Передача материала по территориальности

Самое важное в статье на тему: "Передача материала по территориальности" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Содержание

  • Статья 152. Место производства предварительного расследования

    СТ 152 УПК РФ

    1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

    2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

    3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

    4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

    4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

    5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

    6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

    Комментарий к Статье 152 Уголовно-процессуального кодекса

    1. Место производства предварительного расследования определяется территориальным признаком подследственности. С его помощью происходит распределение уголовных дел между различными органами расследования в пределах одного ведомства.

    2. В соответствии с правилами территориальной подследственности предварительное расследование производится органом расследования по месту совершения преступления, т.е. тем органом, в районе деятельности которого совершено преступление.

    3. В уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается понятие «место совершения преступления». Учитывая положения ч. 2 ст. 9 УК РФ о том, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействие) независимо от времени наступления последствий», можно сделать вывод, что то место, где были окончены указанные действия (бездействия), и будет являться местом совершения преступления. Если последствия преступления наступили в другом месте, это обстоятельство по общему правилу не влияет на определение органа, который обязан вести производство по делу.

    4. Территория, которую обслуживает тот или иной орган расследования, определяется спецификой их компетенции. Например, следственные органы Следственного комитета РФ по району обслуживают территорию, как правило, в границах административного района. То же относится и к органам внутренних дел. Следственные органы СК РФ по субъекту РФ соответственно действуют в пределах территории, например области, края, и вправе вести расследование уголовного дела о преступлении, совершенном в границах субъекта РФ, независимо от района совершения преступления. К подследственности следователей управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ отнесены наиболее сложные, обладающие повышенной общественной опасностью дела, расследование которых требует высокой квалификации, значительного опыта следователей в расследовании уголовных дел.

    Следователи Следственного комитета РФ и соответствующих следственных органов федеральных органов исполнительной власти, имеющих следственные подразделения, расследуют преступления вне зависимости от места их совершения.

    5. Преступные действия могут выполняться в разных местах, например в разных районах, поэтому ч. 2 ст. 152 УПК содержит указание о том, что расследовать данное дело будет орган, в районе деятельности которого совершены последние из преступных действий.

    6. При совершении преступлений в разных местах руководитель следственного органа определяет орган, который будет вести производство по делу. Такое решение должен принимать вышестоящий руководитель следственного органа (например, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, если преступления совершены в разных районах в пределах одной области). Кроме того, руководитель следственного органа может поручить расследование преступления тому органу, на территории действия которого совершено наиболее тяжкое из преступлений. Вышестоящий руководитель следственного органа вправе передать дело в вышестоящий следственный орган, при этом уведомив прокурора о принятом решении.

    7. Если место совершения преступления неизвестно, уголовное дело возбуждает руководитель следственного органа (следователь) того района, города, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

    8. Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

    9. Нередко на момент возбуждения уголовного дела невозможно правильно определить подследственность уголовного дела. После уточнения данного вопроса в ходе расследования передача дела производится дознавателем через прокурора, а следователем — через руководителя следственного органа тому субъекту, которому оно подследственно. При этом орган расследования, возбудивший уголовное дело, которое фактически ему не было подследственно, обязан в соответствии с ч. 5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ перед передачей дела выполнить по нему неотложные следственные действия.

    10. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

    Читайте так же:  Лицензия на переработку вторсырья

    По поводу обеспечения своевременного исполнения поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий на других территориях см.: п. 1.14 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

    12. Нормами ст. 152 УПК РФ регулируется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. В связи с этим базовыми являются положения ст. 12 УК РФ, предусматривающие особенности уголовной ответственности за деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. Так, по Уголовному кодексу РФ подлежат ответственности:

    — граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, при отсутствии решения суда иностранного государства за данное преступление;

    — военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    — иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

    Подследственность уголовных дел в названных случаях исходя из правил территориальной подследственности определяется следующим образом: если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, производство по уголовному делу о таком преступлении в соответствии с ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ осуществляет соответствующий орган расследования по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

    Статья 152. Место производства предварительного расследования

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 152 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 152. Место производства предварительного расследования

    См. комментарии к статье 152 УПК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ часть 1 статьи 152 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

    1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

    2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

    3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

    4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 271-ФЗ статья 152 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

    4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

    5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ статья 152 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

    6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

    Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736
    «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

    С изменениями и дополнениями от:

    7 ноября 2016 г., 7 ноября 2018 г.

    В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях — приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

    Информация об изменениях:

    Приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 в пункт 2 внесены изменения

    2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

    Читайте так же:  Битый пиксель гарантийный случай

    3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»*.

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

    * Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

    Регистрационный N 34570

    Утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

    К материалам о преступлениях относятся письменное заявление; протокол принятия устного заявления; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, направленные налоговыми органами для возбуждения уголовного дела; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для уголовного преследования; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проверке по сообщению СМИ; заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося теракта.

    К материалам об административных правонарушениях относятся письменное заявление, рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события правонарушения.

    К материалам о происшествиях относятся письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (в т. ч. о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, ЧП, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях), в отношении которых необходима проверка для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Также это может быть сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

    За прием отвечает сотрудник, определенный организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа Министерства либо лица, исполняющего его обязанности.

    Регистрация осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (кроме сообщений, заносимых в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной).

    Приказ об утверждении Административного регламента по аналогичным вопросам признан утратившим силу.

    Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

    Регистрационный N 34570

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 ноября 2014 г. N 260

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ МВД России от 7 ноября 2018 г. N 741

    Изменения вступают в силу с 15 декабря 2018 г.

    Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Всё об уголовных делах

    Место предварительного расследования

    — ч.1 152 УПК общее правило подследственности: по месту совершения деяния

    — ч.3 152 УПК в разных местах: по большинству эпизодов или наиболее тяжкому

    — ч.2 152 УПК начато в одном месте, а окончено в другом — по месту окончания

    — ч.4 152 УПК по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей

    Следственные действия в иных местах

    — ч.1 152 УПК следователь может поручить действия в ином месте

    — ч.1 152 УПК поручения исполняют в 10 суток

    Следственные действия за границей

    [3]

    — ч.4.1 152 УПК вне пределов РФ по месту жительства участника

    — ч.5 152 УПК неотложные действия, после них передача по подследственности

    — ч.6 152 УПК передача в вышестоящий следственный орган

    Статья 152 УПК. Место производства предварительного расследования

    — п . 28 Приказа МВД № 736 передача сообщения по территориальности

    — п. 33 Приказа СК № 72 передача сообщения по территориальности

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1) Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления , за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте:

    — п.4 ч.2 38 УПК право следователя давать поручения оперативникам

    — следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания ;

    — п.1.1 ч.3 41 УПК право дознавателя давать поручения оперативникам

    — дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания.

    Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

    2) Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

    3) Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется:

    — по месту совершения большинства преступлений;

    — или по месту совершения наиболее тяжкого из них.

    4) В целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков, предварительное расследование может производиться:

    — по месту нахождения обвиняемого;

    — или по месту нахождения большинства свидетелей .

    4.1) Если преступление совершено вне пределов РФ, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным 12 УК , или в соответствии с 459 УПК :

    — по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в РФ;

    — либо по месту нахождения большинства свидетелей;

    — либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов РФ.

    5) Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно , производит неотложные следственные действия, после чего:

    — следователь передает уголовное дело — руководителю следственного органа,

    [1]

    6) По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

    Читайте так же:  Правила получения профессиональных налоговых вычетов

    Передача сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — по подсудности.

    Решение о направлении сообщения о преступлении по подследственности принимается в случае, если будет установлено, что оно содержит информацию о преступлении, отнесенном к территориальной подследственности другого ОВД или вообще не относится к подследственности ОВД в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

    Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении (за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности), а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, — со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности [1] .

    Передача в иной территориальный орган МВД России по территориальности сообщений о преступлениях осуществляется с приложением талона-уведомления о передаче, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления о передаче остается в дежурной части.

    В талоне-уведомлении о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, наименование территориального органа МВД России, принявшего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, номер КУСП по новому месту регистрации, данные о сотруднике, поставившем сообщение на учет, дата и исходящий номер сопроводительного письма, адрес для возврата заполненного талона-уведомления.

    В корешке талона-уведомления о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, наименование территориального органа МВД России, которому направлено сообщение, дата и исходящий номер сопроводительного письма.

    Талон-уведомление о передаче подлежит возвращению территориальному органу МВД России — отправителю, после чего подшивается в дело подразделения делопроизводства с указанием номера ранее направленного материала по журналу исходящей корреспонденции [2] .

    Решение о направлении сообщения о преступлении по подсудности (мировому судье) принимается, когда данные сообщения содержат информацию о признаках преступлений, уголовные дела о которых отнесены к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), за исключением случаев, специально оговоренных в правовых актах [3] .

    На практике реализация данного вида решения часто сопряжена с юридическими трудностями. Дело в том, что, как уже отмечалось, мировой судья не вправе принимать к производству заявления по делам частного обвинения, если их структура и содержание не соответствуют ст. 318 УПК РФ хотя бы по одному пункту. Однако это нередко происходит. Так, п. 1 ч. 5 ст. 318 УПК РФ устанавливает, что такое заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается. Однако многие граждане, обращающиеся в полицию с заявлениями о преступлениях, уголовные дела о которых в соответствии со ст. 20 УПК РФ отнесены к категории дел частного обвинения, не обладают соответствующими юридическими знаниями, и их заявления адресованы не мировому судье соответствующего судебного участка, а начальнику территориального ОМВД России.

    В итоге возникает тупиковая с юридической точки зрения ситуация: орган внутренних дел обязан принять, зарегистрировать, но затем снять с учета и направить заявление по делу частного обвинения по подсудности мировому судье, так как отказ в приеме любого заявления недопустим, но производство предварительной проверки по такому заявлению и возбуждение такого уголовного дела (по общему правилу) выходят за рамки компетенции полиции.

    Мировой судья, получив заявление, адресованное начальнику ОМВД, не вправе принимать его к своему производству, так как оно не соответствует установленным требованиям.

    В условиях необходимости принятия процессуального решения при наличии законодательного пробела (ситуация, к сожалению, нередкая в российской правовой действительности) практикой выработаны несколько вариантов поведения, ни один из которых не является полностью неоспоримым.

    Анализ данных КУСП территориальных ОМВД России показывает, что наиболее распространенной является ситуация, при которой при поступлении в территориальный ОВД заявления по делу частного обвинения, не соответствующего требованиям ст. 318 УПК РФ, по нему выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с одновременным разъяснением заявителю юридических требований к данному документу, соблюдение которых позволит мировому судье принять заявление к производству. После этого потерпевший (его законный представитель) пересоставляет заявление и обращается по территориальной подсудности уже непосредственно к мировому судье.

    Передача сообщения о преступлении как по подследственности, так и по подсудности допускается только после регистрации в КУСП. При этом орган дознания, дознаватель, принявшие сообщение о преступлении, обязаны принять необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления и по сохранению следов преступления.

    О передаче сообщения по подследственности (подсудности) уведомляется заявитель, которому также разъясняются право обжалования данного решения и порядок обжалования.

    Выписка из приказа МВД России от 29.08.2014г.N 736 о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

    Выписка из приказа МВД России от 29.08.2014г.N 736

    Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

    Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

    2. В территориальных органах МВД России осуществляются:

    2.1. Прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:

    2.1.1. О преступлении — письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

    Читайте так же:  Ст.13 закона рф о защите прав потребителей

    2.1.2. Об административном правонарушении — письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    2.1.3. О происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

    2.2. Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:

    2.2.1. О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

    2.2.2. Об административном правонарушении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    2.2.3. О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, указанных в подпункте 2.1.3 настоящего пункта.

    8. Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

    23. Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

    34. Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления (приложение N 5 к настоящей Инструкции), имеющих одинаковый регистрационный номер.

    50. По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

    50.1. О возбуждении уголовного дела.

    50.2. Об отказе в возбуждении уголовного дела.

    50.3. О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

    59. По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

    59.1. О возбуждении дела об административном правонарушении.

    59.2. Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    59.3. О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

    59.4. О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

    63. По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:

    63.1. О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

    63.2. О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

    63.3. О приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП.

    63.4. О приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

    63.5. О передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

    70. Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных в пунктах 48, 50, 59, 63 настоящей Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. В графе 9 КУСП делается соответствующая отметка с указанием даты и исходящего номера письма, а также способа информирования (вручение под расписку, направление посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

    Особенности принятия решения о возвращении материала в орган дознания для проведения дополнительной проверки и передачи сообщения по территориальности

    Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

    Дата публикации: 12.01.2018

    Статья просмотрена: 1807 раз

    Библиографическое описание:

    Мальцагов И. Д., Талаева М. М. Особенности принятия решения о возвращении материала в орган дознания для проведения дополнительной проверки и передачи сообщения по территориальности [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 48-49. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13601/ (дата обращения: 11.11.2019).

    В данной статье анализируются такие решения, принимаемые следователем в стадии возбуждения уголовного дела, как возвращение материала в орган дознания для проведения дополнительной проверки и передача сообщения по территориальности.

    Ключевые слова: возвращение материалов по уголовному делу, орган дознания, проверка и передача сообщения по территориальности.

    This article analyzes such decisions taken by the investigator in the stage of initiating criminal proceedings, such as returning the material to the inquiry body for additional verification and transmitting the message on territoriality.

    Key words: return of materials on the criminal case, inquiry body, verification and transmission of the message of territoriality.

    Понятие территориальности уголовно-процессуальный закон связывает лишь с подсудностью уголовных дел. Однако, очевидно, что решение о возбуждении уголовного дела может быть принято лишь на той территории, которая входит в компетенцию лица, осуществляющего доследственную проверку.

    Читайте так же:  Ип работа с наличными

    Однако, кроме этого, территориальность преступления зависит от места окончания преступления. Так, например, по уголовному делу о дистанционном мошенничестве потерпевший, будучи введенным в заблуждение на территории Владимирской области, перевел денежные средства на указанный мошенниками счет, который был оформлен на территории г. Новосибирска, где данные денежные средства и были сняты. Материал доследственной проверки был направлен в г. Новосибирск, где и было возбуждено уголовное дело. [2.C,19] При этом довольно сложным вопросом определения территориальности является вопрос о том, кто должен принимать решение о возбуждении уголовного дела, когда место совершения преступления точно не установлено. Уголовно-процессуальное законодательство ничего по данному поводу не говорит, однако, имеются разъяснения Генеральной прокуратуры о том, что в случае, когда место преступления точно не установлено, решение о возбуждении уголовного дела принимается по месту обнаружения факта преступления. [4]

    Так, например, в Селивановском районе Владимирской области был задержан гражданин К., который подвергнут освидетельствованию, установлен факт употребления им наркотического средства. К. пояснил, что наркотическое средство приобрел путем получения «закладки» от неустановленного лица на территории г. Мурома Владимирской области. Однако, поскольку иных данных, свидетельствующих о сбыте неустановленным лицом наркотического средства на территории г. Мурома, не имелось, уголовное дело было возбуждено по месту обнаружения преступления- СО Отделения МВД России по Селивановскому району. [3]

    Полагаем, что такая позиция является верной, поскольку в аналогичной ситуации лицо может назвать любой город или район, в котором, якобы, он приобрел наркотическое средство. И передача материала по территориальности на основании только показаний данного лица могла бы стать лазейкой для правоохранителей, которые, в целях повышения раскрываемости, стремились бы передавать нераскрытые преступления для возбуждения в другие регионы.

    С нашей точки зрения, в целях исключения спорных вопросов, необходимо законодательно закрепить в нормах УПК РФ указание на то, что уголовные дела по преступлениям, место совершения (окончания) которых не установлено, возбуждаются по месту обнаружения состава преступления.

    Теперь рассмотрим вопросы возвращения материалов в орган дознания для проведения дополнительной проверки. Такие случаи, как правило, имеют место, в том случае, если следователь (дознаватель) усматривает не свою подследственность либо если собранный материал не содержит достаточных данных, указывающих на наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

    [2]

    Так, в качестве примера можно привести уголовное дело по факту кражи имущества у С. Первоначально в материале проверки имелось объяснение С. о том, что у него путем свободного доступа похищено имущество на сумму 5100 рублей, при этом, в материале проверки отсутствовали сведения о том, является ли данный ущерб для С. значительным. Следователь вернул материал в ОУР для установления факта значительности ущерба и подтверждения факта значительности, поскольку из собранного материала не следовало наличие оснований для возбуждения уголовного дела по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ. В ходе дополнительного опроса оперуполномоченным С. пояснил, что ущерб для него значительным не является, поскольку совокупный доход его семьи в месяц составляет более ста тысяч рублей, данные сведения были подтверждены документально. В результате было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ. [5] Как видно из данного примера, принятие решение о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РЫ было бы незаконным.

    Наиболее часто основаниями для возвращения материала доследственной проверки в орган дознания являются: — отсутствие сведений об ущербе; — отсутствие объяснений лиц, причастность к совершению преступления которых установлена; — несоблюдение правил подследственности.

    Представляется, что следователям и дознавателям надлежит с особой тщательностью подходить к вопросам изучения материалов доследственной проверки, поскольку, в ином случае, может быть принято необоснованное решение о возбуждении уголовного дела при отсутствии оснований к этому.

    Таким образом, подводя итог рассмотренному в данном параграфе, можно отметить следующее.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Основные вопросы, касающиеся территориальности принятия решения о возбуждении уголовного дела связаны с местом окончания преступления, а также с ситуациями, когда место совершения не установлено. С нашей точки зрения, в целях исключения спорных вопросов, необходимо законодательно закрепить в нормах УПК РФ указание на то, что уголовные дела по преступлениям, место совершения (окончания) которых не установлено, возбуждаются по месту обнаружения состава преступления. Что касается вопросов возвращения материалов доследственной проверки в орган дознания в связи с неполнотой собранных материалов, представляется, что следователям и дознавателям надлежит с особой тщательностью подходить к вопросам изучения материалов доследственной проверки, поскольку, в ином случае, может быть принято необоснованное решение о возбуждении уголовного дела при отсутствии оснований к этому.

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.)// СПС «КонсультантПлюс».
    2. Обзор Следственного департамента МВД Российской Федерации по уголовным делам о дистанционных мошенничествах, расследованных органами предварительного следствия в первом полугодии 2017 года. М., 2017. С. 19.
    3. Обзор следственной практики о расследовании уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ за первое полугодие 2016 года, подготовленный КМО УМВД России по Владимирской области. Владимир, 2016. С. 47.
    4. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 2–2987 от 21.02.2017 года
    5. Уголовное дело № 2–25/ 2016// Архив Кузьминского районного суда г. Москвы за 2016.

    Источники


    1. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

    2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

    3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
    4. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
    Передача материала по территориальности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here