Обязан ли классный руководитель посещать семьи учеников

Самое важное в статье на тему: "Обязан ли классный руководитель посещать семьи учеников" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Должен ли классный руководитель посещать семьи учащихся?

Вчера после третьего урока директор собрал всех классных руководителей и сотрудников-мужчин в актовом зале для сообщения пренеприятнейшего известия: «До 24 декабря все классные руководители должны посетить семьи своих учеников и представить отчет посещению не позднее 28 декабря».

Один из учителей физкультуры, являющийся одновременно классным руководителем 6 класса, поинтересовался у директора о правомочности такого рода визита и возможности ознакомиться с приказом директора по этим посещениям.

Чем вызвал бурное негодование руководителя образовательной организации. Крики и визг директора наверняка были услышаны не только находящимися в зале учителями.

Из дальнейших пояснений директора я понял причину моего присутствия на этом ответственном мероприятии.

Я не являюсь классным руководителем. Вместе с тем, оказывается, я (как сотрудник школы мужского пола) должен сопровождать классных руководителей женского пола в ходе посещений семей учеников в нерабочее время во избежание нестандартных ситуаций в качестве охраны.

В таком же качестве должны присутствовать при посещениях семей приглашенные остальные мужчины: учитель технологии, еще один учитель физкультуры и заместитель директора по безопасности.

В школу нашу ездят учиться дети из 16 деревень, расположенных, мягко говоря, не совсем компактно. Если каждый вечер посещать и составлять акты по две семьи, (учитывая транспортную недоступность к каждому населенному пункту) как раз можно уложиться в две недели.

У меня и заместителя директора по безопасности после краткого сообщения директора возникли обоснованные сомнения по поводу легитимности устного директорского распоряжения о посещении семей учащихся и правомочности эскортного сопровождения женщин педагогами-мужчинами.

Тем более, у меня в практике работы в прежней школе уже была попытка директором навязать классным руководителям посещение семей обучающихся в принудительном порядке.

Тогда эта проблема была разрешена еще в начальной стадии. Помог отец одной ученицы, член общешкольного родительского и к тому же практикующий юрист.

Он толково и внятно разъяснил директору школы о правах и обязанностях учителя, что входит в обязанности классного руководителя, какими нормативно-правовыми актами регламентируется посещение семей, кто и в каких случаях имеет право посещать семьи учащихся. В число допущенных лиц к семьям обучающихся классный руководитель не входил.

Пришлось выступать в роли глашатая и довести до директора правовые основания посещения семей учащихся.

Вот неполный перечень нормативно-правовых актов по проблеме посещения семей:

Послесловие

Сегодня в учительской висело объявление директора о рекомендации классным руководителям добровольного посещения семей учащихся в качестве визитов вежливости без представления отчетности, так как это мероприятие проводится вне рамок должностных полномочий данных лиц.

Права и обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками0 программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов;

[1]

выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;

определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;

выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективные.

Классный руководитель не имеет право:

унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

использовать оценку (школьный балл) для наказания учащегося;

злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

обсуждать своих коллег в их отсутствии, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

Классный руководитель как административное лицо обязан:

организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;

вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллективов, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию; в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

содействовать их социальной и правовой защите;

вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);

вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;

постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Обязанности учителя

Уважаемый коллеги, обязан ли учитель посещать учащихся дома и писать акты-обследования жилищьных условий?

Снежана Михайловна!Это записано в Ваших обязанностях как учителя?Если нет ,то не обязаны! Цель таких посещений какова,почему этим занимается учитель, а не классный руководитель или социальный педагог,родительский комитет класса.Если это необходимо для выделения пособия малообеспеченным,то назначается комиссия,но один учитель этим заниматься не должен,особенно в наше время!

Читайте так же:  В квартире жарко

Учитель не обязан посещать семьи учащихся.А вот классный руководитель в соответствии со своими должностными обязанностями имеет на это право.Но посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что, может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практики классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
— не приходить в семью без предупреждения;
— не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);
— нельзя вести беседу в агрессивном тоне;
— не поучайте родителей, а советуйте;
— желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
После посещения необходимо составить акт обследования жилищно-бытовых условий. Желательно посещение семей учащихся осуществлять совместно с социальным педагогом.

Учитель не обязан посещать семьи, но если это прописано в должностных обязанностях.

Директор школы наказал учителей за то, что они не смогли посетить семью вновь прибывшего ребенка?

В наше образовательное учреждение в сентябре прибыл ребенок, классный руководитель не смог посетить семью, т.к. семья проживает на дачах за чертой города и неверно указали адрес проживания. Мамой ребенка было предложено классному руководителю состыковаться в другое время, но мама ребенка так и не нашла времени забрать классного руководителя , чтобы показать условия проживания. Классный руководитель не поставил в известность социального педагога о том, что не смогла посетить семью. На днях случилось несчастье, по причине взрыва обогревателя дом сгорел и погиб ребенок — наш учащийся. Директор школы объявила выговор с взысканием социальному педагогу и классному руководителю за то, что семь не была посещена. Так же в их адрес были брошены обвинения, что если бы семью посетили, возможно несчастья бы не случилось. Хочу добавить, что мама ребенка постоянно бывала в школе, поддерживала тесную связь со школой. Семья была благополучная

Ответы юристов ( 1 )

Для начала, такого закона нет. Педагоги не обязаны посещать семьи, и оценивать уровень проживания. Этим обязаны заниматься социальные службы, в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо
образовательной организацией,
медицинской организацией, организацией,
оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе
организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(далее — организация), которой в установленном порядке передано
полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних
граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства,

включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их
семей.

То есть, если вашей школе не были переданы полномочия органов опеки, то учитель мог посетить семью исключительно на добровольных началах. Посмотрите свою должностную инструкцию, если ли в ней пункт о том что классный руководитель обязан посещать семьи учеников.

4. Основанием для проведения обследования
являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по
месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения
юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в
пункте 2 настоящего Порядка (далее — сведения).

Если жалоб на данную семью не поступало, мама часто бывала в школе, и ребенок выглядел благополучным, учился, не опаздывал, был опрятен и тд, то учитель а так же школа, не имели права вторгаться в личное пространство семьи. Посещение дома и осмотр, мог быть произведен только по приглашению родителей, и только с их согласия. Мама ребенка я так понимаю была не против, но все-таки не стремилась приглашать учителя в гости. То есть учитель, ничего не мог сделать. Учитывая что все было благополучно до несчастного случая.

Далее, если смотреть МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных учреждений. Приложение к приказу Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21

Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через
психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-организация в классе образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через проведение
«малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Нигде не сказано что классный руководитель обязан в свое свободное время заниматься посещением учеников и оценивать их уровень жизни.

Имеет ли право классный руководитель совместно с социальным педагогом приходить ко всем своим учащимся и проверять условия их проживания?

Здравствуйте! Скажите,пожалуйста, по закону имеет ли право классный руководитель совместно с социальным педагогом приходить ко всем своим учащимся и проверять условия их проживания?

Как правило, учителя приходят на дом к ученику в следующих случаях:

1) для обучения больных детей на дому;
2) для составления акта обследования жилищных условий детей из неблагополучных семей;
3) для учета детей, проживающих в микрорайоне школы;
4) для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете.

Читайте так же:  Как восстановить социальную карту москвича

Правовые основания для посещения детей на дому для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете, закреплены в приказе Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.

Согласно ему, в обязанность классному руководителю вменяется «обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей», установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

Вместе с тем, в приказе не содержится указания о том, что для этого классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся.

Таким образом, родители на вполне законных основаниях вправе не впустить классного руководителя в своё жилое помещение.

Также говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних в Приказе Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

Согласно п. 2 Приказа, обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, обследование семей проводится органом опеки и попечительства. Если же у органов опеки и попечительства отсутствуют или недостаточно организационных, кадровых, технических и иных возможностей, то отдельные их полномочия могут осуществляться в том числе образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Эти полномочия осуществляются образовательными организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

Таким образом, для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, оформленное соответствующим договором. Если эти условия не соблюдены, то учителя не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства, а родители могут не допускать их в свое жилое помещение.

Обратите внимание, что в таких случаях акт обследования является не действительным.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

То есть, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение даже сотрудников полиции.

По аналогии, так же можно не пускать учителей.

Имеет ли право учитель ходить по квартирам учеников?

Сегодня на родительском собрании в школе классным руководителем было объявлено о том, что с ноября месяца она и/или школьный психолог будут ходить по квартирам учеников и смотреть на условия жизни учащихся. У меня возник вопрос а имеют ли они на это право? Могу ли я их не пустить в квартиру? (Ведь это частная собственность)И не возникнет ли в дальнейшем проблем с соц.защитой?

Учитель не только имеет право посещать ученика на дому, он обязан это делать. Об этом упоминается в разделе «обязанности классного руководителя». Если в определенный срок учитель не предоставит документы, свидетельствующие о посещении всех учеников класса, у него будут серьезные неприятности. Классный руководитель обязан знать, в каких условиях — жилищных, материальных — живут его ученики, есть ли у них условия для занятий, какие взаимоотношения между членами семьи и так далее.

Кстати, это дополнительная нагрузка на учителя, которую никто не оплачивает. Поэтому огромного желания ходить по квартирам ни у кого нет: вдруг нарвешься на пьяного папашу, или собак могут спустить (и такое бывает), или ещё какие-нибудь не очень приятные ситуации.

Не очень понятна позиция некоторых родителей: могу ли я не впустить в квартиру. А чего, собственно, скрывать? Договоритесь заранее, когда классный руководитель к вам зайдет, продумайте, где вы его встретите, что покажете, о чем поговорите. И постарайтесь наладить контакт, это только на пользу пойдет вам и вашему ребенку.

Обязан ли классный руководитель посещать семьи учеников

Сайт учителя математики

Деятельность классного руководителя

Должностные обязанности классного руководителя.

Классный руководитель имеет право:

· получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

· контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

· контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

· координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся;

· определять (разрабатывать, создавать) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся;

· приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение;

· участвовать в работе структур самоуправления;

· выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, вносить на рассмотрение административного совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

· вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

· создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным требованием «не навреди»;

· выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы.

Классный руководитель не имеет права:

· унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием и словом, придумывая клички, навешивая ярлыки т.д.;

· использовать оценку для наказания ученика;

· злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

· использовать семью для наказания ребенка;

· обсуждать за глаза коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель обязан:

· организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

· вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

· изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

· фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать о этом администрацию;

· оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

Читайте так же:  Завещание на ипотечную квартиру
Видео (кликните для воспроизведения).

· содействовать социальной и правовой защите их прав;

· вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы;

· вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных учреждений;

· постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Классный руководитель должен знать:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· «Конвенцию о правах ребенка»

· педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;

· теорию и методику воспитательной работы;

· основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

· общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

· видеть свои воспитательные цели;

· составить план воспитательной работы в собственном классе;

· организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.;

· организовать и провести родительское собрание;

· пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;

· анализировать собственную деятельность и ее результаты.

Режим работы классного руководителя.

· Классный руководитель в 5-11 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.

· Рабочее время классного руководителя определяется в соответствии с п. 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» – не более 36 часов в неделю. Таким образом классные руководители должны работать не более 6 часов в день при 6-дневной рабочей неделе.

· Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, экскурсия и т.п.);

· Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным);

· Количество классных родительских собраний – не менее одного раза в четверть (два собрания в год тематические).

· Отчеты о проделанной работе представляются администрации по окончании четвертей и по окончании года в форме плана и устного собеседования, возможно анкетирование учащихся.

· В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

· В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, данная работа оплачивается дополнительно.

· С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.

· Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Циклограмма работы классного руководителя.

— Организация питания учащихся.

— Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

— Организация дежурства в классном кабинете.

— Индивидуальна работа с учащимися.

— Проверка дневников учащихся.

— Работа с родителями (по ситуации).

— Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

— Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.

— Проведение мероприятий в классе ( по плану)

— Проведение классного часа.

— Встречи с тренером по вопросам образования и воспитания.

— Посещение уроков в своем классе.

— Консультации у школьного психолога.

— Встреча с родительским активом.

— Совещания по планированию работы ( по графику).

Один раз в четверть:

— Оформление классного журнала по итогам четверти.

— Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

— Семинар (учеба) классных руководителей.

— Проведение родительского собрания.

— Проведение открытого мероприятия.

— Оформление личных дел учащихся.

— Анализ и составление плана работы класса.

— Статистические данные класса.

Документация и отчетность классного руководителя.

1. Классный журнал.

2. План воспитательной работы с классным коллективом.

3. Дневник классного руководителя.

4. Дневники учащихся.

5. Личные дела учащихся.

6. Протоколы родительских собраний.

7. Акты посещения учащихся и их семей на дому.

8. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

9. Папки с разработками воспитательных мероприятий.

Должен ли классный руководитель присутствовать в школе в день, когда у него нет уроков?

Здравствуйте. Я классный руководитель 9 класса. В четверг у меня нет уроков. На совещании администрация школы объявила, что мы должны (классные руководители) находиться в школе с начала зарядки (8-10) и до последнего урока детей (15-05). Нагрузка у меня 20 часов. Если не устраивает — пишите отказ от классного руководства. Крым. Ленинский район. Спасибо.

Т.е. дополнительно оплачиваемая работа классным руководителем должна выполняться в соответствии с Вашими планами, планами ОУ , т.е. в то время когда Вы себе и запланируете, а не отсиживать каждый день до последнего урока. И вообще, условия работы должны быть прописаны в дополнительном соглашении, и в ОУ должно быть положение о классном руководстве, в котором и должно быть расписано какие функции должны выполняться в ОУ. И если за 1000-2000, директор будет заставлять отсиживать целый день, кто тогда согласится на такое классное руководство?

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.


Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

[3]

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

Читайте так же:  Законно ли одн

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Имеет ли право классный руководитель ходить ко всем своим ученикам домой с целью проверки

Девочки, у меня ситуация. Мы живем в маленьком городке, где все друг-друга знают. Класный руководитель моего сына, который учится в 5 классе, предупредила, что будет ходить ко всем ученикам из ее клааса домой с целью проверки жилищных условий для ребенка.
Вопрос, имеет ли право она это делать, если никаких сомнений в порядочности нашей семьи нету. У меня обычная семья, обычная квартира, воспитанный, чистый, ухоженный, культурный сын. На мой взгляд, учитель превышает свои должностные полномочия. Я не хочу выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение, что бы в нашем маленьком городке обсуждали мои обои, интерьер и мой «домашний халат».
Обращаю Ваше внимание, что это касается не только моей семьи, но и каждой семьи учеников класса.
Может здесь есть кто-то из юристов, посоветуйте, как грамотно ответить на это предупреждение прихода в гости с проверкой.

Учителям. Для размышления об актах обследования условий жизни несовершеннолетних

Совершенно случайно в Интернете наткнулся на любопытную статью про образование. Касается она актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Классные руководители хорошо знают, что это за страшные бумаги) Хоть статья и датируется сентябрём 2009 года, но она актуальна и сейчас.

Статья опубликована на новостном портале open.by. Комментировать её не стану — думайте сами. Ниже привожу её полный текст.

«Учителей заставляют проверять холодильники в квартирах учеников»

Родители учащихся одной из школ в Барановичах рассказали о новой инициативе чиновников от образования.

— Мы до сих пор в шоке, — сообщили родители. — 3 сентября в нашей школе прошло родительское собрание, и классный руководитель сообщила, что учителей обязали проверить условия, в которых живут их учащиеся. Классных руководителей, учителей начальных классов обязали оформить»Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего» на каждого ученика класса. Эти акты раньше составлялись на детей из неблагополучных семей, а сейчас якобы чиновники от образования Брестской области решили проверить все семьи. Учителям предлагают узнать и записать, сколько зарабатывают родители ученика, в какой квартире — приватизированной или нет — они живут, какая и в какой комнате стоит мебель. Предлагают даже заглянуть в холодильник и запротоколировать, какие в нем есть продукты.

Наша классная слезно просила, чтобы родители сами заполнили эти акты, продиктовала пункты, на которые надо ответить. Она понимает, что интересоваться зарплатой родителей некорректно. И заглядывать в холодильник тоже не совсем прилично. Но с нее требуют отчетности, а учителя — люди подневольные, работают на контрактной основе. Многие родители отказываются заполнять эти акты. Мы понимаем, что классную могут наказать, но, с другой стороны, создавать прецедент и отчитываться перед школой, сколько мы зарабатываем и что едим, не хочется.

Официально: «Представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали»

Неужели на самом деле учителей заставляют проверять содержимое холодильников и заглядывать в кошелек родителей? Чтобы прояснить ситуацию, журналисты позвонили в Управление образования Барановичского горисполкома.

— Классный руководитель обязан знать, чем и как живут его дети, — считает заместитель начальника управления Мария Светлакова. — Он обязан посетить семью каждого ученика для того, чтобы на ранней стадии выявить неблагополучные семьи. Это проводится в рамках декрета президента №18 от 2006 года.

Всегда обследуются семьи, дети в которых находятся в социально опасном положении и состоят на контроле. Есть и специальные инструкции, они содержатся в сборнике нормативных документов Министерства образования. И существуют, к слову, разные виды актов. Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и посещение классным руководителем семьи учащегося с целью знакомства — это абсолютно разные вещи.

Я сама лично проводила совещание с заместителями директоров школ и социальными педагогами и объясняла, как надо себя вести в семье ученика. Знать, что содержится в холодильнике, не обязательно, если это семья благополучная. Нужно посмотреть, как оборудовано рабочее место школьника. А если мама пьяная и папа пьяный, тогда надо и в холодильник заглянуть.

Я, конечно, буду проводить дополнительное совещание по разъяснению, потому что требовать акты обследования жилищно-коммунальных условий каждого ученика не надо. Это абсолютно превратное понимание. Видимо, представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали.

Мнение юриста: посещение квартиры учащихся может проводиться только на добровольной основе

— Я уверен, что на республиканском уровне такого нормативного акта, как обследование жилищно-бытовых условий всех школьников, быть не может, потому что он нарушает многие законодательные нормы, в том числе и конституционные, — говорит юрист, председатель юридической комиссии РПОО»Белорусский Хельсинкский комитет» Гарри Погоняйло. — Прежде всего — тайну личной жизни. Никто без каких-либо законных оснований не может проникать в жилище. Кроме того, любое посещение классным руководителем или другим педагогом квартиры или дома учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или иных взрослых, с которыми он проживает. Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, отобрании ребенка и т.д. Но даже эти действия могут быть обжалованы заинтересованными лицами, если в результате этих действий происходят нарушения прав ребенка, прав родителей.

На мой взгляд, ретивость белорусских чиновников достигает абсурда. Главная функция педагога — давать ребенку знания. Безусловно, он должен замечать, как выглядит ученик, опрятно ли одет, накормлен ли, как себя ведет. И если у педагога возникают опасения, он должен побеседовать с родителями. Если же ситуация настолько сложна, что требуются административные меры, тогда надо действовать в соответствии с законом и выяснять подробности бытовой характеристики семьи, в которой воспитывается школьник. А загружать и без того загруженных ненужной писаниной учителей еще и подобными исследованиями профилактического характера, подвергать всех подозрению, что они плохо воспитывают детей, бессмысленно. Хотя в тоталитарном государстве желание контролировать все и всех может приобретать и такие абсурдные формы.

Читайте так же:  Куда жаловаться на продавца

Инициатив, касающихся школы, в последнее время немало.

Например, предлагается законодательно закрепить норму о материальной ответственности родителей учащихся за порчу имущества учебных заведений. Председатель комиссии»палаты представителей» по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович рассказал, что проект Кодекса об образовании предусматривает дисциплинарную ответственность для учителя, ученика и родителя. За нарушения предполагается ввести штраф.

Проект Кодекса об образовании планируют принять на предстоящей осенней сессии в первом чтении. Затем документ будет дорабатываться и уже принят во втором чтении.

Могут ли учителя посещать учеников на дому?

Практика показывает, что нередко учителей обязывают посещать школьников на дому, что вызывает возмущение как учителей, так и родителей. Учителя считают, что это не входит в их должностные обязанности, а родители ссылаются на статью 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно, и, следовательно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения.

Для учителей заметим, что в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) в разделе «Классное руководство» отмечается, что не следует допускать «включения в обязанности классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д. (например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т. п.)».

P.S. О том, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни, подробно изложено в статье «Откройте, это ваш классный руководитель!», размещенной на сайте « Педсовет » проект «Юрист для учителя»
https://pedsovet.org/beta/article/otkrojte-eto-vas-klassnyj-rukovoditel

Источник:
Конституция Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423
Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21
Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334
Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 Письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974 Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323

[2]

Могут ли учителя посещать учеников на дому? : 10 комментариев

Здравствуйте! Какими официальными документами можно воспользоваться для составления пакета документов по надомному обучению (положение и др.)? Раньше был документ: Об индивидуальном обучении больных детей на дому (утратило силу на основании приказа Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035). А теперь как организовать надомное обучение правильно? Чем руководствоваться?

Добрый день, Наталья! Данный вопрос относится к компетенции местного органа власти. Советуем найти этот документ на сайте органа управления образованием. Как правило, в школе должен быть локальный акт об обучении больных детей на дому, заявление родителей с приложением копии соответствующего документа, распорядительный акт руководителя школы с указанием учебного плана, учителей и расписания занятий.

Здравствуйте, как должно оплачиваться обучение на дому больного ребенка? Если учителю дополнительно не оплачивается имеет ли учитель право отказать в этом?

Добрый день, Ольга! Согласно п.2.5 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей. Т.о., если это время не включено в учебную нагрузку и не оплачивается, то и учитель не обязан вести эти часы.

Здравствуйте,
Учащийся закончил освоение программ уровня основного общего образования, прошёл успешно государственную аттестацию и изъявил желание учиться в 10 классе.
Весь 9 класс учащегося , которому по медицинским показателям было прописано обучение на дому, посещали учителя-предметники для обеспечения право ребёнка на получение основного общего образования.
Среднее общее образование, согласно закону об Образовании, не является обязательным уровнем образования.
Может ли администрация школы отказать учащемуся 10 класса, который по медицинским показателям должен получать образование на дому, посещение учащегося учителями -предметниками, но при этом, администрация согласна на обучение такого учащегося с использованием дистанционных технологий

Здравствуйте! Дайте пожалуйста ответ на мой вопрос: если классные руководители входят в состав совета профилактики школы, могут ли они посещать дом обучающегося совместно с социальным педагогом, психологом или с председателем совета профилактики.

Добрый день, Светлана! В данной статье в п.2 подробно рассказано, кого родители обязаны впускать в квартиру для посещения ребенка на дому. Т.о., совет по профилактике может быть допущен в квартиру, если у него есть договор с органом опеки и попечительства о передаче ему соответствующих полномочий.

Может ли социальный педагог с учителями проверять местонахождение ребёнка дома, после наступление комендантского часа?
И до какого возраста действует комендантский час?

Видео (кликните для воспроизведения).

Добрый день, Даниил! Данные вопросы относятся к компетенции местных органов власти. Найдите на их сайтах соответствующий документ и ознакомьтесь с ним.

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  4. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
Обязан ли классный руководитель посещать семьи учеников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here