Перенос красной линии судебная практика

Самое важное в статье на тему: "Перенос красной линии судебная практика" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Перенос красной линии судебная практика

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ НА ИЖДИВЕНИИ

ПО ПЛАНАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ВСТУПИЛ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОР В ОТНОШЕНИИ ЖИТЕЛЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ВИНОВНОГО В НАПАДЕНИИ НА ЮВЕЛИРНЫЙ МАГАЗИН, А ТАКЖЕ В НЕЗАКОННОМ ХРАНЕНИИ И НОШЕНИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА

СТАТИСТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ОСТАВИЛ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЕ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ПОТРЕБЛЕННОГО ГАЗА

К вопросу о правовом статусе красных линий

В статье рассмотрена составная часть проекта планировки территории (разновидность градостроительной документации) — чертеж проекта планировки, на котором отображаются красные линии. Неправильное отображение красных линий может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных на них. Автором рассмотрена судебная практика по указанной проблеме. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Современное функционирование поселений, городских округов характеризуется их интенсивным развитием, что приводит к разрастанию территорий муниципальных образований. Данный процесс в отсутствие должной регламентации может привести к неблагоприятным последствиям — нарушению прав правообладателей земельных участков, прав публично-территориальных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), нарушению социального и психологического комфорта населения 1 , ущербу компонентам природной среды 2 и т.п.

Предотвращение таких последствий возможно за счет качественной планировочной организации территории, закрепления планировочной структуры, планировки территории. Данные действия осуществляются посредством подготовки проекта планировки территории муниципального образования, утверждаемого главой местной администрации муниципального образования. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ проект планировки территории включает в себя чертежи, на которых отображаются красные линии, неправильное отображение которых может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных на них. Указанная проблема возникает в силу неправильного понимания правового статуса красных линий.

В целях обеспечения устойчивого развития территории при подготовке проектов планировки территории органы местного самоуправления, разработчики градостроительной документации нередко выступают с предложением об осуществлении градостроительных преобразований соответствующей территории (например, путем расширения дорог) и как следствие — изменении земельных участков. Это приводит к следующей ситуации: прохождение красных линий по территории уже сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на определенном вещном праве (собственность, аренда и т.п.). Создание подобной ситуации, на наш взгляд, недопустимо.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В свою очередь, к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) 3 .

Основываясь на приведенных выше нормах ГрК РФ, можно сделать вывод, что объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и соответственно не должен пересекать их. В противном случае он окажется на территории общего пользования, а в силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать земельный участок, на котором расположено такое здание, строение или сооружение.

Данная позиция находит свое подтверждение в ряде судебных решений Высшего Арбитражного Суда РФ 4 . Анализ указанных судебных решений позволяет утверждать, что позиция арбитражных судов сводится к тому, что нахождение земельного участка или его части в границах красных линий, утвержденных в составе проекта планировки, является препятствием для приобретения земельного участка в собственность. В то же время такие земельные участки могут предоставляться гражданам в аренду, а земельные участки, ранее предоставленные в аренду для строительства объектов недвижимости, и далее остаются у арендаторов на законном праве и не требуют сноса возведенных объектов капитального строительства.

Таким образом, в проекте планировки территории «прохождение» красных линий по границам земельных участков влечет ограничение прав правообладателей земельных участков и (или) правообладателей объектов капитального строительства.
Между тем следует отметить позицию судов общей юрисдикции по данной проблеме. Так, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 5 не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования 6 .

Что касается ссылок судов на ч. 12 ст. 85 ЗК РФ в обоснование отказа в приватизации спорных земельных участков, то Верховный Суд Российской Федерации указывает, что такое толкование данной правовой нормы является неправильным. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (существующие территории общего пользования) 7 .

На наш взгляд, указанный вывод является ошибочным, так как «не вписывается» в правовой статус красных линий, определенный в законодательстве. Градостроительный кодекс РФ не осуществляет деление красных линий на красные линии, обозначающие существующие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, и красные линии, обозначающие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов. На чертеже проекта планировки существующие и планируемые территории общего пользования отображаются одинаково — красными линиями. Отсутствует возможность провести дифференциацию существующих и планируемых территорий общего пользования, определенных красными линиями, в чертеже проекта планировки.

В сложившейся ситуации возникает необходимость внесения изменений в нормы ГрК РФ в части уточнения правового статуса красных линий . Необходимо предусмотреть дифференциацию красных линий на планируемые и существующие. В чертеже проекта планировки необходимо будет отображать существующие красные линии, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, утверждаемые проектом планировки территории. Они будут иметь юридическое значение и должны соответствовать ч. 12 ст. 85 ЗК РФ — земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

В графической части материалов по обоснованию проекта планировки планируемые красные линии — линии, которые обозначают планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых планируется размещение линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений. Иными словами, в материалах по обоснованию проектов планировки закрепляется намерение органов власти изменить границы в том числе территорий общего пользования. Но юридически значимых последствий планируемые красные линии не несут.

[1]

Представляется, что уточнение правового статуса красных линий существенно сократит количество проблем, возникающих на практике при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований градостроительного проектирования и управления развитием территорий поселений и городских округов. Закрепление в законодательстве категории «планируемые красные линии» в составе документации по планировке территории позволит органам местного самоуправления на законных основаниях планировать осуществление градостроительных преобразований территории того или иного муниципального образования, не создавая дополнительных ограничений или запретов для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Читайте так же:  Декретные для ип

Трубкин Николай Владимирович, начальник юридического отдела ООО «Терпланпроект», аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Перенос Красной линии

Добрый день. На участке при топосъемке оказалась красная линия. Участок фактически находится между двумя участка ми, на которых построены офисных и торговые здания, выходящие за черту красной линии. Каким образом можно решить вопрос о переносе красной линии и получении разрешения на строительство?

в архитектуру обращались — пришел отказ

Ответы юристов ( 1 )

-крайне сложно красные линии установливает местная архитектура на основании специальных проектов а утверждает проекты глава района постановлением -попробуйте обратиться в местную архитектуру.

Неясны все тонкости вашей ситуации остается изучить инструкциюо порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98 и- если есть основания обжаловать отказ о переносе кр.линии в суде но готовиться нужно серьезно .

Решение суда об отказе в переносе красных линий до границы существующего ограждения № 2-2838/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре А.М.Низамовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуруллина Р.Г. к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконными решения об отказе в переносе красных линий до границы существующего ограждения,

Истец Нуруллин Р.Г. обратился в суд с иском к Муниципальному ка-зенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани») о признании незаконными решения об отказе в переносе красных линий до границы существующего ограждения. В обосновании требований истец указал, что проживает и является собственником индивидуального жилого дома по адресу: . на основании заочного решения Приволжского районного суда города Казани от 10.09.2013г. Земельный участок под его жилым домом площадью 472 кв. м. предоставлен ему в собственность на основании договора купли — продажи земельного участка от 16.10.2015г. №23573.

Истец просит признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства города Казани в переносе красной линии до границ существующего ограждения жилого дома.

Истец в судебное заседание не явился.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признал.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материа-лы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании заочного решения Приволжского районного суда города Казани от 10.09.2013г. истец является собственником индивидуального жилого дома по адресу: . Земельный участок под его жилым домом площадью 472 кв. м. предоставлен ему в собственность на основании договора купли продажи земельного участка от 16.10.2015г. №23573.

Решением Приволжского районного суда г.Казани от 14.03.2017г. был удовлетворен иск Исполнительного комитета образования г.Казани и Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» использование Нуруллиным Р.Г. земельного участка площадью 70 кв.м., расположенного по адресу: . признано незаконным. Данное решение не вступило в законную силу.

Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.

Из пояснений истца следует, что существующее ограждение его жилого дома находится за пределами сформированного земельного участка и красной линии.

Судом также установлено, что истец обратился в МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани» с заявлением о корректировке красной линии на земельном участке с кадастровым номером . по . однако истцу было отказано.

Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что крас-ные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, же-лезнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В силу ст. 41 Градостроительного устава г.Казани в составе проектов планировки территории разрабатываются, согласовываются, утверждаются и изменяются красные линии.

В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соотв. со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

При этом согласно п. 2 указанной нормы собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законы интересы других лиц.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что земельный участок, зани-маемый домовладением . (кадастровый . ) в проектные красные линии не попадает. Таким образом, проектные красные линии находятся за пределами земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, а потому решение об отказе в корректировке красных линий, изложенное в письме МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани» не противоречит действующему градостроительному законодательству, следовательно, отсутствуют основания для признания его незаконным.

Наличие самовольных построек, возведенных истцом за пределами предоставленного земельного участка, не дают истцу права на увеличение площади земельного участка путем изменения планировки территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

В удовлетворении иска Нуруллина Р.Г. к Муници-пальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконными решения об отказе в переносе красных линий до границы существующего ограждения отказать.

Читайте так же:  Нанесение телесных повреждений

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татар-стан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с мо-мента принятия решения в окончательной форме.

Решения судов в категории «Споры, связанные с землепользованием -> Об устранении препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости»

Истец — Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» (далее по тексту – ООО «УК «Капитал-Траст-Инвест») обратился в суд с иском к Айвазяну М.Б. об устранении нарушений прав на земельный участок путем освобо.

Истец Яппаров Р.Х. обратился в суд с иском к ответчику Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о призна-нии недействительным постановления №2556 от 23.06.2016г. « О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительно.

Перенос красной линии

Добрый вечер. В многоквартирном доме мы проживаем с 1999года,с левой стороны у нас был сад и хоз постройки мы все это снесли и построили капитальное строительство как забор стоял на прежнем месте так он и остался на сегодняшний день выясняется следующая картина землю мы оформили в собственность а то строение оказалось за красной линией и линия проходит 78 см от дома вся остальная земля в муниципальном ведомстве как можно проводить красную линию под окнами дома или нам все земли не хватает? Сегодня мы с соседями ходили в мэрию в отдел архитектуры и градостроительства по пересмотру красной линии так мы прошли 10 кабинетов нас отфутболивали как мячиков никто ничего не хочет делать.У меня вопрос -имеют ли право снести забор который простоял более 20 лет и как узаконить участок? Спасибо. Марина Юрьевна -Калининград.

Ответы юристов ( 1 )

В статье 1
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ)
содержатся понятия, в частности, территорий общего пользования и красных линий.

Территории
общего пользования
– это территории, которыми беспрепятственно пользуется
неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные,
скверы, бульвары).

Красные линии
линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь
образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков,
на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе
линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги,
железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты).

Из
вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и
планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего
пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют
территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться
неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т.д.) от других территорий,
которые находятся или могут находиться в собственности физических или
юридических лиц.

Исходя из
положений частей 2-6 статьи 42 ГрК РФ, красные линии являются обязательным
элементом градостроительной документации.

Полномочия
органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
определены статьей 8 ГрК РФ.

Требования к
содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных
линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных
линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98),
утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 №
18-30, действующая в части, не противоречащей ГрК РФ (далее — Инструкция).

В пункте 3.8
данной Инструкции предусмотрено, что красные
и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному
отражению и учету, в том числе, в генеральных планах, совмещенных с проектами
детальной планировки; проектах
планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц
и
площадей.

Пунктом 4.4
Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного
проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и
проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправлени
я
п
о согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими
заинтересованными службами органов местного самоуправления
.

[2]

Из пункта 4.6
Инструкции следует, что корректировка
красных линий может осуществляться по
решению органов местного самоуправления, утвердивших
их, в
связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости
проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории
(пропускной способности) улиц и дорог поселения.

красные линии установлены не законно.

[3]

Надо запрос в архитектуру: предоставить акт об утверждение красных линий и решение МСУ об утверждение кр.линий.

оба документа обжаловать в:

министерство градостроительства субъекта

Алтайский краевой суд Определение Гражданское дело 33а-3656/2017

Движение по материалам дела
Номер Дела 33а-3656/2017
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 3.014 — Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия). -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
Субъект РФ Алтайский край
Наименование Суда Алтайский краевой суд
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судья Титова Виктория Владимировна
Дата поступления 16.03.2017
Дата решения 29.03.2017
Движение по делу 16.03.2017 16:26 [Адм.] Передача дела судье 31.03.2017 12:34 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 07.04.2017 12:34 [Адм.] Передано в экспедицию 29.03.2017 13:00 [Адм.] Судебное заседание

Судья Овсянникова М.Ю.

Видео (кликните для воспроизведения).

29 марта 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В. , Ковалюк Л.Ю. ,

при секретаре Ждановой М.С. ,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула

на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению Лавренюк Н. И. к комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В. , судебная коллегия

Лавренюк Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее также – Комитет) об отказе в переносе красных линий по адресу: , , устранении допущенных нарушений.

Требования мотивированы тем, что 02 июня 2016 года Лавренюк Н.И. обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением о переносе красной линии по адресу: , для эксплуатации жилого дома. На данное обращение Комитетом 27 июня 2016 года дан ответ *** , согласно которому в переносе красной линии отказано. Полагает указанное решение принятым незаконно, поскольку ссылка на Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края неприемлема ввиду отсутствия законодательных запретов и ограничений на перенос красной линии для улиц и дорог местного значения. Перенос красной линии на 50 см не повлияет на развитие инфраструктуры города, проходимость транспортного потока по пер. Радищева. Напротив, отказ в переносе красной линии существенно нарушает права административного истца на реализацию прав собственника.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об отказе Лавренюк Н.И. в переносе красной линии по адресу: , выраженное в письме от 27 июня 2016 года. На комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лавренюк Н.И. о переносе красной линии по адресу: , . С комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в пользу Лавренюк Н.И. взысканы судебные расходы рублей.

Читайте так же:  Какой срок за наркотики

В апелляционной жалобе комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что границы земельного участка по указанному адресу установлены по границе красной линии, за границами земельного участка расположен металлический гараж и установлено ограждение, что является самозахватом территории общего пользования и нарушением действующего законодательства. Красные линии рассчитаны Главным архитектором города в 1998 году. Отказом Комитета в переносе красной линии права Лавренюк Н.И. не нарушаются, поскольку земельный участок предоставлен истцу в собственность в пределах красных линий и не выходит за их пределы. Кроме того, такой способ установки красной линии, как ее перенос, действующим законодательством не предусмотрен.

В судебное заседание Лавренюк Н.И. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в ее отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула Казанцеву Е.Н. , настаивавшую на доводах жалобы, представителя административного истца Новикову Л.В. , возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, разрешая обращение административного истца и принимая решение об отказе в переносе красных линий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также проекта межевания территории (пункты 1 и 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 56 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789, установлено, что администрация города, в том числе организует разработку на основании Генерального плана городского округа документации по планировке территории городского округа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года № 834 (далее — Правила землепользования и застройки), принятие решений о подготовке документации по планировке территории отнесено к полномочиям администрации г. Барнаула в области землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 42 Правил землепользования и застройки постановление о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией г. Барнаула по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц по подготовке документации по планировке территории.

В отсутствие утвержденных проектов планировки территории установление красных линий может осуществляться путем подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры. Состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий утверждается постановлением администрации города Барнаула (пункт 5 статьи 38 Правил землепользования и застройки). Такое постановление администрацией города Барнаула в настоящее время не принято.

Согласно положению о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 25 июля 2010 года № 333, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности. Для решения возложенных на него задач Комитет, в том числе осуществляет подготовку проектов постановлений, распоряжений администрации города по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. Одними из основных функций Комитета являются: организация подготовки, согласование и утверждение документации по планировке территории на основе Генерального плана городского округа – города Барнаула; осуществление организации своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.

Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что установление, изменение, отмена красных линий осуществляются в составе документации по планировке территории, принятие решений по указанным вопросам относится к компетенции администрации города Барнаула.

Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула правом принятия самостоятельного решения в рассматриваемом случае не наделен.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Лавренюк Н.И. на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: , .

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю границы земельного участка по вышеуказанному адресу установлены по границе красной линии.

01 июня 2016 года Лавренюк Н.И. обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением о рассмотрении возможности переноса красной линии по указанному выше адресу для эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек.

Указанное заявление подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном для заявлений и предложений о подготовке документации по планировке территории, поскольку, исходя из поставленного в нем вопроса, Лавренюк Н.И. заявлено об изменении существующей планировки территории.

Следовательно, принятие решения по результатам рассмотрения заявления находится вне пределов компетенции административного ответчика, который в силу пункта 3.15 Положения о Комитете должен был организовать рассмотрение данного обращения в установленном порядке.

Читайте так же:  Снип жилое помещение

Между тем заявление Лавренюк Н.И. рассмотрено комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с принятием решения по существу. Письмом *** от 27 июня 2016 года в переносе красной линии по указанному адресу отказано.

Указание в ответе на то, что решение принято комиссией по землепользованию и застройке не свидетельствует о его законности. Кроме того, оспариваемое решение подписано заместителем председателя Комитета.

При установленных по делу обстоятельствах судом первой инстанции принято обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что права административного истца оспариваемым отказом не нарушены, так как вопрос об установлении красной линии не мог быть разрешен на основании поступившего в Комитет заявления Лавренюк Н.И. о переносе красной линии, признается несостоятельным.

Ссылки в жалобе на то, что при рассмотрении заявления Лавренюк Н.И. не требовалось соблюдение процедуры, предусмотренной статьями 45, 46 Градостроительного кодека Российской Федерации, так как красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а новый проект планировки территории не разрабатывался, не принимаются, поскольку в нарушение установленного порядка решение по существу поставленного вопроса принято неуполномоченным органом.

По этим же основаниям не принимаются как не влияющие на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для переноса красной линии.

Поскольку выводы суда об удовлетворении требований Лавренюк Н.И. являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула — без удовлетворения.

При необходимости можно задать вопрос об Алтайский краевой суд Определение Гражданское дело 33а-3656/2017

«Красные линии». Неопубликованный доклад с конференции «Дороги — не по нам»

Москва. 27 апреля 2013 г. OKRUG.INFO — 27 апреля 2013 года в гостиничном комплексе Измайлово, конгресс-центре гостиницы Бета Измайлово прошла научно-практическая городская конференция «Дороги — не по нам или Нерешенные транспортные проблемы Москвы». К сожалению из-за нарушений регламента выступлений не все подготовленные доклады были выслушаны участниками конференции. Предлагаем Вам неопубликованный на конференции доклад «Красные линии».

Красные линии

Среди всех известных причин отказа в выдаче кадастрового паспорта при обращении заявителя в орган кадастрового учета наиболее распространенным является наложение границ участка улично‐дорожной сети на участок правообладателя.

В основе расширения дорог в Москве впритык к стенам многоквартирных жилых домов также лежит наложение улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы. Улично-дорожную сеть в Москве сформировали по границам красных линий и наложили на земельные участки многоквартирных жилых домов, на жилые кварталы.

После проведения красной линии УДС и отрезания ею части придомового земельного участка, отрезанный участок формируется как участок улично-дорожной сети(УДС) и ставится на кадасторовый учёт как участок УДС. А в соответствии в Законом (п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ) такие участки относятся к земельным участкам «общего пользования» и не подлежат приватизации (оформлению) в собственность жителями.

В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии могут означать как существующие границы территорий общего пользования, так и планируемые границы.

Красные линии можно разделить на:
— утверждённые проектом планировки территории, которые отделяют землю жилых кварталов от земли общего пользования(улично-дорожной сети).
— планируемые красные линии, в соответствии с которыми планируется новое строительство или расширение автомобильной дороги.
Разница, как видно, между этими красными линиями весьма существенна. Однако на карте они обозначаются одинаково и трактуются чиновниками так, как им выгодно в данный момент.

Изначально же красные линии градостроительного регулирования означали только запрет на строительство капитальных объектов, жилых домов ближе к автодороге.

На подавляющем большинстве спорных участков прохождения красных линий УДС фактически расположен зелёный газон с травой и многолетними деревьями, защитный природный буфер между автомобильной дорогой и жилым домом. А значит это не действующая дорога, а лишь планируемая к расширению, и красные линии должны означать не утверждённую улично-дорожную сеть, а лишь планируемую к расширению.

Любой ли земельный участок, находящийся за границей красных линий, следует считать территорией общего пользования?

Сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования, такие линии лишь ограничивают территории, которые:
— либо уже являются землями общего пользования
— либо могут стать ими в перспективе.
Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом статусе земельного участка.

И подтверждением тому служит та же арбитражная практика.

Так, ВАС РФ в Определении от 24.02.2011 № 11626/09 указал, что выделение красными линиями планируемого к строительству проезда через земельный участок, принадлежащий на праве собственности частному лицу, не нарушает прав и законных интересов собственника участка, поскольку не означает изъятия участка и не свидетельствует о его разделении.

В соответствии с Постановлением ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 12 февраля 2013 г. по делу N А27-4642/2012 «красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и земельных участков линейных объектов. Это значит, что посредством проектов планировки можно как фиксировать сложившиеся границы «публичных» и «частных» земель, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например, предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих по земельным участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц. В последнем случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд«.

Логичной выглядит позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 27.10.2009 № 11-В09-19. Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу о том, что запрет на приватизацию распространяется только на те участки, которые фактически относятся к землям общего пользования, то есть уже заняты площадями, скверами, пляжами и пр. Если же на участке расположен объект, принадлежащий частному лицу, такой участок территорией общего пользования не является, причем и в том случае, если утвержденная в установленном порядке градостроительная документация предполагает размещение на этом месте дороги, площади или иного открытого для всеобщего доступа объекта.

Читайте так же:  Перевод пенсии в другой город в связи с переездом

Чиновники проводят красные линии «на будущее», для возможного расширения дорог с сильным запасом по территории. В результате очень большое количество земель формально попадает в зону планируемых «земель общего пользования».

Когда мэр Собянин только стал градоначальником, были проанализированы проблемы, требующие первоочередного решения в городе, в том числе связанные с разрешительными документами в области имущественных и земельных отношений и тогда Собянин заявил: «в сфере земельных отношений острой проблемой было установление границ между частной застройкой и улично-дорожной сетью (УДС). При формировании УДС ее грубым образом наложили на действующую застройку, таким образом тысячи владельцев участков попали в УДС, сами того не зная. Это значит, что в последующем они не могут оформить документы, не могут вводить свое имущество в гражданский оборот».

В результате инвентаризации тогда было выявлено более 17 тысяч пересечений.

Властями Москвы были приняты полумеры, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 апреля 2011 г. № 118-ПП «О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАНЕЕ УЧТЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ, С ГРАНИЦАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА МОСКВЫ», но эти полумеры по устранению наложения УДС не коснулись земельных участков жилых домов, которые ещё только должны были быть сформированы, хотя этого напрямую требовало совместное Постановлении №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ. В СМИ и на пресс-конференциях чиновники красиво рассказывают об устранении наложений УДС на жилые кварталы, на практике всё обстоит иначе, чиновники до последнего пытаются продавить непопулярные проекты, основанные на наложении улично-дорожной сети, сформированной по границам красных линий, на участки жилых домов.

Как формировались участки УДС в Москве?

А просто взяли красные линии градостроительного регулирования, которые запрещали запрет на строительство ближе к дороге, и прямо по их границам ставили эти земельные участки на кадастровый учёт как участки улично-дорожной сети. А ведь формировать земельные участки УДС можно было в границах красных линий разумно, с отступом внутрь от красной линии, по фактическому прохождению автомобильной дороги с необходимым небольшим запасом, однако это не было сделано и все участки УДС формируются и ставятся на кадастровый учёт ровно по границе красной линии.
Хотя изначально, как уже было сказано, эта линия проводилась не для планирования строительства по ней дороги, а для ограничения капитального строительства зданий ближе к существующей дороге.

В результате этого незаконного наложения, земельные участки УДС, сформированные по границам красных линий улично-дорожной сети, стали проходить по газонам, по земельным участкам многоквартирных домов, в 3-5 метрах от стены жилого многоквартирного дома, а во многих случаях и прямо по стене жилого дома.

Делалось и делается это всё без проведения публичных слушаний. Согласно Постановления Правительства Москвы № 270-ПП (а ранее 585-ПП и 539-ПП) процедуры разработки, согласования, утверждения проектов планировки улично-дорожной сети в обязательном порядке проходят процедуру Публичных слушаний. Что не было сделано и не делается.И проектировщики, ориентируясь на эти красные линии, стали планировать вырубку деревьев на газонах, уничтожение самих газонов между многоквартирным жилым домом и автомобильной дорогой, и обустройство асфальтовых автомобильных дорог у стен жилых домов.

В 2007 году в Москве был принят Закон № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы», который одним махом отнёс 9313 земельных участков к улично-дорожной сети, без учёта фактического землепользования на данном земельном участке, без публичных слушаний по каждому планируемому участку УДС, без учёта норм п.4 статьи 43 Градостроительного Кодекса РФ, без учёта границ выделенных при строительстве жилых кварталов земельных участков.

И до сих пор даже в новых проектах межевания улично-дорожную сеть накладывают на участки жилых домов. Например в проекте межевания улиц Аносова, Плющева, Мастеровой в ВАО г.Москвы, у 10 из 28 жилых домов по придомовой территории проходят красные линии улично-дорожной сети.

При этом в проекте межевания сказано так:
«Жилому дому по адресу: . установлен участок № . размером . га, . Участок сформирован, исходя из планировочных условий. Часть территории участка находится в зоне действующих красных линий и зоне с особыми условиями использования территории – территории улично-дорожной сети.» Совершенно непонятно, как на сформированном земельном участке жилого дома могут находится красные линии и территория улично-дорожной сети. Не понятно, к чему относится спорный участок — к многоквартирному дому или к улично-дорожной сети.

Заключение

Представляется необходимым немедленно пересмотреть сформированные земельные участки УДС, основанные на проходящих красных линиях улично-дорожной сети по жилой застройке, по земельным участкам многоквартирных домов, по газонам:

— с учетом мнения жителей жилых домов,
— с учётом фактического многолетнего использования земельного участка,
— с учетом границ придомового земельного участка, который был выделен жителям при строительстве дома,
— с учетом границ придомового земельного участка, необходимого жителям для комфортного проживания.

— соблюдения прав на землю жителей-собственников многоквартирных домов, изложенных в совместном Постановлении №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ
— сначала проведения межевания жилых кварталов многоквартирных домов в соответствии с нормами и актами о выделении земли на момент строительства дома, в соответствии со ст. 43 п.4 Градостроительного Кодека РФ, и постановке придомовых земельных участков на кадастровый учёт, а уже потом решения вопросов с улично-дорожной сетью.
— в случае изъятия части наших придомовых земельных участков для нужд государства, например под улично-дорожную сеть, решения вопроса не путем незаконного захвата, а путём цивилизованного решения вопроса — путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд и выплаты компенсации при уменьшении рыночной стоимости квартиры и значительному уменьшению комфортности проживания на дороге.

Необходимо разделить красные линии на:

— утверждённые красные линии фактического прохождения автомобильной дороги, отделяющие землю общего пользования под улично-дорожной сетью от кварталов жилой застройки,
— неутверждённые, то есть планируемые красные линии планируемого(возможного) расширения дороги, которые не изменяют правовой статус земельного участка, не относят его к землям общего пользования, не препятствуют собственникам жилого дома в оформлении придомового земельного участка в общедолевую собственность, не позволяют расширить автодорогу прямо под окна жилого дома.

Видео (кликните для воспроизведения).



Автор доклада:

Лосев Владимир Михайлович,
житель района Перово, ВАО г.Москвы

Источники


  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.

  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  3. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Перенос красной линии судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here