Пенсионное обеспечение судей

Самое важное в статье на тему: "Пенсионное обеспечение судей" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Особенности пенсионного обеспечения судей РФ

Деятельность судебной инстанции является важнейшей государственной функцией. Осуществляют ее люди отважные и грамотные в правовом отношении. Помимо четкого применения предписанных законом правил, им приходится разбирать сложившиеся тяжелые жизненные обстоятельства, принимать решения по четкому требованию закона.

Любой судья, мировой или федеральный, имеет высокий авторитет среди общественных масс, наделен правовым статусом с широкими правами, льготами и гарантиями. Высокие привилегии дарованы также в сфере их пенсионного обеспечения, что является характерной особенностью. Какие особенности действуют при начислении дотаций бывшим судьям, расскажет данная статья.

Что такое пенсионное обеспечение судей?

Пенсионное обеспечение представляет собой материальное содержание после прекращения работы и выхода на заслуженных отдых, которое осуществляется путем назначения государством ежемесячных выплат в денежной форме. Окончательное прекращение функций правосудия у судей именуется как отставка.

После отставки при наличии определенного количества лет, отработанных в судейской системе, судья приобретает право на пожизненное обеспечение со стороны государства. Такая привилегия является особенностью пенсионного обеспечения у сотрудников данной сферы.

Какая пенсия у судей в отставке в 2018?

После ухода из суда служащий может воспользоваться пенсией, оформляемой на общих основаниях, а может претендовать на пожизненное обеспечение. При наличии права на второе, мало кто из судей рассматривает первый вариант. Получение и выплат по старости на общих основаниях, и пожизненных дотаций не допускается. Пожизненное обеспечение устанавливается в следующих размерах:

  • Если человек выполнял судейскую миссию 20 лет, то он может претендовать на 4/5 крайнего оклада;
  • Если служащий посветил системе более 20 лет, то за каждый год свыше назначается один процент;
  • Если общий стаж меньше 20 лет, а пенсионный возраст больше 50 для женщины и больше 55 для мужчины, то пенсия насчитывается пропорционально имеющемуся стажу.

Максимальная сумма пожизненных выплат не может быть больше 85% от последнего судейского заработка. Такой предел устанавливает Федеральный Закон. Налогом пожизненное содержание в отношении судей не облагается, что также составляет особенность.

Для оформления государственной дотации бывший служащий обращается в судебный департамент. Именно этот орган решает вопрос о начислении дотаций, в то время как по общим стандартам это делает Пенсионный Фонд. Гражданином представляется следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Свидетельства о наличии каких-либо регалий;
  • Заявление, написанное собственноручно.

Весь пакет документов тщательно исследуется и в течение 15 дней принимается решение о назначении ежемесячных начислений гражданину. Выплаты производятся, начиная со следующего месяца после момента обращения за пенсией.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей

В Российской Федерации пенсионный вопрос в отношении сотрудников судов, регламентирует основной закон об их деятельности – ФЗ от 1992 г. № 3231. Порядок назначения денежного обеспечения данной категории служащих содержит статья 15.

Пенсионные и трудовые гарантии судей конституционных судов РФ имеют свои специфические особенности. Им выплаты назначаются по правилам, изложенным в Постановлении от 1995 г. № 425. В отношении таких судей устанавливается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения, равный 15 годам.

В отношении работников военных судов также установлены свои характерные особенности. Эти особенности освещены в конституционном законе о статусе работников военных судов. Но, общие принципы оформления пенсии те же, что и для работников всех других подобных учреждений.

Таким образом, вопрос выплат судебным работникам законодателем четко и детально проработан и имеет свои особенности. Принятие и рассмотрение каких-либо законопроектов в ближайшее время на этот счет не предвидится.

Пенсионное обеспечения судей РФ – особенности

Исследование вопроса о начислении пенсионных дотаций работникам судов, позволяет сделать вывод, что система получения пенсий, установленная для них, имеет ряд особенностей. Особенности эти таковы:

  • Назначение выплат касается работников судейской системы;
  • Налогом их пенсии не облагаются;
  • Им даруется пожизненное содержание;
  • В случае инвалидности могут получать и содержание, и выплату в связи с инвалидностью;
  • Решает вопрос о выплате не ПФ, как это производится на общих стандартах, а судебная коллегия или департамент.

Закон о пенсионном обеспечении судей РФ

Таким образом, государство обеспечивает отправителям правосудия надежную финансовую поддержку в связи с уходом на заслуженный отдых, на законном основании. Финансовая защита пенсионеров – бывших судейских служителей имеет особенности и отличается от защиты в отношении других категорий граждан.

Рабочее время — срок, за который работник осуществляет необходимые трудовые функции. Оно нормируется Законом о труде,…

Для нынешних работодателей очень выгодно устанавливать на своем предприятии ненормированный распорядок рабочего дня, так как, во-первых,…

Прежде чем приступить к работе, сотрудник и работодатель должны оформить трудовой договор. В нем они…

Выход на долгожданный и заслуженный отдых часто омрачается низким пенсионным обеспечением. Чтобы не столкнуться с…

Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав…

Режим рабочего времени — главнейшая составляющая всего рабочего процесса. Его показатели обязательно фиксируются в договоре…

Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за «общее заболевание» поразило судью – не сообщается.

Читайте так же:  Пожизненное право пользования квартирой

Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

«В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи».

Закон о статусе судей

Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

[2]

КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого «адекватного правового механизма», по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. «Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности», – отмечает КС.

«Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью».

В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 закона «О статусе судей в Российской Федерации». Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как «лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом». Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

Пенсионный портал РФ

Сайт про Пенсионный Фонд и систему пенсионного обеспечения в России

Пенсионное обеспечение судей в России

Всем известно, что у судьи имеется ряд особых привилегий. Казалось бы, пенсия судьи также должна быть довольно внушительной. Тем не менее это довольно распространенная ошибка.

Исходя из действующего законодательства, известно, что в отношении данной категории граждан действуют те же нормы обязательного пенсионного страхования. Однако, уйдя в отставку большинство судей получают значительно большую пенсию. Как так вышло? Какая пенсия у судьи? Давайте попробуем в этом разобраться.

Законодательная база

Особенности пенсионного обеспечения судей заключаются в предоставлении особых условий в зависимости от срока, на протяжении которого гражданин работал судьей.

Ушедший на заслуженный отдых или уволившийся с работы служитель закона, исходя из существующих правовых норм, получает пенсионные выплаты по одной из следующих схем:

  • стандартное обеспечение, применяемое к большинству пенсионеров (ФЗ РФ номер 126 и номер 400);
  • страховое пенсионное обеспечение по судейскому стажу (ФЗ ЗФ номер 4468-I);
  • пожизненное пенсионное содержание (ФЗ РФ номер 3132-I).

Конкретные заслуги того или иного лица рассматриваются по результатам его работы в должности. Особое внимание уделяется причинам ухода с занимаемой должности.

[3]

Какая может быть пенсия судьи в отставке? Если он выходит в отставку раньше чем отработает десять лет по данной профессии и его дальнейшая карьера не имеет отношения к юриспруденции, то ему пенсионные выплаты производятся на общих основаниях.

Обеспечение по выслуге лет может быть назначено работникам судов РФ, достигшим пенсионного возраста и имеющих достаточную выслугу для назначения пенсии.

Читайте так же:  Индивидуально трудовая деятельность

Что входит в юридический стаж:

  • служба в вооруженных силах;
  • получение образования в высшем учебном заведении;
  • трудовая деятельность в подразделениях Министерства Внутренних дел и судебной системе.

Для тех, кто не обладает достаточным количеством лет, отработанных судьей, первые два пункта имеют большое значение для получения судебной пенсии.

Критерии распределения пенсионных льгот

Во сколько лет служители закона уходят на пенсию и сколько пенсия у судьи? Как уже упоминалось, пенсия судьи в России может быть нескольких видов. Самым желанным, разумеется, является пожизненное обеспечение. Большинство непосвященных в тонкости распределения льгот граждан уверены, что подобное обеспечение доступно всем судьям. Тем не менее это не так.

Критерии получения ППС:

  • отработать в соответствующей должности не менее двадцати лет;
  • достижение пятидесятилетнего возраста женщиной и, соответственно, пятидесяти пятилетнего мужчиной – время пребывания в должности на тот момент должно быть не менее двадцати лет;
  • уход на пенсию, согласно закону для женщин этот возраст составляет пятьдесят пять лет, а для мужчин – шестьдесят, находясь в должности двадцать лет, при общем стаже более двадцати пяти лет.

При подсчете стажа, необходимого для обеспечения назначаемого вида пенсии учитываются:

  • срок выполнения обязанностей мирового судьи;
  • время занятие должностей, для работы на которых необходимо наличие юридического образования;
  • срок занятия различных должностей в различных судебных инстанциях и системе юстиции.

При наличии требуемого срока в двадцать лет выслуги пенсионеру предоставляется содержание, невзирая на то, достиг ли он на момент увольнения пенсионного возраста.

Данная схема пенсионного обеспечения недоступна:

  • для отозванных с должности служителей закона;
  • для тех, кто совершил преступление;
  • для тех, кто отказался от Российского гражданства.

Предыдущий стаж работы на других должностях, до занятия кресла судьи, учитывается, только если данный сотрудник проработает в качестве служителя закона более пяти лет.

Порядок получения пенсии

Решением данного вопроса занимается региональное отделение Пенсионного Фонда. Порядок получения пенсионного обеспечения можно разделить на следующие этапы:

  • сбор необходимой документации;
  • ее подача в отделение фонда;
  • рассмотрение заявки;
  • принятие решения.

Пенсионеры, которые имеют право на пожизненное обеспечение, обращаются в отделение фонда по месту жительства или в Судебный департамент.

Перечень предоставляемых документов:

  • заявление установленного образца;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документация о наличии необходимого судейского стажа;
  • сведения о профессиональном ранге, квалификации;
  • при необходимости – справка о получаемых пенсионных выплатах.

На принятие решения сотрудникам Пенсионного фонда отводится не более пятнадцати дней.

Величина пенсий

Размер федерального пенсионного обеспечения напрямую зависит от зарплаты судей. При определении суммы пожизненного обеспечения применяются следующие соотношения:

  • для достигших пенсионного возраста судей, но не имеющих необходимой выслуги — пропорционально имеющемуся стажу;
  • четыре пятых от общей суммы зарплаты – при наличии двадцати пяти лет общего стажа, из которых более десяти в должности судьи;
  • четыре пятые плюс один процент за каждый год свыше двадцати лет стажа работы в должности судьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пожизненное обеспечение не назначается одновременно с иными пенсионными выплатами, а также его не могут получить действующие судьи.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что бывшие сотрудники судебной системы действительно обладают значительными пенсионными привилегиями. Однако для их получения необходимо практически всю жизнь проработать в МВД, юстиции или суде.

Пенсия судей в России

Люди, посвятившие свою жизнь служению закона и его исполнению, обладают особым привилегированным статусом. Судьям оказывается уважение и почет со стороны общества и государства. Поэтому многие думают, что и пенсионные выплаты у отошедшего от дел судьи будут сильно разниться от выплат обычному гражданину. Но это не так, у них нет какой-то особой пенсии. Им также, как и всем начисляется трудовое пенсионное обеспечение. Однако есть разница в объемах выплат, которые действительно в разы больше, чем у других пенсионеров.

Пенсия у судьи в России

На вид будущего начисления выплат стражу правосудия оказывает влияние выслуга лет. Статья 19 ФЗ «О статусе судей» зафиксировала положение о прерогативе судьи на пожизненное содержание, отработавшего не меньше 25 лет в юридической сфере, из которых 10 лет – на судебном поприще. Если стажа до нужного количества не набирается, то начисление осуществляется в общем порядке.

Федерального судьи

По сути к федеральным судьям относятся все служители Фемиды, за исключением мирового. К ним относятся служители:

  • КС РФ, ВС РФ;
  • ВС субъектов;
  • районные, областные, краевые судьи;
  • служители Арбитража.

На величину пенсионной выплаты оказывает влияние должностной оклад трудящегося.

Оклад каждого судьи обусловлен процентным соотношением относительно оклада представителя Конституционного суда, а также уровнем судебного учреждения, где проходила служба.

Нижеследующая таблица подробно разъясняет зависимость выплат судей различных судов от оклада служителя Фемиды Конституционного суда РФ:

Процентное соотношение Наименование суда Оклад
85-100% ВС 5,9 -7,9
72-80% Суды субъектов +2.2
82-90% Арбитраж +2,2
67-70% Районные, городские +2,2
72-77% Районные, гарнизонные суды ГФЗ +2,2 или 2,3

Судей в отставке

Размер пенсионного обеспечения, вид выплат напрямую зависят от причины ухода в отставку и выслуги лет в судейской сфере. Возникновение прерогативы оформления выплаты может возникнуть в результате:

  1. Заслуженного ухода с поста.
  2. Увольнения по собственному желанию.
  3. Был уволен.

Как правило, первый случай предполагает преклонный возраст, достаточную выслугу лет, что позволило ему с почетом выйти на покой. В этой ситуации служителю правосудия разрешается сделать выбор между начислением пенсии в стандартном порядке и пожизненным содержанием.

Для пожизненного содержания (ПСС) необходим стаж в профессии не меньше 20 лет. Тогда размер содержания будет 4/5 от месячного заработка судьи данного уровня.

При бессрочном содержании не разрешается продолжать осуществлять судейские полномочия и претендовать помимо данной выплаты еще и на трудовую пенсию.

Военных судей

Пенсии военным представителям правосудия, их начисление, каких-либо отличительных моментов не имеет. Также, как и гражданским правозащитникам им разрешается выбрать между пенсией и содержанием. Содержание оформляется по общим основаниям.

Стаж для начисления бессрочного содержания военным судьям определяется в 15 лет.

Арбитражных судей

До изменений законодательства в 2014 году арбитражные судьи подавали заявление и пакет документов на ПСС по последнему месту службы. Оттуда дело направлялось в Комиссию ВАС (Верховного Арбитражного Суда). На протяжении 10 дней принималось решение об удовлетворении или отказе прошения.

Сейчас обращение подается в Управление Судебного департамента по своему месту службы.

Особенностей исчисления величины выплаты для госарбитров не существует.

Читайте так же:  Ремонт крыльца в многоквартирном доме

Конституционного судьи

Для Конституционного судьи, находящегося в отставке предусмотрено пенсионное обеспечение или ПСС. Назначение выплат происходит при стаже не меньше 15 лет.

Размер пенсии судей в России

Выплаты судьям пенсионного возраста бывают 2-х видов – стандартная пенсия, как и у всех граждан, или бессрочное содержание. ПСС наиболее привлекательно, поэтому молодым специалистам есть куда стремиться. Величина содержания намного больше, чем пенсионного обеспечения при расчете по общим правилам.

Средняя пенсия

По действующему законодательству сумма пенсионной компенсации формируется из накопленных баллов за весь трудовой период в жизни. Ежегодное начисление баллов, а точнее их количество напрямую зависит от уровня зарплаты. Чем выше зарплата, тем большее число баллов будет начислено. Затем все баллы преумножают на фиксированную стоимость одного, прибавляется определенная фиксированная сумма – 4982 рубля с 2018 года.

Объем выплат судье в отставке с признанным прижизненным содержанием довольно велик – 4/5 часть от зарплаты ныне действующего судьи.

В то время как самая низкая зарплата мирового судьи в каком-нибудь районе, с малым опытом работы, неимением ученой степени составляет в среднем 70 тыс. рублей. Поэтому содержание с ежемесячной оплатой в 100 тыс. не считается необычным явлением.

Как рассчитать пенсию судьи

При различных условиях к моменту выхода на пенсию у каждого судьи формируется сумма накопленных баллов, зависящая от выслуги лет и заработной платы. Таким образом, нет каких-то четких объемов выплат, расчет ведется в сугубо индивидуальном порядке:

  • При зарплате в 70000 и трудовом стаже 20 лет, 8,23 балла начисляются ежегодно. Сумма одного балла – 81,49 рубля. За 20 лет – 164,6. (164,6×81,49) +4982=18395 руб.
  • Оклад со всеми прибавками в 120 000 рублей, выслуга лет – 25. 8,7 балла за год, всего за период – 217,5. (217,5×81,49) +4982= 22706 руб.
  • Сумма ежемесячной компенсации при пожизненном содержании от 120 000 руб. составит – 96 000 руб.

Выход на пенсию

Выход на пенсию допускается при достижении пенсионного возраста, для мужчин – 60 лет, для женщин – 55. Однако для судейского сообщества есть некоторые привилегии в этой области. При работе в районах Крайнего Севера стаж рассчитывается в полуторном размере аналогично обычной местности.

Для отдельно взятых категорий пенсии не облагаются налогом.

Во сколько лет судьи уходят на пенсию?

Каких-либо ограничений по возрасту на службе для судьи не существует. Однако предельный возраст пребывания в должности составляет 70 лет. Таким образом, в случае желания покинуть свой пост, возможно воспользоваться ссылкой на общепринятый возраст в 55 и 60 лет.

Чтобы оформить выплату пенсии надлежит предоставить нижеследующие документы:

  1. Заявление с обязательным указанием причины отставки – по возрасту, по болезни, при сокращении.
  2. Удостоверение личности.
  3. Бумаги, доказывающие уровень квалификации.
  4. Трудовая книжка.
  5. Доказательства труда в юридической сфере.
  6. Документы о фактическом присвоении звания, класса и прочее.
  7. Выписка об объеме текущей пенсии.

Указанный перечень может расширяться в зависимости от причины ухода на пенсию, местности осуществления полномочий.

Вся документация передается в уполномоченную Комиссию, которая на протяжении 15 дней принимает решение о назначении пенсии заявителю или об отказе в выплатах. Если назначение происходит, то выплаты производятся на следующий месяц. При существовании иной пенсии, ее выплата прекращается, а вновь установленная выплачивается.

Досрочная пенсия

Досрочная пенсия по старости может назначаться судьям, осуществлявшим долгое время правосудие в местности Крайнего Севера. На территории необходимо потрудиться не меньше 15 лет. Также досрочное освобождение должности и назначение выплат возможно при болезни.

К списку документации добавляется бумаги, доказывающие осуществление полномочий в районах Крайнего Севера.

Уход на пенсию по болезни

Уход в отставку по состоянию здоровья может настигнуть каждого. Если судья вынужден покинуть свой пост именно по этой причине, то за ним сохраняются все преференции, полагающиеся ему при нахождении в должности. За судьей сохраняются безвозмездное медобслуживание, выплата единовременной суммы, сохранение участия в судебном сообществе.

В этом случае в Комиссию нужно предоставить заключение медкомиссии о невозможности дальнейшего продолжения службы.

Вопрос-ответ

Пенсия для судей ставшими инвалидами в 1999г

Законодатель устанавливает, что судьи, ставшие нетрудоспособными вследствие несения своих полномочий или вне зависимости от служебной деятельности, обладают прерогативой начисления пенсии в пропорциональном объеме от зарплаты ныне осуществляющего службу судьи.

Может ли судья на пенсии работать судьей?

Судьям в отставке с недавних пор разрешается занимать государственные посты, а также работать третейским судьей и выступать в качестве арбитра. Причем зарплата никак не влияет на выплату пенсионного обеспечения.

Пенсия помощнику судьи

Как удалось убедиться ранее объем зарплаты влияет на будущую величину пенсии, а также выслуга лет имеет значение. Так, зарплата помощника судьи в разы меньше своего начальника. Помощник при мировой судье получает в среднем 25 000 рублей. При стаже в 20 лет, пенсия составит – 9773 руб. в месяц.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • при наличии выслуги лет судья вправе выбирать между пенсией и пожизненным содержанием;
  • ПСС по объему выплат намного привлекательнее обычного пенсионного компенсирования;
  • После заслуженного ухода судьи на отдых он остается участником судейского сообщества, за ним сохраняются все преференции;
  • Для конституционного судьи необходимо прослужить на посту 15 лет, чтобы обладать прерогативой оформления ПСС;
  • 80% от зарплаты ныне действующего судьи положено на бессрочное содержание ушедшего в отставку;
  • Отличительной чертой начисления содержания для военного судьи считается стаж 15 лет;
  • Работники судейского аппарата получают в 2-3 раза меньший заработок, чем стражи правосудия. Следовательно, и пенсионные выплаты у них небольшие;

Вопросы назначения содержания рассматривает Комиссия при Судебном департаменте.

Право судьи на пенсионное обеспечение

Ермошин Г.Т., профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия.

Статья является результатом анализа законодательства о статусе судей в части, регулирующей право гражданина, которому государство доверяло осуществлять правосудие, на пенсионное обеспечение в старости. Закон, установив право на пенсионное обеспечение судье, пребывающему в отставке, и судье, отставка которого прекращена, поставил эти категории граждан в положение заложников своей бывшей должности, исключив судейский стаж из периода трудовой деятельности, учитываемой при определении права на пенсионное обеспечение. В то же время достаточно большое количество граждан, наделяемых судейскими полномочиями, по разным причинам уходят в отставку ранее установленного возрастного предела 70 лет, не выработав положенный законодательством судейский стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В статье раскрывается сущность имеющихся проблем, ставится вопрос о приведении законодательства о статусе судей в соответствие с требованиями современности и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

Читайте так же:  Продажа имущества из уставного капитала

Ключевые слова: судья, судья в отставке, пенсия, стаж судейской работы, социально-правовая защита судей и членов их семей.

This article is the result of an analysis of the legislation on the status of judges in the part regulating the right of a citizen who trusted the government to administer justice, to a pension in old age. The law establishing the right to a pension the judge who is staying retired, and the judge, who resigned stopped, put these categories of people be held hostage to his ex post by eliminating judicial experience from the period of employment, accounted in determining eligibility for retirement benefits. At the same time a sufficiently large number of citizens, gives judges’ authority, for whatever reason resign ahead of the age limit of 70 years, having developed no judicial experience of the legislation for entitlement to a monthly life annuity in full size. The article reveals the essence of the existing problems, the question of enforcement of legislation on the status of judges in accordance with the requirements of modernity and formulate concrete proposals for its improvement.

Закон устанавливает право на пенсионное обеспечение двум категориям судей: судье, пребывающему в отставке, и судье, отставка которого прекращена.

Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 15 Закона о статусе судей).

Закон о статусе судей устанавливает, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи (п. 5 ст. 15).

Заметим попутно, что термин «судья, отставка которого прекращена», используемый неоднократно в законодательстве, вызывает по меньшей мере недоумение — так это судья или не судья?

Законодательство Российской Федерации предусматривает различное пенсионное обеспечение в зависимости от категории граждан. В Российской Федерации, в частности, установлены: пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, порядок установления и порядок выплаты которых регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; трудовые пенсии, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.

Однако законодательством вопросы государственного пенсионного обеспечения судей не урегулированы вообще.

Указание Закона о статусе судей на возможность выплаты пребывающему в отставке судье «пенсии на общих основаниях» не получило дальнейшего развития в законодательстве и образовало пробел в регулировании пенсионных отношений судьи, «повисло в воздухе». Тем самым это указание отнесло регулирование пенсионных отношений судей к общему законодательству о трудовых пенсиях.

По общему смыслу регулирования пенсионных отношений в качестве «общих оснований» следует полагать выплату судье трудовой пенсии, которая устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Условиями назначения трудовой пенсии по старости (ст. 7 указанного Федерального закона) являются: достижение возраста 60 лет для мужчины, 55 лет для женщины, достигшие возраста и наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж (ст. 10).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 10). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В страховой стаж также засчитываются:

Периоды, указанные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред. от 10.05.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями не включаются.

Читайте так же:  Анонимка в прокуратуру

Это означает, что не подлежит включению в страховой стаж для определения права пребывающего в отставке судьи на пенсию на общих основаниях весь период работы гражданина судьей.

В связи с этим возникла серьезная социальная проблема с пенсионным обеспечением судей, ушедших в отставку до наступления у них права на назначение ежемесячного пожизненного содержания, т.к весь период работы на государственной должности судьи не войдет в страховой стаж. По статистике Судебного департамента только в системе судов общей юрисдикции.

Пребывающий в отставке судья, отдавший осуществлению правосудия до 20 лет и более по сути дела является заложником своей профессии, так как он, с одной стороны, не имеет права работать по юридической профессии под страхом прекращения отставки и потери права на пожизненное содержание при наступлении пенсионного возраста. С другой стороны, воспользоваться своим правом на пенсию на общих основаниях означает реальное ущемление своих трудовых прав, т.к. в страховой стаж для пенсии на общих основаниях период работы судьей ему не учитывается.

Как известно, в силу естественной ротации судейских кадров достаточно большое количество граждан, наделяемых судейскими полномочиями, уходят в отставку ранее установленного возрастного предела 70 лет, не выработав положенный законодательством судейский стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, в полном размере.

Особенно большое количество таких судей оказалось в отставке в период действия трехлетнего первичного назначения на должность судей, когда гражданин либо не пожелал дальше продолжить судейскую карьеру, либо не прошел вторичного отбора на судейскую должность.

Наглядным примером является случай с судьей N.

Судья N. была назначена на должность в декабре 1991 г. В марте 1997 г. решением квалификационной коллегии судей ее полномочия как судьи были прекращены на основании подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (письменное заявление судьи об отставке).

На основании п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены, в том числе и по указанному основанию, т.е. N. считается ушедшей в отставку судьей.

В мае 2010 г. N. обратилась в Комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям с заявлением о назначении ежемесячного пожизненного содержания пропорционально отработанному времени судьей.

Комиссия усмотрела из копии трудовой книжки, что N., пребывая в отставке в период с мая по декабрь 1997 г. и с мая по сентябрь 1998 г., работала юристом 1 категории в ООО «Тепличный комбинат».

[1]

Согласно п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей. В частности, подп. 5 п. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Факт нарушения требований, предъявляемых подп. 5 п. 3 ст. 3 Закона к судьям в отставке N. не отрицает, объясняя нахождением в указанный период в тяжелом материальном положении, вынудившим найти работу по специальности. В другие периоды нарушений Закона не было.

С учетом того, что с момента прекращения нарушения, N. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» прошло более 12 лет, в течение которых не было допущено нарушения закона и соблюдались требования, предъявляемые к судьям, находящимся в отставке, с учетом мнения членов квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, считающих, что истек срок давности для привлечения N. к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, председатель суда посчитал нецелесообразным обращение в 2010 г. с представлением в квалификационную коллегию судей о прекращении отставки судьи N., ввиду истечения срока давности за допущенные в 1998 г. нарушения Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Следует отметить, что в то время как в Российской Федерации, в частности, установлены: пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и др., вопросы государственного пенсионного обеспечения судей не урегулированы вообще.

Видео (кликните для воспроизведения).

На наш взгляд, решение проблемы устранения ущемления пенсионных прав граждан — бывших судей, не имеющих или потерявших право на ежемесячное пожизненное содержание, возможно путем создания правового механизма, обеспечивающего преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за период деятельности, в который они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в расчетный пенсионный капитал, как это сейчас установлено для граждан, проходивших военную службу и иную приравненную в ней службу, или осуществлявшим деятельность, в периоды которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, и не имеющих право на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), финансируемую за счет средств федерального бюджета, на трудовую пенсию с учетом указанных периодов (Федеральный закон от 03.06.2011 N 118-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
Пенсионное обеспечение судей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here