Ответственность 44 фз

Самое важное в статье на тему: "Ответственность 44 фз" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Какая административная ответственность установлена за нарушения 44-ФЗ

Работникам, допустившим нарушения в сфере государственных закупок, как правило, грозит административный штраф до 50 тыс. руб., а по некоторым нарушениям — дисквалификация до трех лет. Для юридических лиц такой штраф может достигать 500 тыс. руб. Но есть и нарушения, по которым размер штрафа не ограничен, а зависит от размера причиненного ущерба. Если вас привлекают к ответственности, помните, что вы вправе доказывать свою невиновность или просить смягчить наказание.

Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

За нарушения в сфере контрактной системы предусмотрены в основном штрафы. За некоторые повторные нарушения предусмотрена дисквалификация — лишение права занимать определенные должности или работать в определенной сфере (ст. 3.11 КоАП РФ).

За каждый вид правонарушения установлены минимальный и максимальный размер штрафа. На его размер в каждом конкретном случае влияют, в частности, характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее возможные виды нарушений и штрафы на разных этапах закупочной деятельности: от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов.

[3]

Нарушения и штрафы при формировании плана и плана-графика закупок

Нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки

За эти нарушения могут оштрафовать не только контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, но и должностных лиц уполномоченных органов или специализированную организацию — как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документации, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:

  • нарушили сроки размещения информации в ЕИС при проведении конкурса или аукциона на два рабочих дня или меньше — штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица — 15 тыс. руб. Если срок пропуска больше — штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица — 100 тыс. руб. (ч. 1, 1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили не больше чем на один рабочий день сроки размещения в ЕИС информации при закупке у единственного поставщика или в ходе запроса котировок и запроса предложений — штраф 3 тыс. руб. для должностного лица, 10 тыс. руб. — для юридического лица. Если пропуск свыше одного рабочего дня — штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица — 50 тыс. руб. (ч. 1.2, 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Нарушение порядка проведения процедур определения поставщика

Нарушения, допущенные оператором электронной площадки

Нарушения при заключении и исполнении контрактов

Нарушения в ходе контрольных мероприятий

Нецелевое использование бюджетных средств

Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).

Если вы направили бюджетные средства не по назначению — штраф для должностного лица от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до трех лет, для юридического лица — штраф в размере от 5 до 25% от суммы использованных не по назначению средств (ст. 15.14 КоАП РФ).

Какие установлены сроки давности привлечения к ответственности

За большинство нарушений вас могут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения. Если правонарушение длящееся, то наказать могут в течение одного года с момента его обнаружения. За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение двух лет (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Если срок давности истек, к административной ответственности вас не привлекут.

Что делать, если вас привлекают к ответственности

Если не нарушали, собирайте доказательства в подтверждение этого, если же обнаружили нарушение, то незамедлительно примите меры. Например, если вас привлекают за неразмещение информации, разместите ее. Представьте доказательства этого на разбирательстве по делу. В таком случае ваши действия могут квалифицировать как нарушение сроков, а за такое нарушение штраф значительно ниже. Даже если правонарушение не будет переквалифицировано, добровольное исправление нарушения может быть учтено в качестве смягчающего обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ).

Попросите снизить штраф в связи с исключительными обстоятельствами, связанными с характером нарушения, его последствиями и финансовым положением нарушителя.

Например, сошлитесь на ваше тяжелое материальное положение, тогда штраф могут назначить ниже минимального размера.

Это возможно, если вас штрафуют за нарушение, для которого минимальный размер штрафа составляет от 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обжалуйте решение, если наказание все-таки назначили. У вас есть на это 10 дней со дня получения постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

В какой инстанции обжаловать решение, зависит от того, кто его вынес. Если это контрольный орган, обжалуйте в вышестоящем органе или суде. Если наказание вынес суд, оспаривайте его в вышестоящем суде (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 24.5 КоАП РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) по контракту предусмотрена:

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждеными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года );

Читайте так же:  Россия правопреемник ссср

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч.5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее — Правила N 1042) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года ).

В соответствии с п. 11 Правил N 1042 общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В Правилах N 1063 такого положения не было.

В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика*(1). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867.

Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 2 письма Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).

[2]

Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства , предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных контрагентом.

При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент вынесения судебного решения (см. п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017)).

Формула расчета пени для закупок, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года , была установлена п.п. 6 — 8 Правил N 1063 и подробно рассмотрена в отдельном материале.

Как указано в п. 10 Правил N 1042, которые применяются к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года , пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ*(2) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.

Следует учитывать, что правила расчета, приведенные в Правилах N 1063 и в Правилах N 1042, подходит лишь для случаев, когда все обязательства контрагента по контракту должны исполняться единовременно, а не в течение определенных контрактом периодов (в отношении Правил N 1063 см. также письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36402). Однако ни нормы Закона N 44-ФЗ, ни названные правила не содержат случаев, когда неустойку можно рассчитать без учета их требований.

Вместе с тем в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 22.06.2017 N 305-ЭС17-624 указано, что начисление поставщику пени на общую сумму контракта, без учета частичного исполнения, противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, таким образом, причитается компенсация не только за неисполненное обязательство, но и за обязательство, которое было выполнено надлежащим образом. Также указано, что начисление пени на общую сумму контракта без учета частичного исполнения обязательств по поставке товара допустимо при условии невозможности использования и отсутствии потребительской ценности для заказчика поставленной части предмета поставки, для чего необходимо установить возможность использования отдельных предметов поставки по отдельности с учетом цели закупки.

В п. 35 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате заказчиком и (или) контрагентом неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1063, является действительным.

Позиция о том, что в ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правилах N 1063 установлен только нижний предел ответственности контрагента в виде пени и не содержится запрета на увеличение размера пени соглашением сторон, изложена в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.03.2016 N 306-ЭС15-15659.

Поэтому, учитывая п. 2 ст. 332 ГК РФ, в контракте пени могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ и Правилах N 1063 либо Правилах N 1042.

В силу ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года , то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п.п. 4, 4.1 Правил N 1063, а именно:

— 10% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. «а» п. 4 Правил N 1063);

— 5% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (пп. «б» п. 4 Правил N 1063);

— 1% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (пп. «в» п. 4 Правил N 1063);

— 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. «г» п. 4 Правил N 1063);

— 5% стоимости работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению таких видов и объемов работ (п. 4.1 Правил N 1063).

Читайте так же:  Федеральный закон о государственных пенсиях рф

В п. 37 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года , то за каждый факт неисполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном п.п. 3 — 8 Правил N 1042.

Подробно размеры штрафов, начисляемых контрагенту в соответствии с Правилами N 1042, приведены в отдельном материале.

СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню . В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика.

Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017.

На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.

При взыскании с контрагента неустойки в судебном порядке суд вправе уменьшить ее размер на основании ст. 333 ГК РФ, если должник, осуществляющий предпринимательскую деятельность, докажет, что взыскиваемая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. О том, что положения ст. 333 ГК РФ применяются к контрактам, указано в п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

*(1) В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик мог предоставить отсрочку уплаты неустоек и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек. Такие случаи рассмотрены в отдельных материалах.

*(2) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

04.05.2018 12:24 Просмотров: 500 Уголовная и административная ответственность по 44-ФЗ

Уголовное наказание применят по нескольким составам преступлений. Расследовать преступления поручат Следственному комитету. Наказания, которые связаны с лишением свободы или принудительными работами, суд вправе дополнять штрафом или запрещением осужденным занимать должности, вести деятельность на срок до трех лет. Далее разберем, какое наказание соответствует составу преступления по 44-ФЗ.

Нарушение из корыстных целей

Работников контрактной службы, членов комиссий, лиц, которые отвечают за приемку товара, ждет уголовное наказание за нарушение норм Закона № 44-ФЗ при условии, что сотрудник преследовал корыстные цели и причинил учреждению крупный ущерб. Нарушителю грозит одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; до трех лет тюрьмы или принудительных работ.

Взятка

Ввели уголовную ответственность по 44-ФЗ за подкуп работников контрактной службы, контрактного управляющего или члена комиссии по закупкам. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф от 300 до 500 тыс. руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет; до двух лет ограничения свободы или исправительных работ; до трех лет тюрьмы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 10 раз превышает сумму незаконного вознаграждения.

За подкуп представителя заказчика группой лиц или в крупном размере предусмотрены более жесткие санкции. С учетом одного из таких обстоятельств преступникам грозит до 7 лет тюрьмы и штраф, который в 30 раз превышает сумму подкупа. Если преступление совершила группа лиц и размер подкупа квалифицировали как «крупный», наказание составит до 8 лет тюрьмы или штрафа в 40 раз больше суммы подкупа. Максимально возможный размер штрафа – 500 млн. руб. Избежать наказания за подкуп возможно, если нарушитель активно сотрудничал со следствием, способствовал уголовному расследованию, добровольно сообщил о подкупе. Также к уголовной ответственности по 44-ФЗ не привлекут граждан, с которых вымогали вознаграждение.

Получение взятки

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам грозит одна из санкций: штраф от 400 тыс. до 1 млн руб.; штраф в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет; до трех лет лишения свободы или принудительных работ. Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 20 раз превышает размер подкупа.

Более жесткие меры применят к представителям заказчика, которые совершили преступление в составе группы лиц, в крупном размере или вымогали деньги с участников. Например, несколько работников контрактной службы по предварительному сговору вымогали более 1 млн руб. с участника конкурентных процедур. Преступникам грозит от 7 до 12 лет тюрьмы и штраф в 50 раз больше суммы подкупа. Максимальный размер штрафа по этой статье – 500 млн руб.

Шантаж и провокация

Документ содержит еще один состав преступления – провокация взятки, коммерческого подкупа или подкупа в сфере закупок. По этой статье осудят злоумышленников, которые пытались вручить деньги или другие ценности должностному лицу без его согласия, чтобы создать искусственные доказательства преступления и шантажировать жертву. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до 18 месяцев; до пяти лет тюрьмы или принудительных работ.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств – до пяти лет лишения свободы (ст. 285.1 УК РФ). Будут преследовать, если потратите деньги на цели, которые не предусмотрены в бюджете, и при этом размер нецелевых расходов превышает 1,5 млн руб. Если траты меньше, то грозит административное наказание – штраф до 50 000 руб. и дисквалификация (ст. 15.14 КоАП РФ).

Читайте так же:  Новый порядок назначения пенсии госслужащим

Ответственность за нарушение 44-ФЗ при выборе способа проведения закупки (Статья 7.29 КоАП)

30 тысяч рублей может заплатить сотрудник заказчика, если нарушены требования при выборе способа определения поставщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

50 тысяч рублей может заплатить заказчик, если неправильно выбран способ проведения закупки, например, запрос котировок для закупки с НМЦК больше 500 тыс. руб. или закупка у единственного поставщика, когда это не предусмотрено законодательством. Также при проведении закрытого или с ограниченным количеством участников конкурса, закрытого аукциона, или двухэтапного конкурса, когда это не дозволено Законом, или документы необходимые для согласования уполномоченным органом, переданы с нарушением.

Нарушения при планировании закупок (Статья 7.29.3)

За некорректное составление плана закупок или плана-графика, а именно включение позиций, несоответствующих целям или нормативно-правовым актам, указание НМЦК не имея обоснования, штраф составляет от 20 до 50 тыс. рублей.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ за некорректную форму обоснования НМЦК и объекта составляет 10 000 рублей.

При нарушении общественного обсуждения закупки, а именно порядка или сроков проведения штраф составляет 30 тыс. рублей.

Если план закупок и план-график утверждены или размещены с нарушением сроков, то штраф составит от 5 000 до 30 000 рублей.

Административная ответственность по 44-ФЗ при проведении закупок (Статья 7.30)

В КоАП указано, что, если размещение в ЕИС документов и информации по конкурсу или аукциону нарушено на срок не больше двух дней, ответственность контрактного управляющего составит 5 тысяч рублей, для юридического лица — 15 тысяч рублей. Если больше двух дней, то административная ответственность составит 30 и 100 т. р. соответственно.

Если не больше чем на один рабочий день нарушены сроки при закупке у единственного поставщика, запроса котировок или запроса предложений, ответственность контрактного управляющего составляет 3 тысячи рублей, для юридического 10 000 руб.

Если более чем на один рабочий день, то штрафы будут составлять 15 и 50 000 руб. Штраф для должностного лица 15 тыс. рублей, для юридического 50 тысяч рублей налагается, если направлены и размещены не корректные документы и информация на ЕИС или на площадке, с нарушениями предоставлялась документации об аукционе или конкурсе, запросы на разъяснение, принимались заявки от участников.

Если закупка не включена, или приглашение об участии размещены в ЕИС раньше, чем десять дней со дня внесения изменений в план-график, или есть предписание, по которому не устранены нарушения, то на сотрудника налагается штраф в размере 30 тысяч рублей. Если заявка участника отклонена или допущена не в соответствии с 44-ФЗ, нарушен порядок вскрытия конвертов, открытия доступа и рассмотрения заявок, административная ответственность по 44-ФЗ предусматривается в размере 1 процента от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 тысяч рублей. Ответственность по 44-ФЗ за нарушения по протоколу влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В случае если документы и информация не размещена в ЕИС по 44-ФЗ, то штраф для должностных лиц составляет 50 000 рублей, для юридических 500 000 рублей. Если заявки рассмотрены с нарушением, требования, размер обеспечения заявок и исполнения контракта не соответствует 44-ФЗ, то штраф устанавливается в размере 1 процента от НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 и не более 30 т. руб. Установление в документации требований к объекту закупки ограничивающих участников или включение в состав одного лота не связанных между собой товаров, работ или услуг влечет наложение штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.

Штраф в размере 3 тысяч рублей налагается за утверждение документации с нарушением требований 44-ФЗ.

При отклонении или незаконном допуске заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений или нарушение порядка рассмотрения заявок может повлечь наложение штрафа в размере от 5 процентов от НМЦК, но не более 30 тыс рублей.

Если победитель определен с нарушением требований, то штраф устанавливается в размере 50 тыс. рублей.

Когда сроки подачи заявок на участие сокращены, или нарушен порядок, или срок отмены закупки, то штраф 30 тыс. руб.

Если заказчик проводит закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, то ответственность по 44-ФЗ будет 50 тысяч рублей. Подписание протоколов с нарушением сроков менее двух рабочих дней влечет административную ответственность в размере 3 тысяч рублей, более — 30 т. руб.

Нарушение ведения реестра контрактов (Статья 7.31 КоАП)

Согласно КоАП, серьезная ответственность заказчика по 44-ФЗ предусмотрена за включение в РПН заведомо недостоверной информации. За это оштрафуют на 50 000 руб., а за направление или ненаправление информации в уполномоченный орган для включения в РНП или реестр контрактов с нарушением сроков — 20 000 руб.

Нарушение возврата обеспечения (Статья 7.31.1 КоАП)

В 44-ФЗ ответственность заказчика установлена за нарушения сроков по возврату обеспечения. Если срок нарушен не больше чем на три рабочих дня, то штраф для должностного лица 5 тысяч рублей и 30 т. руб. для юридических лиц, если больше чем на три рабочих дня 15 тысяч и 90 тысяч.

Ответственность по контракту по 44-ФЗ: нарушение заключения и изменения (Статья 7.32 КоАП)

Самые крупные штрафы налагаются на заказчика, если заключение контракта или внесение в него изменений происходит с нарушениями.

1 % от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 000 рублей для должностного лица, для юридического лица от 50 до 300 000 рублей за заключение контракта с условиями, противоречащими документации или исполнения. Если при заключении такого контракта произошли дополнительные расходы или объект закупки был уменьшен, то штраф будет равняться двукратному размеру средств, которые дополнительно потрачены или цены уменьшенного объекта закупки.

Если сроки заключения или уклонения от заключения контракта нарушены, то штраф устанавливается в 50 тысяч руб.

Если контракт был изменен не в соответствии с ФЗ 44, то штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. руб. и 200 тыс. рублей для юридических.

В 44-ФЗ ответственность сторон за расторжение контракта с нарушением или при одностороннем отказе установлена в виде штрафа в 50 т.р. для должностного лица и 200 для юридического. Если действия (или бездействия) заказчика привели к неисполнению обязательств по контракту и причинили вред, то ответственность контрактного управляющего составляет от 5 до 15 процентов от неисполненных обязательств, но не меньше 30 000 или дисквалификацию до двух лет. Для юридических лиц штраф — от однократного до трехкратного размера не выполненных обязательств, но не меньше 300 тысяч рублей.

Читайте так же:  Фест удерживающие устройства

За проведенную с нарушениями экспертизу, несоответствие документов о приемке или отсутствие отказа от подписания штраф 20 000 рублей.

Приемка товара несоответствующего контракту — штраф от 20 до 50 000 рублей.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 10

Надежда Романенкова,
эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом»

Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика образовательным организациям, обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии и о многом другом.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом» Надежда Романенкова.

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим?

Пользователь под ником Rinat Kh

Да, возможно. Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в его должностной инструкции прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю лицо несет ответственность по трудовому законодательству (ст. 232 ТК РФ); за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя); за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и другие. При этом контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Помимо этого, ст. 12 Закона № 44-ФЗ установлено, что должностные лица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. За нарушение этих требований контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Понятие «нужды сельских поселений» в законодательстве о контрактной системе не раскрывается. Поэтому при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо, в первую очередь, изучить круг вопросов местного значения, закрепленный в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также муниципальные правовые акты, исходя из которых и следует определять нужды сельских поселений с учетом принципа разумности.

Помните, что с 1 января 2015 года вступает в силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ «Обоснование закупок». Любая закупка должна быть обоснована. Обоснованность заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным ст. 13 вышеуказанного закона, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, законам субъектов федерации, муниципальным правовым актам, а также законодательству России и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в ст. 13 Закона № 44-ФЗ предусмотрены основания формирования плана закупок, среди которых – муниципальные программы и иные документы планирования.

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации?

Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей.

Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год. Например, если общий объем закупок составляет 10 млн руб., заказчик вправе размещать заказы у единственного поставщика на сумму до 5 млн руб. включительно.

Обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии?

Требование об обеспечении исполнения контракта должно быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда заказчик вправе (а не обязан) установить указанное требование. К таким случаям относится и осуществление закупки товара, работы или услуги в сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, заказчик не обязан включать требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии. Единственное исключение составляют случаи, когда обязательность такого требования установлена в законе.

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту?

Читайте так же:  Принятие решений в ооо

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона).

Из этого правила есть два исключения: предоставление автономному учреждению бюджетных инвестиций на капремонт (ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), а также передача автономному учреждению полномочий государственных, муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами или Госкорпорации «Росатом» (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, осуществление текущего ремонта под эти исключения не подпадает, поэтому при осуществлении закупок Вам следует руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможно ли заключение в рамках Закона № 44-ФЗ договора (а не государственного контракта) на сумму до 100 тыс. руб.?

По итогам осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключаются государственные и муниципальные контракты (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляет заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы не относитесь к перечисленным в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ субъектам, по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб. Вам придется заключать именно государственный контракт.

Какому подразделению образовательного учреждения передаются функции по размещению заказов: управлению образования, централизованной бухгалтерии или какому-либо другому?

Решение данного вопроса находится в компетенции руководителя, который выбирает, назначать ли ему контрактного управляющего либо создавать контрактную службу. При этом заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., в соответствии со ст. 38 Закона № 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» должны создать контрактные службы.

При создании контрактной службы организация специального структурного подразделения (департамента, управления, отдела, бюро и т.д.) не является обязательной – достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок. В этом случае специалисты по закупкам могут одновременно выполнять и другие функции, а также числиться в разных подразделениях.

[1]

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  4. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
Ответственность 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here