Обжалование результатов конкурса в фас

Самое важное в статье на тему: "Обжалование результатов конкурса в фас" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Обжалование результатов конкурсов (44-ФЗ)

В связи с введением в действия закона «О закупках на государственные и муниципальные нужды» все большее количество предпринимателей устремляется на электронные площадки для участия в торгах, аукционах, представления своих вариантов котировок.

Если разумно подходить к вопросам проведения конкурса, грамотно составить всю документацию, а также следить за соблюдением во время торгов действующего законодательства, то шанс заполучить долгожданный заказ крайне велик.

Увы, не всегда данная ситуация соответствует действительности. Не исключены и другие варианты, когда участника снимают с торгов, либо вовсе не принимают от него конкурсную доументацию.

Как оспорить результаты торгов?

Оспорить результаты аукциона или торгов возможно путем подачи искового заявления в суд, либо жалобой в Федеральную Антимонопольную службу (далее по тексту — ФАС).

При этом, если заявка изначально была подана вами в электронной форме, то и жалобу следует направлять аналогично. При этом срок ее рассмотрения сокращается минимально — до пяти дней.

Каковы сроки подачи жалобы на результат торгов?

В силу положений закона 44-ФЗ вы вправе подать жалобу в любое время, когда ваши права нарушили, но не позднее 10 дней с момента размещения протоколов аукциона, оценки и сопоставления заявок, рассмотрения заявок, признания несостоявшимся аукциона.

При оспаривании результатов закрытого аукциона или конкурса — не позже 10 дней с момента подписания соответствующего протокола.

Если же вы все-таки пропустили эти сроки, то обращаться надлежит уже в суд.

Жалоба на оспаривание результатов торгов подлежит рассмотрению в течение 5 дней после ее поступления.

Каковы самые распространенные нарушения?

К наиболее часто встречающимся нарушениям правил проведения госзакупок и размещения гос. Заказов относятся:

Незаконный отказ в участии исполнения контрактов, а также в участии в торгах;

Нарушения в сфере обеспечения госконтракта (имеет место, когда в виде обеспечения устанавливаются исключительно собственные средства, либо исключительная гарантия банка)

Искусственное ограничение возможных участников (имеет место при выставлении крайне жестких требований к конкурсной документации);

Требование дополнительных документов, предоставление которых не предусмотрено Законом

Не стоит также забывать, что кроме наиболее распространенных, упомянутых выше, видов нарушений прав, в ФАС и суд обжалуются и иные действия котировочной комиссии, между сторонами могут возникнуть сложные коллизионные отношения, которые напрямую не регулируются законодательством.

Вышеуказанные вопросы решаются чаще всего путем неотложной юридической помощи квалифицированного адвоката.

Адвокат Клопова И. А. ответит на все волнующие Вас вопросы в области госзакупок, а также составит жалобы в ФАС для оспаривания результатов торгов.

Процедура обжалования результатов конкурса в ФАС

Содержание статьи

Законодательство о государственных закупках предусматривает различные виды торгов с целью закупки товаров для государственных нужд — от конкурса и до запроса котировок. Данные виды закупочных процедур отличаются друг от друга. Но порядок обжалования результатов торгов примерно одинаковый.

Виды жалоб в ФАС

Законодательство различает 3 вида жалоб в УФАС:

  • жалоба на действия заказчика (организатора, членов комиссии);
  • жалоба на положения конкурсной документации;
  • жалоба, связанная с заключением контракта.

Данные виды жалоб установлены законодательством, чтобы определить сроки и особенности содержания соответствующих жалоб. Однако данные виды жалоб не юристу ничего о нем не говорят, поэтому стоит выделить виды жалоб в зависимости от нарушений заказчика.

Итак, на практике чаще встречаются:

  • жалобы на несоответствие конкурсной документации закону;
  • жалобы на признание заявки на участие в конкурсе несоответствующей требованиям документации по формальным основаниям;
  • жалоба на вскрытие заявки на участие в конкурсе до даты вскрытия конвертов;
  • жалоба на признание заявки не соответствующей документации в связи с непредставлением дополнительных (незаконно установленных в документации) документов;
  • недопуск участника конкурса до заседания комиссии, на котором осуществляется вскрытие конвертов;
  • уклонение заказчика от подписания госконтракта;
  • иные жалобы.

Виды жалоб в УФАС разнообразны, для успеха жалобы необходимо выбрать правильный ее вид, определить конкретное нарушение заказчика, в зависимости от этих данных сформировать нормативное обоснование жалобы.

Срок обжалования результатов конкурса в ФАС.

Установлены следующие сроки обжалования результатов конкурса в ФАС:

  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов конкурса;
  • жалоба на конкурсную документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе;
  • жалоба на действия заказчика, связанная с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.

Если жалоба направляется в УФАС по истечении этого срока, то следует ее возвращение в течение 2 календарных дней с момента подачи. Но закон позволяет направить жалобу непосредственно в суд в случае пропуска сроков. Однако на практике придется доказать и обосновать, по какой причине срок на обращение в УФАС пропущен.

Порядок обжалования результатов конкурса

Жалоба подается в ФАС:

  • в печатном виде путем представления в канцелярию;
  • в печатном виде путем направления по почте;
  • в электронном виде путем направления на электронную почту территориального УФАС.

Жалоба в письменной форме подписывается руководителем организации либо уполномоченным представителем (с приложением доверенности).

Электронная жалоба подписывается цифровой подписью руководителя или представителя.

Важно! УФАС обязан рассмотреть жалобу в течение 2 рабочих дней с момента поступления.

Если ФАС принимает жалобу, то обязан в течение 5 дней направить заявителю и заинтересованному лицу уведомление о назначении заседания комиссии УФАС. Госзаказчик вправе представить возражения к жалобе, а заявитель — дополнения к жалобе. Заявитель вправе отозвать жалобу до даты принятия решения.

В заседании члены комиссии заслушивают суть жалобы, возражения заказчика, изучают представленные документы, затем совещаются в отсутствие сторон и далее оглашают решение. Решение по жалобе обжалуется в Арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Обжалование результатов электронного аукциона

Участник тендера, чьи права были нарушены во время проведения торгов может восстановить нарушенное право путем подачи иска в суд, другой – более действенный вариант решения проблемы — это жалоба в ФАС России. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления жалобы. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Читайте так же:  Увольнение сотрудника полиции

Рассмотрим особенности этой процедуры защиты своих прав и законных интересов.

Нормы

• «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа»(Глава 8 Федерального Закона № 94-ФЗ);

• Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб (Приказ ФАС России от14.11.2007г.№379);

• Гражданский кодекс РФ(Глава11 «Исчисление сроков»);

• АПК РФ (Глава 13 «Предъявление иска». Глава24 «Оспаривание нормативных правовых актов, решений, действий(бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц»)

От кого

Жалоба в ФАС на несоответствие процедуры проведения конкурса установленным требованиям закона об электронных аукционах, может быть отправлена от:

На кого

Если действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа, то жалоба может быть направлена на действия(бездействия) следующих участников тендерного процесса:

• оператора электронной площадки;

• конкурсной, аукционной и котировочной комиссии.

Куда

• Заказы для федеральных нужд – в федеральный орган исполнительной власти (ФАС России).

• Государственный оборонный заказ – в Рособоронзаказ.

• Заказы для нужд субъекта РФ– в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ.

• Заказы для муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

• Если обжалуются действия (бездействие) оператора электронной площадки, то такие жалобы рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

• Жалоба не является препятствием для обжалования действия (бездействия) в судебном порядке (ч.1 ст.57 Закона 94-ФЗ)

Форма

Подача жалобы осуществляется в письменной форме. Подача жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в случае, если участник размещения заказа подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Поскольку частью 4 статьи 57 Закона о размещении заказов не предусмотрена подача жалобы в электронном виде, жалобы, поданные в ФАС России в электронном виде, не через функционал электронной площадки, не рассматриваются. Любой участник размещения заказа вправе направить жалобу в соответствии с положениями статей 57, 58 Закона о размещении заказов в письменной форме или посредством использования факсимильной связи.

Содержание

Содержание жалобы определено в ст.58 Закона 94-ФЗ:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Копия жалобы направляется тому, на кого подается жалоба(ч.6. ст.57 Закона 94-ФЗ)

Сроки

Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ обжалование допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте

• протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

• протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

• протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

и не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте

• протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч.3 ст. 40 Закона № 94-ФЗ;

• протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.

В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта.

По истечении сроков, установленных законом обжалование осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2.2. ст. 57 Закона № 94-ФЗ, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Рассмотрение

Этап1

Рассмотрение жалобы по формальному соответствию требованиям, предъявляемым к жалобе. На данном этапе жалоба может быть возвращена в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 59 Закона № 94-ФЗ. Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня поступления жалобы.

Этап2

Рассмотрение жалобы и возражений на жалобу по существу (5 рабочих дней со дня поступления жалобы).

Ответственность

Согласно ст. 7.29–7.32 КоАП РФ заказчик, уполномоченный орган могут быть привлечены к административной ответственности в случае неправильного выбора способа размещения заказа, несвоевременного размещения информации при проведении открытого аукциона в электронной форме, нарушения порядка проведения аукциона. ФАС может принять решение о введении штрафных санкций или о полном закрытии торгов и аккаунта заказчика.

Оператор электронной площадки может быть привлечен к административной ответственности в следующих случаях:

• нарушения порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушения порядка аккредитации участников размещения заказа (ч. 10 ст. 7.30 –КоАП РФ);

• нарушения срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• нарушения порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• нарушения порядка ведения реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

Читайте так же:  Как открыть букинистический магазин

• нарушения оператором электронной площадки правил документооборота, порядка и сроков размещенияи направления информации, проектов контрактов (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• разглашения сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Практика показывает, что основными нарушениями являются следующие:

1. Нарушение норм ФЗ-94, устанавливающих три вида обеспечения госконтракта. Заказчик может настаивать только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя.

2. Незаконный отказ поставщику в участии или в праве исполнения контракта.

3. Должностные лица конкурсных комиссий не исполняют обязанности, установленные ст. 15 Закона № 94-ФЗ, по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% от общего годового объема закупок.

4. Практика включения заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. об указании в приложении в составе заявок сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Жалоба подается в Федеральную Антимонопольную службу, которая в течение 5 дней обязана вынести решение. По данным ФАС России, заметно увеличилось количество обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия заказчиков, противоречащие Закону о размещении заказов.

В I квартале 2011 года в Федеральную Антимонопольную службу поступило 6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа. Из них 2 092 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков, 1 946 — заказчиков на уровне субъектов Федерации, 2 273 — муниципальных заказчиков. Обоснованными признаны

2 083 жалобы (44% от общего количества рассмотренных). Доля постановлений о штрафах, выданных ФАС, увеличилась в I квартале 2011 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Рост количества обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия, противоречащие Закону о размещении заказов, вызван не только количеством нарушений. Причина — в росте количества самих торгов, а также в том, что участники тендеров начали пользоваться данной законом возможностью отстаивать свои права.

По мнению специалистов Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР), далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел: часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц. Случается, что в отдаленных регионах заказчики плохо владеют компьютером, не говоря о знаниях законодательства о размещении госзаказа. Иногда по незнанию процедуры заказчик может отказать участнику торгов просто из-за того, что нажал не ту кнопку. Эксперты считают распространенной ошибкой ситуацию, когда поставщик выиграл электронный аукцион, направил проект контракта на подписание государственному заказчику, а тот протянул время и не смог подписать контракт в установленное законом время. Заказчик, наконец, спохватывается, решает подписать контракт, но система ему этого уже не позволяет — срок пропущен. В итоге заказчик нажимает кнопку «Отказаться от заключения контракта», переходит к тому участнику торгов, который показал вторую по выгодности цену, а потом закономерно получает жалобу от победителя тендера.

Необъективные результаты торгов можно опротестовать путем обращения в УФАС или арбитражный суд, используя установленный Законом порядок обращения за восстановлением нарушенного права незаконными действиями или бездействиями заказчика, аукционной комиссии.

Для подачи жалобы необходимо наличие законного основания и правильное оформление жалобы. Распространенными причинами возврата жалоб является отсутствие в материалах жалоб требуемых законом (ст. 58 Закона о размещении заказов) сведений:

• о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, заказчика, фамилиях членов комиссий, действия (бездействие) которых обжалуются;

Видео (кликните для воспроизведения).

• отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы;

• жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Обжалование результатов конкурса

Добрый день! Принимали участие в тендере (по 223-ФЗ), участвовало 4 компании, до итогового протокола дошли все. Знаем точно, что одна из компаний подала ложные сведения (заняла 2 место), мы заняли 3-е, победитель другой. Можно ли как-то подать жалобу на компанию подавшие ложные сведения и что ей грозит за это? Документы ее не видели, но знаем точно что такого опыта работ у нее не было.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 730 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Можно ли как-то подать жалобу на компанию подавшие ложные сведения и что ей грозит за это? Документы ее не видели, но знаем точно что такого опыта работ у нее не было.

Наталья, добрый день! Жалобу подать можно, но если на результат это не повлияло то результат тендера не отменят если к самому победителю нет претензий, порядок подачи и рассмотрения таких жалоб определен ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». По ответственности может быть будет небольшой штраф по КоАП, но я даже не нахожу честно говоря подходящего состава с учетом того, что такой допуск не повлиял не результат тендера

Консультация юриста бесплатно

Вы можете, во-первых, обратиться в соответствующее территориальное управление Федеральной антимонопольной службы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Во-вторых, вы можете обратиться в соответствующий арбитражный суд по месту нахождения организатора торгов (заказчика) с требованием о признании торгов недействительными и заключенного по их результатам договора недействительным и применении последствий недействительности сделки.

Рекомендую одновременно совершить два вышеперечисленных действия.

Возможно квалифицировать действия такого участника как акт недобросовестной конкуренции по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, а в последующем привлечь к ответственности по ст. 14.33 КоАП.

Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Однако, вам нужен будет хороший юрист, чтобы это обосновать и если УФАС не будет квалифицировать такие действия как недобросовестную конкуренцию, придется обжаловать незаконные действия (бездействие) УФАС в судебном порядке.

Можно ли как-то подать жалобу на компанию подавшие ложные сведения

Да, конечно. Вы можете обратиться жалобой в УФАС.

Документы ее не видели, но знаем точно что такого опыта работ у нее не было.

Если Вы хотите заявить о недостоверных сведениях о представленном опыте, то хочу обратить Ваше внимание на следующее решение УФАС (выдержку)

Решение Якутского УФАС России от 27.06.2018 N 03-75/18.1-18

Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией заказчика заявка победителя закупки ООО ПО «ЯБ» неправомерно оценена по критериям оценки и сопоставления заявок, содержит недостоверные сведения об опыте работ.

Читайте так же:  В каких случаях работающий пенсионер может получить индексированную пенсию

При рассмотрении представитель заявителя поддержала доводы жалобы.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились и пояснили, что заявке ООО ПО «ЯБ», успешно прошедшей отборочную стадию, по всем неценовым подкритериям присвоены максимально возможные оценки в соответствии с предоставленными в составе заявки документами. Так, в составе заявки ООО ПО «ЯБ» предоставлены отзывы заказчиков по выполнению аналогичных работ, что оценивается в 5 баллов; общая стоимость согласно справке о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров составила 52 673 008,17 руб., что оценивается в 5 баллов;

По мнению заявителя, закупочной комиссией заказчика при рассмотрении и оценки заявки участника ООО ПО «ЯБ» не надлежащим образом проверена достоверность информации, представленной в составе заявки данных участников закупки.

При этом Законом о закупках не установлено императивного требования о проведении проверки на достоверность представленной в составе заявок участников информации.

В соответствии с пунктом 6.91 документации установлена форма 9 справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров. Данная форма 9 является приложением 7 к письму о подаче оферты. Участник в указанной справке должен представить исчерпывающую информацию для рассмотрения и оценки его заявки на предмет соответствия участника установленным требованиям к опыту выполнения работ (количество лет / процент исполненных обязательств по договору / проч.), согласно техническим требованиям.

Также, как следует из представленных на заседание Комиссии Якутского УФАС России материалов и пояснений Заказчика, заявка ООО ПО «ЯБ» содержит документы, подтверждающие наличие опыта, согласно документации, а именно справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров за последние 3 года по предмету закупки, а именно проектно-изыскательские работы для линейного объекта (водопровод) на общую сумму 52 673 008,17 руб., что согласно порядку оценки и сопоставления заявок (приложение N 4 документации) оценивается в 5 баллов по неценовому подкритерию «Обладание участником запроса предложений опытом выполнения аналогичных работ, соответствующих профилю лота (ПИР для линейного объекта (водопровод)).

Вместе с тем, представитель заявителя не представил сведений, подтверждающих, что в нарушение требований Положения о закупке, Закона о закупках заявка ООО ПО „ЯБ“ содержит недостоверные сведения.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

То есть если уж собираетесь подать жалобу в УФАС, то необходимо опровергнуть информацию об опыте, так как Заказчик не обязан проверять пакет документов на достоверность.

Что её дискалифицируют, а Вы займёте второе место. И в случае отказа выгрывшего конкурс участник — вы будете следующим с кем заключат

Решения ФАС по жалобам 44-ФЗ

Статьи по теме

ФАС России уполномочена рассматривать жалобы от участников закупок. Регламент установлен в Приказе ФАС от 14.11.2007 г. № 379 и Законе № 44-ФЗ. Далее разберем, как ведомство рассматривает жалобы и чем руководствуется при вынесении решения.

Где найти решения ФАС по жалобам

Все решения по жалобам публикуют в базе правовых актов ФАС. Доступен поиск по ключевым словам, сфере деятельности, типу правового акта, наименованию управления ФАС, номеру дела, названию и ИНН компании, дате публикации.

Кроме того, вся информация публикуется в реестре жалоб в ЕИС. В левом боковом меню выберите «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок» и перейдите в раздел жалоб. В строке поиска введите название заказчика. По каждому заказчику вы можете просмотреть плановые и внеплановые проверки, которые проводили в отношении него, а также их результаты. Пролистнув ниже, вы увидите список уже рассмотренных жалоб.

Если интересует конкретная жалоба, введите название автора обращения, номер реестровой записи, сформированной органом контроля, а также дату принятия решения ФАС по жалобе 44-ФЗ, если она известна. Система выдаст информацию о том, рассмотрено ли обращение и какое решение по нему приняли.

Как ФАС принимает решения по жалобам 44-ФЗ

ФАС России рассматривает жалобы на действия заказчика при проведении закрытых процедур, а также обращения по закупкам на федеральном уровне. УФАС в регионах рассматривают жалобы на региональных и муниципальных заказчиков.

Обратиться в ведомство можно тремя путями: передать письменную жалобу, направить электронную или отослать факс. Важно приложить к ней подтверждающие документы. Все письменные и электронные обращения ФАС рассматривает до 30 дней. Если нужна дополнительная проверка, срок могут увеличить еще на месяц.

Рассмотрение жалобы включает следующие этапы:

  • предварительный (проверка на соответствие требованиям, уведомление заявителя о времени и месте рассмотрения, проведение внеплановой проверки, передача комиссии);
  • рассмотрение жалобы по существу (заседание комиссии, выступление сторон, принятие решения);
  • техническое завершение рассмотрения жалобы (оформление окончательного решения, рассылка сторонам дела).

[2]

Предварительное рассмотрение идет до 5 дней. В этот же срок ФАС рассматривает возражения заинтересованных сторон. Одновременно может быть проведена внеплановая проверка. У заказчика имеют право запросить все документы по закупке.

При рассмотрении по существу присутствуют обе стороны. Они могут давать пояснения и заявлять возражения. Комиссия обязана заслушать всех заинтересованных лиц.

Смотрите также:

Каким может быть решение ФАС по 44-ФЗ

Установив все обстоятельства дела, комиссия выносит решение. Жалобу могут признать обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Частично обоснованным обращение признают, если нашли подтверждение не все указанные заявителем нарушения. В итоге комиссия делает вывод, нарушил заказчик закон или нет.

Следующая стадия — выдача предписания об устранении нарушений. В нем указывают:

  • дату и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о решении;
  • наименование, адрес заказчика;
  • требования об устранении нарушений;
  • сроки исполнения предписания.

ФАС вправе потребовать:

  • отменить протоколы закупки;
  • внести изменения в документацию;
  • провести повторную процедуру и т.д.

Смотрите также по теме:

Ответ на жалобу в ФАС: образец по 44-ФЗ

Если заказчику стало известно о том, что в отношении него подана жалоба в ФАС, он может подать возражения в антимонопольный орган. Делать это необязательно. Однако целесообразно объяснить ведомству свое видение ситуации и дать пояснения своим действиям. Иначе комиссия будет опираться лишь на доводы автора обращения.

Срок подачи возражения на жалобу указан в регламенте. Его примут не позднее чем за два дня до рассмотрения комиссией ФАС, то есть до назначенного заседания. Возражения рассматривают в течение 5 рабочих дней.

Что должно быть в возражении:

  • наименование заказчика, его адрес, контакты, ФИО должностного лица, ответственного за проведение закупок;
  • данные участника, подавшего жалобу;
  • сведения о закупке — способ определения поставщика, код процедуры, объект закупки;
  • перечень обжалуемых действий (возьмите текстовую часть непосредственно из жалобы участника);
  • список подтверждающих позицию заказчика документов.

Помимо перечисленных выше сведений включите в возражение свою позицию по вопросу, обоснование действий, которые не устроили участника, аргументы, доказывающие правоту заказчика. Приложите к жалобе закупочную документацию, заявку участника торгов, протоколы, иные документы, которые может затребовать уполномоченный орган. Обязательно примите участие в заседании комиссии и заявите все аргументы устно.

Читайте так же:  Обжалование мирового суда

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Обжаловать решение ФАС по 44-ФЗ можно сделать в течение трех месяцев после вступления документа в силу. Подайте иск в арбитражный суд. Также допускается обжалование через коллегиальный орган ФАС. Если решение коллегиального органа вас не устроило, обжалуйте его в суде. На это дается всего месяц.

Как подать жалобу на заказчика по 223 ФЗ

Основания для обжалования

Обжаловать можно не только действия или бездействия заказчика, но и закупочные комиссии и операторов ЭТП. Случаи, когда можно прибегнуть к таким мерам, описаны в ч. 10 ст. 3 № 223 ФЗ, а именно:

  1. Проведение торгов с нарушениями либо положения о закупках.
  2. Нарушение сроков публикации в ЕИС документации, положения, сведений о контрактах и т. д.
  3. Установление неправомерных требований к участникам тендера.
  4. Проведение закупок без опубликованного в ЕИС положения либо без применения норм 44 ФЗ (ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8).
  5. Отсутствие в ЕИС сведений о закупках, осуществляемых в обязательном порядке у СМП.
  6. Нарушение норм оператором ЭТП.

В ч. 13 ст. 3 сказано, что контрольный орган рассматривает споры только в пределах доводов, которые в них указаны. А в ч. 17 и 20 ст. 18.1 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган может принимать решения и относительно других выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 № ИА/3655/18).

Кто может обжаловать в ФАС действия заказчика по 223 ФЗ

Кто же вправе обращаться в контрольный орган? До окончания подачи заявок сделать это может любой участник конкурентной процедуры. После окончания срока приема заявок такая возможность будет только у тех, кто подал предложение (ч. 10, 11 ст. 3). Обратиться в антимонопольный орган может и корпорация по развитию малого и среднего бизнеса, органы исполнительной власти субъектов РФ и их организаций.

Сколько времени есть на подачу

Сроки подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ:

  • 3 месяца с даты признания торгов несостоявшимися либо для закупок, по итогам которых не заключили договор;
  • 10 дней в остальных случаях.

Нужно считать срок подачи жалобы в ФАС по 223 ФЗ с момента протокола подведения итогов или с момента размещения информации о торгах в ЕИС.

Как составить обращение

В обжаловании указывают:

[3]

  1. Информацию о нарушителе.
  2. Данные заявителя.
  3. Сведения об обжалуемых торгах.
  4. Суть спора и аргументы.
  5. Список документов-приложений.

Подписать документ должен составитель либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить доверенность.

Вот образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 223 ФЗ:

Куда отправлять

Отправить обращение можно как в центральное отделение ФАС, так и в его региональные управления. Причем центральный аппарат принимает абсолютно все споры, а потом, по своему усмотрению, может направить их на рассмотрение в региональный отдел. Подробнее о том, как проходит обжалование по закону о закупках, написали в статье «ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223 ФЗ».

Способы подать обжалование

Отправить оформленные документы можно разными способами:

Если задаетесь вопросом, как подать жалобу в ФАС по 223 ФЗ в электронном виде, то учитывайте положения 63 ФЗ об электронной подписи. Только подписанный электронной подписью документ может считаться аналогичным бумажному. Поэтому перед отправкой не забудьте подписать документ.

Срок на обжалование в УФАС и суд

Заказчик (закупочная комиссия) направили протокол об отказе от проведения конкурса (в электронном виде). Заказчик работает по 223-ФЗ.

Какой срок на обжалование предусмотрен (подачу жалобы в УФАС и в суд)?

Мы не согласны с отказом Заказчика от проведения конкурса.

Заранее большое Вам спасибо!

C уважением, Наталья.

Ответы юристов ( 2 )

Доброго времени суток, Наталья!

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном в ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч.4 ст. 18.1 указанного закона: «Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, со дня такого размещения.»

Что касается обжалования в судебном порядке, ч.3. ст. 18.1 гласит: «Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.»

Успехов Вам! С уважением, Константин.

Спасибо большое за ответ!

В судебном порядке какой срок предусмотрен и с какого момента?

По сути, законодатель не воспрещает право подать эти жалобы параллельно. Однако, учитывая, что законом «О защите конкуренции» предусматривается только специальный срок (10 дней — ч.4 и три месяца — ч. 5 — в случае признания торгов несостоявшимися) для подачи в УФАС, сроки подачи заявления в суд с обжалованием действий организатора или оператора определяются общими правилами исковой давности — глава 12 Гражданского кодекса РФ.

[1]

Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
1. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
1.1. В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
2. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Зоя, спасибо, что не оставили без внимания вопрос! Но уточняю информацию.

10-ти дневный срок пропустили.

Обжалование действий заказчика (закупочной комиссии) в суд. Какой срок для подачи заявления в суд.

Читайте так же:  Обязательно ли иметь инн

Действия антимонопольного органа мы не обжалуем.

Информация Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2014 г. “Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок”

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Жалоба подается в письменной форме.

Сроки рассмотрения жалобы.

В течение двух рабочих дней со дня поступления жалобы в ФАС России заявителю, заказчику, оператору электронной площадки направляется сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Сведения о принятой жалобе, о решении по результатам рассмотрения жалобы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Обзор документа

Разъяснены требования к содержанию и срокам подачи в антимонопольный орган жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В частности, в жалобе приводятся данные о заявителе и о лице, действия (бездействие) которого обжалуются. Необходимо указать на закупку (кроме случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на ней) и на обжалуемые действия (бездействие), привести обосновывающие доводы и документы.

Срок подачи жалобы зависит от того, какие или чьи действия (бездействие) обжалуются, а также от времени их совершения. Так, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего могут быть обжалованы в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок и до истечения 10 дней с даты размещения в указанной системе протокола рассмотрения и оценки заявок (иного соответствующего протокола).

Жалобу на положения документации о закупке можно представить до окончания срока подачи заявок.

По истечении установленных сроков обжалование возможно лишь в судебном порядке.

Жалоба подается в письменной форме. В течение 2 рабочих дней после ее поступления заявителю, заказчику, оператору электронной площадки сообщают о времени и месте рассмотрения жалобы. На рассмотрение жалобы по существу отведено 5 рабочих дней с момента ее поступления. Решение изготавливают в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолютивной части.

Сведения о принятой жалобе и решении по ней размещают на сайте www.zakupki.gov.ru.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.

  3. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  4. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Обжалование результатов конкурса в фас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here