Как налоговая проверяет ип

Самое важное в статье на тему: "Как налоговая проверяет ип" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Как налоговая проверяет ИП

Современное законодательство ориентировано на прозрачность системы налогообложения и на увеличение поступаемых в бюджет денежных средств. Пополнение казны планируется не за счет увеличения обязательных платежей, а за счет добросовестности налогоплательщиков. Для придания им такого качества проводятся проверки. Как часто налоговая проверяет ИП и какие меры контроля могут быть применены к предпринимателю?

Законодательное регулирование

Положениями правовых актов запрещено проведение проверок в первые три года работы субъекта предпринимательства.

Это время предоставляется ИП для того, чтобы заявить о себе, преодолеть конкуренцию и начать зарабатывать. По истечении регламентированного времени, к предпринимателям могут быть применены все виды контроля деятельности. Владение информацией о сущности и об особенностях процедуры, позволит представителям бизнеса подготовиться к ней, чтобы достойно и без финансовых взысканий ее преодолеть.

Нюансы проверки

В обязанности сотрудников налоговой инспекции входит контроль деятельности плательщиков налогов в сфере расчетных операций относительно определения величины обязательных платежей в бюджет и своевременности их перечисления в полном объеме.

Правовыми актами ограничены правомочия проверяющих перечнем полномочий, отраженных в направлении на проведение процедуры. Они также отражены в решении руководства, которое было оформлено с целью регламентирования обязательств инспекторов при проверке.

Если требования представителя контролирующей службы выходят за рамки перечня, то проверяемый субъект вправе указать ему на нарушение закона и отказаться предоставлять запрошенный данные. Просьба или требования, которые не подтверждены документально, могут быть расценены как превышение полномочий инспектором.

Виды проверок

Чтобы убедиться в правильности и достоверности поданных расчетных сведений и в соответствии их с проведенными финансовыми операциями, организуются проверки, которые для ИП могут быть выездными и камеральными. Стоит отметить, что такие мероприятия являются неприятными событиями в жизни предпринимателей, однако они должны их принимать как составную часть коммерческой деятельности. Регламент проведения мероприятий контроля определен на законодательном уровне. Он одинаков для всех субъектов хозяйствования вне зависимости от их статуса.

Выездные мероприятия предполагают посещение инспектором проверяемого субъекта по месту его регистрации или фактическому адресу, по которому им ведется деятельность. Большинство штрафов оформляются именно после проверок такого плана, поэтому предприниматели относят их к категории наиболее опасных. По форме проведения они могут быть комплексными, выборочными или контрольными.

Комплексные

Для комплексных мероприятий характерна инспекция правильности проведения расчетных операций по определению величины налогового обязательства, а также корректности и своевременности проведения финансовых транзакций. Проверяющими будут рассмотрена документация за определенный временной период, который должен быть упомянут в направлении на проведение операции. В некоторых случаях возможен контроль за весь период деятельности субъекта. По требованию проверяющих ИП должен предоставить документы, имеющие отношение к теме налогов и к актуальному периоду.

Выборочные

Выборочные проверки имеют отношение к определенному виду налогов. Инспектора производят сверку сведений, отраженных в декларации с фактическим денежным оборотом, обусловленным предпринимательской деятельностью.

Контрольные

Контрольные проверки проводятся по отдельным сферам деятельности субъекта. Тематические мероприятия охватывают только одно направление. В ходе операции, инспектор может потребовать предъявление документации только по расчетам со страховщиками, по применению льгот, по финансовым транзакциям с зарубежными партнерами или на другую, но только одну тематику, которая указана в направлении проверки, предоставляемом ИП перед началом проведения мероприятия.

Повторные выездные

Повторные проверки выездного характера проводятся с целью контроля деятельности сотрудников нижестоящей налоговой инстанции.

Проверка дублирует предыдущее мероприятие. Она не может быть проведена ранее участвующими в нем инспекторами, поскольку вышестоящая организация не вправе делегировать полномочия для реализации операции контроля. Повторная операция инициируется контролирующими органами при предоставлении ИП уточняющей декларации, в которой сравнительно с первым документом занижены налоговые обязательства.

При выявлении нарушений, которые не были обнаружены первыми проверяющими, предприниматель не будет привлечен к ответственности. Претензии будут предъявлены инспекторам, которые проводили предыдущую проверку. Однако, при выяснении факта сговора между ИП и проверяющими специалистами, ответственность за противозаконные действия будут нести обе стороны. Для сбора сведений, позволяющих доказать нарушения, разрешается осматривать помещение и привлекать свидетелей.

Контролирующие органы обязаны с определенной периодичностью проводить плановые проверки. Информация о датах и сроках реализации мероприятия, размещается на официальном сайте налоговой инспекции. Для уведомления представителей бизнеса об этом событии, на портале был выделен раздел о планируемых операциях контроля и проверок. Обычно планы составляются в конце текущего года на следующий период, поэтому предприниматель имеет возможность заранее подготовиться к событию.

Перед своим приходом, налоговики обязаны оповестить представителя бизнеса о планируемом мероприятии, по его требованию предоставить перечень вопросов, планируемые к рассмотрению в ходе мероприятия и список документов, содержимое которых будет проверено и проанализировано. Такая схема действий позволит предпринимателю подготовиться и устранить недочеты.

В план проверок попадают субъекты предпринимательства, пользующиеся налоговыми льготами или те, за которыми было зафиксировано несколько нарушений. ИП, работающих на общей системе налогообложения, будут реже включать в список проверяемых объектов, особенно если за ними ранее не было замечено ошибок в отчетах и в расчетах, а все финансовые операции были проведены корректно и своевременно.

Чем больше предприятие выделяется любыми факторами на фоне аналогичных субъектов, тем больше у него рисков попасть в реестр проверок. Причиной частых мероприятий контроля может стать:

  • большая разница в величине налогового обязательства между текущим и аналогичным отчетным периодом;
  • наличие штрафных санкций в прошлом периоде, начисленных за нарушение налогового законодательства;
  • оформление льгот по нескольким видам налогов;
  • разные суммы налоговых платежей за квартал при одинаковых производственных объемах.

Внеплановые

Незапланированные мероприятия контроля имеют следственно-оперативный характер. Они проводятся без предупреждения, поэтому у субъекта все сведения на момент проверки остаются неизменными. Такой вид контроля исключает возможность уничтожения доказательств фактов законодательных нарушений.

Встречные выездные

Встречное мероприятие выездного характера проводится с целью контроля проведения определенной операции или сделки. Обычно оно инициируется налоговой инспекцией, контролирующей одного из контрагентов. В ходе процедуры у предпринимателя, у которого не проводится официальной проверки, могут быть запрошены документы или информация относительно проведенных операций в рамке рассматриваемой сделки.

Читайте так же:  Льготы для пенсионеров по оплате жкх в москве и области

Камеральные

Проверка камерального типа подразумевает проведение контроля деятельности субъекта без выезда к нему. Уполномоченные к таким действиям инспектора запрашивают необходимую документацию для контроля, которые предприниматель обязан предоставить в Налоговую Службу.

Контроль после закрытия

Прекращение предпринимательской деятельности и официальная регистрация события не является основанием для освобождения бывшего представителя бизнеса от ответственности.

Процедура контроля может быть инициирована представителями уполномоченного органа на протяжении трехлетнего события с даты закрытия ИП. В ходе мероприятия проверяется компетентность предпринимателя в проведении расчетов обязательных платежей и финансовых операций по ним.

Целью деятельности налоговиков в данном ракурсе является выявление нарушений и несоответствий. Проверка позволяет подвести итог всей деятельности субъекта хозяйствования и сделать выводы о его компетентности и добросовестности. Если предприниматель не стремился приобрести такие качества в процессе ведения деятельности, то ему придется отвечать за допущенные провинности штрафными санкциями, пеней и компенсацией неуплаченной суммы в бюджет.

В этой статье мы рассказали вам, как налоговая проверяет ИП. Налоговые проверки ИП проводятся с целью выявления факта неправомерности в применении системы налогообложения. В ходе мероприятия инспекторами оценивается возможность ее применения в конкретных условиях ведения предпринимательской деятельности, проверяется правильность расчета налогового обязательства, его начисление и перечисление на счет в государственный бюджет. При выявлении нарушений, представителю бизнеса необходимо будет уплатить штраф, сумму неуплаченного налога и пеню на него. При выяснении, что ИП не правомерно пользоваться льготной системой налогообложения, ему будут насчитаны налоги в соответствии с порядком, применяемым к общей системе налогообложения.

Когда могут проверить плательщика на ЕНВД

Казалось бы, чем могут быть интересны для налоговиков плательщики на “вмененке”? Ведь это льготный режим, на котором сумма налога определяется заранее в фиксированном размере, независимо от того, сколько в действительности заработает бизнесмен. Старший партнер «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего авторского проекта рассказывает, в каких случаях налоговая может доначислить большие суммы, ради которых стоит проводить выездную проверку, и почему #схемыбольшенеработают.

Спецрежим ЕНВД прост и экономичен, поэтому многие хотели бы на него перейти. Но закон установил много ограничений для его применения. Режим доступен только на некоторых видах деятельности, численность работников не должна быть больше 100 человек, а доля юрлиц в уставном капитале — не больше 25%. Есть ряд дополнительных ограничений, которые зависят от конкретного вида деятельности. Поэтому многие плательщики пытаются подтасовать свои показатели, чтобы формально получить право на льготный режим.

Задача налогового органа состоит в том, чтобы проверить, действительно ли плательщик может применять спецрежим, и, если это не так, пересчитать ему налоги по общей системе обложения, а еще доначислить пени и штрафы.

Кто рискует “слететь” с ЕНВД во время проверки

Плательщики, которые достигли показателей, не позволяющих применять спецрежим, должны самостоятельно перейти на общую систему или на упрощенную — и считать налоги по этим режимам.

Но не все так поступают. Кто-то скрывает свои истинные показатели (например, указывает в декларации площадь торгового помещения меньше, чем на самом деле, или показывает не все грузовики, на которых работает), чтобы оставаться на спецрежиме. Поэтому налоговые органы с подозрением относятся к тем, у кого показатели почти достигли предельных значений. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль и проводит предпроверочный анализ.

Концепция планирования выездных проверок рекомендует обращать внимание на плательщиков, которые на 95% приблизились к предельным значениям. По конкретным видам деятельности это выглядит так:

  • для розницы — торговая площадь 142,5 кв.м (95 % от максимальных 150);
  • для общепита — зал обслуживания посетителей 142,5 кв.м (максимальное — 150);
  • для услуг по перевозке — 19 машин (максимальное — 20);
  • для гостиниц — спальные помещения 475 кв. м (максимальное — 500).

Подозрения у инспекторов вызовут плательщики, у которых есть несколько объектов на “вмененке” и все — на предельных показателях. В таких случаях возможно искусственное разделение одного большого объекта на несколько маленьких, чтобы не превышать допустимых параметров.

Пример из практики. По декларации у предпринимателя два магазина. У каждого из них торговая площадь 120 кв. м. Формально превышения нет.

Инспекторы запросили у арендодателя документы и выяснили, что ИП в одном здании арендует два соседних помещения, между которыми по плану есть перегородка. Когда вышли на проверку, увидели, что перегородки нет, а два помещения — это один большой магазин. То есть, фактически площадь была 240 кв.м., при максимально возможной в 150.

Более хитрые схемы обхода ограничений — это дробление бизнеса, когда несколько формально независимых юрлиц или ИП арендуют большую площадь под магазин или кафе. По документам у каждого свой магазин (кафе) и каждый применяет “вмененку”. А на деле оказывается один зал, с одной вывеской и кассой, оформленный в едином стиле, где работают одни и те же люди.

Что делать, если показатели на “вмененке” близки к предельным

Само по себе приближение к предельным показателям — это не нарушение закона. Поэтому волноваться не стоит, если, конечно, вы не используете схемы обхода ограничений.

Если инспекция вдруг попросит у вас разрешения на осмотр, предоставьте ей такую возможность. Так вы снимете с себя подозрения и избежите выездной проверки.

Отказывать инспекторам бессмысленно, так как они назначат выездную проверку и все равно проведут осмотр.

Если вы все-таки дробите бизнес, то позаботьтесь о том, чтобы договоры на аренду были оформлены на разных юрлиц или ИП, чтобы у каждого была своя ККТ и работники, каждый магазин или кафе имели свое название и вывеску, а также номера телефонов и т.п. Эти меры увеличат ваши шансы на победу в суде, но претензий от налоговиков избежать, скорее всего, не удастся. И помните. #СХЕМЫБОЛЬШЕНЕРАБОТАЮТ

Какие особенности налоговой проверки при УСН?

Налоговая проверка УСН может быть проведена как с выездом к налогоплательщику (выездная проверка), так и без посещения офиса « упрощенца » (камеральная проверка). При проведении выездной налоговой проверки УСН потребуется представить все документы, связанные с упрощенной деятельностью, в том числе бухгалтерские.

Выездная проверка «упрощенца»

Основанием для проведения выездной налоговой проверки, как правило, является необходимость удостовериться в том, что налогоплательщик имеет право на применение УСН, т. е. соблюдает все установленные для «упрощенцев» требования, а также в том, что он правильно рассчитывает упрощенный налог. Потенциальными проверяемыми являются те «упрощенцы», кто много лет декларирует убыточную деятельность, или те, кто часто переводится из одной ИФНС в другую.

Читайте так же:  Отказ от повестки

Кто может применять УСН, узнайте из публикации.

Выездная проверка на основании п. 8 ст. 89 Налогового кодекса начинается со дня, когда налоговым органом вынесено соответствующее решение о проведении проверки. Проверка длится до 2 месяцев, хотя в отдельных случаях этот срок может быть продлен до 4–6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Все основания для продления проверки упомянуты в п. 4 приложения 2 к приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ3-06/[email protected]

Проверка может охватывать всю деятельность налогоплательщика за последние 3 года. Проверяются все имеющиеся у него документы, в том числе и бухгалтерские, ведь с 2013 года у юрлиц-«упрощенцев» появилось обязательство вести бухгалтерский учет. В случае необходимости в ходе проверки могут быть произведены инвентаризация, осмотр, выемка документов и прочие специальные мероприятия по налоговому контролю.

По итогам проверки выдается справка, а через 2 месяца — акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Камеральная проверка на УСН

Проведение камеральной проверки регламентируется ст. 88 Налогового кодекса. Проверка проводится налоговыми инспекторами без выезда к налогоплательщику. Иногда о проведении такой проверки налогоплательщик может и не знать, пока проверяющим не потребуются пояснения или документы, объясняющие выявленные в декларации неясные моменты.

Какую отчетность должен сдать «упрощенец» в 2018 году, узнайте здесь.

Если в результате проверки выявляются нарушения налогового законодательства, проверяющими в 10-дневный срок после ее завершения составляется акт. Такой порядок указан в п. 1 ст. 100 Налогового кодекса.

Камеральная и выездная проверки могут совмещаться по времени проведения: в ходе камеральной проверки изучается поданная налогоплательщиком отчетность за текущий год, а при выездной проверке — за больший период, и для ее назначения могут быть более широкие основания. О возможности проведения одновременно 2 типов проверки указано в письме ФНС от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529.

Особенности проверки УСН 6%

Тем, кто применяет УСН по ставке 15%, нужно быть готовым подтвердить документально и свои доходы, и свои затраты. Что касается проведения выездной проверки налогоплательщиков, избравших упрощенную систему налогообложения c объектом «доходы», то проверяющие и у них могут затребовать расходные документы. В первую очередь, понадобятся документы об уплате страховых взносов, ведь они оказывают прямое влияние на расчет налога.

Какие страховые взносы уменьшают упрощенный налог, см. в материале «Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)».

Если «упрощенец» (6%) уплачивает торговый сбор по одному из нескольких осуществляемых видов деятельности, он может учесть уплаченный сбор при расчете УСН-налога, если организует раздельный учет доходов и УСН-налога по виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор. Наличие такого учета также находится под пристальным вниманием налоговиков при проверке «упрощенца».

Рассчитать сумму торгового сбора поможет статья «Как рассчитать торговый сбор для ИП в 2017 году?».

Также документы по расходам могут понадобиться в случае проверки правильности начисления и удержания НДФЛ, если упрощенец выступает налоговым агентом.

Подробнее о том, что нужно знать об учете на системе УСН с объектом налогообложения «доходы», читайте в нашей статье «УСН «доходы» в 2018 году (6 процентов): что нужно знать?».

Налоговые проверки упрощенца и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание

Ст. 54.1 появилась в НК РФ совсем недавно (введена законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ) и посвящена вопросам необоснованной налоговой выгоды.

С понятием «необоснованная налоговая выгода» вы познакомитесь в материале «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов.

К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов. На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов).

Таким образом, «упрощенцу» нужно быть готовым доказать разумную деловую цель своих действий (например, цель дробления бизнеса), а также позаботиться о документальном обосновании реальности своих сделок, подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагентов и т. д.

Проверки упрощенцев налоговой службой мало чем отличаются от проверок налогоплательщиков, работающих на общей системе налогообложения. Исключением является то, что поводов для проведения налоговой проверки деятельности бизнесменов на УСН меньше.

Вся информация о налоговых проверках содержится в нашем разделе «Налоговые проверки».

Обычно если по декларации у налоговых инспекторов не возникает никаких вопросов, то проверки ожидать не следует. Тем не менее следует тщательно вести бухгалтерский и налоговый учет и хранить всю документацию, ведь решение о проведении камеральной проверки исполняется проверяющими немедленно, без предварительного уведомления налогоплательщика, а проверяемый период при выездной проверке захватывает 3 года.

Риски налоговой проверки для ИП

Жизнь российского предпринимателя спокойной не назовешь. Кроме собственно ведения бизнеса, уплаты налогов и взносов, выстраивания отношений с клиентами и партнерами, получения прибыли (которая и является главной целью предпринимательской деятельности), надо еще успевать следить за изменениями законодательства и отчетности.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства

В дополнение к этому, бизнесмен постоянно находится под недремлющим оком многочисленных надзорных органов. Государственный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:

— налоговый контроль, проводимый в соответствии с гл. 14 НК РФ;

— неналоговый или административный контроль, регулируемый законом № 294-ФЗ;

— специальные виды контроля, такие как валютный, таможенный, банковский контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулируются отдельными законами.

Закон, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, названный «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отводит собственно защите прав налогоплательщиков лишь несколько небольших статей. Весь остальной текст посвящен многочисленным видам государственного контроля, порядку его проведения, организации плановых и внеплановых проверок.

Читайте так же:  Назначение и условия предоставления социальных выплат

К административным (неналоговым) видам контроля относят лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный, пожарный, строительный надзоры и др. Относительно плановых неналоговых проверок ситуация более-менее прозрачна, т.к. статья 9 закона № 294-ФЗ обязывает Генеральную прокуратуру публиковать на своем сайте ежегодный сводный план проверок.

Причиной же проведения внеплановых проверок может стать, согласно ст. 10 (2) этого закона, любое заявление граждан, бизнесменов, госорганов об угрозе вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и объектам культурного наследия государственной безопасности или чрезвычайных ситуаций. Если добавить сюда еще и жалобы на нарушенные права потребителей, то можно сказать, что вероятность стать объектом внеплановой проверки может быть выше, чем попадание в список плановых.

Мероприятия, проводимые в рамках любого из неналогового контроля, конечно, могут негативно сказаться на деятельности предпринимателя, но мало что может обеспокоить его сильнее, чем известие о проведении выездной налоговой проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая проверка — это мероприятие налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения плательщиками налогов и сборов, а также налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

К последствиям налоговой проверки можно отнести не только сами суммы доначислений, пеней, штрафов, но и разрушенные деловые связи, которые нарабатывались годами. Налоговому инспектору ничего не стоит, например, при проверке декларации или договора, затребовать у вашего контрагента выписку по счетам или документы, относящиеся к сделке, допросить его руководителя или бухгалтера. Понятно, что партнеры такому вниманию со стороны налоговиков к вашему бизнесу вряд ли обрадуются, что вполне может сказаться на вероятности дальнейшего сотрудничества.

Проводиться налоговая проверка может в виде камеральной или выездной. Камеральная проверка проходит в постоянном режиме относительно всех налогоплательщиков, и представляет собой проверку каждой сданной декларации, отчета и других документов, представленных в налоговую инспекцию.

О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает только, если в его отчетности будут выявлены ошибки, несовпадения, если был заявлен убыток или в уточненной декларации уменьшена сумма налога к выплате. В этих случаях необходимо в течение пяти дней ответить на требование налоговой инспекции о представлении пояснений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится выборочно, и некоторые налогоплательщики могут избежать такой участи на протяжении всей своей деятельности.

Средний размер доначислений по результатам выездной проверки превышает 5 млн рублей. Конечно, эта сумма, как и средняя температура по больнице, не одинакова для всех налогоплательщиков, так например, штрафы почти на порядок выше у юридических лиц, чем у ИП.

Известно, что выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним конфиденциальным документом ФНС и найти его в открытом доступе невозможно. Для того, чтобы налогоплательщики все-таки знали о том, насколько велики их шансы на включение в план проверок, Приказом ФНС № ММ-3-06/[email protected]) от 30.05.2007 была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Приказ также содержит «Общедоступные критерии рисков самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», которые позволяют бизнесмену оценить, насколько он в своей деятельности приблизился к опасным значениям. Среди этих критериев:

— размер налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли (расчет нагрузки приводится в Прил. № 3 к Приказу);

— заработная плата работника налогоплательщика ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

— суммы расходов ИП максимально приближены к сумме доходов;

— финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском (связи с однодневками или недобросовестными контрагентами);

— отсутствие пояснений на запрос налоговой инспекции о несоответствии показателей деятельности;

— неоднократное приближение к предельным значениям показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, площадь торгового зала 150 кв. м для ЕНВД или численность работников 100 человек для УСН).

Попасть в план выездных проверок можно не только по указанным критериям риска, но и по другой информации, приходящей к налоговикам. Такая информация может поступать как из официальных источников, в том числе, по результатам неналоговых проверок, так и от других лиц, например, по заявлению работника о выплате зарплаты в конвертах.

Анализируют также применение налогоплательщиком серых налоговых схем для минимизации налогов и его связи с недобросовестными контрагентами.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Конечно, полностью защититься от попадания в жернова такой проверки невозможно, т.к. повлиять на это могут слишком много факторов, зачастую не зависящих от предпринимателя. Тем не менее, риски проведения выездной проверки все-таки можно снизить, если соблюдать следующие правила:

— своевременно и полно уплачивать налоги и страховые взносы;

— сдавать вовремя и, по возможности, без ошибок необходимую отчетность;

— отвечать на требования налоговой инспекции о представлении пояснений по результатам камеральных проверок;

— соблюдать трудовое законодательство и следить, чтобы официальная зарплата ваших работников была не ниже средней по вашему региону и виду деятельности;

— проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;

— стараться так вести свою деятельность или выбирать такой налоговый режим, чтобы не отражать в отчетности убытков или значительных, по сравнению с доходами, расходов;

— не приближаться к предельным значениям, позволяющим применять специальные налоговые режимы;

— следить за тем, насколько ваша налоговая нагрузка соответствует среднему уровню;

— соблюдать требования отдельных видов законодательства, например, о защите прав потребителей, банковского, лицензионного и др.;

— не использовать сомнительные способы снижения налоговой нагрузки, так называемые налоговые схемы.

Налогоплательщик «закрыл ИП»: вправе ли инспекция провести выездную проверку за период после утраты статуса ИП?

Даже если физлицо утратило статус индивидуального предпринимателя, инспекторы вправе проверить не только тот период, в течение которого физлицо вело деятельность в качестве ИП, но и период после утраты этого статуса. Об этом, ссылаясь на решение суда, сообщила ФНС России на своем сайте (решение от 12.04.19 № СА-3-9/[email protected]).

Суть спора

В решении описана следующая ситуация. Согласно выписке из ЕГРИП, налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя с 4 февраля 2015 года. В декабре 2017 года инспекция назначила в отношении бывшего индивидуального предпринимателя выездную проверку. При этом ревизией был охвачен период с 04.02.2015 по 31.12.2016 (то есть проверка проведена, в том числе за период, когда физлицо уже не являлось ИП). По итогам проверки физлицо было привлечено к ответственности за неуплату налогов.

Читайте так же:  Уралсиб заявление на реструктуризацию кредита

Инспекция обратилась в районный суд с заявлением о взыскании задолженности. В свою очередь налогоплательщик подал встречный иск о признании решения ИФНС незаконным. Также он обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу. Обоснование такое. Согласно письмам Минфина от 23.01.12 № 03-02-08/6 и ФНС от 13.09.12 № АС-4-2/15309, налоговые органы вправе осуществлять выездные проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. А в данном случае в проверяемый период включены периоды, в которых физлицо предпринимательскую деятельность уже не осуществляло, а вело личное подсобное хозяйство. По мнению налогоплательщика, инспекция неправомерно провела проверку одновременно в отношении двух субъектов: индивидуального предпринимателя и физлица, ведущего личное подсобное хозяйство.

Решение суда и ФНС

Районный и областной суды поддержали налоговиков, отметив следующее. Конституционный суд РФ в определении от 25.01.07 № 95-О-О указал: налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица, независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса. Налоговый контроль в форме проверок направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом — со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подп. 3, 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Из этого следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве ИП не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. Кроме того, отметили в районном суде, в данной ситуации прекращение статуса предпринимателя не мотивировано реальными экономическими предпосылками, а связано со стремлением избежать государственного контроля (надзора) в осуществляемой сфере деятельности.

В свою очередь Федеральная налоговая служба отметила, что именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений. Поскольку суд уже принял решение, в рассмотрении жалобы было отказано.

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели могут в течение года бесплатно пользоваться веб-сервисом «Контур.Эльба», который позволяет вести бухгалтерию и сдавать отчетность через интернет.

Проверка индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией

Проверка ИП налоговой инспекцией проводится, чтобы проконтролировать соблюдение норм, предусмотренных в налоговом законодательстве РФ. Индивидуальный предприниматель (ИП) должен знать об особенностях её проведения, чтобы заранее подготовиться и успешно ее пройти.

Виды проверок ИП

Налоговые проверки организаций и ИП существенно не отличаются между собой. В отношении ИП, в том числе и во время выездных мероприятий, предусмотрен первичный и камеральный контроль отчётности, сдаваемой в налоговую инспекцию. Есть два вида проверок ИП:

  • плановая – согласно ежегодному плану;
  • внеплановая – для контроля над устранением замечаний, выявленных предыдущей проверкой, или при поступлении сведений о нарушении ИП требований законодательства.

Где можно получить информацию

Информацию о плане проверок можно узнать на официальном сайте ФНС. Тогда у вас будет возможность заранее устранить все имеющиеся нарушения. О проверке ФНС также обязана накануне уведомить ИП, сообщив о том, какие вопросы ее будут интересовать.

Юридическое лицо или ИП должны присутствовать во время проверки налоговой инспекцией обязательно (НК РФ, ст. 21). Если такой возможности нет, следует заранее уведомить ФНС и перенести меропориятие на другое число.

Период деятельности ИП, подлежащий проверке, не должен превышать 3 лет. По закону один и тот же налог не может проверяться повторно на протяжении года.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП проводится регулярно для повторного контроля отчётности, сданной ИП. Ее задача – определить правильность расчётов по налоговым выплатам. При корректном заполнении документов, достоверных данных, отсутствии других нарушений о проверке ИП не сообщают.

Если же нарушения выявлены, о результатах проверки ИП уведомляют, указав сроки их устранения. Подтвердить правомерность своих действий ИП может с помощью первичной документации или документов, демонстрирующих устранение нарушений.

Выездная налоговая проверка ИП

Обычно выездную проверку не назначают, если предприниматель вовремя сдал отчётность, не допустив ней ошибок. Её проведения следует ожидать, только когда в деятельности ИП обнаружили нарушения. В ходе контрольных мероприятий проверяется сданная отчётность и вся хозяйственная деятельность ИП.

При выездной проверке ведется контроль:

  • всей финансово-хозяйственной деятельности ИП;
  • отдельных сфер (операции с наличностью, применение ККТ).

Срок проведения выездной проверки группой инспекторов составляет 2 месяца. Отсчет ведется с момента принятия решения руководителем налоговой службы. При этом ИП обязан предоставить инспекторам помещение, всю требуемую ими документацию, а также создать необходимые для работы условия.

Этот срок может увеличиваться до полугода при наличии следующих оснований:

  • выявлении нарушений и необходимости повторного контроля над их устранением;
  • несвоевременном предоставлении ИП документации контролирующим органам;
  • проведение экспертизы;
  • наличии у ИП одного или нескольких отдельных подразделений;
  • ЧП (кража, пожар и др.).

Налоговые проверки ИП на патенте

По закону патентная система налогообложения может применяться только в отношении ИП, а не к юридическим лицам. Патент представляет собой разрешение на ведение определённого вида деятельности, срок действия которого ограничен. В момент покупки этого документа автоматически уплачивается фиксированная сумма налога.

Если ИП ведет несколько видов деятельности или оказывает разные услуги, ему необходимо приобрести соответствующее количество патентов. При такой системе легко рассчитать сумму налога, поскольку она фиксированная и не зависит от каких-либо показателей. Доходы и расходы по каждому патенту ИП учитывает в специальной книге, которую не требуется привозить в инспекцию для проверки.

Полагается ли проверка налоговой при закрытии ИП

При закрытии ИП обязательной налоговой проверки не требуется; но ее могут назначать, если ИП снимается с регистрации в соответствующем органе.

Если при закрытии ИП назначается выездная налоговая проверка, время и предмет предыдущих контрольных мероприятий не имеют значения.

[2]

Налоговая проверка ИП после закрытия

Налоговые проверки могут назначать и после закрытия ИП – в течение 3 лет с момента прекращения его деятельности. После закрытия ИП и снятия с государственной регистрации гражданин снимается с учёта в налоговой инспекции как ИП, но остаётся на учёте как физическое лицо – налогоплательщик. Если в результате проверки налоговыми органами будут выявлены нарушения, то ИП могут привлечь к ответственности.

Читайте так же:  Единовременная социальная выплата сотрудникам полиции на приобретение жилья

Какие документы могут потребовать в ходе проверки ИП

Во время проверки сотрудники налоговой инспекции могут потребовать:

  • свидетельство, подтверждающее регистрацию ИП;
  • отчётность по налогам за период, которого касается проверка;
  • бухгалтерскую отчётность;
  • лицензии (если у ИП лицензированный вид деятельности);
  • кассовые и банковские документов.

[3]

Оформление результатов проверки

По окончании контрольных мероприятий инспекторы составляют акт в двух экземплярах. Один остаётся у ИП, а второй у сотрудников налоговых органов. В акте указываются сведения, касающиеся проверки, ее результаты, выявленные нарушения и сроки их устранения. После ознакомления с актом ИП может обжаловать его в течение 2 недель.

Квалифицированные юристы помогут подготовиться к проверке и решить вопросы, возникшие в результате её проведения, что позволит избежать наказания.

Проверка ИП после закрытия

Закрытие ИП не основание для полного прекращения проверок в его отношении ответственными инстанциями. Согласно п. 1 ст. 23. Налогового кодекса РФ бизнесмену следует хранить документацию о деятельности фирмы в течение 4 лет после официального подтверждения её ликвидации. Проверка при закрытии ИП инициируется налоговыми органами. Для ее проведения необходимы законные основания.

Виды проверок закрытого ИП

Когда предприниматель желает закрыть своё предприятие, он должен написать соответствующее заявление в официальном порядке. Регистрация прекращения деятельности ИП – строго регламентированная процедура. Если фирма прекращает своё существование, бизнесмен освобождается от уплаты налогов, но не от ревизии.

По завершении работы ИП в отношении него проводят 2 вида контроля: камеральный и выездной.

Камеральная проверка

В ст.88 НК РФ говорится о проведении надзора за отчётностью, которую предприниматель регулярно представляет в налоговые органы. Камеральный контроль осуществляют по месту прописки физического лица или в налоговой инспекции по месту регистрации ИП. Такую ревизию проводят в течение 3-х месяцев после сдачи отчётов. Главным из них является декларация о доходах.

Сотрудники инспекции просматривают, проводят сверку финансовых показателей деятельности фирмы. При этом самого бизнесмена специально о контроле не информируют. Делопроизводство происходит по документам. Целесообразность её определяют следующие факторы:

  1. правильность оформления официальных бумаг;
  2. регулярность проведения налоговых взносов во внебюджетные фонды;
  3. сравнительная характеристика показателей, отчётов по документам предпринимателя и налогового органа для выявления ошибок и расхождений.

Данную проверку осуществляют только в отношении физических лиц. Юридические от неё освобождены.

После завершения деятельности ИП камеральную проверку проведут по тем бумагам, которые должны храниться в полном порядке 4 года у самого предпринимателя. Если налоговые органы требуют представить декларацию по расчётам, правоустанавливающие и другие документы закрытого ИП по истечении этого срока, предприниматель вправе заявить о неправомерности проведения контроля.

Выездная проверка

В течение 3 – 4 лет налоговые органы могут инициировать выездную ревизию и попросить бывшего владельца ИП представить документы по его закрытой фирме. Она не является обязательным способом контроля.

Срок выездной проверки составляет 2 – 6 месяцев в зависимости от объёма документации, дополнительной информации о деятельности ИП, поступившей в момент инспектирования. Время ревизии корректируется, если бизнесмен не смог по объективным причинам представить нужные документы в отведённый для этого срок.

Выездной контроль проводят сотрудники налоговой инспекции по месту регистрации физ. лица или его ИП. После ликвидации предприятия его владелец может не иметь помещения для проведения ревизии. Тогда бумаги изымаются по регламентированной форме и проверяются в здании налогового органа. Всю процедуру проводят в соответствии с п.2 ст. 89 НК РФ.

Основания для проведения проверок ИП после его закрытия

Чтобы инициировать налоговую проверку официально закрытого предприятия, необходимы веские основания. К ним относят следующие:

  • нарушения в осуществлении отчётной деятельности, выявленные после прекращения работы ИП;
  • несоблюдение сроков предоставления документов о налоговых отчислениях;
  • нелегальная деятельность ИП после его ликвидации по закону;
  • ЧП природного характера (пожар, затопление здания и порча документов, кража).

Налоговый орган может провести ревизию по запросу ПФР, если возникает необходимость проведения контроля перечислений средств на счета работников закрытого ИП.

В случае обнаружения расхождений в расчётах, ошибок по проведению вычислений, бывший предприниматель может вернуть себе часть средств или получить требование о возмещении неустойки. Если финансовая отчётность велась неправильно по вине бизнесмена, на него будет наложен штраф.

Рекомендации для предпринимателей несогласных с результатами проверки

После ликвидации своего бизнеса предприниматель должен быть готов к налоговым ревизиям ещё в течение 3 – 4 лет. В том, правомерна ли такая проверка, сомневаться не приходится. Достаточно почитать НК РФ.

Чтобы избежать проблем с налоговыми органами, важно выполнить следующие требования:

[1]

  1. точно в соответствии с Российским законодательством вести предпринимательскую деятельность во время работы ИП и после его закрытия;
  2. хранить документы в полном порядке 4 года с даты закрытия ИП;
  3. запросить результаты ревизии, узнать цель её проведения;
  4. обратиться в суд, если сотрудники НИ явно нарушают права предпринимателя.
Видео (кликните для воспроизведения).

Предприниматель, занимающийся собственным бизнесом, должен хорошо ориентироваться во всех нормативных документах, знать НК, ТК и другие официальные издания.

Источники


  1. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.

  2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
Как налоговая проверяет ип
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here