Нарушение общественного порядка

Самое важное в статье на тему: "Нарушение общественного порядка" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти.

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест — только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 20.1 — 20.34)

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на
общественный порядок и общественную безопасность

>
Мелкое хулиганство
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за нарушение общественного порядка

В каждом обществе есть определённые правила поведения, нарушение которых наносит вред другим людям. За это законодательством предусмотрена ответственность. В зависимости от тяжести нарушений, ответственность может быть административной или уголовной.

Понятие общественного порядка и его правила

Общественный порядок – это система норм взаимодействия и взаимоотношений, которые обеспечивают членам общества комфортное проживание. В основе такого порядка лежат не только законы, но и традиции страны. Однако, именно юридический аспект важен для ограничения определённых действий, которые могут нанести вред или оскорбить других людей. Именно такие действия считаются нарушением общественного порядка.

Что является нарушением?

Нецензурная брань, драки, оскорбления и иные действия такого рода будут признаны нарушением общественного порядка. Список можно продолжать очень долго, так как хулиганские мотивы могут выражаться в совершенно разных поступках.

При отсутствии злого умысла порядок также может быть нарушен. Но в этом случае уголовная ответственность не применяется, а чаще всего с нарушителем только проведут профилактическую беседу, и даже штраф за нарушение общественного порядка он не получит.

[1]

Виды нарушений порядка

Есть ряд правонарушений, которые представляют опасность для социума. К ним относят:

  • Хулиганство, выраженное в открытом презрении к нормам морали и права, а также интересам и взглядам других людей.
  • Массовые беспорядки.
  • Пропаганда – искажение информации, чтобы получить личную выгоду.
  • Вандализм – порча и осквернение зданий, памятников и иных объектов культурного наследия со злым умыслом.
  • Насилие над животными.

Учитывая опасность таких действий, за них предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Наиболее распространённым видом нарушения общественного порядка является хулиганство.

Состав преступления хулиганство

Действия хулиганов нарушают право людей на личную неприкосновенность. Поэтому практически всегда хулиганство совершается умышленно. Наказание за него определяют, исходя из опасности совершённых действий для общества, способа и характера их совершения.

Объективная сторона

Нарушение правопорядка хулиганами имеет следующие категории классификации:

  • Оскорбления, которые зачастую выражены нецензурной лексикой и демонстрируют неуважение к человеку и обществу.
  • Оскорбительные действия в виде хватания за одежду или части тела, что является попыткой унизить честь и достоинство потерпевшего.
  • Оскорбительные надписи.
  • Выбрасывание вещей из окон квартиры. Хотя законодательством такие действия определяются как мелкое хулиганство, они могут нанести серьёзный урон здоровью людей.

Нужно учитывать, что если те или иные из описанных выше действий совершены в группе людей, участники которой их же и спровоцировали, то они не будут признаны хулиганскими.

Признаки преступления

Основными характеристиками таких действий будут:

  • Недостойное поведение в общественном месте.
  • Проявление неуважения к одному или нескольким людям.
  • Бросание в их сторону предметов.
  • Неприличные предложения.
  • Умышленная порча их имущества.

В протоколе о совершённом правонарушении всегда должны быть указаны время и место его совершения.

Мелкое хулиганство

Все вышеперечисленные действия будут считаться мелким хулиганством. За такое за нарушение общественного порядка штраф будет назначен в рамках административного права.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Читайте так же:  Документы для дарения доли квартиры

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

В отличие от этого хулиганство может повлечь уголовную ответственность за:

  • Избиение.
  • Причинение вреда здоровью.
  • Срыв работы учреждений или транспорта.

Ключевым отличием являются тяжкие последствия хулиганства, которых нет у мелкого хулиганства.

Оружие и мотивы розни

Особые случаи нарушения общественного порядка связаны с применением оружия. Важно знать, что закон учитывает только те ситуации, когда оружие действительно использовалось. Если злоумышленник его просто держал в руках, не угрожая оружием и не применяя его против человека, то его действия будут квалифицированы как мелкое хулиганство.

Хулиганские действия, в основе которых лежат мотивы национальной, религиозной или иной розни также подпадают под отдельные нормы уголовного права. Но для этого важно наличие доказательств таких мотивов.

Другие правонарушения

Одним из видов мелкого хулиганства можно считать курение в местах, где это запрещено. За него также могут выписать административный штраф.

Законодательное регулирование

Отдельной статьи за нарушение общественного порядка не существует. Поскольку целый комплекс разнообразных действий может нарушать этот порядок, то и для определения ответственности за эти действия используются несколько статей УК и КоАП РФ:

  • Статья 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство.
  • Статья 20.10 КоАП РФ за незаконное производство и торговлю пневматическим оружием.
  • Статья 212 УК РФ за организацию массовых беспорядков.
  • Статья 213 УК РФ за хулиганство.
  • Статья 214 УК РФ за вандализм.

Часто вандалы действуют по причине каких-либо политических взглядов. Например, разрушают могилы представителей определённой национальности или рисуют на них свастики.

Наказание и виды ответственности

Учитывая большое разнообразие действий, которые нарушают правопорядок, то и ответственность за них может существенно отличаться – от 15 суток или штрафа до 15 лет заключения.

Стоит подробнее сказать о наиболее распространённых санкциях за хулиганские действия.

Административная ответственность

В рамках КоАП за мелкое хулиганство предусмотрен штраф в размере 500-2500 рублей. В некоторых случаях его ждёт арест на 15 суток.

Это наиболее мягкий вариант наказания за нарушение общественного порядка. В большинстве случаев предусмотрены уголовные санкции.

Уголовная ответственность

За хулиганство с применением оружия (предметов, которые можно таковым считать) виновного может ожидать штраф от 300 до 500 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

За вандализм – штраф до 40 тысяч рублей, арест на 3 месяца или тюремный срок на 3 года.

Наиболее суровое наказание предусмотрено по 212 статье УК за организацию массовых беспорядков. Организатора накажут лишением свободы от 8 до 15 лет, а участников беспорядков, уничтожавших в их процессе чужое имущество, от 3 до 8 лет.

Методика пресечения и предупреждения

На сегодняшний день используют два комплекса решения проблемы нарушения правопорядка – воспитательные и карательные.

Профилактические беседы, агитация и профилактика злоупотребления алкоголем – распространённые способы предупреждения хулиганских действий.

Система наказания, описанная выше, является средством не только возложить ответственность на виновных за уже совершённые ими действия, но и предупредить подобное поведение с их стороны в будущем.

Статья 2.4. Нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 16 декабря 2014 г. N 223-13-ОЗ наименование статьи 2.4 настоящего Закона изложено в новой редакции, вступающей в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 2.4. Нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 22 сентября 2016 г. N 459-28-ОЗ в пункт 1 статьи 2.4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

1. Нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении на улицах, площадях, в скверах, жилых домах, подъездах и на дворовых территориях действий (бездействия), нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов 00 минут до 7 часов 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни (суббота, воскресенье, другой день в случае переноса выходных дней федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Законом Архангельской области от 22 сентября 2016 г. N 459-28-ОЗ в пункт 2 статьи 2.4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

2. Нарушение общественного порядка, выразившееся в производстве ремонтных и (или) строительных работ в жилых домах с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут и с 20 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. Под действиями (бездействием), нарушающими тишину и покой граждан, в настоящей статье понимаются:

1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, лотки и другое), в летних ресторанах, кафе, дискотеках, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшими нарушение тишины и покоя граждан;

Читайте так же:  Отзыв на встречный иск

3) применение пиротехнических средств, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

4) производство ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных работ, действия механических средств и технических устройств, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан;

5) непринятие водителем мер по отключению звуковых сигналов сработавшей охранной сигнализации автомобиля (транспортного средства), повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;

6) непринятие владельцем домашнего животного мер по прекращению лая, воя или другого шума, исходящего от домашнего животного, повлекшего нарушение тишины и покоя граждан.

Не являются действиями, нарушающими тишину и покой граждан в ночное время, использование звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, лотки и другое), в ресторанах, кафе, дискотеках, игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, применение пиротехнических средств в ночь с 31 декабря на 1 января или во время проведения праздничных мероприятий, организуемых местными администрациями муниципальных образований Архангельской области.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

[2]

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

[3]

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Читайте так же:  Замена газовой плиты бесплатно

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Последствия нарушения общественного порядка

Последствия нарушения общественного порядка могут быть предусмотрены Уголовным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ, все зависит от тяжести правонарушения. Но даже если действие виновного не тянет на преступление, это еще не значит, что оно не будет наказано. Административные наказания тоже могут быть ощутимыми, а процесс его назначения может предполагать и судебное разбирательство.

Понятие хулиганства

Если речь заходит о нарушении общественного порядка, первым делом в голову приходит мысль о хулиганстве. Действительно, законодатель отнес мелкое хулиганство к правонарушениям, которые посягают на общественный порядок.

Читайте так же:  Как аннулировать договор с нпф

Но хулиганством называют разные действия, и очень многое зависит от их интерпретации. Ведь нужно различать, относятся ли они к мелкому хулиганству или все же считаются преступлением. Четких границ здесь нет, хотя есть некоторые квалифицирующие признаки.

Мелким хулиганством считается нарушение общественного порядка, а хулиганство как преступление определяется уже как грубое нарушение порядка. Вот если действия сопровождались применением оружия или взрывчатых веществ, тогда это точно преступление. В ситуации, когда такие действия хотел пресечь представитель власти немного все сложнее. Неповиновение ему относит действия к категории административных правонарушений, а сопротивление – это уже преступление. Тут во многом будет зависеть от слов самого представителя власти. Конечно, можно найти свидетелей, а если их не было, и рассказать о событиях могут только потерпевшие?

Вопрос квалификации деяния очень важен, от него зависит не только вид наказания, но будет ли обвиняемый признан преступником, или правонарушителем. И последствия нарушения общественного порядка тогда сильно различаются.

Другие правонарушения, посягающие на общественный порядок

В КоАП РФ общественному порядку посвящена глава 20, но тут также встречаются правонарушения, посягающие на общественную безопасность. Эти два термина нигде в законодательстве не расшифровываются. Основной общей чертой таких правонарушений является место их совершения, оно должно быть общественным. Демонстрирование нацистской атрибутики будет наказано, только если это сделано публично, а не в кругу единомышленников. Вокруг должны быть люди, которые посчитают такой поведение недопустимым.

Ответственность за нарушение общественного порядка

В КоАП отведена целая глава, раскрывающая суть и ответственность за правонарушения, которые нарушают общественный порядок и угрожают социальной безопасности. По сути, нарушение общественного порядка – это незаконные действия, которые направлены против норм морали и права, нравственности, традиций, обычаев и всего, что может привести к наступлению административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

В правоприменительной практике одно из наиболее распространённых правонарушений является хулиганство. Если в КоАП РФ ответственность за него установлена в главе 20, то в Уголовном Кодексе – в разделе IX.

Статья 20.1. КоАП Ответственность за мелкое хулиганство наступает с 16 лет.

  • арест на 15 суток или штраф до одной тысячи рублей.

За совершение тех же действий и воспрепятствовании полицейскому или работнику, отвечающему за порядок, наказание ужесточается (до двух с половиной тысяч рублей).

  • выраженное неуважение к обществу;
  • нецензурная брань в присутствии людей;
  • унижение достоинства и чести;
  • нанесённое оскорбление;
  • навязчивые действия по отношению к гражданам;
  • повреждение или уничтожение собственности организаций и граждан.

Хулиганство как преступление

  • штраф от трёхста до пятисот тысяч рублей, либо в размере ежемесячного дохода нарушителя за период от одного до двух лет;
  • исправительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет;
  • при участии в групповом преступлении при воспрепятствовании действий полицейского штраф может быть увеличен до миллиона рублей, а лишение свободы – до 7 лет.
  • длительное нарушение спокойствия;
  • дерзкое нарушение общественных норм порядка;
  • явное, открыто выраженное неуважение к людям;
  • причинение вреда обществу по причине политической вражды или идеологической ненависти (расовой, национальной);
  • надругательство и осквернение памятников, мест отдыха;
  • социально опасные действия (с помощью оружия или предметов: камней, топоров, бутылок, металлических прутьев и т.д.).


Распространенные виды наказания

В большинстве статей за правонарушения, посягающие на общественный порядок, предусмотрено наказание в виде штрафа. Но ему может быт и альтернатива в виде ареста или обязательных работ. Решая, стоит ли нанимать защитника, стоит не только сравнивать, сколько стоят услуги адвоката и какой может быть штраф. Признание лица виновным влечет за собой привлечение к административной ответственности, а это может отобразиться в личном деле, а затем всплыть при не самых приятных обстоятельствах. Так что если есть шанс избежать обвинения, не стоит откупаться штрафом, особенно если оно не заслужено.

Правовая помощь по административным делам

  • Устные и письменные консультации по вопросам административного права;
  • Сбор и анализ доказательственной базы;
  • Составление искового заявления;
  • Защита интересов в суде и органах государственной власти;
  • Ходатайства перед судом, написание жалоб;
  • При необходимости – обжалование судебного решения.

Адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна разъяснит последствия совершения административного правонарушения, даст рекомендации по составлению искового заявления или поможет защитить ваши интересы и станет представителем в суде. Чтобы связаться с адвокатом, звоните по телефону +7 (495) 505-24-50 или заполните простую форму контактных данных, и с вами свяжется наш специалист!

Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

Защитить личную неприкосновенность каждого гражданина и его человеческое достоинство от противоправного поведения других индивидов призваны нормы закона, которыми установлена ответственность за хулиганство. Рассмотрим, в чем заключается состав этого правонарушения, какая статья за мелкое хулиганство грозит аморально ведущему себя лицу, чем хулиганские действия отличаются от других противозаконных деяний.

Согласно российскому законодательству мелкое хулиганство относится к административным проступкам, посягающим на общественную безопасность и общественный порядок. Они выписаны в 20-й главе Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Итак, разбираем ст. 20.1 КоАП РФ с комментариями.

Согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство состоит в нарушении общественного порядка (далее — ОП):

выражающем очевидное неуважение к обществу, пренебрежение нормами, правилами и традициями поведения в общественных местах;

сопровождающемся бранью с использованием нецензурной лексики, оскорбительным приставанием к прохожим (зрителям, покупателям и др.);

сопряженном с повреждением либо уничтожением чужого личного имущества, не повлекшим причинение значительного материального ущерба.

Такие действия влекут либо денежное взыскание — административный штраф в сумме от 500 до 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Те же действия, сопровождаемые неповиновением законному требованию любого лица, занимающегося охраной ОП или пресекающего его нарушение (полицейского, дружинника и др.), влекут взыскание в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. либо админарест на тот же срок, но уже на основании 2-й части статьи «Мелкое хулиганство» КоАП РФ.

Важно: статьи «Мелкое хулиганство» Уголовного кодекса РФ не существует, поскольку уголовная ответственность в России предусмотрена только за хулиганство, не являющееся мелким.

Комментарии к статье

Объективная сторона противоправных действий мелкого хулигана:

неуважительное отношение к незнакомым либо малознакомым гражданам, выражаемое в общественном месте;

безнравственное поведение, противоречащее общепринятым моральным нормам;

совершение активных вредоносных поступков.

Так что согласно официальному комментарию мелкое хулиганство состоит в стремлении унизить и/или оскорбить незнакомого человека. В свою очередь оскорбительное приставание — это навязчивые дерзкие действия, наносящие моральный и легкий физический вред потерпевшему.

Читайте так же:  Экономия на процентах

Субъективная сторона мелкого хулиганства — наличие в действиях правонарушителя прямого умысла. Он предвидит их вредоносные последствия и сознательно стремится унизить достоинство жертвы, посягая на ее личную неприкосновенность.

Закон предписывает отграничивать админпроступок, подлежащий наказанию по статье 20.1 часть 1 (либо ч. 2) КоАП РФ, от других административных и уголовных правонарушений.

Прежде всего нужно различать мелкое хулиганство и выписанное в ст 213 УК РФ уголовно наказуемое хулиганство. Состав преступления наличествует в грубом умышленном нарушении ОП, выражающем неуважение к обществу:

а) с использованием оружия либо предметов, применяемых в качестве оружия;

б) по мотивам идеологической, национальной, политической, расовой либо религиозной вражды или ненависти либо ненависти (вражды) в отношении некоей социальной группы;

в) на общественном транспорте — воздушном, железнодорожном, морском, ином.

Если из хулиганских побуждений совершено умышленное повреждение либо уничтожение личного имущества потерпевшего, повлекшее значительный материальный ущерб, действия правонарушителя квалифицируются по ч. 2 ст. 167 УК с санкцией до 5 лет принудительных работ либо лишения свободы.

Умышленная порча имущества в общественных местах, включая транспорт, или осквернение зданий / сооружений, совершенное из хулиганских побуждений, квалифицируется как вандализм (ст. 214 Уголовного кодекса) либо по совокупности 213-й и 214-й статей УК.

Судебная практика

Разграничивая уголовно наказуемое хулиганство и админправонарушение, влекущее арест либо штраф по КоАП ст 20.1 ч. 1 (ч. 2), органы принимают во внимание судебную практику, обобщенную в Постановлении № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.1991 г. (в ред. Постановлений Пленума ВС № 11 от 21.12.1993 г., № 10 от 25.10.1996 г.).

закрепляет понятие «злостное хулиганство»;

разъясняет порядок квалификации сопротивления лицу, охраняющему ОП и/либо пресекающему хулиганские действия;

регламентирует отграничение хулиганства от других преступлений / правонарушений, направленных против личности;

предписывает судам рассматривать вопрос о признании состояния опьянения, в котором совершено хулиганство, отягчающим обстоятельством;

велит судьям не допускать привлечения к админответственности по КоАП за мелкое хулиганство лиц, совершивших похожие на него преступления (оскорбление, самоуправство, побои, нанесение легких телесных повреждений и др.) либо иные админпроступки (нарушение правил движения по дорогам и улицам, появление в состоянии опьянения в общественных местах и др.).

Важно: дела об административных правонарушениях, предусмотренных упомянутой статьей КоАП, рассматриваются должностными лицами системы МВД — от начальников территориальных подразделений до участковых инспекторов, — указанными в ст. 23.3 админкодекса. Но эти должностные лица наделены правом передавать админдела о мелком хулиганстве в мировые суды. И только в компетенции последних назначать правонарушителям наказание в виде админареста — полиция вправе только штрафовать.

Помимо того, что признаки преступления, а не админправонарушения могут быть выявлены мировым судом, за деятельностью полиции также осуществляется надзор и контроль, позволяющий отменить постановление о привлечении к админответственности за мелкое хулиганство с дальнейшим привлечением виновного лица за другое правонарушение.

Приведем примеры мелкого хулиганства, юридически верно отграниченного от иных противозаконных деяний:

Граждане В. и К. посетили бар, где употребили два 300-граммовых графина водки, после чего отправились в находящийся рядом сквер. Там они начали приставать к гражданину Л., с которым не были знакомы, громко нецензурно выражаясь. Затем В. толкнул Л. За потерпевшего от хулиганов вступился проходивший мимо А., применив против В. прием рукопашного боя. Тогда К. схватил с земли массивную палку и ударил А. сзади, целясь по голове, но попал в плечо. А. скрутил обоих хулиганов, передал сотрудникам полиции и изложил все подробности инцидента, которые, кроме потерпевшего Л., подтвердила свидетель З. Гражданину В. пришлось отбыть админарест по 1-й части статьи за мелкое хулиганство, а по ч. 2 ст. 213 УК РФ был осужден только К., ибо он один совершил хулиганство с применением заменяющего оружие предмета и оказанием сопротивления лицу, пресекающему административное правонарушение. Попади К. палкой по голове А., не исключено, что пришлось бы ответить по совокупности ч. 2 ст. 213 и либо статьи УК о тяжких телесных повреждениях, либо о повреждениях средней тяжести.

Гражданин Е. на территории городского парка подошел к девушке, которую видел впервые. Услышав от нее решительный отказ продолжать разговор, сильно задевший его самолюбие, начал оскорблять незнакомку, затем схватил ее за плечо и разорвал блузку. Гражданка М. закричала, на помощь подоспели дружинники, которые препроводили правонарушителя в отделение полиции. Поскольку испорченная блузка оказалась незначительным ущербом личному имуществу потерпевшей, а оказать сопротивление дружинникам Е. не осмелился, на него был наложен штраф за админпроступок, предусмотренный 1-й частью ст. 20.1 КоАП.

Статья 158 КоАП РФ

До 1 июля 2002 года на территории России мелкое хулиганство являлось правонарушением, предусмотренным статьей 158 КоАП РСФСР.

Последняя редакция статьи «Мелкое хулиганство» админкодекса, утратившего силу по причине введения в действие КоАП РФ вместо КоАП РСФСР (согласно федеральному закону №196-ФЗ, подписанному президентом 30.12.2001), в отличие от действующей ст. 20.1:

не содержала нормы о нарушении ОП, связанном с повреждением либо уничтожением чужого личного имущества;

устанавливала другой размер штрафа;

предусматривала «среднее» между штрафом и админарестом наказание — исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20 процентов заработка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья админкодекса о мелком хулиганстве направлена на защиту личной неприкосновенности граждан и достоинства личности через поддержание ОП, при котором права и свободы человека гарантируются от нарушения противоправным поведением других лиц — такое Определение № 70-О дал 19 апреля 2001 года Конституционный Суд РФ. Предметом этого Определения КС послужила жалоба гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав статьей 158 КоАП РСФСР, оставленная без рассмотрения.

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  3. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Нарушение общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here