Пенсионные правоотношения

Самое важное в статье на тему: "Пенсионные правоотношения" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Пенсионное право (стр. 4 из 10)

Юридическая обязанность — это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности . Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов , осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам :

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

Читайте так же:  Можно ли вернуть одежду

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия — это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

Это определение отражает признаки пенсии как родового объекта. Объектами видовых пенсионных правоотношений являются трудовые пенсии — по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет

Выше уже говорилось, что все правоотношения по социальному обеспечению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотношений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения. Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, пособия, компенсационной выплаты соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.

Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом . Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два, три юридических факта, а сложный—целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).

Пенсионные правоотношения как механизм реализации конституционного права на пенсию 1

Шумило Михайло Миколайович, старший научный сотрудник отдела гражданского, трудового и предпринимательского права Института государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины, кандидат юридических наук.

В статье аргументируется тезис, в соответствии с которым конституционное право на пенсию является одним из основополагающих социальных прав. Акцентируется внимание на том, что пенсионные правоотношения — это механизм реализации права на пенсию. Дана характеристика правовых отношений, позволяющих реализовать право на пенсию.

Ключевые слова: право на пенсию, пенсионные правоотношения, механизм правового регулирования.

Pension law relations as a mechanism of implementation of the constitutional right to a pension

Shumilo Mikhajlo Mikolajovich, senior researcher of the department for civil, labor and entrepreneurial law of V.M. Koretskij Institute of state and law of the National academy of sciences of Ukraine, candidate of juridical sciences.

The article argues in favor of the thesis that the constitutional right to pension is one of the fundamental social rights. The attention is drawn to the fact that pension law relations is a mechanism for implementation of the right to pension. The author characterizes legal relations which allow to implement the right to pension.

Key words: right to pension, pension law relations, mechanism of legal regulation.

Социальные права в XX в. заняли прочные позиции в конституциях современных государств. Конституции или конституционные законы содержат конкретные статьи или отдельные нормы, закрепляющие социально-трудовые права в целом и пенсионные в частности. Не является исключением и Украина, где в ст. 46 Конституции предусмотрено право граждан на социальную защиту, которое включает: обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по обстоятельствам от них не зависящим, а также в старости и иных случаях, предусмотренных законом . Важным условием реализации этого права, в данном случае права на пенсию, является четкий механизм его реализации.

Именно поэтому вопрос пенсионных правоотношений является крайне важным для реализации гражданами конституционного права на пенсию.

Бейгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты — в стимулировании трудовой активности // Человек и труд. 2004. N 1. С. 41.
Родионова О.В. Социальная функция современного государства: монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 7.

Первые шаги в сторону неопатерналистического государства в странах СНГ сделаны с внедрением системы социального (пенсионного) страхования. Таким образом, можно говорить о возникновении пенсионно-страховых отношений.

Реализация конституционного права на пенсию, как бы это странно ни звучало, начинается с момента уплаты единого социального взноса — «социального налога». То есть пенсионные правоотношения — это не только выплата пенсий, а целый комплекс правоотношений, результатом которых является выплата пенсии.

Существует несколько классификаций правоотношений в пенсионном обеспечении, но более удачной, по нашему мнению, является та, в основе которой лежит содержание правоотношения:

  1. социально-страховые, речь идет об общеобязательном государственном и добровольном, негосударственном пенсионном страховании;
  2. процедурные, что направлены на реализацию лицом права на пенсионное обеспечение;
  3. материально-обеспечительные, непосредственное получение пенсионных выплат;
  4. процессуальные, что направлены на защиту нарушенного права лица на пенсионное обеспечение.

Социально-страховые правоотношения в пенсионном обеспечении. С момента провозглашения независимости Украины и возникновения частной собственности стало очевидным, что государство не в состоянии самостоятельно гарантировать высокий уровень социальной защиты населения в общем и пенсионного обеспечения в частности. Впоследствии, с учетом мирового опыта, были внедрены социально-страховые механизмы, давшие возможности аккумулировать средства на счетах пенсионного фонда, для того чтобы при наступлении страхового случая предоставлять пенсионное обеспечение застрахованным лицам.

Как правильно указывает М.Ю. Федорова, в социально-страховых отношениях отражается сложный характер межотраслевого и функционального взаимодействия различных норм права. В связи с изложенным их можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые, административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные отношения, но отношения по предоставлению обеспечения по социальному страхованию без сомнения являются ядром права социального обеспечения . То есть, чтобы получать тот или иной вид пенсионного обеспечения, необходимо регулярно вносить страховые взносы в течение определенного законодательством срока.

Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. С. 155.

Особенность социально-страховых отношений состоит в том, что когда речь идет о пенсионном обеспечении, то непосредственно до осуществления выплат отношения они не имеют, но без них оно не может быть реализованным. Социально-страховые правоотношения являются первым этапом для реализации в дальнейшем права на тот или иной вид пенсионного обеспечения.

Читайте так же:  Требования к составлению договора

Социально-страховые правоотношения — общественные отношения, имеющие межотраслевой характер, совершаются на основаниях обязательности и добровольности, направлены на минимизацию негативных последствий социальных рисков в будущем путем получения пенсии.

Процедурные правоотношения в пенсионном обеспечении. Этот вид правоотношений является сложным и наиболее регламентированным в пенсионном законодательстве. Процедура (лат. procedo — продвигаться, проходить) — это официально установленный порядок, за исполнение которого лицо реализует право на пенсионное обеспечение. Общеизвестным является то, что право на пенсию без соответствующей процедуры его осуществления, правового механизма является только нормой-декларацией.

Ведущий исследователь данной проблематики В.К. Субботенко отмечала, что процедурные правоотношения — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения, функционирующие в сфере социальной алиментации граждан и опосредующие реализацию правомерных требований для удовлетворения их субъективных прав . Это же положение касается и пенсионного обеспечения. Однако говорить сегодня об алиментарном характере пенсионного обеспечения в целом не приходится, но отдельные его виды остаются таковыми (пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца, где обязанность содержать нетрудоспособных членов семьи от кормильца переходит к государству). Кроме изложенного, следует отметить, что процедурные правоотношения исполняют сопровождающую функцию материально-обеспечительных отношений.

Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск: Томск. гос. ун-т, 1980. С. 24.

Процедурные правоотношения в пенсионном обеспечении — это относительно самостоятельный круг общественных отношений организационного характера, целью которых является реализация правоспособным лицом права на пенсионное обеспечение, а именно установление и оформление в определенном порядке юридических фактов и предоставления документов органам специальной компетенции.

Материально-обеспечительные правоотношения в пенсионном обеспечении. Это основная, базовая разновидность правоотношений, благодаря которым возникают социально-страховые, процедурные и, в отдельных случаях, процессуальные правоотношения.

Материально-обеспечительные правоотношения регулируют предоставление лицам конкретного вида пенсионного обеспечения, что предусмотрено законодательством.

Как указывает В.Ш. Шайхатдинов, материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит разделение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения . Соглашаясь с приведенной позицией, Е.Е. Мачульская указывает также на то, что именно в них удовлетворяются потребности лиц, которые оказались под воздействием негативных последствий социального риска, в денежной форме в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Приведенные отношения являются имущественными, так как возникают касательно предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсии .

Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2012. С. 100.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 143.

То есть если речь идет о закрепленном в законодательстве праве на тот или иной вид пенсионного обеспечения, то их получение осуществляется именно материально-обеспечительными правоотношениями. Если законодательством предусмотрен социально-страховой механизм реализации такого права, то, как уже отмечалось, возникают социально-страховые правоотношения, а при наступлении социального риска реализовывать данное право помогают процедурные правоотношения. На данном этапе происходит непосредственная реализация лицом права на конкретный вид пенсионного обеспечения.

Материально-обеспечительные правоотношения — это основной вид правоотношений в пенсионном обеспечении имущественного характера, которые нацелены на получение определенного вида пенсионного обеспечения правоспособными лицами для реализации своих прав и свобод.

Процессуальные правоотношения в пенсионном обеспечении. Это факультативная разновидность правоотношений, так как их возникновение не является обязательным, как в случае процедурных правоотношений, ибо они возникают только тогда, когда произошло нарушение права лица на пенсионное обеспечение. Речь можно вести о том, что они исполняют защитную функцию в праве социального обеспечения. То есть они не только охраняют пенсионные права граждан, сохраняя status quo, а защищают, так как произошло нарушение права и закономерной реакцией является его возобновление.

Особенностью процедурных правоотношений является то, что их правовое регулирование реализовывается административно-процессуальным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, т.е. за пределами материального права, которым является социально-обеспечительное в общем и пенсионное законодательство в частности. Оппоненты существования процессуальных правоотношений указывают на то, что они регулируются процессуальным законодательством, а не пенсионным. По мнению автора, этот аргумент является половинчатым, так как предметом судебного разбирательства является право на пенсию в целом или отдельной ее части. Кроме того, об этом свидетельствует опыт стран, внедривших трудо-социальную юстицию (Германия, Израиль), где созданы отдельные процессуальные нормы, на основании которых рассматривается данная категория дел. Очевидно, что игнорировать особенности предмета при судебном разбирательстве является ошибочным, и поэтому, по мнению автора, следует отдельно выделять процессуальные пенсионные правоотношения.

Вследствие процессуальных правоотношений, как правило, есть и юридическая ответственность, наступающая за нарушение пенсионного законодательства.

Одним из главных заданий суда при решении спора в сфере социального обеспечения является установление не просто справедливости, а социальной справедливости.

Процессуальные правоотношения — это общественные отношения, которые регламентированы процессуальным законодательством с целью защиты и возобновления нарушенного права лица на пенсионное обеспечение.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод, что пенсионному обеспечению свойственна собственная система правоотношений, которая построена в логической последовательности в зависимости от функциональной нагрузки конкретного правоотношения и его места при осуществлении лицом права на пенсионное обеспечение. Составными частями этой системы являются социально-страховые, процедурные, материально-обеспечительные, процессуальные правоотношения. Очевидно, что каждое правоотношение является сложным и таким, что не может существовать автономно, а только в тесной взаимосвязи с другими правоотношениями.

Пенсионное право (стр. 1 из 10)

Билет 1. Пенсионная реформа в РФ – понятие, сущность, законодательная база.

Подготовка пенсионной реформы началась в апреле 1996 года когда был принят первый ФЗ. Согласно этому ФЗ работодатели обязаны зарегистрировать в органах пенсионного фонда (ОПФ) каждого работника и оформить ему пенсионное свидетельство.

На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный персонифицированный номер и заводится персональный счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности.

Право на пенсию стало зависеть от уплаты страхового взноса в ПФ РФ и от точного исполнения закона о персонифицированном учете. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В этом законе определены страховые тарифы и страховые взносы, которые зависят от пола и возраста работника, а также от размера его годового дохода. По данным персонифицированного учета пенсии назначаются с мая 2002 г.

[2]

В пенсионной реформе важное значение имеет дата 1.01.2001 г., разделившая пенсионеров (нынешних и будущих) на 3 категории:

1) граждане, которые прекратили трудовую деятельность до указанной даты;

2) граждане, начавшие трудовую деятельность после 01.01.201 г.

Читайте так же:  Замена уроков в школе

3) граждане, имеющие трудовой стаж до и после указанной даты.

Для 1 категории лиц пенсионный капитал состоит только из одной части – пенсионных прав. Оценка этих прав приобретенных до 01.01.01 г. осуществляется путем конвертации.

Для 2 категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после даты.

Пенсионный капитал 3 категории лиц будет состоять из 2 частей – пенсионных прав и накопительных взносов.

20.05.1998 г. Правительство РФ была утверждена программа пенсионной реформы РФ.

Направления пенсионной реформы РФ:

1) совершенствование социального обязательного страхования и индивидуального персонифицированного учета.

Видео (кликните для воспроизведения).

2) развитие добровольного дополнительного страхования.

3) создание профессиональной пенсионной реформы.

4) развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования

5) реализация гарантированного статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом

Закреплены права граждан на пенсии как в федеральных нормативно-правовых актах, так и региональных, а также в коллективных трудовых договорах. В них также могут устанавливаться пенсионные обеспечения для отдельных категорий сотрудников, увеличиваются размеры пенсий по сравнению с обычными размерами.

Билет 2. Пенсионное обеспечение в РФ.

Билет 3. Структура пенсионного обеспечения

Пенсионная система в РФ – это совокупность создаваемых правовых экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Пенсионное обеспечение связано с трудовой деятельностью индивида размеры материальной поддержки, размер, сроки и условия которой определяются в зависимости от заработной платы, условий труда и стажа работы.

Пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений.

Виды пенсионного обеспечения

Трудовые пенсии Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
— по старости — по инвалидности — по случаю потери кормильца — по старости — по инвалидности — по случаю потери кормильца — за выслугу лет — социальная пенсия

Финансирование государственного пенсионного обеспечения осуществляется из федерального бюджета.

Трудовые пенсии финансируются за счет работодателей или физ.лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Структура пенсионного обеспечения

10% — 5%

Виды пенсий Финансовый источник Размер пенсии Коэффициент замещения*
базовая часть часть единого социального налога 14% фиксированная величина 580 руб.
страховая часть часть единого социального налога 12% — 6% Vнак.сред. tпериод выплат 1200 руб.

20% — 10%

накопительная часть часть единого социального налога 2% — 6% Vнак.сред. + инд. дох. tпериод выплат с 2013 г.

2% — 5%

профессиональная часть дополнительные страховые платежи 6% — 14% за каждого застрахованного Vнак.сред. + инд. дох. tпериод выплат после принятия соотв. закона

Билет 4. Понятие источников пенсионного обеспечения РФ, их общая характеристика.

В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения, либо состоять из норм различных отраслей права.

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на соответствующие ФЗ:

— от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» с изменениями и дополнениями.

— от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» .

Этот закон, по существу, закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.

(ФЗ 173 о трудовых пенсиях) Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

[3]

Билет 5. Классификация источников пенсионного права.

Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

— по юридической силе; — по сфере их действия; — -по органам, принявшим нормативный акт;

— по форме акта; — по правовым институтам.

[1]

А. П о юридической силе , которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

1)Международные договоры , ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

2) Конституция РФ. Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Читайте так же:  Зарплата в советские времена может оказаться выгодной для текущей пенсии

3) Законы Российской Федерации . Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

По характеру условий, в связи с которыми назначаются пенсии, пенси­онные правоотношения возникают в случаях пенсионного обеспечения как на общих условиях, так и на льготных.

По сроку действия пенсионные правоотношения относятся к числу длящихся. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в те­чение которого они могут существовать, их можно разграничить на действу­ющие неопределенное время и в течение определенного срока. К первым принадлежат отношения в связи с пенсионным обеспечением по старости, за выслугу лет, по инвалидности, если инвалидность установлена бессроч­но, а также по случаю потери кормильца, если член семьи, на которого пен­сия назначена, достиг общего пенсионного возраста либо признан инвали­дом без последующего переосвидетельствования. В этих случаях прекраще­ние пенсионного правоотношения может быть вызвано лишь таким событием, как смерть получателя пенсии, либо отказом от получения пенсии.

Срок действия ряда пенсионных правоотношений установлен законо­дателем путем указания конкретного срока (например, пенсия по случаю потери кормильца на детей выплачивается до достижения детьми 18 лет, а получающим профессиональное образование — до 23 лет) или связан с ут­ратой конкретных юридических фактов, которыми обусловлено право на пенсионное обеспечение (например, восстановление трудоспособности гражданина, которому назначена пенсия по инвалидности на определенный срок, и т.д.).

Рассмотренные выше основания для классификации пенсионных пра­воотношений не являются исчерпывающими, они могут применяться как самостоятельно, так и в различном сочетании друг с другом или с иными критериями, отражающими наиболее существенные черты и признаки этих правоотношений.

Субъекты пенсионных правоотношений — это граждане и органы, ко­торые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъек­тивных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридичес­ким свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (т.е. обладает дееспособностью).

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей граждан­ской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциаль­ных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как ра­ботникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором – социальной. В первом случае необходи­мой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пен­сионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пен­сионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по вре­мени их возникновения, т.е. с 14 лет, но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть учас­тником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязатель­ному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 14 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу трудовой пенсии и самостоятель­но реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятель­ность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудо­вой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.

По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной право­способности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии[85]; другие отождествляли ее с общегражданской пра­воспособностью[86]; третьи связывали пенсионную правоспособность с об­щественно полезной деятельностью[87]. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало только трудовое пенсионное обеспечение, поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности.

Сейчас специальная пенсионная правосубъектность – это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участни­ком пенсионного правоотношения.Специальная пенсионная правосубъект­ность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, кото­рое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотноше­ния могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсион­ной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся оп­ределенным видом профессиональной деятельности.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является орган, осу­ществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система та­ких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц пре­доставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется территориальными органами ПФР. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в струк­туре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей спе­циальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо пере­дачей данной компетенции другим органам (например, от органов социаль­ной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда РФ). Создание в стране единой системы органов, осуществляющих пенсион­ное обеспечение, которые решали бы вопросы как аккумуляции соответ­ствующих средств, расходуемых на пенсионное обеспечение, так и их рас­пределения, — одна из насущных проблем, стоящих перед государством на современном этапе.

Пенсионные правоотношения возникают на основании сложных юри­дических составов. «Каждый юридический факт сложного состава в соот­ветствующих случаях имеет свое определенное юридическое значение, ибо без него не может возникнуть данное правоотношение, но это не означает, что возникновение, изменение и прекращение соответствующего правоот­ношения связывается лишь с частью юридического состава»[88].

Читайте так же:  Надо ли платить госпошлину

Таким образом, для возникновения пенсионного правоотношения все­гда необходим комплекс юридических фактов. Все юридические факты, образующие фактический состав, с формальной точки зрения равнознач­ны, однако в движении правоотношения они выполняют различную роль.

Неодинаковое значение юридических фактов отмечалось многими уче­ными. Е.И.Астрахан выделял в юридическом составе «фактическую осно­ву», к которой относил все юридические факты, кроме волеизъявления гражданина и акта компетентного органа[89]. В.С.Андреев выделял в факти­ческом составе основной юридический факт (собственно юридический факт) — старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет. Специфи­ка этого факта, по его мнению, служит основанием для классификации пенсионных отношений. Все остальные факты он относил к юридически значимым обстоятельствам[90]. М.Л. Захаров предлагает выделять в юриди­ческом составе два элемента – правообразующий и связанный с реализа­цией субъективного права[91].

Анализ юридических фактов позволяет констатировать, что в зависимо­сти от тех правовых последствий, которые с ними связаны, они могут быть классифицированы на следующие группы.

Ко второй группе юридических фактов в юридическом составе, влеку­щем возникновение пенсионного правоотношения, относятся такие, с которыми связано субъективное право на определенную величину пенсионной выплаты(это пенсионный капитал, из которого должна исчисляться пенсия; наличие иждивенцев; нуждаемость в уходе и т.д.).

Третья группа юридических фактов в юридическом составе связана с установленной процедурой оформления пенсионного правоотношения. Она приводит в действие механизм реализации субъективного права и начинается с обращения за назначением пенсии, т.е. с волеизъявления гражданина, а завершается принятием компетентным органом решения о назначении пенсии.

Некоторые авторы рассматривали волеизъявление гражданина и реше­ние компетентного органа о назначении пенсии не как элементы юриди­ческого состава, порождающего пенсионное правоотношение, а лишь как этапы в реализации наличных субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Такое сужение содержания юридического состава, по мнению В.А. Тарасовой, влечет за собой вывод о возможности автоматичес­кого возникновения пенсионного правоотношения[92]. Волеизъявление граж­данина — это также юридический факт, порождающий не само пенсион­ное правоотношение, а лишь предшествующее ему процедурное отношение, которое направлено на осуществление компетентным органом правопри­менительной деятельности. Результат такой деятельности — решение о назначении пенсии либо об отказе в ее назначении. В первом случае реше­ние компетентного органа является одним из правообразующих фактов, не­обходимых для возникновения пенсионного правоотношения, которое, в отличие от процедурного, имеет материальный характер.

Юридические факты необходимы не только для возникновения, но и для изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Однако в этих случаях обычно не требуется сложных юридических составов, достаточно лишь одного-двух юридических фактов (например, увеличения пенсионно­го капитала после назначения пенсии, изменения группы инвалидности, достижения ребенком определенного возраста, восстановления трудоспо­собности и др.).

Юридические факты классифицируются по их связи с индивидуальной волей человека. На основании этого критерия они подразделяются на юри­дические события и юридические действия. К юридическим событиям от­носятся, например, смерть человека, причины смерти; инвалидность и ее причины; достижение определенного возраста; нуждаемость в постороннем уходе и т.д. К юридическим действиям относятся: волеизъявление гражда­нина; требование о выделении доли пенсии по случаю потери кормильца, назначенной семье; отказ от получения назначенной пенсии и др.

В пенсионных правоотношениях, как и в иных правоотношениях по соци­альному обеспечению, преобладают юридические факты-события. В то же время особую группу юридических фактов составляют факты-действия, а точнее, результаты деятельности человека. Это, например, измеряемая во времени трудовая деятельность, т.е. соответствующий общий, специальный страховой стаж.

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца или социальной пенсии[93].

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юри­дические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное по­лучение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законода­тельство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назна­ченной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ по­лучения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия — требовать перерасчета пен­сии в связи с увеличением пенсионного капитала в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой и т.д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть опреде­ленные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для воз­никновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Обязанности и права другого субъекта данного правоотношения – органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения – применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т.д.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 987 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  2. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  3. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
Пенсионные правоотношения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here