Какие дела ведет следственный комитет

Самое важное в статье на тему: "Какие дела ведет следственный комитет" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Глава 3. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета (ст.ст. 15 — 37)

Глава 3. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета

См. Положение о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13 декабря 2012 г. N 1653

>
Служба в Следственном комитете
Содержание
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изменениями и.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Зачем нужен Следственный комитет, что входит в его задачи

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 31 августа 2019. Время чтения 4 мин.

СК России занимается расследованием преступлений, возбуждением уголовных дел, криминалистикой, пресечением противоправных действий, защитой прав и свобод человека и гражданина. Орган существует с 2011 года. Председатель ‒ генерал юстиции Александр Иванович Бастрыкин.

Следственный комитет Российской Федерации – это госведомство, занимающееся сферой уголовного судопроизводства. Это целостная структура, построенная по жесткому иерархическому признаку, подчиняющаяся Председателю СКР России. Руководство деятельностью осуществляет Президент страны.

[1]

Таблица 1. Основная информация о ведомстве

Название Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ, СКР)
Задачи Занимается вопросами уголовного судопроизводства
Глава службы Председатель ‒ Бастрыкин Александр Иванович
Кому подчиняется Президент РФ
Сайт https://sledcom.ru/

Рис. 1. Структура ведомства

Историческая справка. Впервые в России следственные органы появились в 1713 г., назывались «майорские» канцелярии, подчинялись непосредственно Петру I. К функционалу структуры определялись наиболее опасные дела, в том числе об измене, коррупционные деяния власть имущих, такие как взяточничество, казнокрадство, подлоги, прочие виды мошенничества.

Основные задачи

К функциям СКР, согласно Положению, относят:

  • расследование преступлений в соответствии с УПК РФ;
  • проверка и реакция на сообщения о правонарушениях, расследование, возбуждение уголовных дел;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • внутренний контроль;
  • выявление обстоятельств, повлекших нарушения, их профилактика;

Рис. 2. Расширенная коллегия

  • международное сотрудничество;
  • поддержание госполитики в разрезе уголовного судопроизводства;
  • совершенствование нормативно-правового законодательства;
  • формирование отчетов о деятельности.

Фильм о федеральном органе:

Полномочия

Ведомство осуществляет ряд действий, таких как:

  • прием заявлений о преступлениях, разбирательства с привлечением криминалистов, судебных экспертов, ревизоров;
  • представление Президенту и Правительству проектов федеральных законов, актов, прочей документации;
  • законодательно-нормативные экспертизы;
  • взаимодействие с иностранными государствами в заданной сфере;
  • работа со СМИ;
  • рассмотрение обращений (в том числе жалобы на следователей), принятие по ним решений, направление ответов в установленные сроки;
  • внедрение в деятельность достижений науки и положительного опыта;
  • подготовка кадров;
  • лечение, профилактика, оздоровление и реабилитация сотрудников;
  • представление в Минфин предложений по формированию бюджета;
  • иные полномочия.

Рис. 3. Работа следователей

  • получать запрашиваемые документы и информацию, необходимые для дознания;
  • приглашать к экспертизам научные учреждения, специалистов;
  • формировать базы данных служебной и иной информации;
  • организовывать и использовать информ. системы.

Руководство

Председатель, его заместители, руководители главных управлений, в том числе по субъектам Российской Федерации, назначаются/освобождаются от должности лично Президентом РФ.

Ведомство образовано в 2011 году на базе комитета при прокуратуре. С этого момента Председателем был назначен генерал юстиции Александр Иванович Бастрыкин.

Рис. 4. Глава ведомства

Руководитель структуры ввёл в повседневную практику личные приёмы граждан, что явилось новшеством для управленца подобного уровня. Им была инициирована идея открытия региональных приёмных.

При Бастрыкине созданы кадетские классы по всей стране и корпуса:

  • имени Александра Невского;
  • Московская и Санкт-Петербургская Академии;
  • Институт криминалистики.

Интересно. Внедрен проект «Районный следователь», цель которого ‒ поведать о буднях сотрудников, работающих в маленьких городах, поселках. В его рамках показывают захватывающие истории, реальные события, рассказы об особенностях расследований запутанных преступлений.

[3]

Рис. 5. Курсанты кадетского корпуса

Кроме основной деятельности на посту главы ведомства, Бастрыкиным внесено на рассмотрение множество нововведений, которые могут быть введены на уровне законов. Например, им было предложено положение об установлении уголовной ответственности юридических лиц. Эту инициативу руководитель службы подкрепил примерами опыта других стран (Германии, Великобритании, США, прочих). Интересно предложение о возвращения в УПК института объективной истины, что должно способствовать повышению уровня охраны прав и свобод индивида в судебном процессе.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Чем занимается следственный комитет России

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 12 марта 2019. Время чтения 4 мин.

Объективное и оперативное расследование преступлений, защита прав, свобод и законных интересов человека, обеспечение общественного порядка — вот главные задачи Следственного комитета России. При выполнении возложенных функций сотрудники ведомства обязаны соблюдать нормативные документы, права граждан и не допускать превышения полномочий.

В соответствии с нормативными документами, Следственный комитет РФ занимается осуществлением полномочий в области уголовного судопроизводства. Расследование резонансных и тяжких преступлений, защита прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы в сфере компетенции и процессуальный контроль над работой следователей СК — вот ключевые аспекты деятельности ведомства.

Общие сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Полное наименование Основная задача Руководитель (наименование должности и личные данные) Кому подконтрольно учреждение Официальный сайт
Следственный комитет Российской Федерации Расследование преступлений, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, контроль над деятельностью следственных органов СК Председатель Бастрыкин Александр Иванович Президент РФ https://sledcom.ru

Чем занимается Следственный комитет РФ

Задачами ведомства являются:

  • расследование подследственных преступлений (убийство, принуждение к изъятию органов человека для трансплантации, похищение человека, клевета в отношении судьи, прокурора, судебного пристава, все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и прочее) максимально оперативно и качественно;
  • надзор за деятельностью следователей СК;
  • защита прав и свобод граждан, обеспечение законного порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении;
  • совершенствование нормативной базы в сфере деятельности (например, внесение предложений по изменению каких-либо положений кодексов, законов).
Читайте так же:  Распределение доли общества

При выполнении возложенных задач сотрудники ведомства руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными правовыми документами.

Одно из дел СК РФ:

Полномочия

Ведомством осуществляется следующая деятельность:

  1. принимаются, регистрируются и проверяются сообщения о преступлениях;
  2. проводится расследование с принятием окончательного процессуального решения (о прекращении уголовного дела, о предъявлении обвинения и направлении дела в суд, прочее);
  3. готовит и вносит проекты законов по вопросам деятельности;
  4. контролирует работу следователей;
  5. анализирует практику применения нормативных документов в области уголовного судопроизводства (с этой целью обычно собирает сведения из территориальных подразделений СК);
  6. организует кадровую работу (прием, увольнение сотрудников, обучение, повышение квалификации);
  7. взаимодействует со СМИ (информирует о своей работе общественность, например, о ходе расследования уголовного дела или об обстоятельствах задержания подозреваемого);
  8. проводит прием граждан, рассматривает их обращения (в том числе жалобы на следователей региональных подразделений);
  9. представляет и защищает интересы СК, например, в суде.

При осуществлении деятельности сотрудники ведомства могут:

  • запрашивать и получать бесплатно нужные сведения;
  • участвовать в создании баз данных по сфере деятельности;
  • вести криминалистические учеты, базы данных и использовать их в работе;
  • в случае необходимости привлекать к сотрудничеству специалистов, ученых.

При этом Следственный комитет имеет право издавать собственные нормативные документы.

Рис. 1. Председатель СК России.

Руководство

С января 2011 года ведомством руководит генерал юстиции Российской Федерации Бастрыкин Александр Иванович, уроженец г. Пскова, выходец из рабочей семьи. Окончил юридический факультет Ленинградского университета, обучался в одной группе с Президентом Путиным В. В.

Трудовую деятельность начинал с инспектора уголовного розыска и следователя ОВД. В 1989 г. поступил в аспирантуру юридического факультета Ленинградского госуниверситета, где год спустя защитил кандидатскую, а через семь лет — докторскую диссертацию.

В 2008 году возглавил расследование убийства прокурора Саратовской области, которое было раскрыто менее чем за месяц. В 2010 году руководил следствием по делу о массовом убийстве в станице Кущевская Краснодарского края.

Был инициатором создания Московской и Санкт-Петербургской Академий СК, двух кадетских корпусов. Награжден многочисленными орденами, имеет почетные звания (работника юстиции, прокуратуры, СК).

Это интересно! Неоднократно имя главы Следственного комитета упоминалось в связи с неоднозначными ситуациями. Например, в 2012 году его обвиняли в угрозах журналисту, подготовившему статью о приговоре Цеповязу С., получившему за уничтожение улик по делу о массовом убийстве в качестве наказания штраф.

Из истории

Судебная реформа Петра I, разделившая стадии уголовного расследования и процесса, стала началом образования ведомства. Были учреждены «майорские» следственные канцелярии. Их отличие в том, что они подчинялись непосредственно главе государства. После смерти Петра I учреждение упразднили, следствие вели неспециализированные органы.

В 1808 году была учреждена должность следственных приставов, состоящих в штате городской полиции. Впоследствии они были выведены в отдельное формирование. В ноябре 1918 года образован единый следственный отдел. К концу 1930 года судебные следователи переведены в состав прокуратуры.

В январе 2011 года вступил в силу ФЗ № 403, выведший Следственный комитет РФ в отдельную структуру.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Должность следователя: обязанности и место работы. Кто такой следователь?

Работать следователем может практически каждый. Любая девушка или молодой человек может избрать для себя этот профессиональный путь. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Следователем называется юрист, который занимается раскрытием разнообразных преступлений. Специфика данной профессии понятна: ее представители занимаются поиском правонарушителей и привлечением их к ответственности. Но помимо этого, следователь должен разбираться и во многих других сферах, которые не имеют непосредственного отношения к его роду деятельности.

Каким должен быть следователь?

Тех людей, которые работают на должности следователя, нельзя строго отнести к определенной профессиональной области. Ведь человек, который ведет следствие, должен обладать большим набором самых разнообразных навыков. Как сотрудник правоохранительных органов он должен обладать хорошей спортивной подготовкой. С другой стороны, ему приходится постоянно анализировать большое число разнообразной информации, и поэтому не обойтись без хороших интеллектуальных данных. Кроме этого, работа на должности следователя всегда предполагает общение с людьми. Без социальных навыков в этой сфере также будет очень сложно.

История профессии

Эта профессия берет свое начало с давних времен, когда начал формироваться институт государства. Любому правительству нужны были люди, которые занимались бы тайным сыском. Начиная со времен существования Римской империи, вина преступника должна была быть доказана. Первоочередными обязанностями следователя были сбор фактов и их систематизация, а также представление их к производству суда. Со временем юридическая наука стала развиваться, и появилась особая ее отрасль – уголовное право.

Места работы и основные обязанности

Сейчас специалисты данного профиля работают в силовых структурах: МВД, ФСБ, Следственном комитете. Если сотрудник на должности следователя проявляет усердие, то в дальнейшем он может получить повышение до прокурора отдела. В некоторых случаях предусмотрен рост до советника юстиции. Следователи выполняют следующие обязанности:

  • Возбуждение уголовных дел.
  • Решение разнообразных вопросов, которые возникают в ходе следствия, а также принятие необходимых мер.
  • Участие в судах.
  • Обжалование решений. Следователь добивается вынесения справедливого приговора.

Особенности работы

Одна из основных особенностей в работе следователя — это необходимость взаимодействия с различными структурами в процессе работы. В ходе расследования правонарушений приходится взаимодействовать с органами дознания, следственной группой, криминалистами, судебно-медицинскими экспертами, а также судебными исполнителями. Поэтому профессия следователя предполагает наличие хороших организаторских способностей.

Специалистам в такой области непозволительно допускать ошибки. Расследования должны проводиться тщательно и профессионально. Ведь в противном случае пострадать могут ни в чем не повинные люди, а преступники окажутся безнаказанными.

Требования к должности следователя

Чтобы стать следователем, необходимо обладать набором соответствующих навыков. Поэтому без профессионального образования не обойтись. Это важно. Тому, кто хочет в будущем работать на должности следователя, необходимо получить высшее юридическое образование. Ведь в процессе своей деятельности он должен обладать знаниями:

  • уголовно-процессуального кодекса;
  • криминалистики;
  • законодательства;
  • психологии и логики.
Читайте так же:  Узнать срок лишения прав

Есть немало других требований, предъявляемых на должность следователя. Он должен быть достаточно эрудированным. В процессе работы ему не раз придется отстаивать свою точку зрения. Поэтому следователь должен обладать аналитическим складом ума, а также гибкостью мышления. Занимающий должность следователя должен уметь четко и лаконично излагать свои мысли. Только тот, кто обладает данными навыками, сможет стать успешным в своей профессии.

Психологические характеристики

Кроме набора интеллектуальных качеств, следователь должен обладать и набором нужных психологических характеристик. Среди них особое место занимают:

  • способность работать в условиях стресса;
  • самодисциплина, выдержка, организованность;
  • ответственность;
  • находчивость, умение мыслить нестандартно;
  • умение анализировать и практическое мышление.

После окончания высшего учебного заведения можно начать с практики в следственном отделе. Карьера зависит от того, насколько успешно будет пройдена практика. Чаще всего вчерашние студенты начинают практиковаться на должности помощника следователя. Однако даже если сотрудник поступил на работу, то это не означает, что период обучения для него закончен. Каждый год следователь должен сдавать несколько дисциплин. Это рукопашный бой, стрельба из табельного оружия, а также физическая подготовка. Проработав некоторое время помощником, можно занять должность следователя Следственного комитета. Следующая ступень в карьере – это следователь по особо важным делам, а затем и начальник следственного отдела.

Опасная работа

Следователь – это, прежде всего, деятельность, которая направлена на раскрытие различных правонарушений. Она начинается с осмотра места совершения преступления, сбора всех доказательств и улик. После того как будут исследованы все детали и получены результаты лабораторных анализов, производится установление личности преступника. Точность определения во многом зависит от квалификации специалиста, наличия у него профессионально важных качеств, опыта.

Кандидат на должность следователя должен понимать: работа эта очень опасная и ответственная. Она предполагает ненормированный рабочий день. Нередко отмечались угрозы и даже нападения на сотрудников следственного отдела. В ходе своей работы специалистам постоянно приходится сталкиваться с агрессией, подлостью, смертью, горем других людей. Сотрудник на этой должности несет ответственность за каждое свое решение и действие.

Ценность профессии

Работа следователя ценна тем, что занимающий эту должность всегда находится на страже закона и правопорядка, без которых невозможно построить цивилизованное общество. Каждый, кто преступил закон, должен ответить за свои действия перед обществом, а также в назидание другим правонарушителям. Однако ни один преступник, конечно же, не хочет добровольно быть подвергнутым наказанию. Обязанность следователя – призвать его к ответу. Именно благодаря таким специалистам раскрываются уголовные и экономические преступления, а также правонарушения в других сферах.

Эта профессия достаточно востребована, и хороших специалистов, как правило, не хватает. Должность следователя МВД желанна для многих. Но чтобы ее получить, нужно проявить немало упорства, таланта, а также настойчивости. Главное требование – это юридическое образование. В дальнейшем можно получить специализацию в сфере расследований экономических и налоговых преступлений или правонарушений в области высоких технологий. В некоторых случаях новички работают при поддержке опытных сотрудников Следственного комитета, однако в последнее время такая практика проводится все реже.

Преимущества и недостатки

Самый главный плюс, который отмечают большинство занимающих эту должность – престиж в обществе. Действительно, профессия следователя пользуется большим уважением. Кроме того, ее представители пользуются различными государственными льготами, имеют хорошую заработную плату. В некоторых регионах следователи обеспечиваются жильем. Однако некоторые представители профессии отмечают, что уровень заработной платы не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются к сотрудникам Следственного комитета.

[2]

К минусам главным образом относят ненормированный рабочий день, работу в условиях постоянного психологического стресса. Ведь следователю приходится иметь дело с тяжкими, а нередко и жестокими преступлениями. Нередко приходится работать круглосуточно или же прерывать выходной, чтобы выехать по горячим следам преступника. Кроме того, занимающие эту должность вынуждены постоянно испытывать перегрузки вследствие ведения нескольких дел одновременно.

Полномочия следователя Следственного комитета Российской Федерации и подследственные им уголовные дела

В настоящее время Следственный комитет — это независимая структура в системе государственных органов, подчиненная исключительно главе государства — Президенту Российской Федерации и действующая только в рамках закона.

Главным достижением Следственного комитета является то, что в это непростое для государства время, находясь с первых же дней своей деятельности в центре событий, все усилия были направлены на противодействие организованной преступности, терроризму, рейдерским захватам крупных предприятий, взяточничеству, другим тяжким и особо тяжким преступлениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

С момента создания Следственного комитета следователями рассмотрено около трех миллионов сообщений о преступлениях, возбуждено сотни тысяч уголовных дел, в ходе расследования которых раскрыто около двух тысяч убийств, более тысячи фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и около тысячи изнасилований. Именно поэтому граждане, пострадавшие от беззакония, все чаще обращаются за помощью именно в Следственный комитет. Рост доверия населения — это главный критерий оценки работы Следственного комитета.

Предварительное следствие следователями СК РФ производится, согласно подследственности установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета РФ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.

Следователи Следственного комитета РФ вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).

Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:

— самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или руководителем следственного органа. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам.

— полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий.

— гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить свои письменные возражения руководителю следственного органа.

Читайте так же:  Пенсия для футболистов

Кроме того, следовать вправе не исполнять некоторые указания руководителя следственного органа в случае своего несогласия с ними. В этом случае следователь представляет дело вышестоящему руководителю следственного органа со своими возражениями (ч. 3 ст. 39 УПК).

Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свободу внутреннего убеждения следователя и распространяются на указания руководителя следственного органа о:

— передаче дела другому следователю;

— привлечении лица в качестве обвиняемого;

— избрании меры пресечения;

— производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

— направлении уголовного дела в суд или его прекращении.

Заключение

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики я смогла:

1. изучить деятельность следственных органов и полномочия следователя на практическом уровне;

2. узнать и закрепить ранее известные статьи УК РФ, более детально поняла теоретические элементы уголовно-правовой науки, а также изучила основы уголовно-процессуального законодательства;

3. освоила нормативно-правовую базу, на которой основывается деятельность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области;

4. пришла к выводу, что практически любое преступление подследственное Следственному комитету может являться причиной нарушения таких нематериальных прав, как право на честь, достоинство и деловую репутацию.

Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объёме освоить все направления деятельности следственных органов, однако даёт возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу производственной (преддипломной) практики выполнила в полном объёме, получив необходимые практические знания и закрепив полученные теоретические навыки, а также изучила нормативные и методические материалы по теме своей выпускной квалификационной работе.

Считаю, что цель моей производственной (преддипломной) практики выполнена в полном объеме. Общее впечатление о прохождение производственной (преддипломной) практики положительное.

Работа в следственных органах является сложной и напряженной, для успешного её выполнения от работника следственного органа требуется не только отличная теоретическая подготовка, но и достаточно весомый практический опыт. Производственная (преддипломная) практика является важнейшим и результативным этапом подготовки квалифицированного специалиста. Это этап получения необходимых практических знаний и навыков, овладев которыми, студенту в будущем станет значительно проще выбрать профессию. В дальнейшей перспективе есть ярко выраженное желание стать сотрудником следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1042 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Тяжкие преступления и трудовые споры: в каких случаях стоит обращаться в Следственный комитет, а в каких нет

Проанализировав обращения жителей Новороссийска в Следственный отдел СК по городу Новороссийску становится понятно, что не всегда граждане понимают, что входит в компетенцию ведомства, а что нет.

Заместитель руководителя Следственного Отдела СК по Новороссийску Сергей Фомин рассказал НАШЕЙ, какие задачи решает Следственный комитет России, а в каких случаях необходимо обратиться в другие структуры, для того, чтобы проблема граждан была решена быстрее и эффективнее.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов.

Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Читайте так же:  Какие льготы предоставляются компаниям, принимающим на работу инвалидов

Какие дела ведет следственный комитет?

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Руководство

Председатель

15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября 2010 г. [3] ) обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 Председателем Следственного комитета Российской Федерации [4] [5] [6] .

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне.

Первые заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации

  • Пискарёв Василий Иванович (с 9 апреля 2012 г., № 417 [7] )

Заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России). [8]

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422; с 9 апреля 2012 г. назначен первым заместителем, № 417)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535 [9] )

Структура СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

Численность сотрудников

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составит 19 156 сотрудников, а с 1 января 2012 года — 21 156 сотрудников.

Штатная численность военных следственных органов СК — 2 034 сотрудника.

Приказом Следственного комитета России от 15 июля 2011 г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.

Какие дела ведет следственный комитет?

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Читайте так же:  Хостел в частном доме

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Руководство

Председатель

15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября 2010 г. [3] ) обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 Председателем Следственного комитета Российской Федерации [4] [5] [6] .

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне.

Первые заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации

  • Пискарёв Василий Иванович (с 9 апреля 2012 г., № 417 [7] )

Заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России). [8]

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422; с 9 апреля 2012 г. назначен первым заместителем, № 417)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535 [9] )

Структура СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

Численность сотрудников

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составит 19 156 сотрудников, а с 1 января 2012 года — 21 156 сотрудников.

Штатная численность военных следственных органов СК — 2 034 сотрудника.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказом Следственного комитета России от 15 июля 2011 г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  5. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
Какие дела ведет следственный комитет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here