Негативное воздействие на окружающую среду

Самое важное в статье на тему: "Негативное воздействие на окружающую среду" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Лица, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).

Офисные помещения относятся к IV категории объектов HBOC при соответствии пп. «б» п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) (письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054). Соответственно, в большинстве случаев в отношении офисов вносить плату за НВОС не требуется.

Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099).

Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата исчисляется лицами, обязанными ее вносить, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913) с применением коэффициентов (ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV кв.) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, в органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Форма и порядок заполнения декларации утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.

Суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (см. письмо Минфина России от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432).

Если в процессе деятельности организации образуются исключительно ТКО, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность. Плательщиком в этом случае будет выступать специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО.

При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками платы за НВОС являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (абз. 26 ст. 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), осуществляющие деятельность по их размещению: сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, части 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, письмо Минприроды России от 26.12.2017 N 12-50/11744-ОГ). Таким образом, в случае, когда у компании имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение такого вида отходов (бытового мусора) плата не вносится (смотрите постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 N 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 N 10АП-15470/17).

Примечание

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (ст. 9 Закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, ч. 10 ст. 23 Закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) ввиду существовавшей неопределенности в вопросе платы за размещение ТКО в случае, когда контрагент, с которым заключен договор на вывоз и размещение таких отходов, не получил статус регионального оператора по обращению с ТКО.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

См. также Информацию Минприроды России «О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении твердых коммунальных отходов»

См. также Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522.

См. также Приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52502.

См. также Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3″Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747.

См. также Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 16).

Читайте так же:  Гарантии на товар

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 » Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее — размещение отходов).

Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ » Об охране атмосферного воздуха».

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно.

См. также Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимито в определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

>
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
Содержание
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Читайте так же:  Справка об безаварийной езде

негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия

негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) — индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В юридической науке и практике нет единого мнения по поводу того, является плата за негативное воздействие на окружающую среду налогом или платежом. В зарубежных государствах плата за негативное воздействие на окружающую среду является экологическим налогом.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами. Однако ни ФЗ «Об охране окружающей среды», ни иное федеральное экологическое законодательство не устанавливают формы, но устанавливают виды негативного воздействия, и, соответственно виды соответствующих платежей.

Федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и порядок платежей, являются Закон об охране атмосферного воздуха; Закон об отходах; Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.

Вопросы определения формы платы и правовой природы платы за негативное воздействие на окружающую среду законодательством не решены, а в науке нет единства мнений по данному вопросу. Существует несколько подходов к определению правовой природы платы в зависимости от определения налогового или неналогового характера платежей. Плату за негативное воздействие на окружающую среду определяют как налог, фискальный сбор, компенсационный платеж, административный штраф и т.п. Более того, правовую природу платы не могли определить и высшие судебные инстанции.

Согласно НК РФ платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, платят за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, то есть негативных изменений физических, химических, биологических и иных показателей окружающей среды.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет виды такого негативного воздействия в зависимости от объекта воздействия:

— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

— загрязнение недр, почв.

— размещение отходов производства и потребления.

— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» дублирует ФЗ «Об охране окружающей среды» и устанавливает виды негативного воздействия (исключая загрязнение недр, почв): выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Ранее ФЗ «Об охране окружающей среды» было закреплено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. С 30 декабря 2008 года порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно уже упомянутым Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Читайте так же:  Субсидии на погашение ипотечного кредита

Постановлением фактически устанавливается виды платы:

а) плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

б) плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

в) плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Такие нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально — культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» устанавливает возможность понижения платы за негативное воздействие. Органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства природных ресурсов и экологии устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Перечень природоохранных мероприятий установлен в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды». К таким мероприятиям относятся: строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки; установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу; строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу; создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха; строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов; строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства и др.

В соответствии с п. 4 подпунктом «б» Постановления «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Республики Татарстан оспорил в Конституционном Суде РФ конституционность указанного выше подпункта «б» пункта 4 Постановления в части, возлагающей на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие освобождать конкретные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 мая 2009 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» установил, что комментируемый закон, регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей, устанавливаемых в зависимости от вида, объема и интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. Внесение экологических платежей — в силу того, что оно связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, — обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие.

Конституционно-правовую основу таких платежей составляет, прежде всего, ст. 58 Конституции РФ в ее взаимосвязи со ст. 57 Конституции Российской Федерации, поскольку целью их установления как одного из способов экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

Читайте так же:  Соседка и сосед

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология

негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия

негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон Об охране окружающей среды ). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы… … Большой юридический словарь

РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата) — индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

[2]

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

[3]

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.
Читайте так же:  Претензия и жалоба отличие

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

[1]

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Источники


  1. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  2. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  3. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
  4. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.
  5. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Негативное воздействие на окружающую среду
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here