Проверка по 44 фз

Самое важное в статье на тему: "Проверка по 44 фз" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Проверка по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), — плановая и внеплановая.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня — нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня — любых нужд.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

Читайте так же:  Как перейти из нпф обратно в государственный пенсионный фонд

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель
министра финансов
Российской Федерации
A.M. Лавров
Заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
Р.А. Петросян

Обзор документа

Приводится позиция Минфина России и ФАС России по вопросам применения 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок.

44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых контрольными органами в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней, — плановая и внеплановая.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня может проводить внеплановые проверки в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган регионального уровня — для нужд субъекта Федерации и муниципалитетов в границах региона, контрольный орган федерального уровня — для любых нужд.

Исключительными полномочиями в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона наделен контрольный орган федерального уровня. Поэтому не допускается проведение проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе для обеспечения региональных, муниципальных нужд) до момента заключения контракта.

Если контрольный орган в сфере закупок регионального или муниципального уровня получил информацию о нарушениях в период начиная с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), она должна передаваться в контрольный орган федерального уровня в возможно короткий срок.

[1]

Контрольные органы муниципального уровня не уполномочены составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок.

Казначейство ответило на ряд вопросов, касающихся проведения проверок соблюдения требований Закона № 44-ФЗ

Goodluz / Depositphotos.com

Речь в документе идет о вопросах применения органами государственного (муниципального) финансового контроля Общих требований к проведению проверок соблюдения Закона № 44-ФЗ (далее – Общие требования).

В частности, разъяснено, что Общие требования разработаны и приняты во исполнение положений ч. 11.1 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и должны применяться при реализации полномочий в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. При этом если предметом проверки является соблюдение бюджетного законодательства, необходимо руководствоваться порядком (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»), установленным во исполнение п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса (информация Федерального казначейства от 26 июля 2018 г.).

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

Казначейство также ответило на вопрос, что считать датой выявления нарушения. По мнению специалистов ведомства, датой выявления нарушения требований Закона № 44-ФЗ является момент фиксации нарушения документально. В то же время подчеркивается, что если нарушение зафиксировано в акте проверки, то датой его выявления целесообразно считать дату подписания акта проверки, если в акте не указана иная дата выявления нарушения.

Кроме того, отмечается, что внеплановые проверки только лишь на основании поручений высшего должностного лица субъекта Федерации либо запросов органов законодательной власти проводить недопустимо. Основанием для проведения внеплановой проверки является информация о наличии признаков нарушений в действиях заказчиков, направленных на осуществление закупок.

Особенности казначейского контроля в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Читайте так же:  Продажа квартиры после развода

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Поставщиков по 44-ФЗ начнут проверять с 01.01.2020

Кого проверят

Федеральный закон № 199-ФЗ от 26.07.2019 изменил статью 266.1 Бюджетного кодекса (БК) и добавил к объектам финконтроля юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые:

  • получают деньги из бюджета на основании договоров (соглашений), госконтрактов и кредитов, которые обеспечены госгарантиями;
  • исполняют договоры (соглашения), заключенные для исполнения договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных денег или госконтрактов. Это правило относится только к исполнителям, которым открыты лицевые счета в Казначействе, финансовом органе субъекта или муниципального образования.

В исключения попали:

  • госучреждения;
  • ГУПы и МУПы;
  • госкорпорации (компании);
  • публично-правовые компании;
  • хозяйственные товарищества;
  • общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;
  • коммерческие организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Как проверят

Проверять поставщиков уполномочены органы финансового контроля:

  • внешние: Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов и муниципалитетов;
  • внутренние: Казначейство, региональные и местные финорганы.

Это закреплено в п. 1 ст. 268.1, п. 1 ст. 269.2 БК.

Поставщики попали в список объектов контроля. Это значит. что на них распространяется ч. 3 ст. 266.1 БК. В этой статье указано, что объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме предоставлять в органы госфинконтроля по их запросам информацию, документы и материалы, которые требуют для контрольных мероприятий, и допускать контролеров в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Как изменят контракты

Чтобы новые положения бюджетного законодательства заработали, Минфин обязует заказчиков включать в проекты контрактов условие о том, что поставщики согласны на проведение проверок органами финконтроля. Новой обязанностью заказчиков будет отправление поставщикам требования возместить ущерб, который выявлен по итогам проверки.

Новые правила заработают с 01.01.2020.

Как накажут

В случае неисполнения требований контрольных органов, например, предписания органа финконтроля, поставщиков по контрактам ждет административная ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП.

По этой статье должностное лицо оштрафуют от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалифицируют на срок от 1 года до 2 лет.

Узнайте, кто и когда придет проверять вашу организацию в 2019 году

Кто проводит

Внеплановые и плановые проверки контрольного органа в сфере закупок организуются в соответствии со статьей 99 закона № 44-ФЗ. Такими полномочиями обладают:

Контроль со стороны ФАС России и ее подразделений

Федеральная антимонопольная служба — основной контролер соблюдения законодательства о госзакупках. Проведение плановых проверок закупок регламентируется ежегодно утверждаемым планом. Подробнее об этом рассказали в статье «Когда ждать проверку ФАС в 2019 году». Внеплановые осуществляются при наличии информации о нарушениях.

Читайте так же:  Административный кодекс ростовской области

Контролеры изучают работу заказчиков, контрактных служб, закупочных комиссий. В рамках ревизии проверяются все этапы организации тендера на предмет соблюдения закона и наличия признаков ограничения конкуренции.

Контроль Казначейством

Федеральное казначейство и его подразделения в субъектах проверяют закупки для федеральных нужд.

Контроль по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ, проводятся путем согласования закупочных документов заказчиков в ЕИС через систему «Электронный бюджет». Сотрудники Казначейства сопоставляют внесенную заказчиками информацию и доведенный объем финансового обеспечения для проведения тендеров, а также правильность указанных идентификационных кодов.

Казначейство дополнительно осуществляет внеплановые и плановые проверки в сфере закупок по ч. 8 ст. 99 закона № 44-ФЗ.

В рамках этого блока рассматриваются:

  • обоснованность тендеров;
  • применение документов нормирования;
  • правильность формирования НМЦК;
  • исполнение и отчетность по контрактам.

Порядок работы органов финансового контроля

Если продукция закупается для нужд субъекта или муниципалитета, контроль, в соответствии с ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе, проводят органы финконтроля исполнительной власти соответствующего уровня. Федеральным казначейством издан Приказ № 14н от 12.03.2018, в котором содержится единый алгоритм проведения проверок. В нем же указано, как часто можно проверять работу закупочной комиссии заказчика. Установлено, что проверять повторно одного заказчика можно не чаще чем раз в год. Срок проведения — 20 рабочих дней для камеральной, 30 — для выездной.

Ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами. Внеплановые — только при наличии одного из следующих оснований:

  • наличие сведений о нарушениях;
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • акт проведенной плановой ревизии.

Прокурорский надзор

Прокуроры осуществляют контроль при наличии данных об ограничении конкуренции, коррупционной составляющей, нарушениях при расходовании бюджетных средств. Чаще всего прокуратура проводит внеплановые мероприятия на основании поступивших сигналов о наличии нарушений. Прокурор может возбудить производство по делу об административном или уголовном правонарушении, выдать представление, направить предостережение о недопустимости нарушения.

На сайте Генпрокуратуры разработали единый реестр проверок.

План проверок

План контрольных мероприятий утверждается руководителем соответствующего органа на очередной год. В нем указываются:

  • вид (камеральная или выездная);
  • срок;
  • субъект контроля;
  • основание и цель мероприятия;
  • реквизиты документа-основания.

Планы размещаются на сайте.

Как узнать, когда ожидается очередная ревизия

Видео (кликните для воспроизведения).

Узнать, будут ли плановые проверки уполномоченным органом в сфере закупок в вашей организации, можно на сайте ЕИС.

Шаг 1. В разделе «Контроль и аудит» находим «Плановые проверки 44-ФЗ».

Шаг 2. В разделе «Расширенный поиск» задаем нужные параметры поиска.

Шаг 3. В появившемся окне загружается список контрольных мероприятий. Нажимаем на номер.

Шаг 4. В новой вкладке можно узнать цель мероприятия, основание, какой орган, когда будет его проводить, а также скачать акты и предписания, составленные по его итогам.

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Суть прокурорского надзора

Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.

В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • за соблюдением Конституции РФ;
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.

Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.

В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).

ПН производится в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб и контрактных управляющих;
  • закупочных комиссий;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.

Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):

  • обоснования заказа;
  • нормирования закупочной деятельности;
  • обоснования НМЦК;
  • соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
  • полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
  • соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.

Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.

Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.

Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения прокурорских проверок

Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.

Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.

В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Читайте так же:  Способы увеличить пенсию на несколько тысяч

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:

  • прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
  • в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
  • заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
  • прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
  • по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.

Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:

  1. Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
  2. Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
  3. Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
  4. Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
  5. Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.

Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:

  • несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
  • противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
  • заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
  • несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.

[3]

Как проходит аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

[2]

Содержание аудита

Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.

В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Проверяемые организации могут обратиться с жалобой на действия аудиторов в законодательные (представительные) органы. Обжаловать результаты проверок можно также в арбитражном суде.

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ, и для чего он нужен?

Закон о госзакупках 44-ФЗ предусматривает ряд мероприятий, направленных на контроль за выполнением исполнения контракта и надзор за закупочными мероприятиями. Одним из нововведений в системе закупок является внедрение системы мониторинга и аудита контрактов.

Аудит в сфере госзакупок: законодательное регулирование

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Аудит в сфере государственных закупок регулируется нормами ст. 97 ФЗ-44. Его следует отличать от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, которая направлена на выявление нарушителей (как на стороне заказчиков, так и исполнителей) и привлечение их к административной ответственности.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и конкурентных процедур; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Читайте так же:  Забилась канализация куда звонить

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Кто проводит аудит госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Счетные палаты муниципальных образований.
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Кого и что проверяют

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и муниципальной программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • юридических лиц;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб внутреннего контроля.

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный, который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап, который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап, включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

  • планы;
  • планы-графики закупок;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах;
  • реестры заключенных контрактов;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных поставщиков;
  • каталоги необходимых товаров;
  • правила нормирования;
  • оригиналы заключенных контрактов;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет цены контракта, и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами.

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые торги в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной комиссии, общественном обсуждении заказов и пр.); планировании закупки; в документации (не прописаны или предъявлены недопустимые требования к участникам, нет обязательных условий в проекте контракта, не установлены критерии оценки заявок и пр.); по подписанным контрактам (соответствует ли договор предложению участника, какие сроки заключения контракта и внесения обеспечения по нему); по процедурам госзакупок (внесено ли обеспечение по закупке, предприняты ли антидемпинговые меры, насколько обоснованы отказы в допуске участников, велись ли все необходимые протоколы), а также при исполнении договора (законность внесения правок, экспертиза результатов, своевременность работы, порядок расторжения и пр.).

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения. Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг. В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  4. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
Проверка по 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here