Орган выдающий разрешение на строительство

Самое важное в статье на тему: "Орган выдающий разрешение на строительство" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Что такое разрешение на строительство

Разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации, требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектами межевания и планировки территории при производстве реконструкции или строительства объекта капитального строительства. Разрешение на строительство даёт право на производство строительно-монтажных работ.

Как мы получаем разрешение на строительство

В случае, если ПЗЗ участка соответствуют целям застройки, мы получаем градостроительный план земельного участка, если показатели участка не соответствуют требуемым, мы проводим процедуру изменения ПЗЗ участка.

Разрабатываем проект для АГР и получаем положительное заключение по нему в Архитектурной комиссии г.Москва. Подробнее про согласование АГР тут.

Разрабатываем схему организации земельного участка со всеми необходимыми элементами, при необходимости делаем проект организации строительства.

Проводим экспертизу проектной документации, сверяем с актуальными нормативами и нормативно-правовыми актами, при необходимости исправляем выявленные недочеты и несоответствия.

Регистрируем разработанную и собранную документацию в Информационной Системе Обеспечения Градостроительной Деятельности г.Москва.

Далее, подаем полный список проверенных нами документов и сопровождаем процесс принятие решения, при необходимости дополняя собранные материалы.

Необходимые документы для получения разрешения на строительство в Москве

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Для получения разрешения застройщик направляет заявление, к которому прикрепляет следующие документы :

Не требуется разрешение при строительстве следующих объектов:

  • не капитальное строительство : киоски, навесы, и т.д. ;
  • строения вспомогательного использования;
  • при изменении объектов капитального строительства, в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства;
  • при проведении капитального ремонта в объектах капитального строительства;
  • строительства и реконструкции буровых скважин, в случае наличия согласованного проекта проведения работ, связанных с использованием недр земли.

Время действия разрешения на строительство и условия продления

Застройщик в течении 10 дней после получения разрешения обязан передать в органы исполнительной власти, информацию о параметрах планируемого объекта, об инженерных сетях, экземпляр копии результатов изысканий и по одному экземпляру копии проектной документации. Разрешение выдаётся на срок, предусмотренный проектом организации строительства. Разрешение на ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) выдаётся сроком на 12 лет. Возможно продление сроков организации и проведения работ, в таком случае необходимо за 60 дней до окончания действия разрешения подать заявление на продление в орган исполнительной власти, который выдал разрешение. В продлении будет отказано, если работы не начались до истечения срока подачи такого заявления. Срок действия разрешения на строительство сохраняется в случае смены собственника.

Если образуется новый земельный участок по причине раздела текущего земельного участка, в отношении которого выдано разрешение, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на вновь образованные земельные участки может осуществлять строительство с соблюдением установленных норм и требований, однако лишь при условии получения градостроительного плана на образовавшийся земельный участок, так как ранее выданный план теряет свою юридическую силу со дня выдачи нового ГПЗУ на один из образовавшихся участков.

Основания для прекращения действия разрешения :

  • принудительное прекращение права собственности на земельный участок;
  • отказа от права собственности и иных прав на участок;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, которые устанавливают право на собственность;
  • прекращения права пользования недрами, в случае если разрешение выдано на участке, предоставленном пользователю недр, необходимом для ведения работ, связанных с недрами;
  • уведомление исполнительного органа государственной власти принявшего решение о прекращении прав на участок;
  • уведомление исполнительного органа РФ о прекращении прав на пользование недрами.

Как получаем разрешение мы

У нас большой опыт по получению разрешений на строительство объектов разного типа, от промышленных до жилых домов. Наличие большого штата проектировщиков и необходимых допусков и разрешений позволяет нам собственноручно производить тщательную проверку документации на предмет соответствия актуальным нормативно-правовым актам. Мы проводим экспертную оценку, выносим заключение, при необходимости дорабатываем проект и после чего отправляем полный перечень необходимых документов на получение разрешения на строительство.

Благодаря большому числу полученных разрешений мы заранее знаем, на какие аспекты стоит обратить особое внимание, и в какие инстанции отправится на дополнительную проверку ваша документация. Мы готовы предложить вам эту услугу под ключ, ведь наша техническая и кадровая база позволяет провести полный спектр работ, направленных на результат : от проведения изысканий до получения разрешения.

Как предпринимателю получить разрешение на строительство

ЮЛ нужно получать разрешение на возведение здания. Если проигнорировать эту необходимость, на фирму будет наложен штраф. Для получения правоустанавливающего документа требуется собрать бумаги и направить их в специальный орган.

Нормативное регулирование

Центральный акт, регулирующий выдачу разрешения, – статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ). В статье указаны эти положения:

  • Порядок получения.
  • Бумаги, нужные для проведения работ.
  • Орган, выдающий правоустанавливающую бумагу.
  • Основания для отказа.

В статье 51 ГрК прописано, что разрешение устанавливает:

  • соответствие проектных бумаг ГрК РФ, проектам планировки;
  • соответствие возводимого объекта формам использования участка.

Не всегда предпринимателю нужно получать разрешение. Ситуации, в которых его не требуется, оговорены в части 17 статьи 51 ГрК.

К СВЕДЕНИЮ! Разрешение нужно получить до начала стройки. Если оно отсутствует, предпринимателя ожидают санкции, назначающиеся на основании статьи 9.5 КоАП. Как правило, на ЮЛ накладывается штраф. Работы останавливаются. Если объект уже возведен, он не вводится в эксплуатацию.

ВАЖНО! С 1 июля 2018 года относительно выдачи разрешения вводится ограничение. Правоустанавливающую бумагу смогут получить только АО и ООО. Кроме того, многоквартирные здания могут возводиться только на основании одного разрешения.

Читайте так же:  Ензас пр 2700

Содержание

Форма рассматриваемого документа утверждается органом с полномочиями, полученными от Правительства (основание – часть 6 статьи 51 ГрК). Рассмотрим содержание бумаги:

  • Наименование и адрес фирмы, которая инициирует стройку.
  • Номер бумаги.
  • Дата выдачи.
  • Орган, выдавший бумагу.
  • Сведения о возводимом объекте, его адрес.
  • Данные об участке, на котором выполняется строительство.
  • Сведения кадастрового учета.
  • Сроки действия правоустанавливающей бумаги.
  • Должность лица, которое получило бумагу, его ФИО, подпись и печать.

Разрешение выдается бесплатно на основании части 15 статьи 51 ГрК.

Где можно получить разрешение

Правоустанавливающая бумага выдается в органе самоуправления. Обращаться нужно в тот орган, который находится по адресу участка, предназначенного для проведения работ (основание – положения статьи 51 ГрК). В некоторых случаях рассматриваемый порядок видоизменяется. Исключения оговорены частью 5 статьи 51 ГрК. Если стройка связана с атомной энергетикой, космической промышленностью, использованием недр, нужно обращаться в специальные органы.

Порядок получения

Рассмотрим порядок получения бумаги:

  1. Подготовка документации.
  2. Составление заявления.
  3. Направление бумаг и заявки в орган самоуправления.
  4. Получение правоустанавливающей бумаги.

Если предприниматель предоставил неполный перечень документов, разрешение ему не выдается.

Необходимый пакет документов

Для того чтобы легально начать строительные работы, нужно подготовить эти документы:

  • Заявка о предоставлении правоустанавливающей бумаги.
  • Градостроительный план, взятый менее 3 лет назад.
  • Реквизиты проекта планировки и межевания участка (нужны для возведения линейного объекта).
  • Материалы проектных бумаг.
  • Итоги проектной экспертизы, если она нужна (статья 49 ГрК).
  • Санкция на отклонение от установленных параметров.
  • Согласие всех собственников объекта, если проводится реконструкция. Правообладателем может являться в том числе государственный заказчик. Необходимость получения согласия оговорена пунктом 6.1 статьи 51 ГрК.
  • Свидетельство об аккредитации, если осуществлялась негосударственная экспертиза.

Перечень бумаг, нужных для получения разрешения, содержится в части 9 статьи 51 ГрК. Документы можно подавать не только в местный орган самоуправления, но и в МФЦ.

ВАЖНО! Если проектные документы и бумаги об инженерных изысканиях имеются только в электронной форме, заявку на получение разрешения также нужно отправлять в электронном виде.

Заключительная часть процедуры

Если все документы будут оформлены правильно, орган самоуправления выдает разрешение. Однако это еще не окончательная часть процедуры. Предприниматель должен передать информацию о возводимом объекте для публикации в специальной системе. Подавать следующие сведения нужно в течение 10 суток после получения правоустанавливающего документа:

  • Площадь, высотность и этажность постройки.
  • Инженерно-техническое обеспечение.
  • Итоги инженерных изысканий.
  • Разделы проектных бумаг.
  • Схема плана участка, на котором обозначено место будущего строительства.

Все рассматриваемые бумаги могут быть направлены в электронной форме на основании части 18 ГрК РФ.

Основания для отказа

Разрешение на стройку выдается только в том случае, если предприниматель предоставил все необходимые документы. Если ряд бумаг отсутствует, в выдаче отказывают на основании части 3 и части 13 статьи 51 ГрК. Аналогична ситуация тогда, когда документы компании не соответствуют законодательству. В данном случае компании направляется письмо с отказом.

Предприниматель может оспорить решение местного органа. Для этого ему нужно обратиться в суд. В иске указывается, почему именно отказ местного органа является необоснованным.

Срок действия

Срок действия указан в самой бумаге. Если это индивидуальная стройка, срок составляет 10 лет. Если документ получает предприниматель, время действия разрешения определяется продолжительностью проекта. Бумага будет действительной на протяжении всего срока строительства (основание – часть 19 статьи 51 ГрК). Если объект передается другому правообладателю, документ продолжит свое действие на основании части 21 статьи 51 ГрК.

Можно ли продлить действие документа?

Сроки строительства определяются компанией заблаговременно. Если работы затянулись, разрешение утрачивает свою юридическую силу. То есть завершается строительство незаконно. Для того чтобы легализовать деятельность по возведению объекта, нужно продлить действие разрешения. Для этого требуется направить соответствующее заявление в местный орган власти или другую структуру, которая выдала бумагу. Заявку нужно отправлять за 2 месяца до окончания срока действия правоустанавливающего документа. Если заявление будет получено органом заблаговременно, он не сможет отказать в продлении разрешения. Если же срок в 60 дней завершился, в продлении отказывают на основании части 20 статьи 51 ГрК РФ.

Штрафы за строительство без разрешения

Стройка без разрешения предполагает наложение санкций на основании статьи 9.5 КоАП:

  • 2 000-5 000 рублей для ФЛ.
  • 20 000-50 000 рублей для должностных лиц.
  • 20 000-50 000 для предпринимателей. ИП также лишается права на деятельность на срок до 3 месяцев.
  • До 500 000 рублей для ЮЛ. Деятельность лица может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.

Штрафы за незаконное строительство очень высоки, а потому рисковать не стоит, тем более правонарушение будет, скорее всего, быстро обнаружено. Убытки компании от обнаружения нарушения закона не ограничиваются выплатой штрафа. Нужно учесть и то, что строительные работы будут заморожены. Фирма потеряет и на этом. Прибыль, ожидаемая от введения объекта в эксплуатацию, не будет получена.

Строительство без разрешения на строительство

Установленная законом процедура строительства требует прохождения многочисленных согласований , а кроме того, весьма длительна по времени.

Однако, в некоторых случаях законодательство дозволяет возводить капитальные объекты без прохождения указанной процедуры и получения разрешения на строительство.

Строительство без разрешения

К таким случаям относятся:

  • любое строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, может осуществляться без разрешения;
  • если возводится гараж на земельном участке, который был представлен физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • строения и сооружения вспомогательного использования (при наличии на том же земельном участке основной постройки, которую данные объекты обслуживают) также возводятся без получения разрешения на строительство.

Кроме этого, как подсказывает логика и устанавливает закон, не нужно получать разрешения на строительство для возведения объектов, которые вообще не относятся к объектам капитального строительства . Некапитальные объекты , не имеющие прочной связи с землёй , устанавливаются без прохождения строительных процедур .

Читайте так же:  Как получить субсидию на ипотеку молодой семье

Как упоминалось в статье, раскрывающей понятие строительства , по общему правилу разрешение на строительство необходимо также получать и на строительные работы, подпадающие под понятие реконструкции.

Разрешение на строительство не требуется

Вместе с тем, строительные работы не требуют получения разрешения, если они проводятся в рамках капитального ремонта, т.е. при таком изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, когда такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

При этом, во многих случаях правообладателям капитальных объектов приходится специально доказывать, что произведённые ими работы не выходили за рамки капитального ремонта и их не следует считать произведённой реконструкцией.

Конкретные перечни строительных работ, не требующих разрешения на строительство, уточняются региональным законодательством. Так, в г. Москве к таким работам относятся в том числе многие виды работ по переустройству нежилых зданий, такие как устройство проемов в перекрытиях (в т.ч. с сооружением дополнительных лестниц), в стенах (включая несущие), устройство новых и заделку существующих оконных проемов и т.д.

Также разрешение на строительство в любом случае не требуется для строительства некапитальных объектов , не относящихся к недвижимости. Данные объекты размещаются либо по усмотрению правообладателя участка, либо в специально предусмотренном для них порядке, не имеющем отношения к получению разрешения на строительство.

Правовой центр «Два М» оказывает услуги по юридическому сопровождению строительных проектов на всех этапах реализации:

  • Подготовка комплексных юридических заключений в отношении порядка осуществления строительства (отдельно могут быть рассмотрены наиболее сложные и юридически значимые вопросы будущего проекта);
  • Юридическое сопровождение согласований с компетентными органами на всех стадиях строительства;
  • Осуществление функций технического заказчика ;
  • Претензионная работа по договорам подряда, поставки, оказания услуг и т.д.;
  • Защита интересов инвесторов и застройщиков в суде .

Получение разрешения на строительство

Разрешение на строительство Московская область

сколько стоит получение разрешения на строительство, цена разрешения на строительство, помощь в получении разрешения на строительство

Выдача разрешения на строительство, по общему правилу, осуществляется местной администрацией. В г. Москве разрешения на строительство выдает Мосгосстройнадзор. В Московской области разрешения на строительство выдает областное Министерство строительного комплекса (за исключением объектов ИЖС, для которых разрешения выдаются муниципалитетами).

Получение разрешения на строительство

Получение разрешения на строительство является правовой основой для проведения строительства. Поможем получить разрешение на строительство в Москве.

Для отдельных категорий объектов разрешения выдаются различными федеральными органами исполнительной власти.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство должны быть приложены следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка;
  • схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Органы, осуществляющие выдачу разрешения на строительство, проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка , а также красным линиям . В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в таком разрешении.

То есть, одной из основных задач процедуры выдачи разрешения на строительство является проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Также на этом этапе проводится проверка правоустанавливающих документов на предмет возможности строительства.

Распространены случаи необоснованных отказов в выдаче разрешения на строительство. Так уполномоченные органы затребуют дополнительные документы и согласования или же предъявляют претензии к проектной документации, заключению экспертизы.

В то же время, Градостроительный кодекс прямо запрещает требовать предоставления каких-либо прямо не указанных в нем документов для получения разрешения на строительство. Не допускается требовать и дополнительных согласований проектной документации.

Законом предусмотрен строго ограниченный перечень оснований для правомерного отказа в выдаче разрешения на строительство.

Судебная практика по подобным спорам складывается преимущественно в пользу застройщиков.

Правовой центр «Два М» оказывает услуги по юридическому сопровождению строительных проектов на всех этапах реализации:

  • Подготовка комплексных юридических заключений в отношении порядка осуществления строительства (отдельно могут быть рассмотрены наиболее сложные и юридически значимые вопросы будущего проекта);
  • Юридическое сопровождение согласований с компетентными органами на всех стадиях строительства;
  • Осуществление функций технического заказчика ;
  • Претензионная работа по договорам подряда, поставки, оказания услуг и т.д.;
  • Защита интересов инвесторов и застройщиков в суде .

Оформление уведомления о начале строительства под ключ в Новой Москве и на Юго-Западе МО

С 3 августа 2018 г. вступила в действие статья 51.1. Градостроительного кодекса РФ (ГкР) , отменяющая разрешения на строительство для домов ИЖС. Отныне их заменят уведомления о начале строительства, а по завершении стройки нужно отправить в госорганы уведомление о ее окончании. Как проходит оформление строительства по новым правилам и куда обратиться за квалифицированной помощью в вопросах оформления и регистрации жилья?

Уведомление на строительство (реконструкцию) ИЖС

Уведомления на строительство (или реконструкцию) оформляются следующим образом:

Для каких домов? Они требуются для садовых, дачных, индивидуальных жилых домов. В которых должно быть не более 3-х этажей. Высота жилого строения не должна превышать 15 м, а коэффициент плотности застройки не более – 4 тыс. кв м./1 га. Для домов большей площади, этажности и высоты уведомительный порядок не действует – по-прежнему нужны разрешения на строительство.

Форма уведомления. Включает сведения о владельце, земельном участке, планируемых параметрах строящегося дома, подтверждение того, что дом не будет разделен на отдельные объекты недвижимости. То есть будет использоваться строго для проживания, а не как кондоминиум, общежитие и т.п.

Читайте так же:  Камеры в подъезде

Какие документы прилагаются? Выписка из ЕГРН на участок, описание ИЖС (текстовое и графическое), схема, где обозначены отступы от границ участка до самой постройки, копия (сканы) паспорта — это прописано в законе. После посещения семинара в мосгосстройнадзоре выяснилось, что для 100% получения положительного уведомления о начале строительства требуются:

Куда подается. Москвичи и жители Новой Москвы подают пакет документов в Мосгосстройнадзор — на личном приеме в «одном окне» — это продлится ориентировочно до 1 января 2019г. Далее мосгосстройнадзор планирует принимать документы в электронном виде. Жители МО – могут подать заявку в МФЦ.

Что в результате. По закону на выдачу уведомления о начале строительства выделяется 7 рабочих дней. В случае нарушений к оформлению документации или выявленных обременениях (ограничениях) в использовании земельного участка — выдаётся уведомление о несоответствии.

Срок действия уведомления о начале строительства. 10 лет.

А что со «старыми» разрешениями на строительство? Если они есть, переоформлять не нужно. Если процедура получения разрешения на строительство начата ранее 3 августа 2018, нужно просто дождаться ее завершения. «Переделка» под уведомление опять же не требуется.

Уведомление о несоответствии. То есть отказ. Возможен по трем основным причинам: неверные сведения или недостача документов, участок в принципе не подходит для возведения жилья, уведомление направлял кто-то другой, но не владелец участка. Здесь возможны два варианта: повторная отправка с исправлением недочетов или оспаривание в суде.

Пожалуйста, обратите внимание! По новым правилам прилагать к уведомлению на строительство ГПЗУ и СПОЗУ формально необязательно. Но в действительности без них будет затруднительно заполнить само уведомление. Кроме того, без их наличия возрастает риск получения уведомления о несоответствии. Потому настоятельно рекомендуется оформлять и согласовывать ГПЗУ и СПОЗУ, как и раньше, и будет нелишне приложить их к уведомлению.

Важно! До 01 января 2019 г. садовые и дачные домики регистрируются без разрешений на строительство и без уведомлений по новым образцам. Правда, сделать это с 01 января 2017 г. можно только при наличии техплана дома (вместо декларации).

Уведомление об окончании строительства (реконструкции) ИЖС

Другое нововведение – уведомление об окончании строительства (реконструкции) ИЖС. Оформляется владельцем ИЖС. Включает, в том числе:

  • Ф.И.О. владельца, его паспортные данные, адреса для связи;
  • кадастровый номер участка;
  • указание, что дом не разделен на отдельные объекты (не является кондоминиумом, общежитием или гостиницей).

К уведомлению прилагается: техплан дома, составленный и заверенный кадастровым инженером (до заполнения уведомления!). Если дом принадлежит нескольким людям – еще и соглашение о долях. А также квитанция об оплате (госпошлина) – 350 руб. за реконструкцию, 350 руб.– за стройку.

Подать пакет документов нужно в Мосгосстройнадзор — на личном приеме в «одном окне» — это продлится ориентировочно до 1 января 2019г. Далее мосгосстройнадзор планирует принимать документы в электронном виде через сайт mos.ru. Жители МО направляют документы в МФЦ. В результате должно быть получено еще одно уведомление о соответствии построенного (реконструированного) объекта нормам ГкР.

Но есть риск получить и уведомление о несоответствии, что на этапе уже построенного дома может означать, что его объявят самостроем и могут снести, причем компенсация от государства не полагается. И это повод не только строго соблюдать все строительные нормы, но и тщательно заполнять и проверять все документы.

Важно! До 1 марта 2020 г. для объектов ИЖС не нужно разрешение о вводе объекта в эксплуатацию. Так как по существу его заменяет данное уведомление.

Оформление строительства по новым правилам с 3 августа 2018 г.

В итоге с 03.08.2018 порядок оформления строительства ИЖС и последующей регистрации в собственность такой:

  • Уведомление на строительство ИЖС, выписка из ЕГРН на участок, ГПЗУ и СПОЗУ, описание дома, все необходимые согласования (Росавиация, Роспотребнадзор — если требуются) направляются в Мосгосстройнадзор;
  • Далее в течении 7 рабочих дней должно прийти уведомление о соответствии (несоответствии);
  • Если получено уведомление о соответствии, можно начинать стройку;
  • По ее окончании нужно обратиться к кадастровым инженерам, которые готовят техплан на дом;
  • Далее заполняется уведомление об окончании строительства. К нему прилагается техплан, квитанции. Они направляются в Мосгосстройнадзор;
  • В течение 7 дней после отправки пакета документов дом осматривает представитель Мосгосстройнадзора, проверяются документы. Далее сотрудники Мосгосстройнадзора направляют бумаги в Росреестр, включая и техплан. Дом в течении 14 дней ставится на кадастровый учет;
  • После этого нужно получить из Мосгосстройнадзора выписку из ЕГРН о том, что дом поставлен на кадастровый учет. Плюс там же получить уведомление о соответствии построенных (реконструированных) объектов ГкР;
  • С этими документами уже нужно отправиться в Росреестр и закончить оформление прав на дом.

Жители МО оформляют стройку по схожему алгоритму, но пакет документов подается в МФЦ.

Помощь в оформлении строительства и регистрации ИЖС
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам требуется квалифицированная помощь в оформлении строительства и регистрации ИЖС по новым правилам, обратитесь к опытному юристу-риелтору Евгению Александровичу Визирову. Он возьмет на себя:

  • оформление уведомлений;
  • оформление ГПЗУ и СПОЗУ, получит все необходимы согласования;
  • отправку их в госинстации;
  • а также окажет эффективную помощь при получении уведомлений о несоответствии (как при планировании строительства, так и при его окончании).

Все тонкости нового законодательства прокомментирует и даст бесплатную консультацию практикующий юрист-риелтор Визиров Евгений Анатольевич, тел: 8(495)120-43-10.

Полномочия по выдаче разрешений на строительство стали прозрачными

18 июля Президент России подписал Федеральный закон № 224­ФЗ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в ст. 51 «Разрешение на строительство».

Изменения затронули те части ст. 51 ГрК РФ, которые касаются выдачи разрешения на строительство и полномочий соответствующих органов на это.

Читайте так же:  Построить дом на две семьи

Как и прежде, разрешение будут выдавать органы местного самоуправления по месту нахождения участка. Однако исключений из этого правила стало больше.

Согласно старой редакции ст. 51 ГрК РФ право выдавать разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространялось действие градостроительного регламента или для которых такой регламент не устанавливался, имели федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Эти властные структуры выдавали также разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускалось изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Теперь полномочия различных органов власти прописаны в ГрК РФ подробно (см. таблицу).

Кто выдает разрешение на строительство в случае осуществления строительства/реконструкции

Вид объекта (объектов)

Местоположение объекта
и другие условия

Кто выдает разрешение

Новая редакция ч. 5 ст. 51 ГрК РФ

Объект капитального строительства

На земельном участке, расположенном в границах ОЭЗ

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление ОЭЗ
(в настоящее время — Минэкономразвития России)

На участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых)

Федеральный орган управления государственным фондом недр

Объект использования атомной энергии

Уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии
и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок*

Гидротехнические сооружения первого и второго классов

Устанавливаемые в соответствии с законодательством
о безопасности гидротехнических сооружений

Соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Аэропорты, иные объекты авиационной инфраструктуры

Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

Посольства, консульства и представительства РФ за рубежом

Объекты обороны и безо­пасности

Объекты космической инфраструктуры

Объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ

Объекты, сведения о которых составляют гостайну

Линии связи при пересечении государственной границы РФ, на приграничной территории РФ

Объекты, строительство/реконструкция которых планируется на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, исключительной экономической зоне РФ

Объект культурного наследия

При проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта

Исполнительные органы государственной власти, осуществляющие функции в области охраны культурного наследия
в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73­ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Строительство/реконструкция объекта планируется в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно­оздоровительных местностей и курортов)

Федеральный орган исполнительной власти, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007 № 310­ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года

в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новая редакция ч. 6 ст. 51 ГрК РФ

Объект капстроительства (линейный объект)

Строительство планируется на территориях двух
и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта —на территории закрытого административно­территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ;

Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта, расположенного на территории ЗАТО, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Строительство планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов). Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов)

Орган исполнительной власти субъекта РФ

Строительство планируется на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района

[3]

Орган местного самоуправления муниципального района

Планируется реконструкция объекта капстроительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района

*В прежней редакции ст. 51 ГрК РФ за названной организацией также было закреплено данное право.

Отметим, что если ранее никаких, кроме установленных Градостроительным кодексом, исключений из правил выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления не предусматривалось, то теперь законодатель закрепил возможность их пересмотра федеральными законами.

Еще одна важная новелла этого закона — установление порядка пересмотра или прекращения действия разрешения на строительство в случае перехода права на земельный участок или объекты капитального строительства.

В соответствии с внесенными в статью новыми ч. 21.1—21.16 на основании решений уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов власти действие разрешения может быть прекращено в случае:

— принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

— отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

— расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

— прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Такое решение должно быть принято в течение 30 рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами.

Решение о прекращении действия разрешения на строительство также будет приниматься при получении уполномоченными органами одного из следующих документов:

— уведомления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

— уведомления исполнительного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

Читайте так же:  Как завести вторую трудовую книжку

Однако по общему правилу ч. 21 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок сохраняется, за исключением вышеперечисленных случаев. В связи с этим в новой ч. 21.5 данной статьи уточняется, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на нем в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Очень важным новшеством ст. 51 ГрК РФ является урегулирование вопросов использования полученных разрешений на строительство в случаях образования земельных участков в результате объединения или разделения.

Согласно новым ч. 21.6 и 21.7 ст. 51 ГрК РФ при образовании земельного участка путем объединения нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых было выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на такой участок, может осуществлять на нем строительство на условиях, содержащихся в разрешении.

В случае когда образованный участок появился в процессе раздела, перераспределения или выдела земельных участков, в отношении которых было выдано разрешение на строительство, и новый правообладатель сможет воспользоваться таким разрешением, но только у него появится обязанность по соблюдению требований о размещении объекта. Для этого ему будет необходимо получить градостроительный план вновь образованного участка, на котором планируется строительство или реконструкция объекта капстроительства.

Со дня выдачи нового градостроительного плана на один из образованных участков ранее выданный план утрачивает силу.

Для недропользователей также есть важное дополнение — при переоформлении лицензии на пользование недрами новый пользователь вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капстроительства на земельном участке в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство.

Обратим внимание на то, что и физические, и юридические лица, приобретшие право на земельные участки или у которых возникло право на образованный земельный участок при объединении нескольких участков/делении участка, должны письменно уведомить органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, о возникшем у них праве и представить копии соответствующих правоустанавливающих документов. Правда, срок для исполнения данной обязанности для них не предусмотрен.

В уведомлении должны быть указаны реквизиты:

— правоустанавливающих документов на приобретенные земельные участки;

— решения об образовании земельных участков, если такое решение принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;

— градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, в случае когда вновь образованный участок был получен в процессе раздела, перераспределения или выделения;

— решения о предоставлении права пользованиями недрами и решения о переоформлении лицензии — для недропользователей.

Новые правообладатели копии этих документов могут представить в соответствующие органы одновременно с уведомлением. Если они не будут представлены, то их все равно запросят, только уже не у заявителя, а у соответствующих органов власти. Но если в ЕГРП не окажется сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов будет обязан представить заявитель. Данная норма начнет действовать только с 1 июля 2012 г. Так что заявителям в течение девяти месяцев (с 1 октября 2011 г. до 1 июля 2012 г.) необходимо будет самим представлять копии названных документов. Непредставление заявителем копий документов в течение указанного срока будет являться основанием для отказа в принятии решения о внесении изменений в разрешение на строительство.

[1]

На все эти операции уполномоченного органа законодатель отвел только десять рабочих дней. Именно в течение этого срока должно быть принято решение о внесении изменения в разрешение на строительство.

Перечень оснований для отказа во внесении изменений в соответствующее разрешение установлен исчерпывающий. Отказ возможен в трех случаях:

1) при отсутствии в уведомлении реквизитов вышеуказанных документов или отсутствии копии правоустанавливающего документа на земельный участок;

[2]

2) из­за недостоверности сведений, указанных в уведомлении, об образовании земельного участка;

3) из­за несоответствия планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или о внесении изменений в него уполномоченные органы должны будут уведомить о нем:

— органы, осуществляющие государственный строительный надзор;

— орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения земельного участка;

— застройщика — при принятии решения о внесении изменений в разрешение.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования — 22 июля 2011 г., за исключением ч. 21.1—21.16 ГрК РФ, которые начнут действовать с 1 октября 2011 г.

Отметим важный переходный момент, который законодатель оговорил отдельно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если разрешение на строительство выдано до вступления в силу Федерального закона № 224­ФЗ иными органами власти, чем теперь установлено, такое разрешение признается действительным. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта в таком случае должен будет выдать орган, выдавший разрешение на строительство.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.

  3. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
  4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Орган выдающий разрешение на строительство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here