Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот

Самое важное в статье на тему: "Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В законодательной деятельности Российской Федерации значительное место отводится решению проблем социально-правовой защиты детства в условиях социально-экономических преобразований в стране. Приоритетность интересов детей была определена в «Основных направлениях государственной семейной политики», утвержденных Указом президента Российской Федерации от 14.05.1996 г.

Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 — 1997 гг.

1 марта 1996 года введен в действие новый Семейный Кодекс Российской Федерации. Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и с Гражданским Кодексом РФ. В нормах Семейного Кодекса отражены положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев. Одна из важных тенденций нового Кодекса — стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти» [51] . Соответствующие нормы Кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка и включает следующие основные права ребенка:

— жить и воспитываться в семье;

— на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

— на общение с обоими родителями и другими родственниками;

— на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд;

— выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни;

— на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество.

Новый Семейный Кодекс окончательно определил приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно его положениям в РФ существуют следующие формы устройства детей, лишенных родительского попечения: опека (попечительство), усыновление, приемная семья и
иные формы, закрепленные законодательством субъектов федерации. Впервые на законодательном уровне определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение и эксплуатацию детей. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав и в этой связи определен социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

21 декабря 1996 г. был принят ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон впервые дал четкое определение таких понятий, как: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежда и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их в полной стоимости» [52] .

Принятие данного ФЗ и нового СК РФ способствовало созданию единого поля социальной защиты детей-сирот, что являлось на тот момент необходимым.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14. 05. 2001 г. № 374.

В соответствии с требованиями Семейного кодекса РФ, принят ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Законом введены понятия федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В Законе закреплен порядок формирования банка
данных (документирование информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей), определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях-сиротах.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение среднего (полного) образования. Важной гарантией получения такого образования является то, что содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения до окончания ими этого учреждения.

Если после окончания 9-ти или 11-ти классов ребенок-сирота с целью подготовки к поступлению в ВУЗ или СУЗ будет посещать подготовительные курсы, то обучение там для них является бесплатным.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных и муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (до достижения ими возраста 23 лет).

Выпускнику учебного заведения любого уровня выдается комплект одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

На период обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования дети-сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд льгот:

— их зачисление производится вне конкурса при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки;

— ежегодно им выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

— им выплачивается стипендия, размер которой не менее чем на 50% больше обычной;

— им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;

Читайте так же:  Вызов врача в выходные

— администрацией образовательного учреждения обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, а в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно.

Если ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период обучения в учреждениях начального, среднего или высшего образования будет вынужден уйти в академический отпуск по причине болезни, то на это время за ним сохраняется право на полное государственное обеспечение и ему выплачивается стипендия. Более того, образовательное учреждение должно содействовать организации лечения таких детей.

Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное общежитие, практикуется предоставление бесплатных путевок в спортивно- оздоровительные лагеря, обеспечивается проезд к месту отдыха и обратно.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых, для их приобретения.

Всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении за счет средств соответствующих бюджетов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том случае, если они имели закрепленное за ними жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в семье приемных
родителей, детском доме или ином учреждении, а также на период службы в армии, отбывания наказания в местах лишения свободы и т. д.

Если же у таких детей нет и не было закрепленного за ними или их родителями жилья, то после окончания учебы, службы в армии и т. д. (до достижения возраста 23 лет) они должны быть обеспечены жильем за счет средств муниципального бюджета вне очереди.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Федерации. Органы службы занятости в течение вышеуказанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели обязаны предоставить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или иной организации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут иметь право на получение следующих денежных выплат: пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, алименты, пособия.

В случае усыновления ребенка он не утрачивает права на пенсии, пособия, которые имел до усыновления. Исключение составляют лишь алименты, выплачиваемые родителями, лишенными родительских прав.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети, не достигшие 18 лет в случае смерти одного или обоих родителей. Эта пенсия сохраняется до достижения возраста 23 лет в случаях:

— если ребенок имеет инвалидность;

— если ребенок продолжает учебу в учебных заведениях на дневном отделении.

Пенсии, пособия, алименты, поступающие воспитанникам детских домов, интернатов и т. д., зачисляются на личные счета воспитанников в отделениях Сбербанка. До достижения воспитанником 14 лет расходные операции по вкладу осуществляются руководителем детского учреждения. По достижении несовершеннолетним 14 лет расходные операции по данному вкладу осуществляет он сам, но с письменного согласия руководителя учреждения.

Деньги расходуются только по желанию воспитанника на его нужды. Эти деньги не могут тратиться на оплату мероприятий, проводимых детским домом, на приобретение одежды, обуви, предметов личной гигиены, которые должны приобретаться самим учреждением. Личное дело воспитанника должно содержать все сведения, касающиеся его вклада.

Сравнительно новым механизмом защиты прав граждан, в том числе их семейных прав, является служба Уполномоченного по правам человека в РФ. Уполномоченный по правам человека — это должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворения административным решением, процессом его принятия или действиями (бездействием) государственных органов.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает, что Уполномоченный по правам человека имеет право принимать и рассматривать жалобы, причем не только граждан, но и находящихся на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства.

Кроме рассмотрения жалоб, Уполномоченный по правам человека контролирует деятельность органов исполнительной власти и других государственных органов.

Совсем недавно в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка, он был образован для защиты прав и интересов
несовершеннолетних, в том числе их права жить и воспитываться в семье.

В настоящее время в России функционируют семнадцать региональных Уполномоченных по правам ребенка. Несмотря на то, что законы, регулирующие деятельность Уполномоченных по правам ребенка в регионах России, не унифицированы, их задачи и функции в большинстве регионов во многом сходны. В Москве служба Уполномоченного по правам ребенка функционирует с 2001 года, основными задачами его деятельности являются [53] :

— обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

— содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

— совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

Читайте так же:  Воссоединение с семьей

— содействие совершенствованию законодательства г. Москвы о правах, свободах и законных интересах ребенка;

— разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей, их родителей или законных представителей;

— содействие деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

— информирование общественности о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;

— развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.

Одно из ключевых направлений деятельности Уполномоченного — оказание детям и их родителям или иным законным представителям бесплатной юридической помощи и содействие разрешению их проблем.

§ 5. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предусмотренная Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту параграфа – Закон) система социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивает достаточно высокий уровень социальной защищенности для этой категории детей.

Из смысла ст. 1 Закона следует, что предусмотренные социальные гарантии распространяются на детей, переданных в замещающую семью (под опеку, попечительство, в приемную семью, патронатную семью), а также находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не распространяются на детей, переданных на усыновление. В соответствии со ст. 19 СК РФ усыновленные дети лишаются статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя:

1) дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);

[3]

2) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);

3) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);

4) дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ (и.

В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей, утративших попечение родителей, действует норма и. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, в соответствии с которым решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.

Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения ими совершеннолетия. Значительной льготой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при успешной сдаче вступительных испытаний в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Они включают в себя предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона).

Весьма значимым законодательным решением является предоставление права полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, достигшим возраста 23 лет до окончания обучения (п. 3 ст. 6 Закона).

При предоставлении обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется полное государственное обеспечение на весь период отпуска; им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение обязано содействовать организации их лечения (п. 9 ст. 6 Закона).

2.Среди конституционных прав и свобод человека особое место занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). В соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан семьям, имеющим детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется социальная поддержка в области охраны здоровья.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 811[188 — СЗ РФ. – 2009. – № 43. – Ст. 5062.], подчеркивается, что диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 7 Закона закрепляет право таких детей пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, гарантирует оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебнопрофилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Читайте так же:  Срок охраны авторских прав

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

3. О дополнительных гарантиях, касающихся прав на имущество и жилое помещение , см. подробнее в гл. 5 настоящего учебного пособия.

4. О дополнительных гарантиях, касающихся права на труд , см. подробнее в гл. 8 настоящего учебного пособия.

Таким образом, анализ законодательства о правовом положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения позволяет сделать вывод, что при всем многообразии форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нужно учитывать положительные стороны и недостатки каждой из них применительно к конкретной ситуации, уровень социальной и правовой защищенности при передаче ребенка в замещающую семью и учреждение, а также все открывающиеся для него возможности и неблагоприятные последствия.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

2. Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей вы знаете? Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

3. Каковы виды замещающих семей? В чем особенности и преимущества каждой из них?

4. Каковы права детей, находящихся в замещающих семьях, и особенности их реализации?

5. В чем особенность правового статуса детей, находящихся под опекой и попечительством?

[1]

6. Какие виды специализированных учреждений для детей-сирот вы знаете и в чем отличие их правового положения?

7. Как реализуется право организаций, под надзор которых помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, на временную передачу таких детей в семьи граждан?

8. Какова оценка положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях и специализированных учреждениях, с точки зрения их социальной и правовой защищенности?

9. Каковы дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере образования, охраны здоровья, занятости и обеспечения жильем?

10. Каковы общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК РФ и другими нормативными актами?

§ 2. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами, следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.

Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

В ст. 6 °CК РФ закреплено право детей на получение содержания от своих родителей. Однако после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители в свою очередь не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению – после смерти усыновленного и его потомства в случае, если усыновление установлено при жизни родителей (родителя). Если же усыновление осуществляется после смерти родителей (родителя), усыновленные дети призываются к наследованию по закону после их смерти и после смерти прочих кровных родственников, поскольку на день смерти наследодателя правоотношения с ним не были прекращены.

Статья 137 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняет также право на пенсию или пособие, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия не назначается.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты , в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст. 148 и 154 СК РФ, ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях»). В субъектах РФ могут быть установлены и дополнительные выплаты. Например, в Москве, если воспитанник приемной семьи не получает пенсии или алиментов от родителей, он имеет право до достижения возраста 18 лет получать ежемесячную компенсационную выплату[176 — См.: Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. № 206-ПП «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 25.].

ДОХОДЫ ПОДОПЕЧНОГО(алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также доходы, полученные от управления его имуществом) расходуются опекуном, попечителем, приемным родителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

ВЫПЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ,напрямую зависят от формы приема ребенка в семью. Выплаты на содержание детей, находящихся под опекой и в приемной семье, производятся ежемесячно, в порядке и в размере которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 и п. 2 ст. 153^2^ СК РФ). Минимальный размер устанавливается Правительством РФ. На 2008–2010 гг. минимальный размер выплат опекунам и приемным родителям на содержание одного ребенка зафиксирован на уровне 4 тыс. руб. в месяц. Субъекты РФ могут увеличить размер выплат на содержание ребенка за счет региональных выплат. Например, в Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей, устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума[177 — См.: Статья 4 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 г. № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -2005.-№ 3.].

Читайте так же:  Льготы пенсионерам по оплате коммунальных услуг

Опекунам и попечителям, назначенным по заявлению родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также усыновителям выплаты на содержание ребенка не производятся.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также сохранение нрава собственности на жилое помещение или нрава пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 155^3^ СК РФ).

Какие есть права, льготы и меры социальной поддержки у детей-сирот и оставшихся без попечения родителей?

Гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, нуждается в поддержке государства. Особенно, это касается детей, лишенных семейной заботы. Помощь сиротам и лицам, без попечения родителей — одно из приоритетных направлений политики РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Какие права и социальные гарантии имеют несовершеннолетние, оставшиеся без родителей или их попечения, и кто отвечает за защиту их интересов?

Согласно ст. 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г., дети-сироты – это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, чьи отец или мать попали в следующие ситуации:

  • лишены права заботиться о своем ребенке в установленном законом порядке;
  • считаются без вести пропавшими;
  • утратили дееспособность;
  • отбывают наказание за преступление в тюрьме, либо находятся в розыске;
  • неизлечимо больны и не могут заботиться о своем чаде.

Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют право на:

  • образование;
  • воспитание и развитие;
  • общение с родственниками;
  • содержание (в том числе на оплату проезда и обеспечение обувью и одеждой);
  • медицинское обслуживание;
  • имущество и жилье;
  • труд;
  • уважение чести и достоинства;
  • защиту интересов и прав.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ в нашей стране действует система учреждений, которые должны обеспечить безопасность детей и защитить их права:

  • органы опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы социальной защиты и др.

Льготы на получение образования, в том числе при поступлении в колледж или вуз

Ст. 6 ФЗ № 159 разъясняет, сироты и приравненные к ним лица, могут проходить бесплатное обучение в образовательных учреждениях среднего, специального и высшего звена. Молодые люди вправе получить и второе среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих за счет бюджетных средств РФ.

Перед началом учебы, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выдается пособие в размере трехмесячной государственной социальной стипендии на приобретение необходимой литературы и письменных принадлежностей.

Воспитание и развитие

Ст. 54 Семейного Кодекса РФ подчеркивает, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и получать от них заботу.

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

  1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
  2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Отец и мать должны защищать интересы детей и обеспечивать их всестороннее развитие.

Общение с родственниками

Маленький гражданин имеет право на общение с:

  • матерью;
  • отцом;
  • дедушкой;
  • бабушкой;
  • братьями;
  • сестрам;
  • другими родственниками.

Развод родителей, переезд их в разные регионы или государства, не должны накладывать ограничения на интересы ребенка.

Полное государственное обеспечение

Государство выделяет деньги для содержания сирот или детей, оставшихся без поддержки родителей, обеспечивает их едой, одеждой, жильем, образованием за счет бюджетных средств. Если у ребенка есть хотя бы один живой родитель, то взрослый обязан осуществлять материальную поддержку сыну или дочери (ст. 80 СК РФ). Лишение родительских прав не является поводом для приостановки выплат.

При отсутствии у отца или матери официального заработка, денежные средства на содержание несовершеннолетнего лица поступают из местного бюджета.

Оплата проезда, в том числе к месту отдыха

Детям, лишенным родительской заботы, предоставляется бесплатный проезд в общественном транспорте. Данная преференция распространяется на все виды внутрирайонного транспорта, кроме такси и частных маршрутов.

Данная льгота предоставляется юным гражданам, получающим образование по очной форме в различных образовательных учреждениях на бюджетной основе.

Обеспечение обувью и одеждой

Поступая в учебное заведение на очную форму, учащийся из категории сирот и детей, оставленных без попечения родителей, получает бесплатный комплект обуви, одежды (ст. 6, ФЗ № 159). Нормы выдачи необходимых вещей представлены в Постановлении Правительства РФ от 18.09.2017 № 1117.

После завершения образования при трудоустройстве выпускники могут бесплатно получить одежду и обувь от учебного заведения или потребовать денежную компенсацию для самостоятельной покупки вещей. Кроме того лицам, окончившим учебу, выплачивается единовременное пособие в размере не менее 500 руб. (п. 8 ст. 6 ФЗ №159).

Читайте так же:  Как скрываться от розыска

Что положено для поддержания здоровья?

Детям, лишенным заботы родителей, предоставляется:

  • бесплатная медицинская помощь;
  • диспансеризация;
  • при наличии показаний выдаются путевки на лечение в санаторий, в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) и пр. (ст. 7 ФЗ № 159).

Предоставление жилья

Для детей-сирот и приравненных к ним юным гражданам, возможны два варианта обеспечения жильем:

    Cохранение за ребенком недвижимого имущества его родителей. В данной ситуации нет значения, где фактически проживает несовершеннолетнее лицо – в родной семье, с опекуном или в интернате. Право собственности переходит к нему по достижении совершеннолетия.

Опекун (попечитель) не может реализовать или обменять жилье сироты без разрешения органов опеки.
Встать на очередь для получения недвижимости. Воспользоваться услугой могут граждане от 18 до 23 лет, нуждающиеся в собственном жилье.

Если будет выяснено, что лицо уже имеет собственность или ее часть, в предоставлении льготной недвижимости ему будет отказано. Исключение – причитающаяся сироте площадь меньше нормативной, либо она находится в аварийном состоянии (ст. 8 ФЗ № 159).

Проходя обучение на очной форме в образовательном учреждении, молодым людям должна быть выделена комната или квартира на основании договора найма специализированных жилых помещений. Если у учебного заведения нет такой возможности, сирота получает денежную компенсацию для самостоятельной аренды недвижимости.

Помощь в сфере труда

Органы службы занятости населения оказывают содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, проводят их профессиональную подготовку и предоставляют возможность получения дополнительного образования.

Кроме того, ранее не работавшие или признанные безработными лица получают пособие или стипендию при прохождении обучения на профессиональных курсах при центре занятости (ФЗ № 1032-1 от 19.04.1991 г.).

Правовое положение и гражданство

Ребенок-сирота является полноправным гражданином РФ. Ст. 21 Конституции РФ подчеркивает:

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Где искать защиты?

За защитой своих интересов и прав, ребенок-сирота и дети, оставленные без попечительства родителей могут обратиться в органы опеки или в суд РФ (ст. 10 ФЗ № 159).

Статья 10 №159-ФЗ. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Льготы для несовершеннолетних из детских домов по уплате налогов и сборов

Юным гражданам предоставляются льготы по уплате налогов и сборов, в частности (п. 26 ст. 217, п. 3 ст. 333.29, пп. 9 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ):

  • Освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи. Источники выплат значения не имеют.
  • Освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ.

Меры государственной поддержки до 18 лет и после, и что меняется в 23 года?

В зависимости от возраста сироты и приравненных к ним граждан, государство предлагает следующие виды льгот:

    До достижения 18-летнего возраста или до окончания учебного заведения по очной форме обучения, но не старше 23 лет, гражданин имеет право на:
  • получение пенсии по потере кормильца;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте по городу и на пригородных направлениях;
  • предоставление обуви, одежды по сезону и всем необходимым;
  • бесплатные медицинские услуги;
  • отдых в спортивно-оздоровительных лагерях, лечение в санаториях.
  • Только после достижения 18 лет:
    • разовая помощь при поступлении в учебное заведение;
    • повышенная стипендия, социальная стипендия малоимущим студентам;
    • разовая выплата после окончания образовательного учреждения;
    • постановка в очередь на получение льготного жилья;
    • повышенное пособие по безработице;
    • право на внеочередное заселение в общежитие и бесплатное проживание в нем.
  • После 23 лет:
    • можно получить жилье, если гражданин успел встать в очередь на недвижимость до 23 лет;
    • если сирота продолжает обучение, у него остается полное государственное обеспечение вплоть до окончания образовательного учреждения (кроме пенсии по потере кормильца).

    Сироты и дети, лишенные попечения родителей, находятся на полном обеспечении государства. Они имеют равные права с каждым гражданином РФ, а также получают льготы при поступлении в учебное заведение, для приобретения жилья и пр. Большинство привилегий исчезает после достижения молодыми людьми возраста 23 лет.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Источники


    1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

    2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

    3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
    4. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
    5. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
    Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here