Переоформление постоянного бессрочного пользования

Самое важное в статье на тему: "Переоформление постоянного бессрочного пользования" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Как переоформить землю в собственность, если оформлено бессрочное пользование предыдущим владельцем?

добрый день! приобретаем дом, а земля в бессрочном пользовании владельца. риэлтор говорит, что можно в последствии переоформить в собственность, достаточно в договоре прописать что дом передается с участком. Так ли это?

На вашем сайте нашла данную консультацию, если она верна, то я могу оформить в собственность землю сама?

» 7 лет назад продала дом, а земля осталась в моем бессрочном постоянном пользовании. На днях позвонил человек, кому я продала дом, сказал, что хочет продать дом, но не может так как земля на мне. могу ли я оформить эту землю на себя и продать этому же человеку, кому 7 лет назад продала дом?

Статья 101. Особенности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности

Статья 101. Особенности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или права # собственности

1. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 16 настоящего закона юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 32 настоящего закона. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 100 настоящего закона.

Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего закона. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Республики Калмыкия.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

2. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

>
О введении в действие настоящего Закона
Содержание
Закон Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З «О земле»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

[1]

2.3 Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Сразу же стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, установленная п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон), конкретным сроком не ограничивается.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.

Что же касается юридических лиц, у которых земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то их условно поделили на две категории.

Первая категория — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым в силу п. 2 ст. 3 Вводного закона переоформлять ничего не нужно.

Вторая категория — все остальные юридические лица, для которых ст. 3 Вводного закона (в ред. от 29.12.2004) установлено, что они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должна включать в себя как минимум два этапа: отказ правообладателя от принадлежащего ему права и приобретение (возникновение) нового права на землю — аренды либо права собственности. При этом как прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[23] подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации. В связи с этим моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Читайте так же:  Уведомительный и разрешительный порядок

Статьей 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом понуждение заключить договор подчинено порядку, установленному нормами ст. 445 ГК РФ, согласно которым, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В ситуации по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обязанность по заключению договора законодательством прямо не установлена.

Кроме того, Земельным кодексом РФ (ст. 45) в качестве оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрено невыполнение требования о переоформлении названного права.

Ранее схожая правовая ситуация в части требования о перерегистрации юридическими лицами права пользования землей была закреплена в ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.90 «О земельной реформе»[26], предусматривавшей для юридических лиц срок переоформления права пользования земельным участком до 01.02.93. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» сделал вывод, что непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами.

В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующее суждение. Непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с упомянутым Законом не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленный законом срок либо его пропуск не влекут прекращения данного вещного права и не являются основанием для его отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняется.

Исходя из норм ст. 216 ГК РФ, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком как вещное право не может прекратиться по воле должностных лиц органов государственной власти, оно защищено нормами ст. 305 ГК РФ: может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком определены ст. 45 ЗК РФ.

Итак, следует признать очевидным тот факт, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, за исключением оснований, указанных в ст. 45 ЗК РФ, может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей. Приведенные доводы находят свое подтверждение в судебной практике.

ФАС Поволжского округа постановлением от 27.05.2005 по делу № А55-16036/04-44[29] оставил без изменения решение Арбитражного суда Самарской области, которым было признано недействительным предоставление в аренду земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного пользования, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в определенных законом случаях по решению суда либо при отказе от данного права, заявитель же согласия на изъятие земельного участка не давал, соответствующее судебное решение не выносилось.

В рамках исследуемого вопроса целесообразно рассмотреть последствия сохранения у землепользователей права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Нужно отметить, что обладатели такого титула значительно скованы в своих возможностях. Согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими. Наряду с этим запретом п. 6 ст. 3 Вводного закона установлен запрет на распоряжение правом постоянного бессрочного пользования путем его внесения в уставные капиталы коммерческих организаций. Вместе с тем подобные ограничения не влекут невозможность отчуждения недвижимости, расположенной на земельном участке, и не ограничивают это право.

По данному вопросу мы можем сделать определенный ряд выводов.

Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).

Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке.

Законодательство для лиц, которым предоставлен земельный участок на праве постоянного пользования, имеют право только владения и пользования, распоряжаться им они не могут.

Обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.

Читайте так же:  Срок охраны авторских прав

Заключение. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со ст. 216 ГК РФ отнесено к вещным правам.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Отсюда следует вывод, что собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке.

Все земли в Российской Федерации делятся на определенные категории: 1. земли сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4. земли особо охраняемых территорий и объектов; 5. земли лесного фонда; 6. земли водного фонда и земли запаса.

Земельному кодексу РФ предоставление участков гражданам на праве пожизненного пользования вообще не допускается, но такое право сохранено в отношении участков, полученных гражданами в силу норм ранее действовавшего законодательства. Землевладелец вправе однократно бесплатно приобрести такой участок в собственность (ст. 21 ЗК РФ).

Выделяют два способа возникновения права собственности. Первый заключается решении государственного или муниципального органа. Вторым способом является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так же мы рассмотрели вопрос о переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2012г. Вопросы без ответов.

В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» коммерческие организации — обладатели права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками – должны были переоформить данное право на право собственности или в аренды до 01.07.2012г. За неисполнение этой обязанности статьей 7.34 КоАП РФ предусмотрен штраф.
Является ли штраф единственным негативным результатом нарушения срока переоформления, или последствия могут быть более серьезными?
Ну во-первых, возможно ли вообще после первого июля переоформление постоянного (бессрочного) пользования на право собственности?
Подробный анализ норм права, посвященный этому вопросу содержится в развернутой статье, которую можно прочитать ЗДЕСЬ. Краткие выводы из всего, что там написано таковы:
1.Право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется и после 01.07.2012 (п.3. ст. 20, ст. 45 ЗК РФ).
2.Необходимость его переоформления на иное право тоже никуда не девается (п.1, п. 6 ст. 3 Федерального закона №137-ФЗ ).
3. Тем не менее, остается целый набор очень существенных и значимых вопросов:

  • В каком порядке право постоянного (бессрочного) пользования должно переоформляться после 01.07.2012?
  • Применяется ли после 01.07.2012 к такому переоформлению ст. 36 Земельного Кодекса РФ, которая ранее подробно регулировала порядок выкупа и оформления аренды, а так же вопросы выкупной цены?
  • Сохраняется ли за заявителем право выбора между собственностью и арендой после 01.07.2012 года.

Если уважаемые коллеги готовы поделиться своим опытом или суждениями по поставленным вопросам, буду рада увидеть комментарии.

О моих юридических услугах в области земельного права и услугах моих коллег см. ЗДЕСЬ

Один ответ на “Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2012г. Вопросы без ответов.”

По данному вопросу есть свежее решение АС Ульяновской области: http://kad.arbitr.ru/Card/9583ab94-68aa-4500-ad41-aae61f744edf .
Оно интересно тем, что суд признал за истцом право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, но при этом отказал ему в оформлении земли в собственность на том основании, что объект незавершённого строительства уже как бы не существует в натуре, хотя документы на него имеются. Рассмотрение продолжалось 16 месяцев и заявитель не стал это решение обжаловать!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обсудить со мной свою задачу:

  • Тел: 8-908-080-00-35
  • WhatsApp: 8-908-080-00-35
  • Viber: 8-908-080-00-35
  • e-mail: [email protected]

Предварительная беседа бесплатна.

Проблемы переоформления права постоянного бессрочного пользования

Н.П. Лотникова, помощник судьи Арбитражного суда Краснодарского края.

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельный кодекс РФ стал основой для формирования широкого круга собственников земельных участков. В нем установлены особенности купли-продажи земельных участков, приобретения их в собственность на торгах, приватизации участков под объектами недвижимости.

В нашей стране процесс приватизации земельных участков вызван долгим нахождением всех земель в государственной собственности. Как указывает Е.А. Суханов, приватизация является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе РФ и в других общих актах гражданского законодательства . В соответствии со ст. 217 ГК РФ законы о приватизации имеют преимущественное значение перед нормами Гражданского кодекса РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности.

Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2000. С. 563.

Необходимо учитывать, что Земельный кодекс РФ регулирует гражданско-правовые отношения, зачастую не считаясь с правилами, изложенными в Гражданском кодексе РФ. О целесообразности такой политики, о ее оправданности было много высказываний — от положительно-поддерживающих до негативно- непринимающих . Как указывал В.В. Витрянский, земельное законодательство должно заниматься своим делом и регулировать отношения, непосредственно связанные с охраной и использованием земель. Приватизация же земель должна быть урегулирована специальным законодательством о приватизации с субсидиарным применением норм гражданского права, как это следует из ст. 217 ГК РФ .

Читайте так же:  По контракту с судимостью

Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики (материалы конференции) // Государство и право. 2002. N 10; Новый Земельный кодекс Российской Федерации: проблемы применения // Государство и право. 2003. N 5.
Витрянский В.В. Правовое регулирование имущественных (обязательственно-правовых) отношений в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2003. N 1. С. 58.

Однако Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее — Закон о введении в действие ЗК РФ) содержат не только нормы приватизационного законодательства, но и регулируют особый способ перехода права государственной собственности в частную: переоформление юридическими лицами права постоянного бессрочного пользования и возможность приобретения гражданами однократно бесплатно в собственность земельных участков, находящихся у них на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Следует отметить, что до недавнего времени земельные участки предоставлялись в большинстве случаев именно на праве постоянного бессрочного пользования. Земельный кодекс РФ существенно сузил круг субъектов, которым может принадлежать участок на этом праве, по сравнению с п. 1 ст. 268 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, кроме прямо указанных в указанной норме, исключены из числа субъектов этого права.

В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования включает в себя полномочия владения и пользования земельным участком и по существу аналогично праву оперативного управления.

За пользование земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования взимается плата в размере земельного налога. Учитывая, что ставки арендной платы зачастую во много раз превышают размер земельного налога, а выкупная стоимость также очень велика, переоформление права постоянного бессрочного пользования для субъектов, не собирающихся в ближайшем будущем распоряжаться земельным участком, становится экономически невыгодным. Неудивительно, что в первоначально установленный срок переоформления всего массива указанных прав не произошло. Вероятно, этот переходный период не закончится и во вновь отведенный срок, поскольку никаких санкций и мер принуждения за «непереоформление» федеральное законодательство не предусматривает, в связи с чем закономерен вывод: указанный срок носит декларативный характер.

В.В. Витрянский предлагает предусмотреть некое запасное право на земельные участки, которое автоматически будет действовать до оформления правоотношений в соответствии с действующим законодательством. Согласно Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе таковым может быть новый вид вещного права — право ограниченного владения . Однако на сегодня данный вопрос не решен. Кроме того, возникают проблемы и при использовании механизма переоформления этого права на право собственности путем выкупа.

Герасин С.И. О Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе (материалы заседания Ученого совета ИГП РАН) // Государство и право. 2005. N 9. С. 114.

Согласно Закону о введении в действие ЗК РФ процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участком (подача заявления, принятие по этому заявлению решения) осуществляется по правилам ст. 36 Земельного кодекса РФ. Этапы, входящие в понятие переоформления права, отражены в примечании к ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

В отношении права граждан однократно приобрести в собственность бесплатно земельный участок в порядке ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ процедура отдельно не предусмотрена, нет отсылки и к ст. 36 Земельного кодекса РФ. Следовательно, следует руководствоваться общими нормами ст. 28 и 34 Земельного кодекса РФ, регулирующих порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Однако применение такой процедуры возможно только с большими оговорками. Здесь не приемлем принцип публичности предоставления земельного участка, поскольку из смысла ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ следует, что обладатель права постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения имеет исключительное право на приобретение участка в собственность, даже независимо от наличия на нем объектов недвижимости. Следовательно, можно прийти к выводу, что в данном случае не требуется заблаговременной публикации информации о земельном участке, который будет предоставляться в порядке переоформления права гражданину.

Учитывая, что правоотношения по переоформлению права имеют в своей основе переход земельного участка из государственной собственности в частную, т.е. по своей сути могут быть отнесены к приватизации, необходимо определить, применимо ли к ним специальное, приватизационное законодательство.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ порядок приватизации объектов должен быть определен в законах о приватизации. В настоящее время действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации). Согласно п. 2 ст. 3 этого Закона его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Учитывая, что наличие объектов недвижимости на земельном участке не является обязательным условием для переоформления права бессрочного пользования юридическими лицами и при приобретении гражданами в собственность земельного участка, названный Закон в данном случае применяться не будет. Таким образом, при переоформлении права постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения применимы только Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ.

Это приводит к проблеме, связанной с определением видов земельных участков, не подлежащих выкупу при переоформлении права. Перечень земельных участков, не подлежащих приватизации, содержится в ст. 27 Земельного кодекса РФ и в ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». При переоформлении права бессрочного пользования можно применять только ст. 27 Земельного кодекса РФ, поскольку нормы приватизационного закона на данные случаи не распространяются. Между тем перечни существенно различаются. Так, ст. 27 Земельного кодекса РФ не содержит указания на земли водоохранного и санитарно-защитного назначения, земли, отведенные (зарезервированные) для перспективного развития морских и речных портов, аэропортов, и, что особенно важно, земли, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земли общего пользования.

Читайте так же:  Оторвал шланг на заправке, что делать

При таком положении вещей будет отказано в выкупе земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, если он относится к землям, используемым по трем названным видам целевого назначения, и не принадлежит первоначально лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время если тот же земельный участок находился у лица на праве постоянного бессрочного пользования, то имеет место не выкуп земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, а переоформление права на основании Вводного закона или ст. 20, 21 Земельного кодекса РФ, следовательно, земельный участок может быть приватизирован, даже если он в соответствии с генеральным планом подлежит застройке в общественных целях. В данном случае можно говорить о нарушении конституционно закрепленного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), который гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Как указывал Конституционный Суд РФ, данный принцип не исключает при этом определенных фактических различий, а также необходимости их учета законодателем. Такие различия, однако, не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов .

По запросу Первомайского районного суда г. Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 N 82-О // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2004. N 20.

О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства: Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

При решении вопроса о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находившиеся у лиц на праве постоянного бессрочного пользования, ввиду того, что фактически земельный участок предназначен для обслуживания объекта недвижимости, можно предположить, что его приватизация будет регулироваться нормами Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», несмотря на то что для переоформления права это и не является квалифицирующим признаком. В то же время при переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельные участки, на которых отсутствуют объекты недвижимости, например из земель поселений, предназначенных для сельскохозяйственного использования, применение в данном случае норм Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» весьма затруднительно. Хотя именно земельные участки, расположенные в данной зоне, зачастую являются резервом развития поселения, и именно они предназначены для дальнейшей застройки в соответствии с генеральными планами.

Так, предметом спора по одному арбитражному делу было переоформление путем выкупа права постоянного бессрочного пользования на земельный участок из земель поселений, используемый для сельскохозяйственного производства, площадью 12270000 кв. м, что составляло практически весь незастроенный массив данного поселения. Отсутствие четкой правовой регламентации в данной области может привести к неоправданным расходам как со стороны органов государственной власти и муниципального образования, так и со стороны инвесторов, которые в дальнейшем примут решение о вложении средств в застройку территории, поскольку выкупать обратно проданный по фиксированной цене земельный участок придется по рыночной цене, которая зачастую значительно выше той, которую платит лицо при приватизации земельного участка на основании Закона.

Таким образом, необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство путем определения не только перечня земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в нем, но и перечня земельных участков, приобретение права собственности на которые невозможно однократно бесплатно гражданами, имеющими на них право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, либо путем переоформления юридическими лицами права постоянного бессрочного пользования в обязательном порядке. В данный перечень должны быть включены те земельные участки, которые указаны в Законе о приватизации.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.
Читайте так же:  Перечень табачных изделий в алфавитном порядке, образец

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

[3]

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет — до 1 месяца.

[2]

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Похожие статьи

Видео (кликните для воспроизведения).

Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…

Источники


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
Переоформление постоянного бессрочного пользования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here