Пенсионная система в ссср

Самое важное в статье на тему: "Пенсионная система в ссср" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Пенсионная система в СССР

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников [15]. Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) [15].

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать [15]. С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости.

[3]

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами [15]. В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов [15].

Кроме пенсий, многочисленным группам пенсионеров предоставлялись льготы и привилегии, бесплатные или частично оплачиваемые услуги (транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т.д.). В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя существенно повлияло на судьбу пенсионной реформы.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн. до 33,8 млн. за 1961–1990 годы [15]), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.

Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них [15]:

1) множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие – непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;

2) ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;

3) низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата; «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;

4) относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;

5) широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию значительно ниже 55 или 60 лет;

6) зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.

Система пенсионного обеспечения военнослужащих в СССР

Указом Верхнего Совета СССР от 6 марта 1965 г. № 140 для инвалидов войн 3 группы из числа военнослужащих срочной службы был установлен льготный порядок выплат пенсий с учетом заработка, согласно которому выплачиваемая им пенсия с 1 мая 1965 г. при любом заработке не может быть ниже минимального размера пенсии. Для лиц, офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы устанавливались следующие минимальные размеры пенсий, ниже которых пенсии не могли назначаться:

— за выслугу лет – 45 рублей в месяц, а для лиц постоянно проживших в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством, — 38 руб. 25 копеек в месяц (85 % от 45 руб.)

— за выслугу лет 25 лет и более – для лиц офицерского состава, пенсия которым исчислялась без учета окладов по воинским званию, — 70 руб. в месяц; в связи с тем, что офицерам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет 25 и более, исчисленные без учета окладов по воинским званиям, были повышены на 15 руб., минимальный размер пенсии для них практически составлял 85 рублей в месяц (70+15);

— по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: для офицеров – 45 руб., для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы – 40 руб. в месяц;

— по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие заболевания, не связанного с пребыванием на фронте, или несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, — 30 руб. в месяц.

Наряду с этим постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1965 г. инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих существенно расширены льготы и преимущества в области трудоустройства, медицинского обслуживания, в обеспечении жилой площадью и т.д. Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостоянию советского народа» предусмотрено, в частности, значительное повышение пенсий инвалидам войны. Так, пенсии по инвалидности 1и 2 групп с 1 января 1986 г. были повышены: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава, пенсии которым исчислены только из должностных окладов (без учета окладов по воинским званиям), — 25 руб. в месяц; инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского состава срочной и сверхсрочной службы – на 15 руб. в месяц. С 1 мая 1968 г. были повышены минимальные размеры пенсии по инвалидности 3 группы: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава – 40 руб. в месяц, инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной и сверх срочной службы – до 30 руб. в месяц.

Читайте так же:  Участки для молодых семей

Кроме того, указанным постановлением инвалидам войны предоставлена существенная льгота при переходе на пенсию по старости. Право на эту пенсию они приобретают в возрасте: мужчины – 55 лет (вместо 60лет), женщины – 50 лет (вместо 55 лет).

Если раньше основной размер пенсий по случаю потери кормильца семья военнослужащих и пенсий по инвалидности военнослужащим срочной службы исчислялся лишь из небольшой части заработка (денежного содержания), то теперь, как правило, эти пенсии исчисляются пропорционально всей сумме заработка, что приводит к увеличению размеров пенсий.

Существенно повышены минимальные размеры пенсий. Так, для инвалидов войны из числа военнослужащих срочной службы новый наименьший размер пенсии составлял: для инвалидов 3 группы – 33 руб. в месяц [11 п.15]. Для инвалидов из числа офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы минимальный размер пенсий несколько выше указанных. Новые минимальные размеры пенсий семья военнослужащих срочной службы, погибших на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы, были установлены: на одного нетрудоспособного члена семьи – 27 руб., на двух нетрудоспособных членов семьи – 45 руб., на трех и более нетрудоспособных членов семьи – 70 руб. в месяц. Увеличены минимальные размеры пенсий и семьям погибших офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.

Инвалидам войны I и II групп, приживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставлена скидка в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сказать, что система пенсионного и социального обеспечения военнослужащих в годы СССР не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Вышло несколько постановлений Совета Министров СССР и указания Центрального финансового управления, которые и определили порядок обеспечения военных пенсионеров и их семей необходимым и, на мой взгляд, достойным денежным содержанием, учитывая цены того времени.

· военными комиссариатами районов и городов;

· военными комиссариатами республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, автономной области, автономных округов, в составе которых имеются отделы социального и финансового обеспечения;

· финансово – экономическими управлениями военных округов.

Общее руководство работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей ранее осуществляло Главное финансово – экономическое управление МО РФ, на современном этапе данную функцию выполняет Департамент социальных гарантий.

На военные комиссариаты возлагается:

а) прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы военнослужащим и семьям умерших военнослужащих;

б) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих в своевременном освидетельствовании учреждениях медика – социальной экспертизы, если их право на пенсию или пособие зависит от определения им группы и причины инвалидности;

в) ведение персонального учета пенсионеров МО РФ, проживающих на территории, обслуживаемой данным органом;

г) поддержание постоянной связи с состоящими на учете в военном комиссариате пенсионерами МО РФ, организация посещения их на дому, в первую очередь инвалидов, одиноких больных и престарелых пенсионеров, многодетных семей для ознакомления с условиями их жизни и быта;

д) разъяснение законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и льгот, предоставляемых пенсионерами из числа военнослужащих и членов их семей;

е) осуществление совместного с учреждениями Сберегательного банка РФ, местными финансовыми органами и при участии актива пенсионеров контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, в порядке, определяемом территориальным финансовым органом субъекта РФ. Проведение совместной с местными органами социальной защиты населения мероприятий по предотвращению одновременного получения пенсий от двух органов лицами, не имеющими на это права;

[2]

ж) осуществление контроля за правильностью выплаты в установленных случаях пенсионерам, имеющим в пользовании легковые автомобили, денежной компенсации на эксплуатационные расходы в порядке, определяемом соответствующим органом, а также денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание;

з) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим, утратившим трудоспособность, и семьям военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в оформлении документов, необходимых для получения единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а так же для постановки на учет в органы службы занятости населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа органов по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и членов их семей достаточно серьезна, многообразна и очень ответственна. Несмотря на большой объем работы и выполняемым функциям, возникающих порой трудностей с финансированием, Аппарат пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, достойно выполняет свои обязанности.

Пенсионная система в СССР

Советская система пенсионного обеспечения

Советская система пенсионного обеспечения

Советская система пенсионного обеспечения

Вопросы заботы о трудящихся в старости и при нетрудоспособности входили в программные требования Коммунистической партии. .

Владимир Ленин отмечал необходимость награждать рабочих пенсией, так как они «…содержат своим трудом все богатые классы и все государство, а потому они не менее имеют право на пенсию, чем чиновники, получающие ее». Тем не менее, упразднив царские пенсии, свои большевики вводить не спешили. Первыми государством были отмечены инвалиды и семьи, потерявшие кормильца. С 1928 пенсий по старости были удостоены рабочие отдельных отраслей промышленности, но уже в 1937-м году все городские рабочие и служащие.

Система пенсионного обеспечения в СССР, несмотря на уникальный политический путь страны, формировалась в русле общемировых тенденций, на перераспределительных принципах «солидарности поколений». Пенсия назначалась мужчинам, достигшим 60-летнего возраста и женщинам от 55 лет, и была по сути государственным пособием. Выплата пенсии осуществлялась госорганами за счёт средств общесоюзных фондов. Как было принято при социализме – все было едино: единые основания для получения выплат, единые требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсии из заработка.

Никита Хрущев в 1956 Законом о государственных пенсиях присоединил к кругу получателей: граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, военнослужащих, учащихся, граждан, ставших инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или долга по спасанию человеческой жизни, а также членов семей вышеперечисленных. В 1974 численность пенсионеров превысила 40 миллионов человек, а расходы государства на них превзошли 20-миллиардный порог.

Читайте так же:  Ип и трудовой стаж

В целом проводить такую пенсионную политику было сравнительно легко. Дело в том, что в послевоенный период начался самый настоящий бум рождаемости. Демографическая ситуация тех лет вполне оправдывала с экономической точки зрения принятую перераспределительную систему. Один пенсионер содержался на налоги с 4-х работников.

Пенсия рассчитывалась исходя из суммы, получаемой на последнем месте работы, или за любые 5 лет из последних 10 лет трудовой деятельности перед заслуженным отдыхом. Скажем, если вы получали от 80 до 100 руб., то могли претендовать на обеспечение в размере 55% от вашего оклада. Соответственно от 60 до 80 руб. — от 65%; от 50 до 60 руб. — от 75%; до 50 руб. — 85%. Кроме того в системе пенсионного обеспечения существовал целый ряд надбавок: для работников с непрерывным 25-летним стажем, женщин, имеющих детей и 20 лет проработавших на одном предприятии, мужчин и женщин без детей с 35 годами трудовой деятельности и пенсионеров, имеющих на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Надбавка эта могла составлять от 10 до 25 %.

Средняя пенсия равнялась примерно трем четвертям зарплаты, плюс к этому в Советском Союзе поддерживались дотируемые низкие цены на, если так можно выразиться, «продукты первой необходимости», проезд в городском транспорте, да и та же мебель служила годами. При этом работать разрешалось без всяких ограничений.

В привилегированном положении находились персональные пенсионеры и, как это повелось с давних времен, военные пенсионеры. Персональные пенсионеры, появившиеся в 1923 году, отличались от «обычных» не суммой положенных выплат, а скорее соцпакетом. Их пенсии назначались лично секретариатами ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик или обкомов партии.

При Брежневе для высшего руководства были созданы особые условия: они вообще могли не уходить на пенсию до самой смерти. Но рост числа чиновников, находящихся буквально на иждивении у государства, а также экономические и демографические изменения 90-х годов впоследствии очень негативно сказались на пенсионной сфере, встал вопрос о необходимости проведения реформ.

В начале 1990-х годов, в СССР сложилась собесовская система пенсионного обеспечения. Расходы на выплаты пенсий осуществлялись, как за счет части страховых взносов, уплачиваемых работодателем на государственное социальное страхование в целом, так и за счет бюджета. Своеобразным переходом от советской системы пенсионного обеспечения к началу строительства новой стало создание в 1991-м году Пенсионного фонда России.

Пенсионная система в СССР

Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой — за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).

Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» — еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично — за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

Пенсионная система в СССР

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Читайте так же:  Нужно ли включать поворотник

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

Видео (кликните для воспроизведения).

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Читайте так же:  Льготы многодетным семьям москва

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, что пенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Читайте так же:  Какие льготы можно заменить денежной компенсацией

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

Система пенсионного обеспечения граждан Советского Союза в период 1950–1970 годов

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и до его развития до современных форм.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Данный закон повлиял на рост уровня социального обеспечения, в частности пенсионного обеспечения в СССР.

Одним из основных результатов действия закона стало увеличение размеров пенсий. Средний размер пенсий по старости увеличился в 2 раза, а по инвалидности – в 1,7 раза.

Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей для по­лучения пенсий на льготных условиях утверждались Советом Министров СССР. Списки составлялись по видам производств, независимо от того, к ка­кой отрасли промышленности относится данное предприятие. Для того чтобы определить право на льготное пенсионное обеспечение, мало было найти в списке № 1 или № 2 свою профессию, нужно было, чтобы эта профес­сия была предусмотрена определенным разделом этих списков. Но в случае, если профессия и должность в документах, которые необходимы для назначения пенсий, не соответствовали профессии и должности, находящимся в списке, то пенсия на льготных условиях не назначалась.

Вопрос, связанный с рассмотрением права на получение льготного пенсионного обеспечения на профессии, не соответствующие наименованиям профессий, разрешался только Госкомитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и зарплаты. И только по запросам определенных ведомств и министерств этот вопрос мог быть рассмотрен.

В соответствии с законом право на получение льготной пенсии имели многодетные матери. Так, женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до 8‑летнего возраста, пенсия назначалась по достижении 50 лет при стаже работы не менее 15 лет.

Также стоит отметить, что право на льготную пенсию предоставлялось сле­пым рабочим и служащим, т. е. инвалидам I группы по зрению. Мужчинам пенсия назначалась в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее 15 лет, а женщинам – в возрасте 40 лет при трудовом стаже не менее 10 лет [1].

[1]

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» и «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», был введены определенные льготные пенсии, которые назначались с 1 января 1968 г.

После принятия закона пенсионный возраст в 55 лет был снижен до 50 лет, предоставлялось право получать пен­сию по старости трудящимся предприятий текстильной промышлен­ности, занятым на работах с повышенной интенсивностью труда. При этом ра­ботницам требовалось не менее 20 лет стажа работы по этим профессиям.

Что касается служащих, которые проработали районах Крайнего Севера не ме­нее 15 календарных лет, а на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, то мужчи­ны имели право получить пенсию по достижении 55 лет, а женщины – по достижении 50 лет.

Страховые пенсии по старости рассчитывались как отношение к заработку в процентном соотношении: чем больше была заработная плата, тем выше процент.

Для лиц, работавших на вредных условиях труда или на подземных работах, размер пенсии устанавливался выше, чем на работе с таким же уровнем заработка, но с другими условиями труда.

Средняя оплата труда работника

Рабочие и служащие

Рабочие и служащие, работавшие на вредных условиях труда, в горячих цехах и на подземных работах

В % к заработку

Наименьший размер пенсии, руб.

В % к заработку

Видео (кликните для воспроизведения).

Наименьший размер пенсии, руб.

Источники


  1. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  2. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Пенсионная система в ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here