Лицензия на ритуальные услуги

Самое важное в статье на тему: "Лицензия на ритуальные услуги" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Лицензирование ритуальных услуг – Законопроект в Госдуме!

В Госдуму поступили поправки в закон «О погребении и похоронном деле». Авторы инициативы предлагают вернуть практику лицензирования похоронных агентств, так как:

Цитата:
«Отмена лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг в 2002 году позволила стихийно зарегистрироваться по подставным адресам многим похоронным службам, что послужило дискредитации аккредитованных в установленном порядке специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Оформление заказов такими похоронными службами происходит намеренно по завышенным расценкам, которые недоступны многим слоям населения.»

Однако сами участники рынка не сходятся в едином мнении о необходимости принятия закона.
— Три года назад комитет по собственности дал отрицательный ответ относительно аналогичного законопроекта – действия правительства были направлены на максимальную поддержку малого бизнеса, к коему похоронные агентства и относятся, – говорит президент Союза организаций ритуального и похоронного обслуживания столицы Андрей Стосков. – Сейчас даже среди наших экспертов нет единого мнения. Понятно, что на конечном этапе рынок необходимо регулировать. Другой вопрос – можно ли это сделать с помощью лицензирование похоронной деятельности? В настоящих условиях полагаю, что нельзя».

По словам г-на Стоскова, до 2002 года лицензии были, но опыт показывает, что «нужные бумаги могли получить все, кто хотел остаться на этом рынке, законно или незаконно». Господин Стосков уверен, что за прошедшее время ситуация вряд ли поменялась, и не исключено, что новая волна лицензирования вызовет очередной виток коррупции.

О том, что новый законопроект вряд ли одобрят, заявили и в самом думском комитете по собственности. «Не надо перекладывать на лицензирование проблемы, с которыми не могут справиться муниципалитеты, – отметил председатель комитета Виктор Плескачевский. – У них достаточное количество механизмов для решения проблем в этой области»

Некоторые участники рынка уверены, что когда родственники теряют близкого человека, они едва ли начинают искать отличия между ритуальными службами. Им нужно сделать все быстро и качественно. И в выигрыше остается та контора, которая оказалась рядом в нужный момент. Как объясняет г-н Стосков, основное отличие крупных похоронных агентств от мелких фирм – в доступе к информации о смерти. «Размер компании не всегда влияет на качество оказываемых услуг. Небольшая фирма также может достойно организовать похороны, – отмечает он. – Просто непонятно, откуда их агенты берут информацию. Как бы это цинично ни звучало, но нужно понимать – рынок похоронных услуг ограничен, он зависит от количества умерших».

Крупные же компании сотрудничают с городскими клиническими больницами. По правоохранительной практике, сложившейся в некоторых регионах страны, такое сотрудничество и получение крупными ритуальными фирмами информации о смерти граждан, признаётся противозаконным.

По его словам, г-на Стоскова мелким фирмам приходится как-то выкручиваться. Зачастую у последних нет собственного транспорта и базы для производства ритуальных атрибутов, но это не значит, что они не могут арендовать хорошие автомобили и заказать погребальные венки.

Как показывает практика, граждане РФ пользуются возможностью похоронить умершего бесплатно. Напомним, что в России существует возможность похоронить умершего бесплатно. В регионах на это выделяется 4 тыс. рублей, в Москве действует надбавка в размере 11 тыс. рублей – итого 15. тысяч. Услугой можно воспользоваться двумя способами: предоставить организацию похорон городским службам или сделать все за собственные деньги, вернув упомянутые 15 тыс. рублей через социальные учреждения. «В этом году в Москве на 50% сократилось количество тех, кто на начальном этапе выбрал похороны на безвозмездной основе. Люди предпочитают сначала оплачивать услуги наличными, а затем возмещать траты через социальные службы, – делится опытом г-н Стосков – Все просто, граждане умеют считать деньги. Комплекс услуг по кремации с учетом покупки урны может обойтись в 10 тыс. рублей. Не могу сказать, что разницу от личных расходов и выплаченных государством средств люди кладут в карман. Когда постигает несчастье, они об этом не думают, просто стараются организовать похоронный процесс чуть лучше».

Началось движение документов по введение лицензирования ритуальных услуг в РФ. Типа – движение к «порядку». Порядок – оно конечно дело правильное и полезное. Однако на пути к этому встают некоторые вопросы, на которых пока нет полнозначного ответа.

Вопрос 1: — Если действия некоторых ритуальных «фирм – однодневок» противозаконны, то где судебные процессы по незаконному предпринимательству? Где судебные решения о незаконности таких действий?

Вопрос 2: — Если в пояснительной записке, тов. Плетневой Т.В. заявляется, что: «Оформление заказов такими похоронными службами происходит намеренно по завышенным расценкам, которые недоступны многим слоям населения», то как тогда объяснить, что прейскуранты некоторых специализированных ритуальных фирм в некоторых регионах выше, чем прейскуранты мелких частных фирм, не связанных с местными органами власти?

Вопрос 3: — Почему ещё до 2002 г., когда действовало лицензирование ритуальных услуг и работали ТОЛЬКО специализированные крупные фирмы (!) , а никаких «черных» не было и в помине, Алексей Валентинович Сулоев – заместитель министра Правительства Москвы предлагал отменить эти проплаты?

Цитата:
«- Я прекрасно знаю эту систему. Я прекрасно понимаю, на чьи интересы мы наступаем. И руководители ритуальных организаций помнят, что я ещё лет 7 назад предлагал прекратить эти проплаты. Предлагал открыто, предлагал всем, потому что экономически это абсолютно тупиковая ветвь…»
«- Проблема в том, в чем столкнулись ещё лет 7 – 10 назад, когда все организации прекратили платить, а одна организация решила оказаться хитрее других»

Выходит, что именно специализированные службы, а не какие-то «черные агенты», ещё 10 лет назад покупали информацию о смерти граждан и пользовались этим?

Сейчас мы наблюдаем попытку вкатывания камня в гору. В условиях, когда экономическая политика Правительства РФ направлена на поддержку малого бизнеса, пытаться провести лицензирование, как ограничение на рынке ритуальных услуг, требует огромных усилий. И в результате этих усилий может появиться, извините за выражение «пустышка».

Вот давайте рассмотрим что именно предлагается лицензировать..

  1. Добавить в Федеральный закон «О лицензировании…» подпункт «105)- деятельность по оказанию отдельных видов ритуальных услуг»;
  2. Добавить в ФЗ «О погребении..» ст. 28.1 «Деятельность по оказанию отдельных видов услуг по погребению подлежит лицензированию…»

Некоторое время назад автором этих строк уже анализировалось положение с терминами в ритуальных услугах. Статья о новом ГОСТе о ритуальных терминах и лицензировании была также ретранслирована на крупных сайтах, посвященных ритуальным услугам. Ещё тогда прогнозировалось негативные последствия одновременного действия лицензирования ритуальных услуг и ГОСТа, с его расплывчатыми толкованиями.

Теперь мы можем получить, «те же яйца, только вид сбоку», и черти прячутся уже в мелочах.

По тому же ГОСТу «погребение — Захоронение тел (останков) человека или его праха после смерти». Это относится и к процессу кремации. Но это НЕ относится к продаже ритуальных принадлежностей, предоставлению транспорта, услугам ритуальных агентов, санитарно-косметическим работам и т.д. Т.к. тот же ГОСТ считает все остальные действия «обрядовыми».
Обряд –Символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке (по ритуалу).
А кто и где прописал этот порядок? Где нормативно расписан ритуал? Нет такого в нормативных актах!
Единственно расписанной процедурой является обряд по захоронению – т.е. закапывание в землю, а, к примеру не скармливание останков тел птицам, как в Тибете.

Читайте так же:  Сколько хранятся акты выполненных работ

И получается, что даже если удастся продавить в Госдуме введение лицензирование с такой формулировкой, как сейчас есть в Пояснительной записке, под рычаги административного воздействия попадают только деятельность по копке могил на кладбищах. Опять выходит, что за что боролись, на то и напоролись!

Вполне логично, что в Заключении Правительства РФ на законопроект о лицензировании указаны два значимых момента, неудобные для авторов законопроекта. Один из них это попытка замены государственного надзора и контроля лицензированием, ограничивающим предпринимательскую деятельность, а другой – необходимость дополнительного финансирование такой работы, как лицензирование в условиях дефицита бюджета.

Всякое конечно бывает, но, как правило, в Думе не проходят законопроекты, которые не инициированы Правительством РФ, или на которые есть отрицательные заключения. Этак по логике, чтобы провести изменения дойдем и до необходимости изменений в Правительстве…

А не проще ли сейчас на местном уровне в качестве контроля и надзора установить другой порядок профессиональной аттестации – благо и действующее законодательство это позволяет и затрат требуется меньше и в этом направлении действует и Правительство РФ, а дальше неторопясь и подробно прорабатывать тему лицензирования.

Всего-то нужно дополнить п.1.2. Постановления Правительства Москвы N 346-ПП от 10.04.2001 г. после слов «. специализированных служб по вопросам похоронного дела» словами «и других субъектов предпринимательства»

ВИДЕО 2005 г.
«Ритуальный бизнес стал «подконтрольным»

К 2017 году может быть восстановлено лицензирование похоронного дела

Основные виды ритуальных услуг будут подлежать обязательному лицензированию сроком действия в 5 лет.

Согласно тексту проекта федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации», все компании, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных услуг, должны получить лицензию до 1 января 2017 года. Текст документа помещен на сайте Минстроя РФ.

«Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности по оказанию ритуальных услуг, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2017 года», — говорится в законопроекте.

В частности, лицензированию подлежит прием заказа, заключение договора на организацию похорон и сопровождение похорон, транспортировка тел покойных, сохранение останков умерших, подготовка тел умерших к погребению, захоронение, эксгумация и перезахоронение останков или праха покойных.

Кроме того, лицензированию также будут подлежать услуги по кремации, а также изготовлению и установке надмогильных сооружений.

Лицензия будет действительна в течение 5 лет и будет распространяться исключительно на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного лицензионного контроля и надзора которого она выдана.

В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»

27-я Международная форум-выставка похоронной отрасли прошла в Москве, на площадке ВВЦ, в течение 4-х дней, с 29 октября по 1 ноября текущего года.

На Госуслугах появился суперсервис по оформлению документов для похорон

Новые требования к захоронениям на родственных участках в Москве

Для подтверждения родства к рассмотрению будут принимать только оригиналы документов.

В Москве появилась первая служба без ритуальных агентов

Ритуальная служба SMARTRITUAL предлагает заказать все необходимое он-лайн без наценок и переплат.

[1]

Как организовать похороны бюджетно и достойно?

Сегодня в Москве не существует фиксированной стоимости похорон: разброс цен за стандартный комплекс ритуальных услуг у разных организаций может составлять 10-30 тысяч рублей. При этом организация бюджетных похорон остается основным запросом у большинства родственников, которые хотят качественно проводить родного человека в последний путь.

Как отказаться от вскрытия?

Волеизъявление умершего или религиозные соображения побуждают родственников покойного отказываться от вскрытия. При каких условиях можно отказаться от медицинской экспертизы и когда она является обязательной?

Похороны в Москве: мифы и реальность

Организация погребения в Москве окружена целым рядом домыслов, которые совершенно не соответствуют действительности.

Лицензия на ритуальные услуги возвращается?

Лицензирование на ритуальные услуги было отменено ещё в 2012 году. Тогда посчитали, что это не решает всех проблем, а только усиливает административное давление. Затем, когда саморегулируемые организации стали создаваться во всех отраслях, а не только в строительстве и проектировании, стали поговаривать о том, что хорошо бы организации, предоставляющие ритуальные услуги, в СРО вступить . Говорилось и о компенсационном фонде – его в этом случае нужно было создавать для того, чтобы те, кто не удовлетворён качеством оказываемых услуг, смог получить компенсацию. Но все это так и осталось на стадии обсуждения. И вот теперь решили вернуться снова к лицензированию. Первый опыт возвращения к лицензированию уже есть – это сфера ЖКХ.

Инициатива возвращения принадлежит Минстрою, и это предложение уже поддержал вице-премьер Дмитрий Козак. Первоначально лицензирование похоронных услуг будет опробовано в Москве и Санкт-Петербурге. Если опыт признают успешным, то он будет распространён на всю Россию. Чиновники рассчитывают, что в этом случае рынок похоронных услуг станет более организованным и прозрачным. 16 января прошло совещание, где Дмитрий Козак поддержало инициативу Минстроя. В Минстрое подтвердили, что они подготовили законопроект, но пока не готовы это обсуждать с прессой.

И все же некоторые детали этого проекта стали известны СМИ. Так, например, в течение двух лет в Санкт-Петербурге, Москве и ещё в двух-трёх городах запустят пилотный проект. Если же проект провалится, то тогда вернутся к обсуждению саморегулирования. При этом Федеральная антимонопольная служба против лицензирования. Ведь в своё время оно было отменено по ряду причин, так зачем же ещё раз наступать на одни и те же грабли? ФАС предлагает создать саморегулируемые организации с филиалами в каждом субъекте. Ритуальные услуги смогут оказывать только те организации, которые получат допуск СРО .

Столичный департамент торговли и услуг и профильного министерства Московской области подготовил соответствующий законопроект ещё в мае прошлого года. В нём предлагалось ввести лицензирование на первоначальном этапе только в определённых районах. Кроме того, было предложено установить плату за лицензирование чисто символической. Ведь введение лицензирования – это не попытка пополнить областные бюджеты, а допустить на рынок только продавцов качественных услуг. После этого все наработки были переданы в Минстрой, так как именно этому ведомству планировать отдать полномочия курировать эту отрасль.

[3]

В настоящее время годовой оборот только московского рынка ритуальных услуг составляет 10 миллиардов рублей. И сумма эта возрастает каждый год из-за повышения цен. У монополиста ГУП «Ритуал» в распоряжении 134 кладбища. Как видим, оборот у этого рынка услуг большой. Минстрой доработал законопроект о лицензировании ритуальных услуг и внёс свои предложения. В частности, он ввёл положение о брошенных местах захоронения. Это поможет не увеличивать кладбища. Если захоронение признают заброшенным, то его можно будет использовать повторно.

Проект нового закона пока только на стадии обсуждения, его даже не передали на рассмотрение в правительство. Ещё не завершён процесс передачи Минстрою полномочий регулятора рынка ритуальных услуг, и поэтому лицензирование только обсуждается. Как только в правительстве придут к единому мнению, этот законопроект должен будет появиться в открытом доступе для обсуждения. Ведь дело касается и брошенных захоронений. Нужно, чтобы процедура установки брошенных захоронений была максимально прозрачна, в противном случае те родственники, которые редко посещают могилы своих родственников и друзей, рискуют в одно прекрасное время оказаться у неизвестной свежей могилы. Этого быть не должно. В конечном счёте пока не известно, что будет лучше – лицензирование или саморегулирование. Ясно одно – в сфере ритуальных услуг давно пора навести порядок, уж слишком много нареканий на эту сферу услуг поступает от простых граждан.

Читайте так же:  Продажа доли третьему лицу

Лицензии на ритуальные услуги

Вся деятельность компании «Век ритуал» ведется на законных основаниях и соответствует всем требованиям Правительства Москвы, в соблюдении «Закона о погребении и похоронном деле».

Наша организация имеет договор с ГБУ «Ритуал» на предоставление услуг. Договор с ГБУ Ритуал № 305 «ЦДС»/ПД, ОГРН номер 5137746244202.

Все наши сотрудники аттестованы Государственным институтом Туризма и Сервиса по специальности «приемщик заказов».

Гарантия на ритуальные услуги в Москве

Похоронное агенство «Век ритуал» несет полную ответственность за весь перечень услуг и товаров, приобретенных и заказанных у нас.
Весь заказ закрепляется договором (счет-квитанция), где подробно прописываются товары, цены, услуги и сроки, обязательные к исполнению.
Мы дорожим своей репутацией и максимально ответственно подходим к вопросу организации похорон и, судя по положительным отзывам наших клиентов, мы отлично справляемся!

Контроль за рынком ритуальных услуг предлагают отдать регионам

Проект нового закона «О похоронном деле в Российской Федерации» должен быть передан до конца февраля из правительства на рассмотрение в Госдуму. Однако уже сейчас его новая редакция вызвала неоднозначную реакцию у представителей отрасли. Документ не предусматривает лицензирования похоронной деятельности, а контроль за ритуальной сферой в соответствии с ним полностью передается муниципалитетам.

По информации «Известий», 18 января 2017 года в правительстве России состоялось совещание у вице-премьера Дмитрия Козака с участием руководителей профильных министерств и департаментов Москвы и Санкт-Петербурга, представителей федеральных ведомств и служб. На нем рассматривался проект нового закона, а также внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Было принято решение доработать законопроект с учетом состоявшегося обсуждения и представить его в правительство в течение 30 дней.

Сейчас похоронную отрасль регулирует закон, принятый в 1995 году, который, по единодушной оценке экспертов, давно устарел. О том, что его надо менять, говорят уже несколько лет.

Было опубликовано несколько проектов нового закона, последний из них был представлен Минстроем России в сентябре 2016 года. В частности, в него были включены положения о лицензировании отдельных видов ритуальных услуг. Разработчики предлагали создать специальный орган, уполномоченный правительством РФ, на который и будут возложены функции лицензирования. После оценки проекта Минэкономразвития и Минфином пункт о лицензировании из проекта исключили. В частности, Минэкономразвития указало на то, что отсутствует перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Как рассказал «Известиям» глава группы компаний «Ритуал-сервис» Илья Болтунов, внесение поправок, исключающих лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг, стало для отрасли настоящим шоком, поскольку все предложения отрасли трактуются с точностью до наоборот.

— Движение в сторону пересмотра старого закона уже положительно, но мы ожидали, что новый включит положение о лицензировании или саморегулировании, — сказал Илья Болтунов. — А по факту базовый принцип деятельности не изменился, и закон просто теряет смысл. Проект очень сырой. Стоит напомнить, что до 2003 года в существующем законе был пункт о лицензировании. И его отмена привела к дикому рынку и появлению «черных» и «серых» агентов. Отрасль должна регулироваться самостоятельно, а время и клиенты рассудят, кто должен остаться, а кто уйти.

Эксперты рынка считают, что отсутствие положения о лицензировании приведет в итоге к тому, что и без того не самый прозрачный рынок вообще не будет регулироваться.

— При исключении положения о лицензировании в сфере оказания ритуальных услуг не была указана мотивировка такого решения, нет предложений по альтернативной регуляции рынка, — считает президент НКО «Верум» Владимир Горелов. — Нельзя просто исключить этот вопрос, ведь это вопрос регуляции рынка. Есть разные варианты регуляции — лицензирование, саморегулирование. Этот вопрос нужно вывести на общественное рассмотрение. Необходимо взвесить все плюсы и минусы каждого вида регулирования и только потом принимать решение.

Илья Болтунов не исключает лоббирования интересов определенных структур при принятии нового закона, но надеется, что еще возможно что-то изменить во время обсуждения в Госдуме.

— За рубежом всем занимается не государство, а частные участники бизнеса. У государства остаются только контролирующие функции, — пояснил он.

Документ предполагает передачу сферы ритуальных услуг регионам. То есть контроль за похоронным бизнесом хотят закрепить за муниципалитетами. А те уже сами будут отбирать ритуальные компании и заключать с ними соглашения. Без таких соглашений работа в сфере ритуальных услуг будет невозможна.

Кроме того, предполагается, что все договоры ритуальные конторы будут заключать с конкретным человеком, взявшим на себя организацию похорон, дабы избежать навязывания дополнительных услуг. Плату можно будет взимать только за услуги, заранее согласованные с заказчиком. В случае нарушения этого пункта и последующих жалоб клиента соглашения с похоронными конторами будут разорваны.

У Ильи Болтунова вызывает вопрос отсутствие критериев при заключении такого договора, а также расплывчатые формулировки контрольного органа. По его словам, подобные схемы уже существовали в регионах, но чаще всего работали на лобби из числа «своих» агентов.

— Право осуществлять ритуальные услуги закрепляется за юридическими лицами, заключившими соответствующее соглашение с органом местного самоуправления. Но в таком случае грубо нарушается антимонопольное законодательство, есть основания полагать, что органы местного самоуправления не смогут в должной степени оценить возможность конкретного юрлица качественно оказывать ритуальные услуги, — уверен Владимир Горелов. — Кроме того, органы местного самоуправления смогут пользоваться доминирующим положением в определении субъектов, оказывающих ритуальные услуги.

Эксперты считают, что при отсутствии должного федерального регулирования отрасли, законодательного закрепления понятийного аппарата и определения полномочий федеральных органов власти в этой области органы местного самоуправления окажутся не в состоянии наладить качественную и цивилизованную работу участников ритуального рынка.

Кроме того, должен быть определен гарантируемый минимум погребальных услуг. Это даст возможность избежать навязывания услуг и обмана в случае с похоронами одиноких либо находящихся на попечении госучреждений людей.

Сегодня существует множество уловок по навязыванию услуг. По факту при заявленных 9–11 тыс. за выкапывание могилы в той же Москве меньше чем за 35 тыс. это сделать не удастся.

Ранее «Известия» писали о создании единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) «Похоронное дело». Однако новый законопроект не предусматривает создания единой общероссийской базы учета мест захоронения. То есть даже за деньги найти могилу родственника в другом регионе страны пока не получится. Для этого надо будет посылать запросы на место. Но упростится сама система запроса, поскольку муниципальные службы будут обязаны передавать всю информацию о захоронениях в загсы.

Читайте так же:  Договор аренды по доверенности
Видео (кликните для воспроизведения).

— Одной из основных проблем отрасли является недостаточное информирование о местах захоронений конкретных людей, — уточнил Владимир Горелов. — Складывается ощущение, что похоронную отрасль намеренно пытаются оставить в «серой» зоне, давая почву для дальнейших нарушений участников ритуального рынка.

Участники совещания, прошедшего в январе в правительстве, предлагают в своем варианте проекта наделить Роспотребнадзор полномочиями по контролю за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг. Достаточно ли этого, станет ясно при следующих обсуждениях.

Как сообщили «Известиям» в Минстрое, действующий закон неактуален и новый отрасли остро необходим.

— Законопроект находится на доработке, ряд положений документа вызывает разногласия в ведомствах. Этой сфере однозначно недостает прозрачности и четких, установленных законом правил, а также гарантий их исполнения, — сказали «Известиям» в пресс-службе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. — К сожалению, нормы, действующие в настоящее время, не отвечают требованиям современности. Это касается как ответственности должностных лиц, так и определения четких правил и понятий, используемых в похоронной сфере. Надеемся, что в ближайшее время документ будет согласован и внесен в правительство.

Предполагается, что в случае принятия закона он вступит в силу с 1 января 2018 года. Сегодня легальный рынок ритуальных услуг России оценивается в 50–60 млрд рублей. А объем теневого рынка достигает, по оценкам экспертов, 250 млрд рублей.

Когда человек умирает, его родные и близкие прибывают в некотором смятении, поэтому не знают куда бежать и что делать. Эта статья даст Вам общее знание по вопросам «Кого вызвать, что делать и какие документы собирать». Первое, куда вы звоните — это поликлиника (если смерть наступила в дневное время суток, в ночное — скорая помощь) и полиция. Врач констатирует смерть и оставляет предварительное заключение о смерти, а участковый полицейский дает заключение, что причина смерти не криминальная (следов насильственной смерти нет). После полиции и врача к Вам приедет «трупоперевозка». Тело покойного забирают и отвозят в ближайший морг по раскреплению поликлиник, который, как правило, находится при больнице. На основании Федерального закона № 323-ФЗ Главы 8 ст.67, у родных и близких умершего есть возможность отказаться от патологоанатомического вскрытия тела.

Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером) и оформляется в виде протокола установления смерти человека по Форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 950 .

Документы, необходимые в морг для получения медицинского свидетельства о смерти:

  • Паспорт ответственного за похороны;
  • Паспорт умершего;
  • Медицинская карта из поликлиники (для патологоанатомических моргов);
  • Страховой медицинский полис умершего (для патологоанатомических моргов).

Документы, по которым Вы сможете забрать тело из морга:

  • Свидетельство о смерти с гербовой печатью;
  • Паспорт ответственного;
  • Квитанция за ритуальные услуги.

При родственном или новом захоронении на кладбище необходимы следующие документы:

  • Свидетельство о смерти с гербовой печатью;
  • Паспорт ответственного лица;
  • Удостоверение на могилу (при родственном захоронении);
  • Квитанция-договор на ритуальные услуги.

Документы, необходимые для захоронения урны с прахом в колумбарий или в родственное захоронение:

  • Свидетельство о смерти с гербовой печатью;
  • Паспорт ответственного лица;
  • Две справки о кремации;
  • Удостоверение на могилу.

Документы, которые должны быть в день кремации:

  • Оплаченная квитанция-договор за кремацию;
  • Свидетельство о смерти с гербовой печатью;
  • Паспорт ответственного лица или паспорт того, кто будет получать урну с прахом.

Документы, необходимые в крематорий для получения урны с прахом:

  • Свидетельство о смерти с гербовой печатью;
  • Справка о кремации с отметкой кладбища, на котором будет захоронена урна (только кладбища, относящиеся к ГБУ Ритуал Москвы);
  • Паспорт ответственного за кремацию.

Документы, необходимые для отправления Груза 200:

  • Свидетельство о смерти;
  • Справка из санэпидстанции;
  • Справка об отсутствии посторонних предметов;
  • Билет на груз 200 и сопровождающего лица.

Снизит ли лицензирование ритуальных услуг стоимость похорон?

В Союзе похоронных организаций и крематориев считают, что лицензирование не является панацеей от всех бед.

Как правило, чтобы достойно проводить близкого человека в последний путь россияне обращаются в многочисленные ритуальные бюро, которые предлагают весь спектр услуг — от перевозки тела до похорон «под ключ». Похороны — весьма прибыльный бизнес.

Занимаются им небольшие, и, зачастую, полулегальные конторы, которые устанавливают цены на свои услуги буквально с потолка. Действующие законы никак не ограничивает их аппетиты, поэтому похороны наносят серьезный удар по бюджету родственников умершего. Вместе с тем, крупный бизнес, который мог бы снизить цену за счет большого объема заказов, пока не стремится на отечественный рынок ритуальных услуг, предпочитая вкладывать инвестиции в парижские похоронные агентства. Привлекать частный капитал в кладбищенский бизнес не позволяют несовершенство законодательства, административные препоны и монополизация рынка в крупных городах.

Похороны по разрешению

Правительство уже не первый год пытается навести порядок в этой сфере. Он необходим, чтобы сделать рынок ритуальных услуг понятным и открытым для инвестиций. Осенью прошлого года прошло закрытое совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное проблемам похоронного бизнеса. По его итогам столичным властям было поручено разработать проект закона об организации похоронного дела на территории Москвы. Предполагалось, что он станет «пилотным» нормативным актом, на основе которого и будет в дальнейшем разрабатываться аналогичное законодательство в других регионах. Результатом этой работы стал внесенный в этом месяце в Госдуму депутатом-единороссом Михаилом Моисеевым проект закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере организации похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Главным новшеством является введение лицензий на оказание похоронных услуг, которые будут выдаваться региональными властями. То есть — лицензирование. Вопрос о необходимости его возвращения, кстати, обсуждается уже несколько лет. Активным сторонником разрешительного порядка деятельности ритуальных контор является, например, столичный департамент торговли и услуг города Москвы. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента Алексей Немерюк, лицензирование позволит очистить столичные кладбища от «черных» агентов. По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работают только 20 ритуальных бюро. А вот нелегалов более 2,5 тысяч. Они заманивают клиентов предложениями низких ценам. Но на практике их услуги обходятся значительно дороже, заявленных 20 тысяч. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее,— считает господин Немерюк. — Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе». Сегодня при официальной стоимости похорон в 35-40 тысяч рублей, реальная цена у «левых» похоронных контор может достигать 300, и даже 500 тысяч.

«Мы давно говорим о том, что пора принимать новое законодательство. Сейчас мы работаем с законом 96 года, который никак не соотносится с современными реалиями. В результате похоронным бизнесом занимаются чуть ли не бомжи с кладбищ, определенные ужесточения назрели давно», —резюмировала Андреева.

Монополька

Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала разработку поправок в ФЗ «О погребении и похоронном деле» с целью демонополизации рынка ритуальных услуг. Согласно документу, органы местного самоуправления будут обязаны обеспечить предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению, а также иных данных, связанных с погребением умерших. В ведомстве отмечают, что монопольное право на распределение земли под могилы приводит к тому, что на одном и том же кладбище стоимость похорон отличается в разы. Ближе к центральному входу цена одна, на кладбищенских выселках — другая. Если люди будут точно знать, где какие цены, то больше положенного с них уже взять не смогут, уверены чиновники. Однако, когда предложенный антимонопольщиками проект закона будет принят, сказать сложно. Профильные министерства вернули его на доработку в ФАС.

Читайте так же:  Подтверждение перевода денежных средств

Кладбищенская история

Другой важной новеллой законопроекта, внесенного в Госдуму, является разрешение на организацию коммерческих крематориев. В пояснительной записке к документу отмечается, что строительство крематориев требует значительных финансовых ресурсов, которых не имеется в бюджетах муниципальных образований, а у инвесторов отсутствует коммерческий интерес к данной сфере деятельности. Причина — крематории могут находиться только ведении органов местного самоуправления. Для того, чтобы привлечь потенциального инвестора к организации крематориев, депутаты предлагают перераспределить полномочия между муниципальными и региональными органами власти по управлению кладбищами в пользу последних. Отсутствие в муниципальных бюджетах денег, как на содержание кладбищ, так и на создание новых объектов похоронного назначения, отвечающих современным потребностям, привело в Московской области к значительному дефициту мест захоронения, отмечается в записке. На региональном уровне привлечь инвесторов по гарантии, например, московского правительства, будет значительно проще.

В Союзе похоронных организаций и крематориев называют это идею хорошей, правда, с несколькими оговорками. В СРО опасаются, что первоначальный энтузиазм инвесторов может смениться разочарованием, когда кладбище или колумбарий будут полностью заполнены. «Хорошая прибыль пойдет на первом этапе, – поясняет Елена Андреева. – Потом, когда основной работой станет содержание кладбища, доходы собственника упадут. Останется ли он в этом бизнесе, или объявит себя банкротом и переложит всю ответственность на муниципалитет, неизвестно». В СРО считают, что этот вопрос также нуждается в дополнительной законодательной проработке.

Европейский опыт показывает, что частные кладбища, и особенно, крематории, являются хорошей альтернативой муниципальным погостам. Например, в Германии из-за повышения цен на захоронения в земле и арендной платы за использование могилы, значительно вырос процент кремации. В США и Японии, где цена похорон остается одной из самых высоких в мире, на кремацию приходится до 90 процентов всех похорон. Строительство крематориев не только снизит цены на ритуальные услуги, но и решит острую проблему нехватки земель под расширение уже существующих кладбищ в больших городах.

Лицензирование ритуальных услуг вряд ли приведет к их существенному снижению цен для конечных потребителей на этом рынке. Вместе с тем, прозрачные условия игры создадут условия для привлечения крупных компаний, которые смогут предлагать своим клиентам гибкую ценовую политику. Во Франции, где похоронный бизнес является крайне прибыльным в силу совершенного законодательства, официальные ритуальные бюро предлагают свои услуги на любой кошелек: от простого кремирования до VIP-похорон в родовой усыпальнице предков. Пока же крупные российские предприниматели не стремятся вкладывать деньги в отечественные погосты, отдавая ритуальный бизнес на откуп «серым» гробовщикам.

Софья Малинина
lenta.ru

В Москве прошла Международная форум-выставка «НЕКРОПОЛЬ-TANEXPO 2019»

27-я Международная форум-выставка похоронной отрасли прошла в Москве, на площадке ВВЦ, в течение 4-х дней, с 29 октября по 1 ноября текущего года.

ГОСТ на ритуальные услуги и лицензирование

Недавно Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии опубликовало на своём сайте «Национальный стандарт РФ «Услуги ритуальные».

В данном документе подробно описываются термины и определения, применяемые в сфере оказания ритуальных услуг не территории всей Российской Федерации.

19 мая 2009 года на первом заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг, было внесено предложение о введении лицензирования ритуальных услуг.

В общем — то, лицензирование ритуальных услуг для нашей страны дело не новое. До 2002 г. ритуальные услуги лицензировались, и рынок был приблизительно сбалансирован.
Получение лицензии в тот период происходило после выполнения определенного набора требований, в частности:
— своё производство ритуальных принадлежностей: гробов, венков, покрывал, тапочек и другой ритуальной атрибутики или договор с таким производством.
— свой катафальный транспорт, предназначенный для перевозки умерших или договор с таким предприятием – автобазой.
— наличие помещений для стационарного приема заказов (магазинов, или ритуальных бюро) + подготовленный персонал.

В некоторых регионах обязательным требованием было долевое участие местных органов власти в уставном капитале и получении прибыли от деятельности крупных ритуальных фирм.

В 2002 г. лицензирование ритуальных услуг было отменено.

Тогда оно было понятно – страна готовилась входить в свободное экономическое пространство Евросоюза и снимало административные барьеры в экономике.
Отмена лицензирования привела к развитию двух разнонаправленных трендов. Как положительный тренд – стали развиваться небольшие производственные предприятия, фирмы и ПБОЮЛ, производившие ритуальную атрибутику более широкого спектра при снижении цены. Т.е. на этом рынке конкуренция на стадии производства привела к снижению относительных закупочных цен. И крупным ритуальным фирмам вместо содержания собственного производства, стало выгоднее покупать у мелких производителей ритуальную продукцию с последующей продажей её конечному потребителю.

С другой стороны – эти же мелкие производители стали заниматься не только производством и продажей ритуальных принадлежностей крупным фирмам, но и создавать мелкие похоронные бюро, получив доступ на рынок ритуальных услуг к непосредственному потребителю.

Вроде бы, кажется, что это и хорошо, для общества, а значит и для страны. Но..

Появился и негативный вектор в таком перераспределении финансовых потоков.

Во-первых:
— В нашей стране при отсутствии нормального рынка рекламы ритуальных услуг началось «разрывание заказчика на части» между разными ритуальными фирмами, как крупными, так и мелкими. Это как раз то, о чем в последние 2-3 года постоянно кричат в СМИ: «Не успело ещё остыть тело, как тут же … звонки … несчастные родственники… оформили там-то, а потом узнали, что могли оформить дешевле…» и т.п.

Во вторых:
— Это соответственно, снизило долю на рынке для крупных городских служб, которые вынуждены были содержать производственные и офисные помещения, организованные в рынке с меньшей конкуренцией + отчисляли как акционерные общества часть прибыли в местные бюджеты. В совокупности это привело к снижению доходности в крупных фирмах практически до нуля и потери как их конкурентоспособности в таком «свободном» рынке.
Появилось ещё несколько негативных моментов, которые стали превращать оказание ритуальных услуг в торговлю «Гербалайфом»., но сейчас не о них речь…

В общем и целом, как в любом деле появились как положительные, так и отрицательные стороны. Палка, как известно о двух концах. Но…

Давайте вернемся к новому ГОСТУ и лицензированию.

Разберем некоторые термины в ГОСТ Р 53107-2008 — «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения».

«ритуальные (похоронные) услуги»:
— Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также деятельности исполнителя по погребению (захоронению) тел (останков) умерших (погибших), проведению похорон, содержанию мест захоронений и сохранению памяти об умерших.

Заметим – здесь не идет речь о каких-то конкретных ритуальных услугах – копка могилы, кремация, производство или продажа гробов и т.д. Речь идет о некотором процессе описывающим любые действия двух сторон, в результате которой появляется… непонятно что.

Читайте так же:  Как перейти из нпф обратно в государственный пенсионный фонд

Может ли быть результатом «непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя» копка могилы? – Может. А продажа гроба? – Может, а продажа мелкой ритуальной атрибутики, вроде ручек на гробы или тапочек, или комплекта заочного отпевания? – Может.
А может ли быть «результатом непосредственного взаимодействия юридическая консультация родственников у адвоката по своим правам при неправомерных действиях на кладбищах или в пункте продажи гробов? – Может.

А если одно юридическое лицо приобретает у другого вагон досок у деревообрабатывающего комбината для производства гробов – это ведь тоже «непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя»! А если приобретается рулон ткани для обивки, или фурнитура.

Или к примеру, газета «Московский комсомолец» от 25.07.2009 г. опубликовала любопытную статью под названием «Заплечных дел мастера становятся гробовщиками», в которой описывается, что в некоторых колониях заключенные начали производить ритуальные принадлежности – гробы, кресты, памятники и т.д. Понятно, что реализация этой продукции ориентирована на ритуальные фирмы.

Деятельность такой колонии тютелька в тютельку попадает под определение нового ГОСТА «ритуальные услуги» — «взаимодействие исполнителя и потребителя»

Ничего подобного скажете вы – такое взаимоотношение между субъектами предпринимательства это не является оказанием «ритуальных услуг».

Извините за ответ – фигушки! Вернемся снова в определения и термины:
потребитель услуги (заказчик)
— Физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон.
Примечание — В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. В сельских поселениях, где отсутствуют специализированные службы по вопросам похоронного дела, такие функции исполняет лицо или группа лиц, назначаемые органом местного самоуправления.

Ну может быть исполнитель тогда не… совсем … исполнитель? – Снова «фигушки»!

исполнитель похоронной услуги
— Субъекты специализированной службы по вопросам похоронного дела: организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность по похоронным услугам без образования юридического лица.
Примечание — В сельских населенных пунктах, где отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, такие функции исполняет лицо или группа лиц, назначаемые органом местного самоуправления.

Вникаете в суть? По новому ГОСТУ и исполнителем и потребителем являются одни и те же субъекты предпринимательства! Как говорится – сам себе землекоп.

Хочется напомнить, что при введении лицензирования оказание услуг без лицензии – уголовное преступление. А контроль над поимкой и наказанием ляжет на правоохранительные органы.
Что это значит? Да то что если бы хотя бы два раза за налоговый период какая ни будь фирма по производству пластиковой фурнитуры продаст контрагенту (другой фирме) пластиковый крест на гроб – есть состав преступления! Бери и сажай!

А что вышеуказанные исправительные учреждения, собственниками которых является ФСИН РФ тоже должны будут получать лицензии на ритуальные услуги, или им можно будет не получать? Или судить за незаконное предпринимательство будут ФСИН?

И придется тогда крупным ритуальным фирмам, получившие лицензию, при недостатке своего производства, или какого-нибудь товара приобретать недостающую продукцию у себе подобных. Вопрос — по какой цене они попадут к конечному потребителю? А если вторая фирма откажется продавать. А если… — да много чего если…

Ещё один аспект – станет ли связка «новый ГОСТ – лицензирование» препятствием на пути лишних посредников между родственниками и лицензированными фирмами?

Давайте ещк раз внимательно прочитаем следующее определение:
исполнитель волеизъявления умершего
— Лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего.
Примечание — В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками, законным представителем умершего. В случае их отсутствия или мотивированного отказа, оформленного в письменном виде — иным лицом, личность которого удостоверена в установленном порядке.

Поясняю что это значит.
Обязанность взять на себя исполнить волеизъявление умершего, т.е. организовать похороны, это обязанность родственников. И сейчас эти функции берут на себя разные ритуальные фирмы и агентства.

Так вот если кто-нибудь из родственников поручает «иному лицу» быть исполнителем волеизъявления по причине, например плохого самочувствия (доверенность в простой письменной форме по ГК РФ) — то это иное лицо и становится «главным родственником». А значит, сможет выбирать, где и в какой фирме или фирмочке или цеху купить гроб и другие принадлежности.
Мало того, все жалобы на некачественное оказание услуг лицензированными фирмами автоматически становятся действительными.
Этак мы придем к такой форме, как независимые ритуальные агенты, которые не работают ни в одной ритуальной организации и выполняют не поручения своего руководства, а становятся представителями родственников. Причем – грамотными, настырными профессионалами – чем-то вроде адвокатов. И называться они будут, как нибудь без слова «ритуальный», например — «представитель интересов семьи при организации похорон».
По сути гражданских правоотношений такие действия никак к ритуальным услугам не относятся даже по новому ГОСТУ и лицензированию не подлежат.

Господа-товарищи начальники!
Нам бы тут между собой как-нибудь разобраться, а тут как набегут безработные выпускники юридических ВУЗов и будем тогда мы бороться с людьми, которые не ставят перед собой задачу похоронить умершего, а будут использовать технологии потребительского экстремизма для выкачивания максимально возможного количества денег не с родственников, а с ритуальных фирм…

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом оба направления, и ГОСТ и планируемое лицензирование – шаг по упорядочиванию ритуального обслуживания. Нужное, это дело, полезное. И рано или поздно мы придем и к стандартам и соблюдению этих стандартов.
Но можно же как-нибудь тщательнее с терминами? Может переделать его, этот ГОСТ, пока не наступило 01 января 2010 да пока не прошли выборы по регионам? А то ведь всякое может быть и придется самим потом биться с собственными изобретениями…

Источник «Радио «Ритуал» — Программа «Частное мнение»

[2]

Источники


  1. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  5. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
Лицензия на ритуальные услуги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here