Президент ветвь власти

Самое важное в статье на тему: "Президент ветвь власти" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

Глава 4 Президент Российской Федерации

Главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 «Президент Российской Федерации». Это объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти РФ. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов РФ, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со статьей 11 Конституции являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов РФ, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РФ, строгое соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Анализируя правовое положение и полномочия Президента, следует учитывать, что они изложены не только в главе 4, но и в ряде последующих глав Конституции.

Основы российского права

Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента России. Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства — это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

[3]

Вообще же в мире существуют три вида правового положения Президента в системе высших государственных органов государства:

  1. президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);
  2. президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);
  3. президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида.

Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.

В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

  1. ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);
  2. всенародные прямые выборы;
  3. альтернативный характер выборов;
  4. недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;
  5. возможность отрешения его от должности;
  6. возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Органы государственной власти в России

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Читайте так же:  Административное и функциональное подчинение в должностной инструкции

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Президент Российской Федерации

В результате изучения главы студент должен:

  • знать роль и место Президента РФ в системе органов государственной власти, порядок его избрания, срок полномочий и ответственность Президента РФ, его основные функции и полномочия, организацию работы Президента РФ;
  • уметь показать становление института президента в Российской Федерации, отличие института Президента РФ но Конституции РФ 1993 г. от института Президента РФ по Конституции 1978 г. (в ред. 1991 г.), взаимосвязь функций Президента РФ с его полномочиями; классифицировать основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ; дать характеристику правовых актов Президента РФ; выделять основные проблемы в регулировании конституционно-правового статуса Президента РФ;
  • владеть способностью анализировать решения Конституционного Суда РФ по вопросам правового статуса Президента РФ и демонстрировать навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации.

Роль и место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

Советский период истории России характеризовался отрицательным отношением к институту единоличного главы государства – президенту. Функции, выполняемые во многих странах президентом, в РСФСР и СССР выполнял Президиум Центрального Исполнительного Комитета, а затем Президиум Верховного Совета.

При разработке Конституции СССР 1936 г. вносилась поправка о введении института Президента СССР, которая была отвергнута. В докладе о проекте Конституции СССР 1936 г. И. В. Сталин сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету» [1] .

Затем идея создания института президента высказывалась Н. С. Хрущевым в 1962 г. – в период подготовки новой Конституции СССР, даже была подготовлена соответствующая глава. Однако после устранения Н. С. Хрущева с руководящих постов работа конституционной комиссии была прервана.

Вопрос о введении поста президента был поднят при подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции, но вместо него была введена новая должность – Председателя Верховного Совета СССР, который хотя и имел небольшой объем президентских полномочий, больше походил на спикера парламента. Основные аргументы против введения института президента сводились к тому, что он противоречит идее полновластия Советов, а также возможно перерождение президентства в диктатуру. Однако известно, что Советы в СССР никогда не обладали реальной властью, которая принадлежала руководству КПСС. Что касается диктатуры, то в отсутствие института президента реальная и кровавая диктатура была установлена И. Сталиным.

Читайте так же:  Жилье детям инвалидам

Обсуждение вопроса об учреждении института президента имело место также на февральском Пленуме ЦК КПСС 1990 г. Все это способствовало принятию Закона СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Первым и последним Президентом СССР стал М. С. Горбачев.

Учреждение поста Президента СССР обострило существовавшие споры относительно введения аналогичного института в России. В силу того что Съезд народных депутатов РСФСР не мог прийти к согласию относительно института президента в РСФСР, этот спорный вопрос был вынесен на референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. Большинство избирателей высказались за введение института президента в России. 24 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Президенте РСФСР». 24 мая 1991 г. институт президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.

В настоящее время статус Президента России регулируется гл. 4 Конституции РФ. О принятии иного специализированного закона, посвященного Президенту РФ, Конституция не упомянула, установив лишь, что порядок выборов Президента России определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81).

По Конституции РФ 1978 г. Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Такая формулировка позволяла сделать вывод о вхождении Президента России в исполнительную ветвь власти.

Одной из самых спорных проблем при подготовке Конституции РФ 1993 г. была форма правления в России: президентская или парламентская. Анализ основных черт, характеризующих институты президента и парламента в России, порядка их формирования, взаимоотношений, позволяет охарактеризовать форму правления как смешанную, президентско-парламентскую.

Видео (кликните для воспроизведения).

В юридической литературе встречаются утверждения, что Россия является президентской республикой. Однако в классической президентской республике отсутствует должность премьер-министра и президент нс вправе отправить в отставку нижнюю палату парламента, а это черты, присущие политической системе России. Следовательно, нельзя считать Российскую Федерацию президентской республикой. Кроме того, в отличие от парламентской республики, где президент назначается парламентом и не имеет существенных полномочий, в России президент избирается народом и является сильным главой государства.

По Конституции РФ Президент является главой государства. В связи с этим в науке нет единства мнений по вопросу о том, к какой ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной) относится Президент России. Однозначного ответа нет ни в Конституции РФ, ни в юридической литературе.

По мнению Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина, Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей. При этом он не стоит над другими властями [2] .

Другие авторы прямо называют Президента четвертой, президентской ветвью власти [3] . Его назначение – обеспечение согласованного функционирования трех ветвей власти и координация их взаимодействия. В качестве аргумента своей позиции они ссылаются на ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в соответствии с которой: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Третья группа ученых отрицает наличие в России четвертой ветви власти – президентской. Так, М. В. Баглай, признавая, что функции главы государства соприкасаются со всеми тремя ветвями власти (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело, по его мнению, «взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех ветвей власти (Франция и др.) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство» [4] .

Убедительные аргументы в пользу отнесения Президента РФ к исполнительной власти приводят А. А. Безуглов и С. А. Солдатов. Суть их в следующем. В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В ст. 11 Конституции РФ перечислены органы, осуществляющие государственную власть: Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Следовательно, если Президент РФ реализует государственную власть, то он с неизбежностью должен принадлежать к одной из названных в ст. 10 Конституции РФ трех ветвей власти.

Из ст. 10 Конституции РФ также следует, что если предположить, что Правительство РФ возглавляет исполнительную власть, а Президент РФ к ней не относится, то он не может иметь полномочий по руководству органами исполнительной власти, принимать обязательные для исполнительной власти решения.

Однако в соответствии с Конституцией РФ Президент России обладает полномочиями исполнительной власти: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87); в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2. ст. 87) [5] .

Кроме того, Президент обладает полномочиями по фактическому руководству Правительством РФ. Он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, осуществляет непосредственное руководство министерствами и ведомствами, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и т.д. Президент налагает конституционно-правовые санкции на органы исполнительной власти.

Приведенные аргументы представляются достаточными для включения института президента в систему исполнительной власти.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.


Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Читайте так же:  Льготы для москвичей

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?


В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?

Читайте так же:  Регистрация домовой книги в уфмс


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Конституционное право

Сущность президентской власти

В условиях осуществляемых в России масштабных преобразований, затрагивающих все сферы государственной и общественной жизни, вопрос о власти, оптимальности ее устройства, способности обеспечить действительную реализацию конституционных прав и свобод является одним из наиболее актуальных, широко обсуждаемых в средствах массовой информации и юридических изданиях.

[1]

Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В системе государственной власти и управления важную роль играет Президент РФ, являющийся главой государства и гарантом Конституции России, формально не входящий ни в одну из ветвей власти, но обладающий полномочиями, позволяющими ему влиять на их деятельность.

Система президентской власти в России не имеет аналогов в мире . Это обстоятельство вызывает определенное непонимание ее специфики, критику со стороны оппозиции правящей администрации, попытки ревизовать Конституцию и ослабить полномочия Президента.

Между тем следует четко представлять, что «сильный Президент» в Российской Федерации — явление не случайное, его возникновение вызвано спецификой переходного периода, характеризующегося, в частности, острой политической борьбой, жесткой конкуренцией в экономической сфере, связанной с формированием рыночных отношений и обостренным углубляющимся экономическим кризисом, попытками региональных элит усилить свое влияние на формирование и проведение государственной политики, прежде всего в области распределения совокупного национального продукта, углублением криминализации общества, наличием сепаратистских и экстремистских движений.

В России сформировался реальный комплекс угроз и вызовов национальной безопасности во всех ее видах, проявление которых может ослабить российскую государственность вплоть до ревизии территорий России, потере внешних экономических рынков, утраты статуса великой державы и нанесения иного ущерба жизненно важным интересам страны.

В этих условиях наличие сильной президентской власти позволяет оперативно реагировать на меняющуюся обстановку в различных областях обеспечения национальной безопасности, продолжить и конструктивно развивать избранный народом курс на осуществление демократических преобразований, эффективно противодействовать преступности и деструктивным усилиям зарубежных спецслужб. В системе высших органов власти и управления государства его глава 1 «Глава» означает нечто важнейшее, существенное, начальное, основное, первенствующее, начальствующее, властвующее, высшее, верховное, преимущественное и т.п. См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1994. С. 352. занимает особое место.

Правовое положение и роль главы государства в решающей мере определяются формой правления и политическим режимом, существующим в каждой конкретной стране. При этом степень участия главы государства в политическом руководстве страной и управлении делами государства зависит прежде всего от того, наделен ли он правительственной (исполнительной) властью. Такой властью глава государства обладает в президентской республике и странах со смешанной формой правления, в дуалистической и абсолютной монархиях. Не обладает правительственной властью глава государства в парламентарных республиках и конституционных монархиях.

Роль главы государства в государственной жизни различных стран мира реализуется в двух основных формах власти: (1) единоличной и (2) коллегиальной.

Единоличная форма, предполагающая значительную (а иногда исключительную) роль главы государства в системе органов государственной власти и управления, в значительной степени связывается именно с монархией (абсолютной и в меньшей степени конституционной).

При парламентской форме направление абсолютного единоначалия главы государства невозможно, так как организация государственной власти предусматривает наличие развитой системы сдержек и противовесов, исключающих абсолютизацию власти президента и нарушение прав граждан.

Наиболее ярким примером коллегиальной формы главы государства можно считать Всероссийский, а позже Центральный исполнительный комитет СССР, Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик (в иных государствах — государственные советы и др.). Они избирались парламентариями на срок своих полномочий. Председатель Президиума (в КНР — Постоянного Комитета ВСНП) не имел официального титула главы государства либо президента. Все властные полномочия закреплялись за коллегиальным органом. Председатель же выполнял только представительные функции как член коллегии.

Такая система существовала в СССР до созыва в 1989 г. Съезда народных депутатов и избрания на основе поправок к Конституции первого Президента СССР М.С. Горбачева 2 Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» //ВСНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189. . В большинстве социалистических стран и стран социалистической ориентации коллегиальные главы государств создавались по образцу Президиума Верховного Совета СССР, хотя имелись и существенные отличия.

С распадом социалистической системы число государств с коллегиальной формой главы государства значительно уменьшилось. В результате постсоциалистических преобразований в этих странах появились постоянно действующие парламенты, введена должность единоличного президента. Президиумы парламентов, если они и сохранились, играют роль организатора и руководителя сессий. Коллегиальное исполнение функций главы государства имеет место и в отдельных странах Запада.

Термин «президент» имеет латинские корни и буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент — это высшее должностное лицо республики, занимающее должность в результате выборов 3 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994; Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ. 2006. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. Но в мировой истории президентства есть факты, свидетельствующие о том. что этот пост занимался нелегитимным путем (например, в результате государственного переворота). .

Родиной института президентства справедливо считают США. Именно Конституция этой страны 1787 г., в отличие от других государств того времени, где государственная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, впервые установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

Читайте так же:  Должностная инструкция воспитателя гпд в школе

Устройство президентской власти в Российской Федерации можно считать особой системой правления, где Президент по Конституции РФ (ст. 11, 80) не отнесен ни к одной из ветвей государственной власти, но при этом наделен обширными полномочиями, в том числе по осуществлению нормотворческой деятельности (право законодательной инициативы, подписи, обнародования законов, отлагательное вето — ст. 87, п. 3 ст. 107), формированию и организации работы исполнительных органов (первоначальные назначения и освобождения от должности членов Правительства, принятие непосредственных решений в сфере исполнительной власти и т.п.), организации судебной власти (п. «е» ст. 83, п. «в» ст. 89, ч. 2 ст. 128 Конституции РФ).

12. Президент РФ и органы исполнительной власти.

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, возвышаясь над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ

4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;

5) вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;

[2]

6) определяет внутреннюю и внешнюю политику РФ (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);

7) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

8) вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ.

9) представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ.

Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:

— организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;

— подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;

— подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

— подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;

— обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

— осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

— подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

— обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

— обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

— обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

— содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

— сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

Видео (кликните для воспроизведения).

— учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

  3. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  4. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Президент ветвь власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here