Переподготовка военнослужащих уволенных в запас

Самое важное в статье на тему: "Переподготовка военнослужащих уволенных в запас" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. N 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту»

Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. N 630
«О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту»

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 52 (ч. I), ст. 6415; 2010, N 30, ст. 3990; N 50, ст. 6600; 2011, N 1, ст. 16, 30; N 17, ст. 2315; N 46, ст. 6407; N 47, ст. 6608; N 51, ст. 7448; 2012, N 25, ст. 3270; N 26, ст. 3443; N 31, ст. 4326; N 53 (ч. I), ст. 7613; 2013, N 27, ст. 3462, 3477; N 43, ст. 5447; N 44, ст. 5636, 5637; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 6970; 2014, N 6, ст. 558; N 45, ст. 6152; N 48, ст. 6641; 2015, N 17 (ч. IV), ст. 2472; N 29 (ч. I), ст. 4356) приказываю:

1. Определить Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее — Порядок) (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить в соответствии с Порядком организацию профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее — военнослужащие) без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия.

3. Статс-секретарю — заместителю Министра обороны Российской Федерации организовать:

научно-методическое руководство профессиональной переподготовкой военнослужащих в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — образовательные организации);

подготовку совместно с центральными органами военного управления, которым подчинены образовательные организации, предложений по оптимизации емкости подразделений дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по одной из гражданских специальностей;

работу центральных органов военного управления, которым подчинены образовательные организации, и органов военного управления военных округов, Северного флота по комплектованию образовательных организаций переменным составом из числа военнослужащих;

контроль проведения профессиональной переподготовки военнослужащих в образовательных организациях.

4. Осуществлять реализацию мероприятий, связанных с проведением профессиональной переподготовки в образовательных организациях, за счет и в пределах выделяемых бюджетных ассигнований Министерству обороны Российской Федерации по закрепленным направлениям деятельности.

5. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2015 г.

Регистрационный N 39695

Урегулированы вопросы профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих-контрактников.

Она осуществляется военной организацией высшего образования Минобороны России по дополнительным профессиональным программам продолжительностью до 4 месяцев.

Срок освоения программ не может быть менее 250 часов.

Лица, желающие пройти переподготовку, подают рапорты. В воинских частях формируются списки граждан.

По мере поступления перечней и выписки из расчета распределения учебных мест образовательная организация формирует учебные группы.

С учетом установленных сроков начала обучения и порядка формирования групп руководство образовательных организаций высылает в воинские части письменные уведомления, где указываются форма переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения.

Обозначены условия переподготовки.

Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. N 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2015 г.

Регистрационный N 39695

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Читайте так же:  Паспорт 18 лет

Приложение N 1. Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту

Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 21 октября 2015 г. N 630

Порядок
и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту

I. Общие положения

[2]

1. Профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее — профессиональная переподготовка, военнослужащие соответственно), осуществляется военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — образовательная организация) по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев*(1).

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации*(2).

Срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов*(3).

2. Профессиональная переподготовка проводится по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

3. Освоение программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно.

Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Диплом о профессиональной переподготовке выдается на бланке, образец которого устанавливается образовательной организацией*(4).

II. Порядок профессиональной переподготовки

4. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей*(5):

увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы — не ранее чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья — при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями — не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации*(6) о проведении организационно-штатных мероприятий.

В рапорте военнослужащий указывает: воинское звание, фамилию, имя и отчество, занимаемую воинскую должность, дату рождения, общую продолжительность военной службы в календарном исчислении (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), уровень образования, имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения, основание, по которому он имеет право пройти профессиональную переподготовку, а также служебный телефон. К рапорту прилагаются копии документов об образовании.

5. В воинской части составляются:

списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее — списки) (приложение N 1 к настоящему Порядку);

сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее — сведения) (приложение N 2 к настоящему Порядку).

Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения — в порядке подчиненности в кадровый орган вида Вооруженных Сил, военного округа, Северного флота, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления (далее — кадровый орган).

6. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями сведений формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку в образовательных организациях, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

Расчет распределения учебных мест в образовательных организациях (далее — расчет распределения) разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации высылаются в кадровые органы.

7. По мере поступления списков и выписки из расчета распределения образовательная организация формирует учебные группы.

С учетом установленных сроков начала обучения и порядка формирования учебных групп руководство образовательных организаций высылает в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения.

8. Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление (приложение N 3 к настоящему Порядку) и издает приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.

Направленные на профессиональную переподготовку военнослужащие прибывают в образовательные организации к установленному сроку.

Военнослужащим, которым уведомлением определена заочная форма обучения, кадровый орган доводит сроки начала и место прохождения профессиональной переподготовки, которые устанавливаются им по согласованию с руководителем образовательной организации.

9. Военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром (начальником) воинской части в кадровый орган в порядке подчиненности.

Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

10. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от воинских частей.

11. Расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации.

12. При завершении профессиональной переподготовки военнослужащих образовательные организации представляют в Главное управление кадров Министерства обороны отчет за каждый выпуск.

13. Контроль за порядком и условиями направления военнослужащих на профессиональную переподготовку возлагается на руководителей кадровых органов.

III. Условия профессиональной переподготовки

14. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями*(7).

Продолжительность обучения военнослужащих определяется учебным (тематическим) планом и технологией реализации программы профессиональной переподготовки.

Читайте так же:  Можно ли узнать инн по номеру снилс

15. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку только по одной из гражданских специальностей и только в одной образовательной организации.

После обучения военнослужащего кадровые органы производят запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательной организации, номера диплома и даты его выдачи в послужном списке личного дела военнослужащего.

*(1) Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

*(2) Пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

*(3) Пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

*(4) Пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Видео (кликните для воспроизведения).

*(5) Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(6) Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами.

*(7) Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Курсы профессиональной переподготовки военнослужащих

В 2009-м году, в РФ стартовал эксперимент, в рамках которого, военные, увольняемые в запас, по желанию могли пройти одну из 60-ти программ профессиональной переподготовки с целью освоения актуальных профессии, связанных с технической, управленческой и даже ИКТ-сферой. Курсы переподготовки открывались непосредственно в наиболее крупных гарнизонах. А военные, проходившие службу в особо отдаленных населенных пунктах, могли проходить обучение благодаря мобильным выездным группам преподавателей из ведущих вузов Минобороны. Участие в данной программе тогда приняло более 30 вузов.

Данная практика оказалась удачной и эксперимент решили продлить в последующие годы. Таким образом осуществляется и переподготовка военнослужащих в 2015 году. Суть такова:

  • В программе принимают участие военнослужащие, обладающие оконченным ВПО или СПО с общим общим стажем службы от 5 лет, при условии, что они увольняются в запас не по причине нарушения им устава или законодательно-правовых норм;
  • В момент исключения военнослужащего, соответствующего вышеописанным критериям, из списков личного состава, ему предоставляется специальный сертификат, свидетельствующий о том, что он может пройти курс профессиональной переподготовки на бесплатной основе в любом вузе Минобороны РФ. Если цена прохождения программы обучения превышает нормативы, разницу в цене военный должен компенсировать за счет личных сбережений.

Учтите, что прохождение переподготовки на бюджетной основе для военнослужащих, пока что является возможным далеко не во всех вузах РФ. Гарантированно, бесплатное обучение предоставляется лишь в военных учебных заведениях России.

При этом, различные гражданские вузы, могут предлагать военнослужащим, увольняемым в запас, льготные условия прохождения программ переподготовки и даже предоставлять им услуги содействия в дальнейшем трудоустройстве.

Примеры и содержание таких учебных программ

Следует отметить, что содержание программ переподготовки для военнослужащих ничем не отличается от информационного наполнения аналогичных курсов по тем же специальностям для гражданских.

Поскольку в рамках данного эксперимента реализуется более 60 различных программ переподготовки, в данном разделе статьи подробно описаны лишь три из них, являющиеся наиболее популярными. Учебная нагрузка по каждой из нижеприведенных программ составляет не менее 500 академических часов.

Топ-5 учебных учреждений для прохождения данных программ

  1. Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского (Санкт-Петербург);
  2. Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова (Санкт-петербург);
  3. Военный университет (Москва);
  4. ВАРВСН им. Петра Великого (Москва);
  5. ЦППВ при МАГМУ (возможно, программы реализуются не на бюджетной основе, т.к. это невоенная учебная организация. Однако, в МАГМУ обучение военнослужащих проводится с гарантией последующего трудоустройства в Москве).

Специфика реализации программ переподготовки военных

Для зачисления на курс переподготовки по бюджетной программе, военному следует подать в отдел кадров своей части копию удостоверения личности, соответствующий рапорт на и копию аттестата о профессиональном образовании. Учеба может проходить в очной, дистанционной или же, так называемой, вечерней форме обучения. Кроме того, переподготовка военнослужащих увольняемых в запас, уже после их увольнения может осуществляться и по военному профилю. Если вы – бывший кадровый военный «на гражданке» и высшим государственным руководством будет решено обновить ваши военные профессиональные навыки или обучить вас новой военной специальности, до того, как вам исполнится 50 лет, вам может прийти официальный вызов на военные сборы, где вы должны будете пройти соответствующий учебный курс.

[3]

Что касается именно нынешнего года, то в соответствии с критериями приказа № 95 (2009 г.) Минобороны РФ в редакции приказов № 406 (2010 г.), №313 (2011 г.) и № 494 (2013 г.), переподготовка военнослужащих будет реализовываться после осуществления набора слушателей, соответствующих необходимым критериям. Набор на курсы завершится в первом полугодии 2015 года.

Закон № 76-ФЗ (27.05.1998) определяет, что военнослужащими считаются граждане, проходящие службу в ВС в соответствии с заключенным контрактом, если общий стаж их службы составляет 5 лет или больше. В конкретном данном случае, при расчете суммы имеющегося общего стажа службы, сроки прохождения обучения в профильных военных ссузах (вузах) не учитываются. В год увольнения, офицеры могут бесплатно пройти профпереподготовку с целью получения полноценной гражданской специальности, дающей им право вести трудовую деятельность нового типа. В процессе обучения за ними сохраняются все виды довольствия. Если в момент такой переподготовки офицер все еще находится на службе, срок обучения для него должен составлять не более 4-х календарных месяцев. Если же, в процессе прохождения программы переподготовки, того или иного конкретного военного увольняют в запас, он с полным на то правом, может завершить обучение на бюджетной основе.

Читайте так же:  Как можно развестись без жены

Согласно установленным нормам, после подачи военнослужащим всех необходимых документов, командование образовательного учреждения, на базе которого реализуются программы переподготовки, высылает в воинскую часть, где проходит службу претендент на участие в курсе профпереподготовки, письменное уведомление, где указываются форма, способ, место и дата проведения обучения. Если определено, что военнослужащий будет проходить программу ДПО по вечерней форме обучения, то командир части данного потенциального слушателя курса, выдает военнослужащему специальное направление, а в самой части издается соответствующий приказ.

Военные, проходящие программы профессиональной переподготовки, в процессе прохождения курса считаются прикомандированными и фактически находятся в условиях служебной командировки со всеми вытекающими из этого обстоятельствами (сохранение звания, з/п, командировочные надбавки и все положенные виды довольствия).

Переподготовка военнослужащих

5 минут Автор: Елена Павлова 273

В целях обеспечения военных гражданскими профессиями, после увольнения их из рядов Вооружённых сил в настоящее время реализуется Федеральная программа, обеспечивающая переподготовку будущих военнослужащих запаса. Чтобы стать ее участником в 2019 году, потенциальный кандидат обязан определённым требованиям отвечать.

Переподготовка как мера социальной защиты

Цель данной государственной программы – переобучение военных-контрактников для обеспечения их права социальной защиты перед увольнением из рядов ВС РФ. Она подразумевает получение ими новых специальностей, гражданских, наиболее востребованных на рынке.

Законодательно такое право закрепляет статья 19 п.4 ФЗ «О статусе военнослужащих», где указано, что граждане проходят службу военную на контрактной основе в течение 5 и более лет, за год до увольнения при наличии оснований могут пройти переобучение профессиональное по гражданской специальности бесплатно.

При этом для них сохраняются все виды обеспечения по месту службы. Данный порядок определяется внутренними документами МО РФ. В этом же ФЗ указано, что эта мера социальной защиты распространяется не только на военнослужащих МО РФ, но и на иных лиц, которые проходят службу, где военная служба Федеральными законами предусмотрена.

Более того, Конституционный суд РФ в своём определении от 29 сентября 2015 г. констатировал, что на эту категорию лиц распространяются положения ФЗ РФ от 1991 года за № 1032-1 «О занятости в Российской Федерации», которым гарантируется их конституционные права на защиту от безработицы и труд для чего должны в отношении их реализовываться мероприятия по предоставлению возможности пройти обучение и стать обладателем наиболее конкурентной профессией с последующим гарантированным трудоустройством.

Содержание процесса

Профессиональная переподготовка – это бесплатный процесс обучения, который осуществляется перед убытием военнослужащего в запас. Основная цель, как было указано выше – получение новой профессии для последующего трудоустройства на гражданские специальности в государственных либо коммерческих структурах.

Переподготовка военнослужащих перед увольнением проводится в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации и учебных гражданских заведениях, с которыми военным ведомством заключён соответствующий договор.

Желающим её пройти на выбор предоставляется возможность выбора одной из ряда специальностей (которых 60) по следующим направлениям:

  • управление государственное;
  • юриспруденция;
  • информационная, инженерно-техническая безопасность;
  • цифровые технологии;
  • менеджмент;
  • радиотехника и ряд других.

Правовым основанием для переподготовки перед увольнением в запас военнослужащих ВС России является приказ 630 МО РФ от 2015 г. Им определяется порядок и условия переподготовки по гражданским специальностям военнослужащих, проходящих контрактную военную службу.

Программа переучивания предусматривает, что курсы для лиц, подлежащих увольнению в запас, проводятся на базе имеющегося образования (высшего, среднего), в объёмах 500 часов и более (занятия в аудиториях). Срок прохождения составляет от 3 до 4 месяцев.

При этом военнослужащие контрактники на период обучения продолжают оставаться на довольствии по месту службы. В случае если лицо в процессе переподготовки уволится в запас, то учёба заканчивается бесплатно. Курсы переподготовки предоставляют возможность после их окончания поступать в иные учебные заведения по выбору.

И также вузы, центры, где осуществляется процесс переобучения, оказывают своим выпускникам содействие в дальнейшем трудоустройстве, проводят «ярмарки вакансий», приглашают для собеседований работодателей. На период процесса учёбы военные, в нем задействованные, обеспечиваются местами проживания.

Основной законодательный документ, на основании которого определяется возрастной предел для лиц, желающих пройти обучение на курсах переподготовки – Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе».

Им установлено (дополнение от 2014 г.), что этот верхний возрастной потолок мужчин – 50 лет, для лиц женского пола – 45 лет. Военным, имеющим высокие звания, от полковника и выше, возраст ограничен 55–60 годами в зависимости от ситуации.

Основания для переобучения

Для попадания в сферу действия документов о переподготовке военнослужащих в 2019 г., следует соблюсти несколько условий. Так, срок контрактной службы должен составлять более 5 лет. При этом причинами прекращения его действия являются следующие:

  • окончание срока действия контракта;
  • предельный возраст;
  • состояние здоровье, его ухудшение;
  • проведение организационно-штатных мероприятий.

В случае принятия лицом решения о том, что ему требуется получить гражданскую специальность перед увольнением в запас, он на имя начальника (командира) должен подать рапорт. На него руководитель ставит резолюцию с указанием необходимости включения военнослужащего в соответствующие списки.

В дальнейшем кадровые подразделения в выбранный и уполномоченный вуз должны направить соответствующей пакет документов. Он является основанием для зачисления военнослужащего, переводимого впоследствии в запас, на курсы переподготовки.

Время, в течение которого лицо проходит переквалификацию, входит в стаж его воинской службы, он считается находящимся в командировке. При этом за ним сохраняются должность, звание, он получает заработную плату (денежное довольствие), обеспечивается командировочными выплатами.

Читайте так же:  Вывод в распоряжение военнослужащих

Статистика констатирует, что такая переподготовка – наиболее востребована в офицерском контингенте перед тем, как им предстоит уволиться в запас. Обычно у них уже имеется высшее образование. Иные категории военнослужащих к подобной практике прибегают достаточно редко. Процесс приёма и направления документов регламентирован соответствующим приказом МО РФ за № 630 от 21.10 2015 г.

Содержание пакета документов для переподготовки, откомандирование военнослужащего

Для его реализации военнослужащий должен в отдел кадров передать сформированный пакет документов. В нем обязательно должна быть ксерокопия паспорта гражданского и дипломов либо иных документов об имеющемся образовании.

К ним прикладывается рапорт на имя командира. Этим же нормативным документом Министерства обороны установлены к рапорту требования. Он должен содержать следующие пункты:

  • установочные данные военнослужащего;
  • занимаемая должность, звание;
  • продолжительность нахождения на военной службе;
  • имеющиеся у подающего рапорт образование;
  • информация о подобранной программе обучения;
  • мотивировочная часть, где военнослужащий должен обосновать необходимость прохождения переквалификации на бюджетной основе.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации переживают значительные перемены. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации проводится комплекс мероприятий по оптимизации Вооруженных Сил РФ в целях придания им нового облика. К 2012 году в соответствии с мировыми параметрами количество офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации составит 150 тысяч человек или 15% от общей численности военнослужащих.

Справочно: в 2008 году доля офицеров составляла 32% от общей численности личного состава.

Обеспечить меры, необходимые для эффективной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, к условиям гражданской жизни, позволяет исполнение ведомственной целевой программы Министерства обороны РФ, утвержденной 14 февраля 2009 года. Одним из ключевых направлений программы «Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы» на 2009–2011 годы является реализация права военнослужащих на профессиональную переподготовку по гражданским специальностям.

Организацию и условия направления военнослужащих на профессиональную переподготовку регламентирует приказ Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту». Согласно этому приказу профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется без взимания с них платы за обучение и проводится в военно-учебных заведениях, а также в гражданских образовательных учреждениях при содействии благотворительных организаций, с которыми Министерством обороны РФ были заключены контракты на проведение профессиональной переподготовки военнослужащих.

Военнослужащие – граждане России, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), имеют право пройти профессиональную переподготовку (срок обучения около четырех месяцев). Переподготовка военнослужащих данной категории осуществляется только по одной из гражданских специальностей (таких специальностей определено порядка двухсот пятидесяти) с учетом уровня и профиля ранее полученного ими образования. Военнослужащие, успешно прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца, удостоверяющие их право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

Социологическим центром Вооруженных Сил РФ в октябре 2009 года проведено исследование для формирования банка данных социально-экономических проблем граждан, увольняемых с военной службы. В основу проведения опроса было положено анкетирование увольняемых военнослужащих в целях выявления нуждающихся в переподготовке, получении гражданской специальности, в трудоустройстве, обеспечении жилой площадью, а также выработка предложений по повышению эффективности оказания социально-правовой поддержки этой социальной группе граждан и членам их семей.

В ходе исследования опрошено 574 военнослужащих, увольняемых в запас, из которых 560 человек имеют право пройти профессиональную переподготовку, оставшиеся 14 человек не имеют права на бесплатную переподготовку, так как находятся на военной службе менее пяти лет. Основными причинами увольнения военнослужащих в запас являются следующие (рис. 1).

Социально-демографические данные респондентов представлены в Приложении 1.

Опрос проводился в 11 образовательных учреждениях (в том числе в семи, расположенных на территории г. Москвы):

  • Нижегородское высшее военное инженерно-командное училище;
  • Самарский военно-медицинский институт;
  • Балтийский военно-морской институт;
  • Тихоокеанский военно-морской институт;
  • Военный университет;
  • Московское высшее военное командное училище;
  • Военная академия РВСН им. Петра Великого;
  • Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ;
  • Учебный центр «Институт по компьютерному обеспечению КОРА – Москва»;
  • Московская академия государственного и муниципального управления;
  • Российская академия государственной службы.

Организация и проведение профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих по одной из гражданских специальностей

Большинство военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с сокращением численности Вооруженных Сил РФ, находятся в трудоспособном возрасте и имеют высокий образовательный уровень (более 85% имеют высшее образование).

Увольняемые военнослужащие готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях. Согласно данным опроса, уже обучаются в одном из центров переподготовки 62% респондентов; планируют пройти профессиональную переподготовку и овладеть одной из гражданских специальностей 16%; имеют направление на обучение 2% опрошенных; 9% респондентов не считают необходимым пройти обучение для дальнейшего трудоустройства; затруднились ответить 11%.

Военнослужащие, проходящие профессиональную переподготовку в указанных образовательных учреждениях, заинтересованы в получении следующих специальностей:

  • управленческие – 57%;
  • специальные (юриспруденция, экономика и финансы, медицина, информационное обеспечение и работа с общественностью) – 25%;
  • гуманитарные (экология, психология, перевод и переводоведение) – 8%;
  • инженерно-технические – 5%;
  • использование, техническое и программное обеспечение ПЭВМ – 5%.

Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, ожидают получить новые знания, которые позволят им легко трудоустроиться после увольнения (так считают 69% опрошенных); получить диплом по новой специальности, необходимой в условиях рынка, желают 12% респондентов.

Военная служба по определению – обособленная сфера со своими нормами, традициями, требованиями к поведению и личным качествам человека. Исходя из этого, 11% отметили необходимость получения навыков социально-психологической адаптации к условиям работы в гражданском коллективе. Для 2% респондентов переподготовка является способом не ходить на службу – «убить время»; 6% военнослужащих затруднились указать причины, побудившие их пройти обучение.

Читайте так же:  Список льготных профессий для досрочной пенсии

Около половины военнослужащих (51%), проходящих переподготовку, полностью удовлетворены тем, как проходит обучение (рис. 2).

Согласно результатам опроса, обучающиеся военнослужащие выделяют следующие основные недостатки в переподготовке:

  • рассмотрение только теоретических вопросов, далеких от реальной жизни – 16%;
  • отсутствие деловых игр, практических занятий – 10%;
  • слабое использование технических и современных средств обучения – 10%;
  • жесткий контроль посещаемости – 8%;
  • преподаются предметы, слабо связанные с будущей специальностью – 2%;
  • неинтересное проведение занятий – 2%.

[1]

Половина опрошенных (49%) затруднились ответить на данный вопрос.

Трудоустройство военнослужащих после увольнения в запас

После увольнения с военной службы 52% опрошенных предполагают найти работу на государственных предприятиях. На частном, акционерном предприятии, иностранной фирме предпочли бы устроиться 10% опрошенных; хотели бы организовать собственное дело 2% респондентов; работа в общественной организации привлекает 2% опрошенных; работать не собираются – 2%. Затруднились с ответом 22%; для 10% респондентов не имеет значения, где они будут работать.

Наиболее привлекательными вакансиями для военнослужащих после увольнения в запас являются следующие:

  • государственный служащий в федеральных органах государственной власти – 26%;
  • государственный служащий в региональных органах государственной власти – 18%;
  • государственный служащий в муниципальных органах государственной власти – 17%;
  • наемный служащий (рабочий, специалист) на предприятиях промышленности, транспорта, связи – 9%;
  • гражданский специалист в федеральных органах власти, в том числе других «силовых ведомствах» (МВД, МЧС, ПВ ФСБ и др.) – 8%;
  • государственный служащий в Минобороны РФ (или других «силовых ведомств») – 7%;
  • наемный работник на предприятиях малого бизнеса – 6%;
  • гражданский специалист в Минобороны РФ – 5%;
  • частный предприниматель – 2%;
  • затруднились с ответом – 2%.

Одним из приоритетов при трудоустройстве после увольнения с военной службы 26% опрошенных отметили материальное вознаграждение (высокая зарплата); 23% респондентов испытывают потребность в стабильности и уверенности в завтрашнем дне; для 13% важен будущий коллектив, а также возможность реализации имеющихся знаний и навыков; возможность профессионального роста интересует 12% опрошенных, а возможность служебной карьеры – 7%. Для 3% респондентов главным при трудоустройстве представляется свободное планирование рабочего дня; легкость и простота выполняемой работы также интересует 3% опрошенных.

Что же касается способа трудоустройства, то одна треть опрошенных военнослужащих (31%) рассчитывает на помощь родственников или знакомых (рис. 3).

Оценка уровня благосостояния военнослужащих и их семей

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К основным направлениям совершенствования системы социального обеспечения военнослужащих относятся: увеличение денежного довольствия военнослужащих, совершенствование системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, решение жилищных проблем военнослужащих и др.

Уровень благосостояния военнослужащих и их семей продолжает оставаться низким (рис. 4).

Размер личного заработка военнослужащих (исключая пенсию) за последний месяц составил:

  • до 15 000 рублей – у 15% респондентов;
  • от 15 001 до 20 000 рублей – у 24% респондентов;
  • от 20 001 до 25 000 рублей – у 20% респондентов;
  • от 25 001 до 30 000 рублей – у 13% респондентов;
  • от 30 001 до 50 000 рублей – у 14 % респондентов;
  • затруднились ответить – 14% респондентов.

Средний заработок военнослужащих составляет 22 100 рублей.

По результатам исследования, 82% опрошенных состоят в браке; к остальным 18% относятся холостые (незамужние), разведенные, овдовевшие военнослужащие или состоящие в гражданском браке. У 69% есть дети, не достигшие совершеннолетия или обучающиеся на дневном отделении вузов. Состав семьи представлен на рис. 5.

Среднемесячный доход на одного члена семьи военнослужащего, согласно данным опроса, почти для половины опрошенных составляет от 7500 до 15 000 рублей. Для 10% респондентов величина дохода в месяц на одного члена семьи равна 25 000 рублей и выше. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 года на душу населения составляет 5187 рублей (в Москве – 7386 рублей).

Отвечая на вопрос о наличии другой работы помимо военной службы или другого источника получения дохода, 11% военнослужащих заявили, что таковая имеется. В большинстве случаев это работа в охранных структурах, частный извоз, работа по найму на частном предприятии, преподавательская деятельность. 85% военнослужащих ответили, что дополнительного источника дохода не имеют, ссылаясь на положения законодательства , 4% респондентов затруднились ответить.

Краеугольным камнем социального статуса военнослужащих является жилищное обеспечение. Одна треть военнослужащих (36%) обеспечены отдельной квартирой от военного ведомства (рис. 6). Нуждаются в улучшении жилищных условий 66% семей военнослужащих. Более половины (57%) респондентов будут добиваться бесплатного жилья от своего силового ведомства, 3% рассчитывают получить его через накопительно-ипотечную систему, 2% – через получение государственного жилищного сертификата, 38% затруднились ответить, как будут решать свою жилищную проблему.

Соблюдение прав и социальных гарантий военнослужащих, увольняемых в запас

Видео (кликните для воспроизведения).

Степень информированности о льготах и социальных гарантиях, полагающихся военнослужащим и их семьям, представлена в табл. 1.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  4. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
Переподготовка военнослужащих уволенных в запас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here