Может ли судья в отставке работать

Самое важное в статье на тему: "Может ли судья в отставке работать" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Может ли судья в отставке работать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Заключение Совета судей РФ от 31 мая 2017 г. № 2-КЭ «О возможности судьи, пребывающего в отставке, работать воспитателем семейной группы при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении”

В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике поступил запрос судьи в отставке, полномочия которого прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-I (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) — по письменному заявлению судьи. Заявителю назначено ежемесячное содержание, выплачено выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за полных 20 лет работы в качестве судьи.

Заявитель — женщина, не достигшая возраста 50 лет, ее семья имеет статус многодетной. Учитывая состояние здоровья и возраст младших детей, заявитель рассматривает вопрос о трудоустройстве воспитателем семейной группы при муниципальном детском саде.

Копией Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» подтверждается, что данное образовательное учреждение является муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования города Казани. Основной целью деятельности этого учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

С запросом не представлены сведения о принятии учредителем учреждения — муниципальным образованием г. Казани — решения о создании группы семейного типа в названном дошкольном образовательном учреждении; о направленности группы (общеразвивающая, оздоровительная или комбинированная); о должностных обязанностях воспитателя такой семейной группы.

1. Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе судей отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу. Одновременно с этим на него распространяются запреты и ограничения, вытекающие из статуса судьи, в том числе запрет осуществления оплачиваемой деятельности, за исключением ее отдельных видов.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ) установлен общий запрет для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

[2]

Согласно разъяснению Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 апреля2015 г. в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей под стажем работы в должности судьи имеется в виду исключительно период осуществления судейской профессиональной деятельности, а не совокупный стаж, рассчитываемый по правилам статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», положения которой подлежат применению только при исчислении стажа работы, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

Законность данного разъяснения проверялась в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2016 г. по административному делу № АКПИ16-384 в удовлетворении требования о признании указанного разъяснения недействующим отказано и признано, что оно не выходит за рамки адекватного истолкования положений пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, не влечет изменения правового регулирования, установленного федеральным законодательством в отношении запретов и ограничений, вытекающих из статуса судьи, в связи с чем не может рассматриваться как ограничение прав судей, находящихся в отставке.

2. До принятия Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в подпункте 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей указывалось на возможность занятия судьей преподавательской деятельностью.

Законодательство, регулирующее статус судьи, не определяет такие понятия как «преподавательская» и «педагогическая» деятельность, а потому представляется необходимым руководствоваться определениями, содержащимися в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Названный Закон определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (пункты 1-3 статьи 2), а педагогическим работником признает физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2).

Согласно части 2 статьи 46 Закона «Об образовании в Российской Федерации» номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Должность воспитателя в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включена в соответствующую номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 № 678.

Читайте так же:  Кому положены льготы по налогу на имущество

Из изложенного следует, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения является педагогическим работником, и как педагогическая деятельность работа судьи, пребывающего в отставке, в такой должности не противоречит законодательству о статусе судей, вне зависимости от возраста судьи в отставке и его стажа работы в должности судьи.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций.

Присмотр и уход за детьми — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

Порядок, в частности, предусматривает возможность создания в образовательной организации семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Так, Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений», разработано Примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (письмо от 27.09.2012 № 08-406).

Из указанных Рекомендаций и Положения следует, что группы семейного типа как структурные подразделения дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), с реализацией образовательной программы, направленной на реализацию государственного стандарта дошкольного образования, создаются по решению учредителя ДОУ.

Примерное положение разграничивает педагогический и обслуживающий персонал группы семейного типа (пункт 4.3); закрепляет, что воспитатель группы семейного типа, принимаемый на работу в ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, должен иметь педагогическое образование и располагать достаточными для открытия группы жилищными условиями (пункты 2.2, 2.8).

Таким образом, отнесение к педагогической деятельности работы в качестве воспитателя семейной группы, созданной при ДОУ, может решаться с учетом конкретных обстоятельств функционирования такой группы, ее направленности, содержания трудовых обязанностей воспитателя и т.п.

Представляется, что трудовая деятельность, которая сводится исключительно к присмотру и уходу за детьми, и не предусматривает участие в образовательной деятельности, по смыслу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Закона о статусе судей педагогической деятельностью не является.

Такую деятельность на платной основе судья в отставке может осуществлять при наличии условий, установленных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, — в государственных и муниципальных учреждениях, при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

4. Следует отметить, что каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли его деятельность федеральному законодательству (статье 3 Закона о статусе судей) и Кодексу судейской этики.

Обзор документа

Разъяснено, что судья, пребывающий в отставке, вправе занимать оплачиваемую должность воспитателя группы семейного типа при муниципальном детском саде.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения является педагогическим работником, и как педагогическая деятельность работа судьи, пребывающего в отставке, в такой должности не противоречит законодательству о статусе судей, вне зависимости от возраста судьи в отставке и его стажа работы в должности судьи.

Отнесение к педагогической деятельности работы в качестве воспитателя семейной группы, созданной при ДОУ, может решаться с учетом конкретных обстоятельств функционирования такой группы, ее направленности, содержания трудовых обязанностей воспитателя и т. п. Трудовая деятельность, которая сводится исключительно к присмотру и уходу за детьми, и не предусматривает участие в образовательной деятельности, педагогической деятельностью не является.

Такую деятельность на платной основе судья в отставке может осуществлять при наличии условий, установленных в Законе о статусе судей, — в государственных и муниципальных учреждениях при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Следует иметь в виду, что каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли его деятельность федеральному законодательству и Кодексу судейской этики.

МОСКВА, 29 июн — РАПСИ. Союз учредителей третейских судов готов переквалифицировать федеральных и мировых судей в отставке в третейские судьи и устроить на работу в эти суды, об этом РАПСИ сообщили в Арбитражном третейском суде Москвы.

Призвать в свои ряды экс-госсудей от третейского сообщества требуют нормы нового Федерального закона «Об арбитражном (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», где говорится, что половина судебного состава третейского суда должна состоять из бывших государственных судей. Также закон предъявляет требования к их опыту — не менее 10 лет судебного стажа по рассмотрению гражданско-правовых споров.

Закон вступит в силу 1 сентября 2016 года. В этот же день заработают и поправки, внесенные в ФЗ «О статусе судей в Российской федерации». Поправки наделяют экс-судей правом кроме занятия научно-преподавательской деятельностью работать третейскими судьями (третейский судья может быть одновременно трудоустроен в три третейских суда) и получать гонорары (в среднем 10% от цены третейского сбора) за рассмотрение третейских дел.

Как сообщил президент Союза учредителей третейских судов Алексей Кравцов, подготовка к работе по формированию кадрового резерва стартовала весной, а в начале июня при содействии Судебного департамента Верховного суда РФ судьям в отставке было разослано информационное письмо с предложением о трудоустройстве. «Третейских судей с опытом работы на государевой службе, исходя из требований нового закона, потребуется довольно много, так как Союз третейских судов объединяет 79 третейских судов почти в 30 субъектах Российской Федерации», — рассказал Кравцов.

Читайте так же:  Получение свидетельства о рождении через мфц

Также он отметил, что от «отставников», если предложение их заинтересует, потребуется подать заявку (контактные данные указаны на сайте Союза третейских судов) и заполнить анкету. По его словам, первые дни после рассылки информационного письма обнадежили в том, что укомплектовать составы третейских судов, даже невзирая на столь значительное количество судей, удастся. От кандидатов, желающих получить статус Третейского судьи, поступило 24 заявки.

Кравцов сообщил, что отклики пришли с Камчатки, из Бурятии и Коми, Тульской, Орловской областей и других регионов страны. Первые результаты обработки заявок показали, что стать третейскими судьями готовы не только рядовые судьи в отставке, но и экс-руководители федеральных судов. «К середине июля все заявки будут обработаны, после чего Союз приступит к распределению кандидатов в региональные третейские суды», — сказал президент Союза третейских судов.

Статус судьи, пребывающего в отставке, его права и обязанности

Отставка судьи — это уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление — вынужденный шаг. Оно происходит в случаях истечения срока полномочий судьи (если он установлен), признания недееспособным в предусмотренном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. При уходеили почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию.

Судье, уходящему или удаляемому с почетом в отставку, выплачивается выходное пособие в размере, который не может быть меньше шестикратной месячной заработной платы по оставляемой должности. Если он имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, то по его выбору ему выплачивают пенсию на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание, которое при определенных в законе условиях может составить до 85% заработка судьи. У отставных судей, имеющих меньший стаж, ежемесячное содержание сокращается пропорционально количеству лет, проработанных в качестве судьи.

Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества (см. ниже) и может быть повторно назначен судьей. Ему разрешено работать, например, в органах государственного и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, Государственной Думе или Совете Федерации Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (в качестве помощника депутата), а также преподавать в учебных заведениях, заниматься научной деятельностью, литературным или иным творчеством. За ним сохраняется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, другие права, которыми наделяются судьи (льготные условия обеспечения жильем, медицинского обслуживания и т.д.).

Отставка может быть прекращена. Это происходит тогда, когда пребывающего в отставке вновь избирают судьей. Допускается прекращение отставки и по иным основаниям: отставной судья не выполняет требования, предъявляемые к судьям (например, он избран депутатом, занимается предпринимательством и т.д.), либо совершил проступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти. Прекращение отставки по этим основаниям может быть осуществлено решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, в отношении которого принимается решение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8769 —

| 7143 — или читать все.

Может ли судья в отставке работать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Заключение Комиссии Совета судей РФ от 5 декабря 2018 г. № 17-КЭ “О праве замещать должности государственной гражданской службы в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации судьей, пребывающим в отставке и получающим ежемесячное содержание”

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, по вопросу возможности его трудоустройства на государственную службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 12.11.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке:

судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518 утверждено заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, разъясняющее, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.

Читайте так же:  Как оформить льготу на транспортный налог для многодетных семей

Прохождение государственной службы и муниципальной службы регулируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами, определяющими особенности прохождения отдельных видов государственной службы, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Государственная, муниципальная служба как вид профессиональной служебной деятельности граждан осуществляется на должностях государственной, муниципальной службы, которые включены в соответствующие реестры. Именно такие должности судья в отставке вправе замещать независимо от возраста и стажа работы в качестве судьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому поступление пребывающего в отставке судьи на государственную гражданскую службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (то есть замещение должности государственной гражданской службы в данном органе) не нарушает требований, предъявляемых к судье в отставке Законом о статусе судей.

В государственных, муниципальных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной или муниципальной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, не является государственной службой и регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Для работы судьи в отставке на таких должностях необходимо наличие условий, названных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, — стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достижение возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Следует также учитывать, что правило о допустимости замещения судьей в отставке должностей государственной, муниципальной службы не отменяет обязательность соблюдения им других требований, ограничений, установленных Законом о статусе судей.

Так, например, судья в отставке, работающий в должности, разрешенной законодательством о статусе судей, не должен выступать в качестве представителя по делам нанимателя (работодателя), поскольку это ведет к нарушению требования, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Поэтому рассматривая возможность поступления на государственную службу любого вида, судья в отставке всегда обязан учитывать конкретный объем функциональных обязанностей по замещаемой должности, с тем, чтобы при осуществлении профессиональной служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Обзор документа

Закон о статусе судей не запрещает судье в отставке быть госслужащим в управлении Минюста по субъекту Федерации. При этом судья всегда обязан учитывать конкретный объем обязанностей по замещаемой должности, чтобы при осуществлении служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Лучший выбор для судьи в отставке — преподавание, но «запрет на работу» надо смягчать — итоги опроса

В последний год обсуждение проблем судейского корпуса на сайте «Право.Ru» все чаще сопровождается разговорами о том, в какой области мог бы работать судья после отставки. Как правило, речь идет не о судьях почтенных лет с многолетним стажем, а о людях сравнительно молодых, которые покидают суды либо под давлением обстоятельств, либо из-за тягот самой судебной работы с ее перегрузками, строгими требованиями и отнюдь не сказочными зарплатами. Мы провели опрос, чтобы узнать: какие профессиональные области кажутся нашим читателям наиболее «гостеприимными» для бывших судей. В опросе приняли участие без малого 4200 человек.

Из предложенных нами вариантов ответа наиболее популярным оказался первый: «Бывшие судьи наиболее востребованы в преподавании, научной или общественной деятельности: здесь можно и заработать, и реализовать себя, и сохранить льготы». Его выбрали 1481 человек (35,26%). Действительно, такая работа не противоречит требованиям закона «О статусе судей» и позволяет сохранить статус судьи в отставке и связанные с ним льготы.

Вместе с тем многие участники дискуссии отмечают, что преподавательская работа зачастую плохо оплачивается, да и найти ее непросто. «Рынок научной и преподавательской деятельности очень ограничен, — пишет пользователь под ником 111. — В нашем регионе час работы преподавателя оплачивается 300 руб. Это просто смешно». Кто-то убежден в том, что бывшие судьи в большинстве своем просто не годятся в преподаватели. «У меня много знакомых судей, которые «ушли» в отставку, — заявляет Valeri. — Скажу вам честно: как адвокаты они ноль. Чему они могут научить студентов на преподавательской работе? [Только тому], как по каждому случаю звонить в облсуд и спрашивать, какое принять «правильное решение».

Второй по популярности вариант ответа: «Нужно отказываться от статуса судьи в отставке и идти в адвокаты: опытный бывший судья не останется без хороших клиентов». За него проголосовали 1014 человек (24,14%). «Если бывший судья умеет и любит работать, он найдет применение своему профессионализму, — полагает пользователь под псевдонимом unknown. — И при этом не будет бояться потери своего статуса… У кого-то есть нормальные профессиональные амбиции и (что скрывать?) материальные запросы, которые, будучи судьей, реализовать не так-то просто. Тогда профессионал отказывается от почетной отставки».

Но и здесь все непросто: многие участники обсуждения полагают, что для адвоката из числа бывших судей велик соблазн использовать старые связи. «Не факт, что бывшие судьи востребованы, — пишет Петр. — В большинстве случаев в практике полезны их знакомства в судейском сообществе, а не профессиональная подготовка, которая уступает адвокатской в силу специализации и ремесленничества, когда дела рассматриваются по штампу, называемому судебной практикой».

Критикам судей отвечает постоянный участник дискуссий на «Право.Ru» под ником «Советский судья в отставке». Он подробно и невесело пишет о положении «отставников»: «Если кто-то скажет — отказывайся от всех госвыплат и иди работай адвокатом, то извините! Во-первых, чтобы стать адвокатом, надо не только экзамены сдать (это не проблема!), но и внести соответствующий взнос, которого у меня просто нет. Занять не у кого; брать для этого кредит — не хочу: в долг, знаете ли, жить не привык. А во-вторых, я приучен работать только по закону, так что на особые гонорары могу изначально не рассчитывать. Ну, а в третьих, в адвокатской среде в нашем городе и без меня юристов в огромном избытке».

Читайте так же:  Предоплата за электроэнергию

Два оставшиеся варианта ответа набрали примерно одинаковое число голосов. Вариант «Многие юридические фирмы с радостью возьмут на работу бывшего судью, особенно цивилиста» выбрали 848 участников опроса (20,19%). Хотя некоторые придерживаются и противоположной точки зрения: «Мнение о том, что многие юридические фирмы с радостью возьмут бывшего судью-цивилиста на работу весьма спорно, — пишет пользователь Павлик. — По крайней мере, в крупных, особенно международных, юридических фирмах прецедентов крайне мало. Кроме того, уровень судей, особенно первых инстанций, оставляет желать лучшего. [Но] в целом, если отойти от особенности статуса, профессионал своего дела всегда найдет себе достойное применение».

Наконец, еще 828 человек (19,71%) проголосовали за вариант ответа «Можно стать судьей третейского суда или медиатором, либо давать частные консультации: досудебные процедуры — перспективное направление». Хотя такая деятельность и несовместима со статусом судьи в отставке, для многих она кажется достойным продолжением карьеры. «На мой взгляд, лучшим применением знаний и опыта судьи в отставке являлась бы медиация, — пишет Владимир. — При этом судья в отставке не отстаивает интересы одной из сторон, как при представительстве. Главным в медиации остаться в некоторой отдаленности от спора, поскольку главное — решение спора с наилучшим исходом для сторон спора, а не одной из них. Адвокат и юрист компании привыкли отстаивать интересы только одной стороны».

Одновременно многие комментаторы выступают за смягчение «запрета на работу», который вынуждены соблюдать судьи в отставке. «Почему бы не дать право работать в другом субъекте федерации или без права участия в процессе? — предлагает пользователь под ником 111. — Главное, чтобы судья в отставке не заходил в кабинеты к своим бывшим коллегам, и чтобы у него не было соблазна задействовать дружеские связи».

Полностью эту дискуссию и результаты опроса вы найдете здесь.

Принять участие в новом опросе на тему «Президент предложил „засекречивать“ приговоры за „экономику“: нужно ли это?» можно здесь.

Статья 15. Отставка судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения

Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию

Статья 15. Отставка судьи

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Согласно пункту 4 статьи 3 настоящего Закона на судей, пребывающих в отставке и занимающихся деятельностью, указанной в этом пункте, гарантии неприкосновенности не распространяются. Членство таких судей в судейском сообществе приостанавливается

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 3 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

См. Инструкцию о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденную приказом Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2015 г. N 670кд/235

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 9-П взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 15 настоящего Закона и части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П

Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 настоящего Закона распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности

Читайте так же:  Понятие пенсии, ее виды. кто имеет право на пенсию

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, см. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. N 5-КЭ

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 5.1 с 6 марта 2019 г. — Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Действие положений пункта 5.1 (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 6 марта 2019 г. вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью

5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:

инвалидам I и II групп — 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;

инвалидам III группы — 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

6. Отставка судьи прекращается в случае:

1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;

2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;

[3]

3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

[1]

4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 7 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 8 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

О конституционно-правовом смысле положений пункта 8 статьи 15 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Источники


  1. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  4. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  5. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
Может ли судья в отставке работать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here