовестных поставщиков включается: наименование компании, сведения о ее руководителе, коллегиальных органах и учредителях.

Предприятие с которыми связано лицо внесенное в РНП (через директора или учредителя) также не сможет принимать участие в тендере и проводимых торгах.

Защита от РНП — как избежать попадания в реестр

Антимонопольной службой удовлетворяется далеко не каждое требование заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков. Защитить компанию и избежать попадания в РНП можно несколькими способами:

  • Представить в ФАС доказательства о нарушении заказчиком процедуры по включению в РНП
  • Доказать комиссии антимонопольной службы, что отсутствует вина исполнителя (подрядчика, поставщика) в ненадлежащем исполнении контракта или его несвоевременном заключении
  • Найти нарушения закона 44 ФЗ, допущенные Заказчиком при составлении тендерной документации
  • Убедить комиссию антимонопольного органа, в отсутствии существенных нарушений договора, которые позволяют Заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Важно! Защита от РНП должна быть убедительной, последовательной и подтверждаться доказательствами. При обращении за помощью в нашу компанию, мы проводим анализ проблемной ситуации, изучаем документы и предлагаем наиболее успешную стратегию для защиты.

Помощь при внесении в реестр недобросовестных поставщиков, должна быть профессиональной и оперативной. Нет уверенности, что РНП не избежать – обратитесь за юридической помощью к специалистам!

Оперативно выезжаем в ФАС любого региона России

Осуществляем защиту компаний включенных в РНП

Работаем исключительно в рамках закона и заключенного договора

Читайте так же:  Взять опекунство над ребенком

Исключение из РНП в суде

Решение ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков следует оспаривать в судебном порядке. Жалоба на решение УФАС с требованием исключить из РНП подается в Арбитражный суд.

Поручите исключение из РНП в суде юристам компании «ЮРФИНАНС». Судебная защита организации, которую включили в реестр недобросовестных поставщиков, будет поручена арбитражному юристу по закону 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Услуги юриста по исключению из РНП в суде:

  • проводится анализ тендерной документации, заявки на участие в тендере и выявление нарушений;
  • эффективные варианты и способы исключения из РНП доводятся до сведения клиента;
  • после согласования правовой позиции — подготовка жалобы на решение ФАС в Арбитражный суд;
  • при положительном решении суда, в УФАС направляется заявление для исключения предприятия из реестра недобросовестных поставщиков

Судебная практика по исключению из реестра недобросовестных поставщиков, свидетельствует, что решения ФАС могут быть отменены. Опыт юристов нашей компании, позволит убрать организацию из РНП в максимально короткие сроки.

Стоимость юридических услуг по исключению из РНП

Услуга по исключению из РНП Цена
Консультация юриста по вопросам РНП 2 000 Жалоба на решение УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 10 000 Услуги юриста в ФАС по исключению из реестра недобросовестных поставщиков от 15 000 Жалоба в Арбитражный суд на исключение из реестра недобросовестных поставщиков от 25 000

Оставить заявку

Мы свяжемся с вами, чтобы обсудить детали и ответить на вопросы. Ваши контакты не попадут к третьим лицам и не будут использоваться для рассылки спама

[2]

Кто включает в РНП. Организация или индивидуальный предприниматель включаются в реестр недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами. В городе Белгород заявление о включении в РНП рассматривает Управление ФАС Белгородской области.

Основания для включения в РНП. ФАС внесет компанию в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:

  1. Установленным фактом уклонения от подписания контракта по итогам тендера. Пример: победитель тендера не подписал или не смог подписать договор в установленный срок;
  2. Договор расторгнут арбитражным судом по иску Заказчика;
  3. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, но виновной стороной является Исполнитель.

Какие документы для РНП должен представить Заказчик в ФАС. Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков должно иметь ссылки на доказательства. Такими документами являются:

  1. Решение суда о расторжении договора
  2. Протокол заказчика об уклонении победителя тендера от заключения договора (контракта)
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта. Основанием для такого отказа являются существенные нарушения условий контракта со стороны исполнителя (подрядчика)

Последствия внесения в РНП. Если предприятие внесли в РНП за неисполнение обязательств перед заказчиком, оно фактически утрачивает возможность принимать участие в любых видах закупок. Данное ограничение обязывает участников закупочных процедур декларировать отсутствие в РНП еще на стадии подачи заявки.

Какие сведения содержит реестр. В реестр недобросовестных поставщиков вносятся сведения об учредителях, генеральном директоре, наименовании и местонахождении компании. Также в реестр подлежит включению информация об объекте закупки, стоимости и дате расторжения договора.

Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков

Срок автоматического исключения из реестра недобросовестных поставщиков составляет два года.

Для того, чтобы досрочно выйти из реестра недобросовестных поставщиков, необходимо:

  1. Обжаловать решение о включении в РНП в судебном порядке
  2. Если решение о включении в реестр было принято на основании судебного акта следует принять меры по отмене решения суда о расторжении контракта. Законодательство допускает такую возможность даже если все способы обжалования были исчерпаны

Наилучшим способом вывода из РНП является активная защита в ФАС при рассмотрении заявления заказчика, а также обоснованная позиция и предоставление доказательств в суд.

В каких случаях внесение в РНП незаконно

Все действия связанные с внесением компании в РНП должны носить законных характер.

При рассмотрении информации заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков, комиссия ФАС проверят законность и обоснованность действий не только компании-нарушителя, но и самого заказчика. Если действия заказчика носят незаконный характер или в процедуре тендера были допущены нарушения/ включение в РНП можно избежать.

Также, территориальный орган ФАС откажет во внесении в реестр недобросовестных поставщиков если:

  1. Контракт или договор расторгнут по соглашению сторон. Инициатором такого расторжения может быть как исполнитель (подрядчик), так и заказчик. Данное правило распространяется при расторжении контрактов заключенных по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  2. Договор расторгнут на основании решения Третейского суда. Для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольным органом принимаются решения исключительно арбитражного суда
  3. От заключения контракта отказался участник со вторым порядковым номером. ФАС России и Минэкономразвития РФ своими письмами, освободили заказчиков от обязанности направлять сведения в реестр РНП, в отношении участника закупки который по результатам тендера занял второе место, но после отказа победителя от заключения контракта, также уклонился от его подписания

Компании включенные в РНП по решению суда подлежат исключению из реестра, если судебный акт будет отменен по любым основаниям.

Как оспорить решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Решение антимонопольного органа о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков можно оспорить. Законом №44-ФЗ регламентирована возможность оспаривания акта ФАС о внесении информации в РНП путем обращения в суд. Подача жалобы на решение УФАС об исключении из РНП осуществляется в Арбитражный суд по территориальной подсудности.

В рамках защиты компаний включенных в РНП компания ЮРФИНАНС оказывает следующие виды правовой помощи:

  • консультирование и анализ документов по закупке, с целью установления эффективных вариантов исключения из РНП
  • оспаривание решения УФАС путем подачи жалобы в Арбитражный суд о признании недействительным ненормативного акта
  • подготовка документации и направление обращения в УФАС для исключения данных о предприятии из реестра недобросовестных поставщиков по итогам положительного судебного постановления
Видео (кликните для воспроизведения).

Накопленный опыт юристов нашей компании позволит убрать компанию из РНП в максимально короткие сроки, что позволит продолжить деятельность в сфере закупок.

Источники


  1. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
Исключение из реестра недобросовестных поставщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here