Операторы по приему платежей

Самое важное в статье на тему: "Операторы по приему платежей" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Операторы по приему платежей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Является ли управляющая компания оператором по приему платежей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Управляющая компания не является оператором по приему платежей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

21 сентября 2017 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Операторы по приему платежей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Компания является оператором по приему платежей на основании Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами» (далее — ФЗ N 103) и банковским платежным агентом на основании Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — ФЗ N 161) и, соответственно, принимает платежи и участвует в переводах денежных средств в адрес различных Поставщиков (Получателей).
В рамках ФЗ N 103 Компания заключает прямые договоры с Поставщиками товаров (работ, услуг). Совершение платежа подтверждается выдачей (направлением) Плательщику кассового чека (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — ФЗ N 54).
1. Должны ли Поставщики, так же как и Платежный агент, выдавать (направлять) кассовые чеки Плательщикам (физическим лицам) в подтверждение совершения платежа в пунктах приема платежей Платежного агента?
Одновременно с платежными услугами Компания осуществляет другие виды деятельности — реализуя различные товары, работы, услуги юридическим и физическим лицам. При этом Компания при реализации своих товаров, работ, услуг физическим лицам выступает уже как Поставщик, который заключает с банками, иными кредитными организациями такие договоры, как: 1) о приеме платежей (переводов); 2) эквайринга; 3) интернет-эквайринга в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также с банками, иными кредитными организациями в соответствии с ФЗ N 161 и Операторами по приему платежей в соответствии с ФЗ N 103. При этом по договорам с банками и иными кредитными организациями оплата осуществляется физическими лицами дистанционно, с использованием различных мобильных банковских приложений и Интернета, с применением банковских карт (их реквизитов).
2. В каких случаях Компания как Поставщик должна выдать (направить) кассовый чек Плательщику?
3. Что относится к электронным средствам платежа в рамках перечисленных разновидностей договоров, заключаемых Компанией с банками, иными кредитными организациями, платежными системами?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

[2]

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Читайте так же:  Правила перевозки животных в метро москвы

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[1]

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Деятельность платежных агентов. Новые требования

«Современный предприниматель», 2010, N 1

Платежные терминалы стали неотъемлемой частью современной жизни. Они позволяют быстро оплатить мобильную связь, коммунальные услуги и совершить многие другие платежи. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему агентом платежей от граждан, урегулирована. Соответствующий Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу 1 января 2010 г. (ст. 9 Закона), кроме отдельных его положений.

Закон вводит определенные термины, устанавливает требования и ограничения.

Закон регулирует деятельность по приему платежей, то есть распространяется на агентов (посредников). Его требования не касаются взаимоотношений продавца и покупателя при реализации товаров. Покупатель должен исполнить свое обязательство по сделке купли-продажи и передать продавцу деньги. При этом он пользуется услугами агента. Получение агентом денег и передача их продавцу подпадают под нормы Закона, но оно не связано с первоначальной сделкой, по которой перечисляются деньги. Возможные споры по сделке между продавцом и покупателем (неполная или несвоевременная оплата и пр.) будут разрешаться на основе Гражданского кодекса.

Закон не затрагивает расчеты фирм и коммерсантов, не связанные с деятельностью платежных агентов. Он не применяется к безналичным расчетам, а также к перечислению сумм в пользу иностранных юрлиц (п. 2 ст. 1 Закона). Предприниматель не сможет перечислять через платежных агентов (платежные терминалы) суммы, связанные с бизнесом, например оплату поставщикам или арендную плату. Закон предоставляет возможность обычным гражданам расплатиться через терминалы за полученные товары и услуги. Но если бизнесмен выступает как физлицо и производит какой-либо платеж, не связанный с предпринимательской деятельностью, сумма вполне может быть перечислена через платежный терминал.

«Платежная» сфера

В свете Закона предприниматель может выступать в роли поставщика или платежного субагента (таблица 1).

Таблица 1. Стороны, участвующие в деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Любой бизнесмен вправе заключить договор с оператором по приему платежей и тем самым упростить процедуру оплаты клиентами предлагаемых им товаров (работ, услуг).

Операторами по приему платежей, которые напрямую работают с поставщиками, могут быть только организации (п. 4 ст. 2 Закона). Оператор и поставщик заключают специальный договор, требования к которому прописаны в ст. 4 Закона. При этом договор обязательно должен предусматривать обеспечительные меры исполнения обязательства. По выбору сторон это могут быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов (п. 4 ст. 4 Закона).

Субагентами могут выступать как фирмы, так и предприниматели. Они заключают договор не с поставщиком, а с оператором. В зависимости от условий договора субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование). Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику. При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Регистрация агентов

Компания, желающая стать оператором по приему платежей, обязана встать на учет в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Причем, сделать это нужно до начала деятельности по приему платежей от граждан (п. 5 ст. 4 Закона). Учетом операторов будет заниматься Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). А вот на субагентов требование о регистрации не распространяется. Дело в том, что субагентам запрещено принимать крупные платежи, требующие идентификации плательщиков, а именно суммы свыше 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ).

Читайте так же:  Договор паенакопления, образец

Такая возможность есть у операторов-фирм. Но при этом они должны запрашивать у плательщика следующие сведения: Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при наличии). От иностранцев потребуются также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право на пребывание в стране. Эти сведения оператор передает в Росфинмониторинг (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Причем Закон вводит запрет: крупные платежи оператор не сможет принимать через терминалы, получать суммы могут сотрудники оператора (п. 7 ст. 6 Закона).

Требования к терминалам

Принимая платежи, агент (оператор или субагент) обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (п. 12 ст. 4 Закона). Это значит, что платежные терминалы в обязательном порядке должны оборудоваться кассовым аппаратом, а бизнесмен должен соблюсти все требования, предъявляемые к ККМ. Кроме обычных сведений, кассовый чек, выдаваемый при приеме платежей, должен содержать дополнительные реквизиты, перечисленные в ст. 5 Закона (таблица 2).

Таблица 2. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

Агент вправе использовать платежный терминал — устройство для приема денег, которое работает в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Применение иных устройств, не являющихся терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона).

Юридическая консультация. Терминал — это не касса

Татьяна Елькина, эксперт журнала

Инспекторы нередко пытались привлечь коммерсантов к ответственности за прием наличных через терминалы без применения ККТ, либо несоответствие терминалов требованиям, предъявляемым к кассовым аппаратам. Например, поводом для санкций становились:

  • отсутствие в терминалах фискальной памяти,
  • невключение их в госреестр кассовых машин,
  • отсутствие на выдаваемых терминалами чеках обязательной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).

В большинстве случаев начисленные штрафы удавалось оспорить в суде.

Требования к терминалам содержатся в ст. 6 Закона (таблица 3). В Законе прямо указано, что терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и выдавать плательщикам чеки, подтверждающие оплату. Как и любой кассовый аппарат, техника, входящая в состав терминала, должна быть зарегистрирована в инспекции. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, агент обязан в день перестановки направить в инспекцию уведомление с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (п. 5 ст. 6 Закона).

Таблица 3. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физлиц (платежные терминалы)

Видео (кликните для воспроизведения).

Польза указанного Закона очевидна. С его помощью огромное количество потребителей сможет воспользоваться услугами платежных агентов при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также приобретенных товаров, работ и услуг. При этом Закон предоставляет возможность развития рынка платежных агентов, что позволит потребителю существенно упростить процесс оплаты, имея право выбора платежного агента.

В то же время, даже до вступления Закона в силу очевидны его недостатки. Так, например, территориальные отделения Федеральной службы по финансовому мониторингу, как правило расположены в региональных центрах, что создает трудности, связанные с постановкой на учет операторов по приему платежей, проживающих или расположенных в отдалении от этих центров. Кроме того, ограничение в использовании платежных терминалов суммой платежа не более 15 тыс. руб. во многих случаях не позволит гражданам реализовать свое право на оплату крупных и дорогостоящих товаров, работ и услуг, с чем чаще всего и возникают проблемы.

Как мы сказали, Закон (кроме отдельных его положений) вступил в силу 1 января 2010 г.

Чтобы число терминалов резко не сократилось, а у населения оставалась возможность пользоваться оплатой через терминалы, законодатели продлили сроки. Прием платежей без применения ККТ должен быть прекращен не 1 января, а 1 апреля 2010 г. Контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включения в госреестр и регистрации в инспекции до 1 января 2011 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ).

Юридическая консультация. Мера ответственности

Валерий Романов, эксперт журнала

С этого года будут внесены изменения в ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

С января норма будет предусматривать санкции за неприменение контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовых машин, как указано в статье сейчас. Наказание для коммерсанта составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Правда, платежные терминалы не вошли в состав ККТ, они попали в перечень исключений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Но появилось требование оснащать терминалы кассовыми аппаратами, и если ККМ в составе терминала не окажется, то контролеры оштрафуют бизнесмена за неприменение ККМ.

Оказание посреднических услуг при приеме платежей

Добрый день. Вопрос следующий. Есть компании который осуществляют прием платежей от населения через различные платежные системы, например: терминалы приема платежей, электронные кошельки, в пользу других компаний — поставщиков услуг или товаров. Есть необходимость стать промежуточным звеном в данной системе взаиморасчетов. Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг. При этом посредник оказывает некоторые услуги компании поставщику услуг или товаров. Необходимо ли иметь какие либо разрешения, лицензии для осуществления данных посреднических услуг и как это называется?

27 Марта 2015 12:55

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 4691 отзыв эксперт

Здравствуйте, Александр! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг.
Александр

Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Статья 4. Условия осуществления приема платежей
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Читайте так же:  Возврат плитки в магазин

Также следует обратить внимание, что:

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.

Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик — оператор по приему платежей — платежный субагент нельзя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.

Оператор по приему платежей

ОПЕРАТОР ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ

Смотреть что такое «ОПЕРАТОР ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ» в других словарях:

Оператор по приему платежей физических лиц — 4) оператор по приему платежей платежный агент юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;… Источник: Федеральный закон от 03.06.2009 N 103 ФЗ (ред. от 27.06.2011) О… … Официальная терминология

Объединённая система моментальных платежей — Тип Закрытое акционерное общество Год основания 2004 Основатели … Википедия

Платежный агент — 3) платежный агент юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный… … Официальная терминология

Виды и классификация электронных денег — Электронные деньги это платёжное средство, существующее исключительно в электронном виде, то есть в виде записей в специализированных электронных системах. Как правило, операции происходят с использованием Интернета, но есть возможность… … Википедия

Калужская область — Координаты: 54°26′ с. ш. 35°26′ в. д. / 54.433333° с. ш. 35.433333° в. д. … Википедия

Контрольно-кассовая машина — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) предназначена для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. ККМ в России это инструмент контроля со стороны государства за налично де … Википедия

ККМ — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

ККТ — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Кассовая машина — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Кассовый аппарат — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет

Журнал «Главная книга» № 24/2012

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно — чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закона , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег , заводить вторую кассовую книгу , применять ККТ даже при вмененке и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Читайте так же:  Соглашение о расторжении договора аренды

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик — это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет — для получения выручки от посредника ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники — не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент — это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) и больше ничего не делает для того, чтобы:

физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

[3]

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком .

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином — доставка товаров, а получение денег — неразрывно связанная с нею услуга;

заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

— ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

— продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники — не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее — Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

п. 5.1 Положения от 12.10.2011 N 373-П

ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ

ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ

ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ

ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ

ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ

Открытие пункта приема платежей

Пункт приема платежей является неплохим денежным вложением для того, кто планирует зарабатывать деньги в качестве частного предпринимателя. Открытие данного бизнеса не предполагает внушительных затрат, что делает возможным его достаточно простое и быстрое расширение. Весьма привлекательным для тех, кто хочет открыть пункт приема платежей, будет являться и то, что им не нужно будет в обязательном порядке оформляться как юридическое лицо, так как Центробанк свободно позволяет осуществлять данный вид коммерческой активности индивидуальным предпринимателям.

Законодательством практически не устанавливаются какие-то особые ограничения при ведении подобного дела. В частности, такой бизнес можно осуществлять и как дополнение к основному — пункт приема платежей может быть организован при любом торговом предприятии, даже весьма небольшом. Причем по опыту именно такой вариант оказывается наиболее рентабельным, приносящим достаточно высокий доход, так как большинство потребителей предпочитают оплачивать коммунальные услуги, телефонную связь, телевидение и интернет, а также вносить иные похожие платежи не в специализированных местах, а в шаговой доступности — в ближайшем магазине.

Организация пункта приема платежей: документация и договор с платежной системой

Для того чтобы открыть пункт приема платежей, как и любой другой бизнес, необходимо, в первую очередь, правильно оформить все документы. От индивидуального предпринимателя требуется копия свидетельства о государственной регистрации в едином реестре, ИНН, копия паспорта. Юридическим лицам надлежит иметь бумагу из ЕГРН, ИНН, заверенные предприятием реквизиты, а также копию приказа о назначении директора. Если пункт приема платежей предполагается размещать в отдельном здании или помещении, то оно должно соответствовать всем требованиям СЭС Роспотребнадзора и пожарной безопасности, иметь заверенные разрешения на работу от государственных организаций, которые занимаются данными вопросами.
Читайте так же:  Перевернул машину, что делать

Важнейшим шагом в открытии пункта должна стать договоренность с одной из платежных систем, которые осуществляют деятельность и официально зарегистрированы на территории Российской Федерации.

Крупнейшими из них являются «КиберПлат», «Contact», «E-pay»,»E-port», «Suntel», «Empay». Они стабильно функционируют на рынке уже долгие годы, и им смело можно доверять. На сайтах данных компаний можно подробно изучить, на каких условиях они предлагают организацию приема платежей для заинтересованных лиц. В среднем, предприниматель, заключивший договор, будет получать с одного перевода денежных средств от 3 до 10 %. Данное соглашение предполагает предоставление контрагенту всего необходимого программного и аппаратного обеспечения и всей информации об услугах, которые он будет вправе осуществлять. По желанию, естественно, могут оговариваться и дополнительные детали.

Варианты организации платежного пункта

Существует несколько вариантов того, как непосредственно осуществлять проведение платежей. Самым распространенным является приобретение POS-терминала. Это специальное устройство, которое позволяет осуществлять торговые операции. На российском рынке существует множество фирм, которые занимаются продажей таких терминалов, так что особенных сложностей в его покупке не будет. Стартовая цена данного агрегата начинается с 18 тысяч рублей. В эту сумму входит его установка в надлежащем месте, его подключение, присоединение всех необходимых комплектующих и стандартная пользовательская настройка.

Фирма-поставщик обычно отвечает за установленный терминал в течение всего срока его работы и осуществляет его проверку и наладку по первому требованию покупателя. Данное устройство подлежит обязательной регистрации. Его изменение вне стандартных технологичных рамок недопустимо, оно может караться согласно российскому законодательству по статье 159 Уголовного Кодекса РФ («Мошенничество»). Каждая проведенная через терминал операция облагается налоговым сбором по упрощенной схеме.

Открыть пункт приема платежей можно даже при наличии мобильного телефона. На смартфон с возможностью выхода в Интернет (имеющим хотя бы WAP-соединение) устанавливается специальное программное обеспечение, которое позволяет проводить финансовые операции. В договоре с платежной системой будет указан индивидуальный пароль, по которому программа будет идентифицировать конкретную организацию. Схема налогообложения предполагается упрощенная.

Третьим вариантом является организация точки приема платежей. Открыть ее и содержать выйдет несколько дороже, чем два предыдущих. Точка представляет собой небольшое рабочее пространство, где будет установлен стол и компьютер со специальной программой. Нанятый на работу продавец будет осуществлять данную услугу. Претворять бизнес в жизнь именно в таком виде имеет смысл только в случае полной уверенности в высоком спросе. В противном случае стоит обратить свое внимание на оставшиеся возможности организации платежного пункта.

Операторы по приему платежей

ОПЕРАТОР ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ — Юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не… … Словарь бизнес-терминов

Платежный агент — 3) платежный агент юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный… … Официальная терминология

Контрольно-кассовая машина — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) предназначена для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. ККМ в России это инструмент контроля со стороны государства за налично де … Википедия

ККМ — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

ККТ — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Кассовая машина — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Кассовый аппарат — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Ккм — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Контрольно-кассовый аппарат — «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат электронный прибор, снабжённый… … Википедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Фискальный регистратор — Контрольно кассовый аппарат «National» Контрольно кассовая машина (ККМ) это инструмент контроля со стороны государства за налично денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат … … Википедия

Источники


  1. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  2. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Операторы по приему платежей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here