Структура пенсионной системы рф

Самое важное в статье на тему: "Структура пенсионной системы рф" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Структура пенсионной системы

В результате реформы 2002 г. пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ».

При этом основное (но не единственное) отличие трудовых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то трудовые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, с фактически субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета нашей страны.

Государственные пенсии назначаются, как уже сказано выше, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Кроме того, Федеральными законами «О Прокуратуре Российской Федерации» в ред. 17 ноября 1995 г. № 168 — ФЗ и «О Таможенной службе Российской Федерации» нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г., распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанными выше законами. Данная пенсия предоставляется в связи с прекращением соответствующей деятельности гражданам из числа государственных гражданских служащих, космонавтов, работников летно-испытательного состава, военнослужащих, имеющим установленную законом продолжительность выслуги; либо гражданам из числа военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих, признанных инвалидами; либо инвалидам из числа участников ВОВ; другим гражданам, из числа пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, признанных инвалидами или достигших пенсионного возраста (а в случае их смерти – членам их семьи); либо нетрудоспособным лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в целях предоставления им источника средств существования.

Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии, которые с недавнего времени также дифференцируются на виды: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим; гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава; военнослужащим и другим, приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям служащих, указанным в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. Пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Военнослужащим и космонавтам назначается пенсия по инвалидности, а их семьям пенсия по случаю потери кормильца; участникам ВОВ, признанным инвалидами, назначается пенсия по инвалидности (в дополнение к трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца). Социальная пенсия назначается другим нетрудоспособным гражданам (детям-инвалидам, престарелым, не имеющим права на трудовые пенсии и т.д.).

[1]

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации или минимизации застрахованным (а в случае их смерти – членам их семьи) последствий изменения их материального и (или) социального положения вследствие признания их инвалидами, потери кормильца, а также достижения установленного законом возраста, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.

Выделяют следующие три вида трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Значительная часть пенсий за выслугу лет, назначаемых в связи с профессиональной деятельностью на работах с особыми условиями труда либо в определенных отраслях (медицинских работников, педагогов, шахтеров, летчиков и т.д.) с 2002 года стала называться досрочной трудовой пенсией по старости.

Для понимания процесса определения размеров трудовых пенсий нужно знать, что трудовые пенсии: по старости состоят из трех частей, каждая из которых рассчитывается по-своему: 1) фиксированного базового размера (ФБР); 2) собственно страховой части (СЧ); 3) накопительной части (НЧ); по инвалидности и по случаю потери кормильца – только из двух частей:1) фиксированного базового размера (ФБР); 2) собственно страховой части пенсии (СЧ).

Подводя итог общей характеристике современной пенсионной системы России, которая сложилась за последние 12 лет (начиная с пенсионной реформы 2002 года), необходимо обратить внимание на следующее:

система состоит из двух подсистем — трудовой (доминирующей по объему выплат и количеству получателей) и государственной;

механизм финансирования денежных средств на выплату пенсий различается в зависимости от того, по какой подсистеме предоставляется пенсионное обеспечение.Финансирование выплат трудовых пенсий осуществляется за счет средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и целевых трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР, покрывающих его дефицит в связи с недостаточностью страхового тарифа для выполнения государством своих пенсионных обязательств. Финансирование выплат государственных пенсий производится исключительно за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, важно также указать сущностные признаки современной пенсионной системы. Некоторые из них отражают ее положительные черты, а некоторые свидетельствуют о несовершенстве и недостаточной эффективности. К числу первых можно отнести:

низкий пенсионный возраст (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), требуемый для выхода на трудовую пенсию по старости на общих основаниях. Данный признак отнесен к числу положительных в силу того, что продолжительность жизни в России значительно короче, чем во многих промышленно развитых странах, в связи с чем «пенсионный период жизни» человека в этих странах значительно дольше, чем у нас, хотя они выходят на пенсию на 5 – 10 лет позже наших соотечественников. По мере увеличения продолжительности жизни будут созданы объективные предпосылки для повышения общего пенсионного возраста в нашей стране;

[3]

автоматический порядок индексации размера трудовой пенсии, осуществляемый в два этапа: вначале предварительная индексация с учетом роста цен в случае преодоления инфляционного порога за определенный период времени, а затем доиндексация по темпу роста среднемесячной заработной платы в стране, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера;

Читайте так же:  Как развестись в лнр

отсутствие ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам (кроме пенсий за выслугу лет при продолжении той же работы, в связи с которой данная пенсия была назначена). Необходимость данной меры обусловлена низкими размерами, в первую очередь, трудовых пенсий, которые получает основная масса населения страны, и как следствие этого — негарантированность на современном этапе каждому и его семье удовлетворительных условий жизни и непрерывного их повышения. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, влекущих для нашего государства юридические обязательства, такими условиями признаются те условия, которые позволяют каждому и его семье удовлетворять основные потребности человека: в пище, одежде, жилище, в услугах, необходимых для поддержания и сохранения здоровья, поскольку основным правом человека признается его право на жизнь;

право на ежегодный перерасчет трудовой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионного капитала у тех, кто продолжает работу после ее назначения.Данная мера, как показывает практика применения Закона о трудовых пенсиях, оказалась самой эффективной в решении острейшей социальной проблемы – проблемы преодоления бедности и «пенсионной нищеты». Именно данная мера оказывает сильнейшее стимулирующее значение для принятия пенсионером решения о продолжении трудовой деятельности в течение всего периода его жизни, пока состояние здоровья позволяет трудиться;

конвертация ранее приобретенных (до 1 января 2002 г.) пенсионных прав граждан в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого производится расчет трудовой пенсии по новой пенсионной формуле, в сочетании свалоризацией (повышением) с 1 января 2010 г. пенсионных прав граждан. Основной целью валоризации является частичная компенсация умаления ранее приобретенных прав, которое имело место при проведении в 2002 г. пенсионной реформы. Валоризация предусматривает, что расчетный пенсионный капитал, полученный в результате конвертации пенсионных прав, повышается на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.;

введение социальных доплат к пенсиям, размер которых с учетом иных мер государственной поддержки ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта мера позволяет материальное обеспечение каждого пенсионера поддерживать на уровне не ниже его прожиточного минимума. Однако, указанная мера, хотя и отнесена к числу положительных признаков отечественной пенсионной системы, все же не является эффективной в предупреждении бедности и «пенсионной нищеты», поскольку не гарантирует общепризнанного на международном уровне права каждого и его семьи на удовлетворительные условия жизни. Она позволяет социально защитить лишь те слои населения, которые находятся в состоянии крайней нищеты.

К числу сущностных признаков современной пенсионной системы, свидетельствующих о ее несовершенстве и недостаточной эффективности, относятся следующие:

низкий уровень размера пенсий(как трудовых, так и государственных), не отражающий связи трудовых пенсий с утрачиваемым заработком и не гарантирующий международного стандарта коэффициента его замещения пенсией (согласно нормам МОТ коэффициент замещения пенсией среднего заработка застрахованного должен быть не ниже 40%, а по европейским стандартам – 55%);

полное отсутствие в действующей пенсионной системе стимулов приобретения застрахованными лицами длительного страхового стажа. Размер трудовой пенсии по старости у лица, имеющего страховой стаж чуть более 5 лет с достаточно высоким заработком, может оказаться даже выше по сравнению с тем застрахованным, который трудился 30 лет, но получал невысокую оплату труда;

сложная и малопредсказуемая для будущего пенсионера формула исчисления трудовой пенсии, (получившая у специалистов название «эквивалентная», поскольку она предусматривает исчисление пенсии, исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, и усредненного показателя ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, а не продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника, как это имело место до 2002 г.)[110];

включение в структуру трудовой пенсии аналога социальной пенсии (ФБР), которая не зависит ни от стажа, ни от заработка (т.е. не имеет признаков страховой пенсии), но финансируется за счет страховых платежей.Поскольку доля ФБР в общей сумме трудовой пенсии достаточно высока (около 40%), то она придает страховой пенсионной системе откровенно уравнительный характер;

присутствие в трудовых пенсиях по старости обособленной накопительной части, правовая природа которой не согласуется с принципами обязательного пенсионного страхования, поскольку формируется принудительным способом, а риски результатов инвестирования соответствующих средств, предназначенных впоследствии для выплаты накопительной части пенсии, возлагаются на застрахованное лицо;

непрерывное, часто безсистемное внесение изменений в действующее пенсионное законодательство приводит к его декодификации и усложнению, что порождает трудности в правоприменительной практике и сопровождается увеличением количества споров по пенсионным вопросам, рассматриваемых судами.

Как верно отмечено рядом исследователей, пенсионное законодательство все больше приобретает самодостаточный характер и уже, безусловно, превратилось в главный и наиболее сложный раздел в системе социально-обеспечительного законодательства, во многом определяющий характер и направленность дальнейшего развития такой отрасли права как право социального обеспечения в целом[111].

О масштабности отечественной пенсионной системы и ее социальной значимости для общества говорят статистические данные годового отчета ПФР за 2012 год[112]:

Структура пенсионной системы РФ в 2019 году

Советуем прочитать наш материал Пенсионная система, а эту статью разбиваем на темы:

Современная пенсионная система РФ — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

• Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

• Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

Читайте так же:  Должен или обязан разница

• Негосударственное пенсионное обеспечение. Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

• пенсии по труду;

• пенсии по выслуге лет;

• по достижении пожилого возраста;

• по причине инвалидности;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

• государственное пенсионное обеспечение;

• государственное пенсионное страхование.

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

• в Пенсионном Фонде России;

• на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

Повышение пенсий 2019
Оформление земельного участка 2019
Оформление квартиры 2019
Оформление собственности 2019
Оценочная деятельность 2019

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Читайте так же:  Установка сигнализатора загазованности

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

Понятие и значение Пенсионной системы РФ

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

М. Л. Захаров под пенсионной системой понимает комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.

В. В. Куценко определят пенсионную систему как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванное обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества. [15,c.25]

Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы.

Распределительная пенсионная система — пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.

Накопительная пенсионная система — система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в ценные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.[16, c.37]

Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов — частей, которыми являются:

1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) дополнительное пенсионное обеспечение.

Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы:

3) субъектов обеспечения;

4) видов обеспечения;

5) правовая. [ 2, c.258]

Во многом особенности пенсионной системы определяются лежащими в ее основе принципами финансирования — распределительным или накопительным. В настоящее время в Российской Федерации в результате проведенной реформы пенсионная система носит смешанный характер. Применяется, во-первых, распределительная система, при которой непосредственным источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР. Во-вторых, используется обязательная накопительная система. В настоящее время на финансирование накопительной части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Средства по выбору застрахованного лица уплачиваются в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, существует дополнительное пенсионное обеспечение (применяются распределительные и накопительные принципы). Абсолютное преобладание с точки зрения количества пенсий и их доли в общих расходах на пенсионное обеспечение имеет распределительный принцип. Следует отметить, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные распределительные системы. [7, c.5]

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию -часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам трудовых пенсий за счет страховых взносов. Отношения, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над начислением и уплатой страховых взносов, регулируются Законом о страховых взносах и Законом об обязательном пенсионном страховании. Согласно ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 г. установлены следующие тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, производящих выплаты физическим лицам): всего 26,0% от базы для начисления страховых взносов; на финансирование страховой части трудовой пенсии:

а) для лиц 1966 г.р. и старше — 26,0%;

б) для лиц 1967 г.р. и моложе — 20,0%; на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе — 6,0%.

На 2012-2013 гг. указанные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А на выплаты сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Кроме того, введено разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной не влияет на показатели, определяющие размер трудовой пенсии застрахованного лица. Индивидуальная часть составляет 16%, 10 (формируют расчетный пенсионный капитал) и 6% (формируют пенсионные накопления) соответственно в пределах максимальной величины базы для начисления страховых взносов. [12, c.60]

Участниками пенсионной системы России являются:

1. Пенсионер – физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.

2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

3. Страхователи – физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.

Читайте так же:  Срок давности гражданского дела

4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) — государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. [16, c.250]

Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия, состоит из следующих частей:

• Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей. [8]

• Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и само занятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

•Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.[21,с.1]

• Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях [23]

• Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

Наемные и само занятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной. [ 14]

• Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.

• Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

П = ПК / Т, где П – размер накопленной части пенсии;

ПК – пенсионный капитал;

Т – период выплаты пенсии (в месяцах).

· Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.

Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при

достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости,

устанавливаемую по общим правилам.

· Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица. [24]

Структура пенсионной системы

Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

[2]

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.

Составляющие трудовой пенсии.

Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственная пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. С 2015 года эти части приняли статус самостоятельных видов пенсии — страховой и накопительной пенсии соответственно.

1. Страховая пенсия формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 года. В состав страховой пенсии входит фиксированный базовый размер. С 1 февраля 2015 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составляет 4 383 рубля 59 копеек.

Средства страховой пенсии гражданина фиксируются на его индивидуальном лицевом счете. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется.

2. Накопительная пенсия формируется в добровольном (до 1 января 2014 года — в обязательном) порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2016 году величина взносов составляет 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 796 тысяч рублей в год).

Важно: с 1 января 2014 года все пенсионные страховые взносы направляются в распределительную пенсию, то есть на текущие выплаты.

Читайте так же:  Пенсионные баллы. сколько добавят за стаж в советское время

Важно! Накопительная часть трудовой пенсии есть также у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы в накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования средств пенсионных накоплений.

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  2. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  3. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
Структура пенсионной системы рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here