Изменение границ населенного пункта

Самое важное в статье на тему: "Изменение границ населенного пункта" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ статья 84 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 84 . Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 84 ЗК РФ

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 84 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

>
Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 84 ЗК РФ. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Новая редакция Ст. 84 ЗК РФ

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Статье 84 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Документы территориального планирования в соответствии с п. 1 ст. 9 ГрК определяют назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статус документов территориального планирования муниципальных образований определен в ст. 18 ГрК. К таким документам относятся:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Требования к содержанию генерального плана поселений и городских округов установлены в ст. 23 ГрК РФ. Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Порядок изменения границ муниципального образования (границ населенных пунктов) установлен ст. 12 Закона N 131-ФЗ.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации либо федеральных органов государственной власти.

В отдельных случаях, например, когда изменение границ поселений влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, необходим учет мнения населения данных таких пунктов.

Положение п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было подтверждено КС РФ. В соответствии с Определением КС РФ от 6 марта 2008 года N 214-О-П предполагается учет мнения населения при соответствующем изменении границ муниципальных районов и поселений, что должно осуществляться в порядке, устанавливаемом в законах субъектов Российской Федерации, уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований .
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. N 5.

В свою очередь положения о территориальном планировании, которые являются частью генерального плана, включают в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа, особенности согласования проекта генерального плана определяются в ст. ст. 24 — 25 Закона N 131-ФЗ, а также ст. ст. 19 — 23 ГрК.

Анализ указанных положений законодательства, посвященных документам территориального планирования, позволяет выделить два аспекта этой функции. Во-первых, фиксация существующего статуса территорий (в форме карт (схем) границ муниципальных образований, границ земель различных категорий, границ зон различного функционального назначения, зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия и т.д.). Во-вторых, юридическое закрепление планируемого изменения их правового режима. Предусмотренные в документах планирования проектные решения по использованию территорий на перспективу служат основанием для резервирования земель, изменения их целевого назначения, установления ограничений прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, то есть порождают вполне конкретные юридические последствия .
———————————
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова // (далее — Комментарий к ЗК / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова).

Читайте так же:  Выскочило окно министерство внутренних дел российской федерации

Тем не менее, предусмотренный порядок изменения границ участков населенных пунктов не является универсальным. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Данное полномочие Советом Федерации Российской Федерации реализуется на основании ч. 1 ст. 102 Конституции РФ.

Редким примером такого документа является Постановление СФ ФС РФ от 27 декабря 2011 года N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» .
———————————
Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: (дата обращения: 07.03.2014).

В соответствии с ч. 3 ст. 67 и п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации — города федерального значения Москвы и Московской области об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, Совет Федерации Российской Федерации принял решение об утверждении с 1 июля 2012 года изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы.

В ЗК сохранилась норма законодательства о том, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Положение п. 3 комментируемой статьи обеспечивает стабильность прав на землю.

Другой комментарий к Ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Черта населенного пункта представляет собой внешние границы земель населенных пунктов, она отделяет эти земли от земель иных категорий. Юридическими фактами, на основании которых границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются, являются решения об утверждении или изменении генерального плана городского округа и поселения или схемы территориального планирования муниципального района.

Статья 18 ГрК РФ относит к документам территориального планирования муниципальных образований схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В соответствии со ст. 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах) отображаются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы земель различных категорий в пределах меж-селенных территорий; границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.

В ст. 20 ГрК РФ установлен порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района. Статья 21 ГрК РФ отражает особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района.

В соответствии со ст. 23 ГрК РФ подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах) отображаются границы поселения, городского округа; границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст. 24 ГсК РФ).

В соответствии со ст. 29 ГрК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, предусмотрен в ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

2. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах населенных пунктов, в том числе реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

Читайте так же:  Что делать если посылка повреждена
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 15 указанного Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по записям, в частности о границах населенных пунктов.

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Ст. 84 ЗК РФ

1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было «Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления», с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.

Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих — городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК РФ. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения — ст. ст. 24 и 25, а регулированию их реализации — ст. 26 Градостроительного кодекса. Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего комментария. Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).

Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 — 22 Градостроительного кодекса.

2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи. Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.

Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст. 84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г. даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).

3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст. 84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).

Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.

Читайте так же:  Что нужно для оформления рассрочки

Установление и изменение границ населенных пунктов

Согласно статье 84 Земельного Кодекса РФ установлением и изменением границ населенных пунктов является:

[1]

  • 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
  • 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Действующим законодательством РФ предусмотрена процедура согласования и утверждения проекта генерального плана городского и сельского населенного пункта.

Для установления и изменения границ готовятся документы на основании решения районного собрания муниципального образования.

В пояснительную записку включаются общие сведения об административно-территориальной единице, подробное описание границ по естественным ориентирам и другим конкретным элементам смежных земельных участков, обоснование дополнительного включения и исключения земельных участков. Прикладываются письменные согласования границ с заинтересованными ведомствами и собственниками, землепользователями, землевладельцами смежных земельных участков. План земель выполненный в масштабе 1:50000 — 1:100000, на котором нанесены и согласованы в установленном порядке с собственниками, землепользователями, землевладельцами смежных земельных участков:

  • — существующая граница;
  • — проектная граница;
  • — список собственников, землепользователей, землевладельцев смежных земельных участков;
  • — границы земель населенных пунктов;
  • — границы санитарно-защитных зон и зон безопасности, установленные в соответствии с действующими нормативами.

План выполняется в соответствии с принятыми условными обозначениями и подписывается главой муниципального образования и руководителем органа, уполномоченного осуществлять земельный контроль.

Для установления и изменения границ населенного пункта в правительство области представляется проект черты поселения. Проект состоит из пояснительной записки, которая содержит:

  • — данные о существующей черте поселения и современном использовании его земель землепользователями, а также видах их использования;
  • — проектные решения утвержденного генерального плана поселения, решении органов государственной власти области и органов местного самоуправления в части территориального развития поселения.

Обоснования проектного решения о включении (исключении) в территорию поселения земель с приложением в табличной форме по их категориям, видам землепользования и использования.

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 Земельного кодекса РФ. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

[3]

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Читайте так же:  Пенсионные правоотношения

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к статье 85 ЗК РФ).

Изменение границ населенных пунктов

Каждое дело требует индивидуального подхода, узнайте больше о решении своей проблемы.

Хотите получить больше информации?

Звоните нам +7 (495) 951-82-81 или закажите звонок:

Международный союз юристов

Контактная информация

г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 4, стр.4

Нажимая кнопку «Заказать звонок» я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных

Хотите получить больше информации?

Звоните нам +7 (495) 951-82-81 или закажите звонок:

[2]

2002-2017, Все права защищены

Получить эффективную
стратегию ведения дела:

Читайте так же:  Договор купли продажи предварительный

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае
и выиграть ваше дело, заполните форму:

Статья 10. Порядок изменения черты (границы) населенного пункта

Статья 10. Порядок изменения черты (границы) населенного пункта

1. С инициативой изменения черты (границы) населенного пункта могут выступать органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится населенный пункт, черту (границу) которого предполагается изменить, не менее 10 процентов жителей населенного пункта, черту (границу) которого предполагается изменить.

2. После поступления такого обращения глава поселения осуществляет учет мнения населения посредством проведения публичных слушаний. Мнение населения считается положительным в случае, если инициативу об изменении черты (границы) населенного пункта поддерживает не менее половины жителей населенного пункта.

Часть 3 статьи 10 настоящего закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

3. Помимо учета мнения населения глава поселения производит расчет затрат, необходимых для изменения черты (границы) населенного пункта, соответствии с методикой расчета затрат, определяемой администрацией Новосибирской области, готовит карту (схему) границ населенного пункта с учетом предполагаемых изменений, а также выписку из генерального плана поселения, в которой указываются предполагаемые изменения. В случае, если в черту (границу) населенного пункта предлагается включить земли определенных категорий в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», глава поселения готовит сведения об этих землях. Указанные документы совместно с протоколом публичных слушаний направляются главе муниципального района.

4. Глава муниципального района на основании представленных главой поселения документов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня их поступления готовит отзыв, в котором выражает одобрение или неодобрение решения об изменении черты (границы) населенного пункта. В случае, если инициатива изменения черты (границы) населенного пункта исходит от главы муниципального района, представление такого отзыва не требуется.

Отрицательный отзыв главы муниципального района или непредставление отзыва в указанный в абзаце первом настоящей части срок не являются препятствием для дальнейшего рассмотрения вопроса об изменении черты (границы) населенного пункта.

5. После получения отзыва главы муниципального района глава поселения направляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на решение задач в области архитектуры и градостроительства, а также в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на решение задач в области земельных отношений, которые обязаны в течение двух месяцев со дня их поступления подготовить соответствующие заключения.

6. На основании документов, указанных в частях 3-5 настоящей статьи, протокола публичных слушаний по вопросу изменения черты (границы) населенного пункта Губернатор Новосибирской области дает отзыв по вопросу изменения черты (границы) населенного пункта. Отзыв Губернатора Новосибирской области и заключения областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанные в части 5 настоящей статьи, направляются главе поселения.

7. Глава поселения после рассмотрения документов, указанных в частях 2-6 настоящей статьи, направляет их в представительный орган поселения с предложением обратиться с законодательной инициативой в Новосибирский областной Совет депутатов. Представительный орган поселения вправе принять решение о внесении проекта закона Новосибирской области об изменении черты (границы) населенного пункта, а в случае, если в черту (границу) населенного пункта предлагается включить земли определенных категорий в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», проект постановления Новосибирского областного Совета депутатов о проекте черты (границы) населенного пункта в Новосибирский областной Совет депутатов.

8. Проект закона Новосибирской области, указанный в части 7 настоящей статьи, оформляется в соответствии с требованиями Устава Новосибирской области и законодательства о нормативных правовых актах Новосибирской области. Помимо документов и материалов, предусмотренных законодательством Новосибирской области, к проекту закона Новосибирской области прилагаются документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, протокол публичных слушаний по вопросу изменения черты (границы) населенного пункта, отзывы Губернатора Новосибирской области, главы муниципального района, заключения областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанных в части 5 настоящей статьи.

9. Новосибирский областной Совет депутатов рассматривает проект закона Новосибирской области об изменении черты (границы) населенного пункта, проект постановления Новосибирского областного Совета депутатов о проекте черты (границы) населенного пункта в срок, не превышающий шести месяцев со дня внесения проекта закона Новосибирской области на рассмотрение Новосибирского областного Совета депутатов.

10. В случае принятия постановления о проекте черты (границы) населенного пункта Новосибирский областной Совет депутатов направляет его в Правительство Российской Федерации для принятия решения о переводе земель, включаемых в черту (границу) населенного пункта, из одной категории в другую.

После принятия решения о переводе земель определенных категорий в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в иную категорию земель Новосибирский областной Совет депутатов рассматривает проект закона Новосибирской области об изменении черты (границы) населенного пункта.

>
Порядок изменения вида населенного пункта
Содержание
Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 г. N 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  2. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  3. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Изменение границ населенного пункта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here