Распоряжение земельными участками

Самое важное в статье на тему: "Распоряжение земельными участками" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 14. Порядок управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Информация об изменениях:

Законом Тюменской области от 10 июня 2010 г. N 33 в статью 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

Статья 14. Порядок управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Информация об изменениях:

Законом Тюменской области от 25 февраля 2015 г. N 16 часть 1 статьи 14 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

1. Распоряжение земельными участками, полномочия по распоряжению которыми отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области в соответствии с частями 2 — 4 статьи 1 Закона Тюменской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», осуществляется на основании решения совместной комиссии, образованной при уполномоченном органе исполнительной власти Тюменской области, за исключением:

1) предоставления земельных участков членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, а также предоставления садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

2) предоставления земельных участков, в отношении которых приняты решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков;

3) предоставления земельных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в порядке переоформления права на земельные участки, ранее предоставленные гражданам и юридическим лицам;

4) бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;

5) предоставления земельных участков, в отношении которых приняты решения о проведении аукциона по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды земельных участков;

6) предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, если в отношении таких участков осуществлен государственный кадастровый учет;

7) выдачи разрешений на использование земель и (или) земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута;

8) заключения соглашений об установлении сервитута.

Информация об изменениях:

Законом Тюменской области от 25 февраля 2015 г. N 16 статья 14 настоящего Закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

1.1 Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области обеспечивает проведение работ по образованию земельных участков, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, включая подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ (за исключением случаев, если в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации образование земельных участков, выполнение кадастровых работ осуществляется иными лицами), а также принятие мер по освобождению их от прав третьих лиц.

2. До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области на основании решения совместной комиссии, за исключением:

1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;

Распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена

Добрый день! Скажите, какой орган, на данный момент, предоставляет услугу по предоставлению в собственность земель, государственная собственность на которые не разграничена?

До 01 марта 2015 г. согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации» было закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Однако данный пункт утратил силу с 1 марта 2015 г. (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

В связи с этим вопрос, кто сейчас продает такие земли?

Ответы юристов ( 1 )

С 1 марта 2015 года в соответствии с ч. 2 ст.3.3.Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

В соответствии с ч. 3 данной статьи полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

В Новосибирской области почти во всех муниципальных образованиях приняты и утверждены правила землепользования и застройки, распоряжение земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления сельских (сельсоветы) или городских поселений (мэрия, администрация города).

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

Читайте так же:  Виды обеспечения для пенсионеров в сирии

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей.

Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.

Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация здесь.

[1]

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
Читайте так же:  Пенсионер по выслуге лет льготы

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Относительно распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Данная норма вступила в силу с 01.01.2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 334-ФЗ).

С 01.03.2015 по 31.12.2016 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п.2 ст. 3.3 Федерального за-кона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 31.12.2016 года).

Статьей 4 Закона № 334-ФЗ установлены переходные положения в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, в случае, если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Закона №334-Ф3 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

Однако, решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимались органами местного самоуправления поселения не во всех случаях, а при образовании нового земельного участка (земельных участков) утверждалась Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В целях недопущения нарушений действующего законодательства Российской Федерации, прошу Вас дать разъяснения, является ли орган местного самоуправления муниципального района, органом, уполномоченным на заключение договоров аренды в отношении образованных в результате перераспределения (раздела, объединения) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что возможность такого перераспределения (раздела, объединения) рассматривалась органом местного самоуправления сельского поселения и Схема расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения (раздела, объединения) земельного участка (земельных участков), утверждалась также органом местного самоуправления сельского поселения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 334-ФЗ), установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ.

Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

Исключений из данного правила Федеральным законом № 334-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, предоставление земельных участков органами местного самоуправления сельских поселений в рамках реализации переходных положений осуществляется исключительно в случаях, установленных статьей 4 Федерального закона № 334-ФЗ.

В иных случаях предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе заключение договоров аренды земельных участков, образованных в результате перераспределения земель и (или) земельных участков.

Земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности. Российской Федерации и распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

При этом в соответствии с положениями п.4 ст.5 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) границей водного объекта является береговая линия, а по смыслу п.6 ст.6 ВК РФ береговая полоса расположена за границами водного объекта — вдоль береговой линии. Поскольку Земельный кодекс РФ, ВК РФ, Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и иные федеральные законы не содержат положений об отнесении земель, расположенных в пределах береговой полосы, к собственности Российской Федерации, полагаю, что распоряжение такими землями должно осуществляться уполномоченными органами в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить, к чьим полномочиям относятся вопросы предоставления земельных участков, не относящихся к землям водного фонда, расположенных в границах береговой полосы водного объекта, при условии, что право федеральной собственности на такие земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Читайте так же:  Заселение несовершеннолетних в гостиницы

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

При этом, исходя из положений федерального законодательства, нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования не является основанием для разграничения государственной собственности на землю.

В случае, если основания для отнесения земельных участков к той или иной форме публичной собственности отсутствуют, государственная собственность на них считается неразграниченной и распоряжение ими осуществляется органами, указанными в статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Одновременно отмечаем, что если земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (в том числе в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы) изменение публичного собственника такого земельного участка никоим образом не влияет на правовой режим его использования, установленный в связи с нахождением в границах такой зоны.

Использование, владение

Право пользования земельным участком означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Вопрос о владении каким-либо имуществом в целом весьма актуален практически для любого гражданина, ведь у всех есть материальные блага, которыми можно обладать и пользоваться. Аналогичный вопрос, касающийся земельных участков, еще более острый и требует тщательного изучения, чтобы знать права и как пользователя и как собственника земли.

Кроме того, существуют и такие права в отношении земельных наделов, которые ограничены только пользованием. В этом случае необходимо разобраться, в чем это ограничение состоит и как это соотносится с правом собственности. В этой статье мы ответим на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения землей.

Что такое право пользования землей?

Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:
  • это правомочие, отличное от права собственности;
  • возникает из некоторых видов договоров;
  • означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Чем отличается право пользования от права собственности?

Право собственности включает в себя три уже перечисленных выше правомочия, которые предоставлены собственникам Конституцией РФ и регулируются уже названными законами.

Это:

  • владение – то есть фактическое обладание земельным участком, что подтверждается свидетельством о праве собственности, полученном в официальном порядке;
  • пользование – это, как уже ранее было отмечено, способность пользоваться земельным участком согласно своим целям;
  • распоряжение – это возможность определять дальнейшее будущее земельного надела.

Иными словами, собственник имеет право любым способом произвести его отчуждение: продать, подарить, сдать в аренду, завещать наследникам и т.п.

Все, что имеет пользователь земельным участком – это документ, на основании которого он пользоваться такой возможностью (договор аренды, субаренды и т.п.) и саму возможность реализовать свои потребности через использование предоставленной ему земли, но в строгом соответствии и с условиями договора и с положениями вышеупомянутых законов.

Из этого следует вывод, что право пользования от права собственности отличается только тем, что является составляющей второго.

Виды права пользования землей

Закон регулирует следующие виды:

  • Постоянное (бессрочное) пользование – сейчас это право уже не возникает, однако продолжает действовать у тех, у кого оно появилось до принятия ЗК РФ.
  • Сервитут – это ограниченное пользование чужой землей, возникающее из договора или закона при наличии особых условий для этого.
  • Пожизненное наследуемое владение – это право, как и постоянное (бессрочное) пользование, уже не предоставляется, однако имеет место быть у тех, кто его приобрел ранее.
  • Аренда или субаренда – предполагает право пользования участком земли в течение определенного времени и на возмездной основе.
  • Срочное безвозмездное пользование – означает, что граждане или юрлица могут передавать свою землю в пользование на определенное время и не требовать за это оплату. Об этом сторонами заключается соответствующий договор.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

Читайте так же:  Продажа ооо документы
  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

[2]

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Важные моменты

Понятие и особенности права владения земельным участком

Особенности распоряжения землями сельхозназначения

Регулирование именно данной категории земель осуществляется специальным ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 24.07.2002 № 101.

Земли с/х назначения – это земли, расположенные за пределами сельских и городских поселений, которые предоставляются для ведения сельского хозяйства.

В соответствии с названным законом, на гражданина или организацию, имеющих в собственности сельхозучасток, налагаются определенные ограничения в части распоряжения им.

При продаже такого участка, его собственник обязательно должен путем направления письменного извещения сообщить о своем намерении в высший исполнительный региональный орган или муниципальный орган власти, так как эти субъекты имеет право преимущественной покупки сельхоз земли за счет средств регионального или местного бюджета соответственно. Если в отношении собственника поступил отказ приобрести участок либо ответ на письмо не пришел в течение месяца, то законный владелец сможет продать участок любому другому лицу на свое усмотрение.

Собственник не вправе изменять правовой режим своей сельхозземли, то есть менять ее разрешенное использование и целевое назначение. Особенно это касается земель, на которых производится пашня или сенокос.

Есть зоны сельхозземель, где разрешение на такое изменение условно разрешенное, но и в этом случае, чтобы это сделать, собственнику придется понести значительные траты на проведение процедуры общественных слушаний, а также обращаться в администрацию.

Подводя итог, по вопросу возможности распоряжения земельными наделами необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • Распоряжаться могут только собственники участков – в этом главное отличие пользования от собственности.
  • Формы распоряжения могут быть разнообразными (сдавать в аренду и субаренду, продавать, завещать, передавать в качестве части уставного капитала юрлиц и др.).
  • Для некоторых категорий земель установлены ограничения по распоряжению. Например, для сельхозземель.

Земли сельскохозяйственного назначения

Кроме того, что земли сельскохозяйственного назначения расположены за пределами городской черты и служат для проведения сельскохозяйственных работ, они обладают рядом характеристик, о которых известно далеко не всем.

Законодательство не допускается нарушения установленных норм использования земель, особенно — предназначенных для сельскохозяйственной деятельности.

Использование земель из категории сельскохозяйственного назначения имеет свою специфику, которую требуется учесть при проведении работ, запланированных владельцем участка.

Основные характеристики земель сельскохозяйственного назначения

Земельные участки сельхозназначения – это официально выделенные правообладателям части земли, расположенные в массивах, предназначенных для ведения сельхозработ.

Такие массивы всегда расположены за пределами населённых пунктов и в удалении от промышленных застроек. Их распределение, правила выдела и оформления, а так же норм извлечения из них полезных свойств регулируются источниками законодательства:

  • статьи 77, 78 ЗК РФ;
  • статьи 7.3, 8.3 КоАП РФ;
  • статьи 81, 82 ЗК РФ (правообладатели).

К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся угодья, которые используются:
  • под пашни;
  • луга для сенокосов и выпаса скота;
  • участки под огороды и бахчи;
  • садовые участки;
  • дачные участки, допускающие возведение домов любого статуса;
  • защитные лесополосы и лесопосадки;
  • дороги, проходящие через массив;
  • почвы, использующиеся для бизнеса;
  • использующиеся для научных исследований.

В целом их можно классифицировать следующим образом:

  1. Угодья, использующиеся для животноводства и растениеводства.
  2. Массивы, на которых расположены объекты сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственной инфраструктуры.
  3. Территории с расположением водоёмов с замкнутыми берегами, лесные массивы и поросшие древесно-кустарниковой растительностью, почвы.
  4. Изъятые из оборота (фонд перераспределения).
Читайте так же:  Правила оформления опекунства над ребенком из детского дома

Классификация происходит на основании зонирования территории региона и присвоения соответствующих кадастровых номеров каждому массиву.

Стоимость земельных участков

Как правило, выделяется кадастровая и рыночная стоимость земель. Но когда речь идёт о землях сельхозначения, то участки зачастую выкупаются по кадастровой стоимости, если на торги их выставляет местный муниципалитет. Оценка с установлением кадастровой стоимости происходит один раз в 5 лет на основании ревизии. Ревизия назначается на региональном уровне земельным департаментом и проводится с одобрительной санкции, полученной на федеральном уровне.

Результаты оценки в форме отчёта так же представляются в Минэкономразвития РФ.

Здесь по преимуществу применяется сравнительный подход – копирование стоимость близлежащих участков того же назначения.

[3]

Угодья, отличающиеся особой рентабельностью, могут стоить существенно дороже. Для этого потребуется экспертная оценка земель, проведённая путём применения профессиональных методик расчётов, с опорой на нормы Закона об оценочной деятельности. По преимуществу здесь применяется доходный подход, допускающий установления автономной стоимости, исходящей из таких преимуществ как:

  • экология и ландшафт;
  • близость к населённому пункту;
  • транспортная доступность.

Исходя из этого, ценовые варианты даже в одном регионе могут существенно различаться.

Регион Максимальная стоимость за сотку ЗУ Минимальная стоимость за сотку ЗУ
Ленинградский район 300 тысяч рублей – в прилегающих районах 50 тысяч – в удалённых
Московская область До 1 миллиона рублей – вблизи МКАД От 9 тысяч рублей – в удалении от МКАД
Новая Москва До 50 тысяч От 1 200 рублей — в отдалённых районах Новой Москвы
Средняя полоса России До 30 000 рублей От 1 000 рублей
Республика Крым 0т 4 тысяч долларов – недалеко от моря От 12 500 рублей

Виды разрешённого использования

Согласно классификатору, данная категория земель подразделяется на 18 видов, основными считаются:
  • растениеводство;
  • животноводство, пчеловодство, рыбоводство;
  • участки для ЛПХ;
  • участки для научных исследований;
  • питомники;
  • овощехранилища и перерабатывающие предприятия;
  • инфраструктура, обеспечивающая сельское хозяйство.

Классификатор представляет перечисленные виды более дифференцированно и развёрнуто.

Весь массив, относящийся к соответствующему виду использования, получает кадастровый адрес – код, по которому он вносится в кадастровый реестр, а впоследствии будет найден на местности благодаря установленным координатам.

Для дачных участков, прилегающих к населённому пункту, допустимо присвоение почтового адреса. Это происходит следующим образом:

  1. Учредитель СНТ – юридическое лицо или председатель правления дачного товарищества обращается с официальной заявкой к председателю исполкома, на территории которого расположен дачный посёлок.
  2. В заявки излагаются причины притязаний на присвоение адреса и перечисляются условия, допускающие его присвоение.
  3. Заявка рассматривается на слушаниях, куда приглашаются уполномоченные представители дачного товарищества.
  4. Ответ поступает в виде решения комиссии. Может быть как положительным, так и отрицательным, с указанием на нормы закона, мотивирующие согласие или отказ.
  5. Положительное решение позволяет заняться оформлением документации, с регистрацией посёлка и установлением адресов.
  6. Отрицательное решение может оспариваться в судебном порядке в десятидневный срок.

После получения адреса возможна прописка, но при условии:

  • дом допускает использование в качестве жилого;
  • возможно круглогодичное проживание, безопасное для жизнедеятельности;
  • в шаговой доступности находятся коммуникации;
  • имеется транспортное сообщение с населённым пунктом.

Эти условия устанавливаются местной администрацией и удостоверяются актом проверки.

Дарение земель сельхозназначения

Эта категория земель может оформляться в собственность. А недвижимость, являющаяся собственностью, может участвовать в сделках, в том числе – дарении. Однако здесь вступает в силу закон № 101-ФЗ, от 24.07.02 г. Он регламентирует ряд норм, обязательных для исполнения.

В частности, участки в совместной собственности могут быть подарены только при условии:

  1. Если число сособственников превышает 5 человек, в силу вступают нормы статей 13, 14 ГК РФ, требующие согласие совладельцев.
  2. Пай на землю может передаваться безвозмездно только остальным держателем паевых прав, или муниципалитету. При дарении третьим лицам, требуется согласование.
  3. Право на долю участка, использующегося в бизнесе, так же может беспрепятственно происходить только тогда, когда одаряемый – правообладатель смежной доли. В остальных случаях требуется согласование.

Некоторые участки находятся под особым контролем муниципалитетов. Например, если они расположены в пределах НИИ, в питомниках охраняемых законом, или на территории почв с высоким плодородием и т.п. Такими участками свободно распоряжаться нельзя. Сделка может осуществляться только с согласия председателя местного исполкома.

Нецелевое использование участка

Нецелевое использование земель – это нарушение норм земельного и административного права, выражающееся в проведении на участке работ, не санкционированных регламентом, или – не использование участка в течение установленного времени.

Видео (кликните для воспроизведения).

За этот вид нарушений предусматривается административная ответственность. По усмотрению администрации и исходя из специфики нарушений, выносится административное взыскание на основании статьи 8.8 КоАП РФ, или на основании статьи 7.1 КоАП (самозахват).

Источники


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Распоряжение земельными участками
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here