Проверка управляющей компании

Самое важное в статье на тему: "Проверка управляющей компании" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Как проверить финансовую деятельность управляющей компании?

Процесс лицензирования управляющих компаний завершился в своей активной фазе. По идее, в ходе него отсеялись организации, допускавшие злоупотребления или оказывавшие некачественные услуги. Но, естественно, о полном финансовом и моральном оздоровлении рынка управления МКД, остается только мечтать. Однако есть возможность самостоятельно ограничить возможности УК для злоупотреблений. Для этого нужно контролировать их деятельность.

Запрос тарифов

Самым распространённым способом обманывать жителей домов, находящихся в ведении управляющей организации, является махинация с тарифами и обязательными платежами. Для того чтобы выяснить, не переплачиваете ли вы по квитанции, приходящей вам каждый месяц, нужно запросить в УК перечень и размер тарифов. Отказать вам в предоставлении такой информации не могут.

Если с получением важных данных все же возникли проблемы, необходимо оформить официальный письменный запрос, зарегистрировать его у секретаря УК с проставлением входящего номера. Игнорирование такого запроса для управляющей компании чревато крупными неприятностями.

После того, как вы получили перечень и размеры обязательных платежей, нужно взять свою квитанцию и калькулятор и проверить, не «ошиблись» ли в УК. Структура платежей указана в ст.154 ЖК РФ. Если ошибка обнаружится, следует скооперироваться с соседями и выяснить, нет ли и у них таких же «ошибок». Как правило, от злоупотреблений управляющей компании страдают не отдельные жильцы, а весь дом. Типичный случай – в УК «забыли», что в доме стоит общедомовой прибор учета теплоэнергии и начисляют плату по нормативам так, как будто его нет. Следует знать, что в России далеко не редки случаи, когда жильцы дома, обнаружившие ошибки в начислении сумм платежей, добивались возврата денег. Зачастую эти суммы превышают сотни тысяч рублей.

Отчет

При составлении договора с УК нужно обязательно указывать периодичность и требования к содержанию отчета о проделанной работе. Там должны указываться такие моменты как услуги по благоустройству территории, обслуживанию общедомового имущества, ремонту и стоимость этих услуг. Также там должны быть сведения об объеме и стоимости закупаемых коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций.

И главное – финансовая деятельность. Бухгалтерская отчетность, сведения о доходах и расходах – обязательные статьи отчета любой УК. Опять же, изучите этот отчет, если возникнут вопросы, не лишним было бы привлечь к его обсуждению соседей с экономическим образованием или даже вынести на домовое собрание. Также требуйте акты выполненных работ, приложение к отчету, платежные поручения. В этих документах могут содержаться интересные нюансы, которых вдруг может не оказаться в красиво составленном отчете. Также вы можете потребовать смету расходов на будущий год.

Получив отчет, нужно его взять и сверить то, что там написано с тем, что есть на самом деле. Например, в отчете может быть указано, что были заменены окна на лестничной клетке, на что была потрачена энная сумма денег. А по факту никто эти окна не менял и рабочих никто из соседей не видел. Проверить нужно все, вплоть до расхода воды на влажную уборку. За непредоставленные услуги УК тоже может понести финансовую ответственность.

Госжилинспекция

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Как жильцам проверить работу управляющей компании?

Как выявить нарушения в работе управляющей компании и что делать, если такие нарушения обнаружены? Куда обратиться, если УК не выполняет обязанности, прописанные в договоре, или необоснованно завышает тарифы на свои услуги?

Евгения Владимирова, руководитель проекта «Рамблер.Недвижимость» Rambler&Co

В идеале управляющая компания должна избавить собственников жилья от всевозможных хлопот по содержанию недвижимости. Однако зачастую управляющие компании, напротив, могут создавать жильцам дополнительные проблемы. Можно сказать, что наиболее частые претензии к УК – это нецелевое расходование денежных средств, необоснованное повышение тарифов, неудовлетворительное выполнение прописанных в договоре обязанностей. Чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов, рекомендуется регулярно узнавать, какие работы выполняет УК и по каким тарифам, требовать устранения недостатков в работе, если они обнаружены. Если представители управляющей компании игнорируют данные требования, стоит идти с жалобами в Госжилинспекцию. Также собственник квартиры может обратиться в суд.

Стоит отметить, что в настоящее время управляющие компании не могут работать без лицензии. Аттестация УК должна повысить качество предоставляемых услуг, поскольку лицензию на обслуживание многоквартирного дома могут или изначально не дать, или аннулировать после выявления каких-либо проблем в работе.

Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города»

Контроль со стороны жильцов чрезвычайно необходим. Жильцы платят приличные деньги управляющей организации и должны понимать, что они за эти деньги получают, действительно ли общее имущество в доме содержится надлежащим образом. Зачастую управляющие компании выполняют видимые дешевые работы – уборка подъезда, двора, вывоз мусора. Тогда как о состоянии крыш и внутридомовых инженерных систем никто не думает. Все живут одним днем, а потом оказывается, что из-за плохого текущего обслуживания требуется дорогостоящий капитальный ремонт, за который собственники должны заплатить отдельно.

Во-первых, необходимо требовать регулярный отчет от управляющей компании – как минимум 1 раз в год – с информацией о том, какие работы были запланированы, какие выполнены, какие не выполнены и по какой причине, заслушивать и обсуждать этот отчет на общем собрании. Во-вторых, нужно анализировать сведения, которые управляющая организация размещает на официальном сайте и своем сайте в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, насколько они соответствуют реальности. И очень важна активная работа совета многоквартирного дома по регулярному контролю выполняемых управляющей организацией услуг и работ.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights».

В настоящее время имеется большое количество споров с управляющими компаниями, в том числе и из-за завышенных тарифов. Зачастую собственники помещений пренебрегают своими правами и обязанностями по контролю за деятельностью управляющих компаний, что приводит к дополнительной плате по тарифам за услуги.

Читайте так же:  Госпошлина за нотариальные действия

Данное повышение тарифов является самым простым способом «нажиться» на собственниках помещений через договорные отношения с иными компаниями, зачастую аффилированными с управляющей компанией. Проследить корректность выставленных счетов проблематично, особенно по платежным поручениям. Более того, в договор на управление домом включаются положение об изменении тарифов в одностороннем порядке в связи с инфляцией. На основании такого пункта управляющие компании могут поднимать и менять тарифы на услуги как им вздумается.

Таким образом, контроль за деятельностью управляющих компаний помогает не только уменьшить возможность совершения мошеннических действий по необоснованному завышению тарифов, но и реально проследить на что «уходят» деньги собственников.

Если каких-либо улучшений в доме не имеется, а цены растут – это первый «маячок» чтобы сменить управляющую компанию.

Основными способами по контролю за деятельностью управляющих компаний (собственно, как и ТСЖ), в соответствии с Жилищным кодексом, являются:

  • ежегодная отчетность управляющей компании на собраниях собственников жилья (с предоставлением отчета о проведенной работе, заключенных договорах, новых тарифах и обоснованности их принятия и т.д.);
  • обязательное предоставление любой документации, связанной с исполнением обязанностей управляющей компанией по содержанию многоквартирного дома, по запросу собственников многоквартирного дома (в любое время);
  • возможность сменить управляющую компанию на общем собрании собственников в любое время.

Естественно, начинать лучше с общих собраний. Внимательно проанализировать отчетность, пообщаться с представителем управляющей компании. Если возникают какие-то уже весомые сложности, то просто общим собранием сменить компанию. Более того, ЖК РФ предусматривает возможность как сменить способ управления многоквартирным домом, так и просто выбрать другую управляющую компанию.

Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Делегирование полномочий по управлению жилым домом – это своеобразный коммунальный аутсорсинг, реализуемый сторонами на основе коммерческого договора. Из этого следуют права и обязанности сторон договора к которым также относится представление отчета о деятельности аутсорсера за определенный период.

Платежи имеют целевое назначение, соответственно нецелевое использование средств аутсорсером является нарушением договора, так же как и некачественное или недобросовестное выполнение своих обязательств.

Эффективность контроля зависит от условий, прописанных в договоре. Так, например, предусмотрев возможность внезапной проверки движения денежных средств на расчетном счету аутсорсера, инициативная группа(«народные контролеры», «актив дома») могут запросить детализацию платежей за определенный период времени и при возникновении вопросов или подозрений на неэффективное их использование «призвать к ответу» аутсорсера.

Особое внимание следует уделять проведению плановых ремонтов силами аутсорсера за счет жильцов дома. Назначение представителей жильцов дома при промежуточном актировании строительно-монтажных работ позволят предотвратить их некачественное выполнение или завышение ставок в строительной смете.

Алексей Гордейчик, адвокат, кандидат юридических наук

В соответствии с законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества несут собственники. Положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие различные способы управления многоквартирных домом, включая заключение договора с управляющей компанией, призваны облегчить, упростить порядок содержания общего имущества, но не освобождают собственников от ответственности, связанной с наличием у них недвижимого имущества. Поэтому контролировать деятельность управляющей компании можно и должно.

Способов контроля за ее деятельностью масса. В первую очередь, управляющая компания подотчетна общему собранию собственников, ее права и обязанности по отношению к предмету управления должны определяться договором. Во-вторых, деятельность предприятий ЖКХ контролирует масса административных органов. Начиная от пожарных и прокуратуры, заканчивая органами тарифного регулирования субъектов. В-третьих, нельзя пренебрегать с вопросами судебной защиты. Например, ремонт в подъезде должен производиться раз в 5 лет. УК запаздывает? Чем не повод для иска?

Кто контролирует деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ и как проверить УК?

Контроль и учет – основные составляющие государственного управления. Законодательно обосновать производственную и иную деятельность организаций для ее эффективной работы не достаточно.

Нужно еще и контролировать, как выполняются те или иные законодательные нормы, как организована работа, соответствуют ли действия, в нашем случае управляющих компаний, установленным требованиям.

Именно деятельность УК особенно важно контролировать и направлять в нужную сторону, ведь они работают в самой сложной и социально значимой сфере – жилищно-коммунальном хозяйстве.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

Кто контролирует и проверяет деятельность управляющих компаний?

УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура — осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства.

Роспотребнадзор и ГЖИ осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Контролируют УК так же и органы самоуправления.

На региональном уровне

На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией, которая проверяет такие нюансы:

Контроль ГЖИ над деятельностью осуществляется путем проверок. Проверка может быть или документальная или с выездом на место.

Работа Госжилнадзора (жилинспекции) регламентируется:

  1. В отношении лицензионного контроля — ЖК, статьей 196.
  2. В отношении предоставления коммунальных услуг – Правилами их предоставления, утвержденных ПП №354.
  3. В остальных случаях – ЖК РФ, статьей 196, статьями 13 и 20, Постановлением Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года.

Следующая инстанция, осуществляющая проверку — это прокуратура, которая проверяет управляющие компании только при наличии соответствующих оснований. Обычно ими являются обращения жильцов или конкурентов, освещение каких-либо противоправных действий УК в СМИ.

Иногда она санкционируется органами местного самоуправления или же проводится по инициативе прокурора.

Согласно ст. 22 ФЗ 2202-1, сотрудники прокуратуры имеют право:

  • просматривать любую документацию, а также анализировать ее;
  • свободно входить на территорию УК после предъявления удостоверения;
  • привлекать к участию в процедуре проверки госслужащих.

Проверка проводится без предварительного предупреждения. После обращения на нее дается месяц, в течение которого прокуратура должна известить о результатах заявителя.

Читайте так же:  Имеет ли право опекун на наследство опекаемого

В случае угрозы жизни и здоровью граждан в связи с деятельностью организации сроки могут сократиться вплоть до 1 суток.

Еще один контролирующий орган управляющих компаний – комитет по тарифам. Выполнять его функции могут и некоторые министерства, например, министерство энергетики региона.

В ведении комитета находятся: тарифы на энергоресурсы, их установление и нормативы использования, контроль над тарифами, раскрытием информации УК. В своей работе комитет по тарифам руководствуется положениями Жилищного Кодекса РФ и ФЗ № 261-ФЗ от 2009 года « Об энергоснабжении».

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет и Роспотребнадзор. Он контролирует, как исполняются нормы, в том числе санитарные, законодательства, которые определяют предоставление услуг собственникам жилья, их качество и безопасность.

Деятельность его регламентируется Законом «О защите прав потребителя», санитарными, эпидемиологическим нормами, а так же правилами, КоАП, статьями 6.4, 6.5, 6.24, 14.6, 14.7, 14.8, 14.24.

Контроль осуществляется над коммунальными услугами, их предоставлением и качеством. Исследуются вода на наличие примесей и микроорганизмов, микроклимат в жилье, уборка мусора, состояние вентиляций, ценообразование на предоставляемые услуги и тому подобное.

На местном уровне

На местах, работу управляющих компаний ЖКХ контролируют муниципалитеты и органы самоуправления в лице жилищной инспекции. В основном, они дублируют функции регионального Госжилнадзора.

В своей деятельности они руководствуются собственными постановлениями, законодательными актами, Постановлением Правительства России №493 от 2013 года и статьей 20 ЖК РФ.

Как проверить работу УК ЖКХ многоквартирного дома?

Если возникли подозрения, что УК ведет свои расчеты с собственниками жилья нечестно и выполняет свои обязанности недобросовестно, то ее всегда можно проверить, в том числе и на воровство.

Обеспечение исполнения обязательств управляющей организации — в ваших силах! Законом гражданам предоставлено такое право. Отметим очень важный момент — коллективное обращение всегда имеет большую силу, чем единоличное.

Поэтому, если возникнет необходимость такой проверки, то лучше действовать сообща. Не стоит забывать, что с каждым собственником заключается договор на обслуживание.

Отсюда следует вывод — любые погрешности в расчетах, халатное выполнение своих обязанностей являются нарушением условий договора. А за это нужно нести ответственность.

Далее попробуем расписать поэтапно, какие действия нужно предпринять для проверки своей УК.

Запрос информации

Изучим начисление обязательных платежей за коммунальные услуги. Для этого затребуем у УК документацию, содержащую перечень тарифов их размер.

Подобную информацию компания обязана предоставить собственнику по первому требованию. Но, как мы уже говорили, лучше действовать сообща. Поэтому от лица собственников жилья пишется заявление с требованием предоставить нужные сведения. Подробнее о порядке предоставления сведений и подаче заявки, читайте здесь.

[1]

Проверка данных

Проверяем правильность расчетов и их обоснованность. Если возникают вопросы, связанные с начислениями, требуем в письменном виде УК обосновать их. Можно проверить расчеты и самим, возможно, что в доме есть люди, как с юридическим, так и с экономическим образованием.

Если таковых не найдется, для проверки данных, предоставленных УК, можно обратиться к сторонним экспертам. Это, конечно, дополнительный расход, но, чаще всего, затраты на экспертов окупаются. После того, как будет проведен анализ тарифов, переходим к следующему этапу.

Ревизия договорных обязательств

Необходимо проверить, как УК выполняет обусловленные договором работы. Для этого снова требуем от УК предоставить в адрес собственников жилья отчет о проделанных работах.

Помимо отчетов стоит потребовать приложения к ним, сметы расходов и прочей подобной документации. Из этих документов можно выяснить, куда и как были израсходованы денежные средства. К анализу можно снова привлечь сторонних экспертов.

[3]

К тому же, документ будет зафиксирован официальным лицом, а это весьма сильный аргумент, как в досудебных разбирательствах с УК, так и в самом суде.

Не стоит напоминать и о том, что до начала анализа документов, нужно припомнить все проведенные в доме работы. Если они обсуждались на общем собрании или кто-то вел им учет — еще лучше.

Обращение в органы контроля или суд

Если выяснится, что УК работает спустя рукава, не выполняет свои обязательства, к тому же завышает тарифы, объемы работ, берет плату за не выполненные работы и тому подобное, то можно сразу обращаться с иском в суд.

Следует заметить, что в делах такого рода лучше воспользоваться услугами юриста. И в самом законодательстве, и в в подготовке иска существует много подводных камней и если ваши интересы будет представлять профессионал — шансы на успех значительно повысятся. Не стоит скупиться на оплату услуг юриста, все затраты в итоге окупятся.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для обманутых жильцов обращение в жилищную инспекцию и Потребнадзор после завершения анализа является самым выгодным вариантом. В конце концов – это их прямая обязанность разбираться с не чистыми на руку и нерадивыми исполнителями.

В УК назначается проверка всей хозяйственной и финансовой деятельности, после которой которой проверяющие органы делают выводы. При подтверждении нарушений, УК принудят без суда возместить гражданам незаконные поборы. Если жильцы останутся недовольны принятым решением — они могут обращаться в суд.

Заключение

Если вы не являетесь юристом или не имеете достаточно практики в делах, связанных с жилищными тяжбами, лучше обратитесь к тому, кто постоянно практикуется в разрешении подобных споров.

Ответчик, то есть УК, при возникновении такого спора найдет себе опытного юриста, который, если и не сможет опровергнуть вашу доказательную базу, всегда найдет процессуальные огрехи — неточно составленное исковое заявление или не выдержаны сроки. А отыскав зацепку, опытный юрист с легкостью может развалить дело.

Не забывайте о том, что вы всегда можете обратиться в специальные контролирующие органы — Потребнадзор либо жилищную инспекцию. Контролировать и разбираться в работе управляющих компаний — их прямая обязанность. Возможно, что после их проверки, спорный вопрос решиться и без суда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Читайте так же:  В колледже сдают егэ

Вопросы ЖКХ

Сайт о проблемах граждан с организациями ЖКХ

Свежие записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Государственный жилищный надзор и контроль или “Куда жаловаться на ЖКХ”
  • Лариса к записи Государственный жилищный надзор и контроль или “Куда жаловаться на ЖКХ”
  • admin к записи Как рассчитывают, сколько платить за общедомовые нужды?
  • admin к записи Государственный жилищный надзор и контроль или “Куда жаловаться на ЖКХ”
  • admin к записи О тарифах ЖКХ
  • Внеплановая проверка управляющей компании

    Внеплановая проверка управляющей компании

    Внеплановая проверка в сфере ЖКХ теперь может проводиться на новых основаниях. Это определил Федеральный закон №200 от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Нарушения жилищного законодательства управляющими компаниями для нашей страны являются скорее правилом, чем исключением. Однако попробуйте организовать проверку своей управляющей компании? До сих пор сделать это было не так уж просто. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разрешал проводить их плановые проверки не чаще одного раза в три года с предварительным предупреждением всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы провести внеплановую проверку было необходимо наличие в действиях УК угрозы причинения вреда жизни, здоровью и т.п., возникновения чрезвычайных ситуаций или катастроф, либо наличие «нарушения прав потребителей» (если обращаются граждане, права которых нарушены).

    Федеральный закон РФ №200 внес изменения в статью 20 Жилищного кодекса РФ, которыми уточнил основания, при которых может проводиться внеплановая проверка, связанная с осуществлением жилищного надзора органами Государственного надзора, а также муниципального и общественного жилищного контроля.

    Основания для внеплановой проверки

    Наряду с указанными в части 2 статьи 10 ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года, основаниями для проведения внеплановой проверки организаций ЖКХ могут являться заявления и обращения граждан и организаций, а также информация от местных органов самоуправления и органов государственной власти, в которых указываются факты о следующих нарушениях в сфере ЖКХ:

    При этом при проведении внеплановой проверки по указанным основаниям не нужно проводить согласование с органами прокуратуры и предупреждать предварительно проверяемую управляющую компанию о проведении проверки.

    Кроме того, ФЗ-200 вносит другие изменения в положения Жилищного кодекса, направленные на реализацию указанных выше положений. Это уточнения прав жилищных инспекторов, право на обращение органов жилищного надзора и контроля с заявлениями в суд с указанием конкретных поводов для таких обращений, обязанность всех органов власти содействовать образованию и деятельности в городах и селах общественных организаций, других некоммерческих организаций, занимающихся осуществлением общественного контроля в жкх.

    Также ФЗ-200 вносит изменения в законы о защите незащищенных слоев населения (инвалидов, чернобыльцев и др.) положения о защите их прав в связи с установлением регионами РФ минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

    В Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения, касающиеся вопросов переселения граждан из аварийного жилья, а также о выделении денежных средств за счет фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в республике Крым и городе Севастополь.

    Таким образом, у граждан появляется возможность повлиять на то, чтобы в их управляющей компании была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований жилищного законодательства.

    Кто контролирует работу управляющих компаний в ЖКХ, как проверить УК, провести аудит

    Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

    Законодательная база

    Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

    Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

    В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

    Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

    СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

    ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

    КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

    Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

    Федеральный уровень

    Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

    Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

    • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
    • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
    • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

    Региональный уровень

    Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

    На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

    Читайте так же:  Аренда помещения у физического лица

    1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

    • содержание жилых помещений;
    • проведение перепланировок и переустройств;
    • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
    • размер оплаты за содержание жилых помещений;
    • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
    • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
    • формирование ремонтных фондов.

    Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

    Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

    2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

    3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

    • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
    • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
    • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
    • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

    В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

    Местный уровень

    На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

    Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

    • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
    • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
    • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
    • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

    Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

    В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

    Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

    Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

    По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

    Контроль со стороны жильцов

    Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

    В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

    Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

    Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

    Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

    [2]

    Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

    Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

    Аудиторские проверки

    Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

    • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
    • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
    • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

    По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

    В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

    • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
    • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
    • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

    Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

    Итак, кому подчиняются управляющие компании?

    УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

    Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

    К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

    Что такое муниципальный жилищный контроль

    По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

    Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

    Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

    Читайте так же:  Как поджечь автомобиль незаметно

    Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

    • Конституции РФ;
    • КоАП РФ;
    • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
    • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
    • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
    • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

    Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

    В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

    Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

    Функции муниципального жилищного контроля

    Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

    • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
    • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
    • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

    Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

    Основания для проверок

    В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

    • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
    • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

    Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

    • о выборе управляющей компании;
    • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
    • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
    • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
    • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
    • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

    Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

    Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

    Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

    Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

    • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
    • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
    • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

    ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

    Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

    Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

    Источники


    1. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

    2. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

    3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
    4. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
    Проверка управляющей компании
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here