Незаконная вырубка леса

Самое важное в статье на тему: "Незаконная вырубка леса" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

в) лицом с использованием своего служебного положения;

[1]

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 260 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.

2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

В соответствии со ст. 5 ЛК лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс. С учетом этого не являются предметом преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и др.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, которые выросли сами по себе, а также высаженных человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функции.

Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.

Читайте так же:  Регистрация ружья после покупки

Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные (ст. 10 ЛК). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности охраны, использования, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК.

3. С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым.

Рубками лесных насаждений ЛК признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Однако по смыслу комментируемой статьи рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.). Виды рубок, виды допустимых к порубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 ЛК.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) (ч. 3 ст. 25 ЛК). Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3883; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.

Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т.е. приводящее к гибели.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5000 руб.).

Из примеч. к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Для ч. 1 ст. 260 УК — это значительный размер, а следовательно, состав сформулирован как материальный.

См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи:

— группа лиц (п. «а») (см. коммент. к ст. 35);

— лицо, использующее свое служебное положение (п. «в»). Под ним понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы;

— крупный размер (п. «г») (50 тыс. руб.).

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.

7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки:

— особо крупный размер (150 тыс. руб.);

— группа лиц по предварительному сговору или организованная группа (см. коммент. к ст. 35).

8. Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.

Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.

Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т.д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП.

Ответственность за незаконную вырубку леса: уголовная и административная ответственность

Содержание статьи:

Читайте так же:  Суббота является рабочим днем

На территории России процесс вырубки деревьев регулирует целый ряд законодательных норм. За незаконное уничтожение в зависимости от степени причиненного ущерба предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Что такое незаконная рубка лесных насаждений?

Понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям. Например, растительность на своем участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации. А вот за деревья находящиеся в муниципальной или государственной собственности уже придется отвечать.

К ним относятся следующие категории насаждений:

  1. Входящие в Гослесфонд.
  2. Насаждения в парках, аллеях.
  3. Деревья вдоль железных и автомобильных дорог.

При этом абсолютно никакой роли не играет то, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. При необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной территории всегда обязательно получать соответствующее разрешение.

Под незаконной вырубкой понимается повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации. Также к этому понятию можно отнести незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.

Административная ответственность. Штрафы за незаконную вырубку леса.

Административная ответственность за незаконную рубку предусмотрена для тех случаев, когда причиненный ущерб не превышает 5000 рублей. Регламентируется она КОАП ст. 8 подпунктом 28.

В соответствии с ней размер штрафа может составлять:

  1. Для физлиц от 3 до 4 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 20 до 40 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 200 до 300 тыс. рублей.

В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:

  1. Для физлиц от 4 до 5 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 40 до 50 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того в отдельных случаях к перечисленным штрафам могут применяться и другие меры взыскания. Например, конфискация техники или объектов незаконной вырубки.

Также КОАП предусматривает ответственность и за сбыт и покупку незаконно вырубленной древесины.

Уголовное наказание за незаконную вырубку леса

Если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям могут применяться меры уголовной ответственности. Они четко прописаны в ст. 260 УК РФ. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей. В отдельных случаях размер денежного взыскания приравнивают к доходу нарушителя. При этом для расчета используют размер его заработка за последние 3 года.

Кроме денежных взысканий эта статья также предусматривает до 480 часов обязательных работ или 2 лет исправительных. При особо крупных размерах вырубок к нарушителям применяется такая мера, как лишение свободы. При этом срок заключения в зависимости от обстоятельств может доходить до 2 лет и сопровождаться штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

При определении меры наказания суд обязательно принимает во внимание размер причиненного ущерба. При этом он учитывает следующие критерии:

  1. Ущерба свыше 5000 рублей будет достаточно для возбуждения уголовного дела.
  2. При ущербе свыше 50 тыс. рублей он будет считаться особо крупным.
  3. При превышении порога в 150 тыс. рублей ущерб отнесут к категории особо крупных.

Кто может привлечь к ответственности?

Привлечь к ответственности за незаконную вырубку может практически любой сотрудник лесничества: лесник, егерь, член лесного патруля. Также этим может заняться и сотрудник полиции, например, участковый. При этом к ответственности будут привлечены все участвующие, и заказчик и исполнители.

Куда обращаться в случае обнаружения несанкционированной вырубки деревьев?

Куда обращаться, если вы узнали об незаконной вырубке леса? При подозрении на незаконную вырубку обращаться прежде всего стоит в лесничество. При этом лучше всего предварительно запастись соответствующими фото и видео материалами. Там либо подтвердят законность проводимых мероприятий, либо займутся расследованием.

В случаях, когда возникают подозрения по поводу причастности сотрудников лесничества обращаться стоит непосредственно к своему участковому. При этом он будет обязан посетить место вырубки и проверить всю необходимую документацию. В случае ее отсутствия или несоответствия он имеет право задержать лесорубов и конфисковать задействованную технику.

Интересные факты

Интересную стратегию борьбы с незаконными вырубками разрабатывают в Румынии. Ее суть заключается в чипировании каждого спиленного дерева. Во время заготовки лесорубы будут обязаны забивать в каждое бревно специальный чип. В нем будет содержаться информация о месте заготовки и времени заготовки. Впоследствии для считывания этой информации достаточно будет всего одного смартфона.

Подобные системы отслеживания уже достаточно давно используются в пищевой промышленности. Например, для определения происхождения говяжьих туш. Согласно мнению разработчиков глобальное внедрение этой системы позволит почти полностью искоренить проблему незаконной вырубки.

С июля 2017 года на территории Приморского края для контроля вырубки лесов используется специальная спутниковая система «КЕДР». За время своей работы она помогла выявить 17 случаев нарушений на сумму около 3 млн. рублей.

Система быстро определяет очные координаты незаконных вырубок, что позволяет оперативно определять места предполагаемых преступлений. Мониторинг состояния лесов осуществляется 24 часа в сутки, в независимости от погодных условий. Внедренная система позволяет эффективно отслеживать даже незначительные по площади вырубки.

Один из жителей Прикамья незаконно вырубил 91 дерево. После подсчетов выяснилось, что его деяния нанесли ущерб на сумму около 1 млн. рублей. На суде нарушитель полностью сознался в содеянном. После чего ему было вынесено решение об уплате штрафа эквивалентного размеру ущерба. В настоящее время приговор уже вступил в силу.

Статья 8.28 КОАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Читайте так же:  Дежурный по полку

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарии к ст. 8.28 КОАП РФ

1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности. Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч. 2).

2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.

Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.

Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.

4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.

9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. 2 — судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п. 8 ч. 5 ст. 28.3).

Какое наказание грозит за незаконную вырубку леса в России?

За нелегальную вырубку леса не получить реальный срок и не отправиться валить лес легально?

Незаконная вырубка лесов в России десятилетиями остается проблемной зоной в несовершенном российском законодательстве. Начнем с того, что наказание за нелегальную вырубку леса в нашей стране предусмотрено и уголовным и административным кодексами. В первом случае оно регламентировано статьей 260 Уголовного кодекса, а во втором – статьей 8.28 Кодекса об Административной ответственности Российской Федерации (КОАП РФ). Для начала разберем существующую проблему.

Что означает термин: «Незаконная вырубка леса»?

Под нелегальной вырубкой насаждений подразумевается рубка леса, которую производят без наличия на то законных оснований — официальных разрешающих документов (договор аренды или купли участка с лесными насаждениями в целях промышленной заготовки леса). Договор физического или частного лица должен быть заключен с Министерством лесного хозяйства соответствующей области.
Под незаконную вырубку также подпадает и повреждение дерева, кустарника или лианы до степени прекращения роста растения.

В каких случаях рубка может быть разрешена официально?

На законных основаниях владелец или арендатор участка с насаждениями может проводить сплошную рубку главного пользования и сплошную санитарную рубку (она разрешена после экспертной оценки состояния деревьев, поврежденных в результате стихии, пожаров и т.д. То есть в тех случаях, когда спасти растения невозможно).

Читайте так же:  Возложение обязанностей на вакантную должность

Чем грозит экологии и экономике России незаконная вырубка леса?

В случае с экономикой, то бюджет Российской Федерации ежегодно недосчитывается порядка 10 миллиардов рублей (данные за 2013 год). Особенно актуальна проблема в промышленных масштабах на Дальнем востоке и границе с Китаем. В стране Поднебесной сильно ужесточили требования к вырубке деревьев, поэтому серые – полулегальные лесозаготовки наплодились на границе с Россией в последние годы в огромных количествах. К приему леса они относятся с большим радушием, редко обращая внимание на законность происхождения вырубленных деревьев.

Это что касается промышленных масштабов. Российской экологии же вполне могут грозить и частные действия «черных рубильщиков». Дело в том, что при вырубке деревьев, например, для досок выбираются дорогие породы сосны, причем на месте рубки оставляются сучья и ненужные верхушки деревьев, которые затем высыхая являются причиной возникновения серьезных лесных пожаров.

[2]

Вырубка также вредит и животному миру, заставляя обитателей леса мигрировать с мест их привычного обитания. Для законной лесохозяйственной деятельности нелегальная вырубка также враг номер 1. Из-за истощения лесных баз центры лесозаготовок приходится смещать в районы со слабой лесной инфраструктурой, что сильно повышает стоимость готовой продукции, а зачастую и вовсе делает законную заготовку леса нерентабельной.

Кто имеет может задерживать правонарушителей и какой предусмотрен порядок фиксации и оформления нарушения?

Помимо правоохранительных органов, регулярные рейды по своим территориям обязаны совершать и государственные инспекторы от лесных хозяйств и РосПриродНадзора. Жалобы и сигналы от граждан о незаконной рубке также принимает специальная Природоохранная прокуратура. При фиксации нарушения на месте преступления до выяснения обстоятельств задерживаются все предполагаемые нарушители. Участники рейда затем составляют протокол и проводят расчет нанесенного ущерба. Если он, по предварительной оценке, не превышает пяти тысяч рублей, то дело вступает КОАП РФ.

Административное наказание

  1. Согласно статьи 8.28, на нарушителя может быть наложен денежный штраф до трех с половиной тысяч рублей. Если в преступлении задействовано должностное лицо, то его штраф уже может составить тридцать тысяч рублей, а юридические лица, как всегда, понесут самые большие убытки – до ста тысяч рублей штрафа.
  2. Если в рубке леса применялись различная техника, то сумма штрафа возрастает для всех категорий – частное лицо может заплатить четыре тысячи рублей, должностное сорок тысяч, а юридическое лицо уже 150 тысяч рублей. При этом вся атрибутика с помощью которое совершалось правонарушение должна быть изъята.

Уголовное наказание

  1. Если ущерб лесу нанесен уже существенный, то все материалы и доказательства нарушения, собранные в результате проверки, направляются в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Если нарушителей на месте установить не удалось, то правоохранители обязаны начать следствие по поиску и установлению виновников.
  2. При нанесенном ущербе свыше пяти тысяч рублей частный нарушитель уже может заплатить до 500 тысяч рублей или с него потребуют высчитать доход равный полученному за последние три года. Статья 260 также предусматривает присуждение обязательных или исправительных работ до двух лет с внушительным штрафом до 200 тысяч рублей.
  3. Это, что касается действия в одиночку. А если нарушение было совершено целой бригадой, еще и по предварительному сговору, то тут штраф легко достигнет полутора миллионов рублей. Принудительные и исправительные работы также предусмотрены, но еще преступнику грозит до четырех лет тюрьмы со штрафом до трехсот тысяч рублей.
  4. Если говорить о нарушителях промышленного масштаба, то последствия будут еще строже – в отдельно взятых случаях штрафы до трех миллионов рублей, исправительные и принудительные работы на большие временные отрезки. Также лишение права занимать некоторые должности и тюремный срок до семи лет.

Применение закона на практике

  1. При обвинении в незаконной вырубке подозреваемые чаще обращаются за квалифицированной юридической помощью. Как уже было озвучено выше, закон в этой области в России крайне несовершенен и обладает целым рядом слабых мест. Так, например, единого обозначения термина «рубки» в судебной практике не появилось до сих пор.
  2. И в ряде регионов он трактуется по-разному. Некоторые правозащитники считают, что под уголовно-правовым запретом находится только непосредственная рубка деревьев, и соответственно нарушителем можно считать только тех лиц, кто непосредственно участвует в вырубке леса (спиливание, вырубание и срезание насаждений). Те лица, кто занимается сопутствующей деятельностью – первичной разделкой деревьев, подготовке к вывозу и непосредственно вывозом леса при их осведомленности в вышеуказанной деятельности считаются лишь пособниками в преступлении.
  3. В других же регионах нарушителями закона являются все зафиксированные лица вне зависимости от распределяемых ролей в бригаде, будь то простые грузчики или водители. Отсутствие единообразия в практике и соответственно применение норм ответственности оставляют большой плацдарм для маневра адвокатам.

Также практика показывает, что фактически зафиксировать, а затем и доказать правонарушение зачастую оказывается крайне сложно или невозможно вовсе. Например, не всегда вывоз заготовленного леса производится в тот же день, что и вырубка деревьев (интервал может достигать двух недель, месяца или даже более). Таким образом задержанные при вывозе деревьев водители чаще всего утверждают, что не имеют никакого отношения к вырубке, а лишь перевозят брошенные деревья. К методологии первичного сбора информации о причиненном ущербе у адвокатов также могут быть серьезные вопросы. Кроме того, найти и доказать главных нарушителей – организаторов незаконной рубки подчас не представляется возможным.

Этим несовершенством системы, разумеется, продолжают пользоваться не только мелкие «рубщики», но и серые промышленники несмотря на кажущиеся серьезные последствия. Отсюда и постоянный рост масштабов незаконных вырубок леса по всей России. Действенной мерой исправления ситуации может быть только серьезная доработка нормативно-правовых актов, а также единый, утвержденный на федеральном уровне подход к применению наказания.

Важно! По всем административным и уголовным делам, можно звонить по номеру 8-800-777-32-63.

Как проверить законность вырубки деревьев

1. На каком основании должна производиться вырубка деревьев в Москве?

Вырубка зеленых насаждений производится на основании порубочного билета. Порубочный билет выдается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в случаях:

  • проведения санитарных рубок;
  • восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями;
  • реализации градостроительной деятельности;
  • ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций.

В некоторых случаях вырубка может проводиться без порубочного билета. Вместо него могут понадобиться ведомственные разрешения (на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства).

2. Как должны производиться работы по вырубке?

Вырубка зеленых насаждений должна проводиться согласно следующим требованиям:

  • в соответствии с дендропланом (схемой) и перечетной ведомостью все подлежащие вырубке деревья и кустарники должны помечаться красной краской, предназначенные для пересадки — желтой, к сохранению — белой;
  • пометка деревьев и кустарников должна проводиться заказчиками совместно с производителями работ по вырубке и пересадке согласно дендроплану и перечетной ведомости;
  • не позднее чем за 10 дней до начала работ, связанных с уничтожением и пересадкой зеленых насаждений, на объекте должны быть установлены информационные щиты, имеющие хороший обзор;
  • уничтожение, обрезка и пересадка зеленых насаждений производятся после уведомления отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по соответствующему административному округу не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения работ;
  • валка, раскряжевка, погрузка и вывоз срубленных деревьев и порубочных остатков должны производиться по мере вырубки;
  • порубочные остатки должны быть вывезены;
  • после проведения работ порубочный билет должен быть закрыт.
Читайте так же:  Как открыть ип патент

3. Как проверить законность вырубки деревьев?

Узнать, выдавался ли порубочный билет и правомерна ли вырубка зеленых насаждений, можно, обратившись:

  • по номеру единой справочной службы Мэрии Москвы: +7 (495) 777-77-77;
  • в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы через электронную приемную.

Узнать, производится вырубка при строительстве на участке, находящемся в частной собственности, или участке, предоставленном для строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, можно, обратившись:

  • в электронную приемную Департамента культурного наследия города Москвы;
  • в электронную приемную Комитета государственного строительного надзора города Москвы.

4. Чем грозит незаконная вырубка?

За незаконную рубку, повреждение деревьев и кустарников или их выкапывание, приобретение, хранение, перевозку или сбыт незаконно заготовленной древесины предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений (действующая редакция)

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

[3]

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Видео (кликните для воспроизведения).

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Источники


  1. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  2. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
  4. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Незаконная вырубка леса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here