Субподрядчик по 44 фз

Самое важное в статье на тему: "Субподрядчик по 44 фз" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Субподрядчик по 44 ФЗ

Субподрядчик по 44 ФЗ

Заключение договоров субподряда

Заключение договора субподряда на выполнение работ по контракту выгодно для участника сразу по нескольким причинам:

  • можно найти компанию, которая выполнит работы за меньшую цену, и забрать себе разницу;
  • можно заниматься другими контрактами, передав работы субподрядчику.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

С другой стороны, при нарушении обязательств субподрядчиком все вопросы будут именно в основному подрядчику. Ему же придется платить штрафы. Что касается заказчиков, они не заинтересованы в привлечении третьих лиц, поскольку снижение цены сказывается на качестве. Кроме того, проверить компанию, выполняющую работы, не всегда возможно. В любом случае с 2018 года отдавать на субподряд можно только 75% работ.

Много вопросов возникает по поводу законности требования в документации согласовать с заказчиком субподрядчика. Правовая трактовка его правомерности не совсем однозначна. С одной стороны, в 44-ФЗ оно не предусмотрено. Но с другой, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора и не является дополнительным требованием к участникам закупки. При этом некоторые виды работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно. За нарушение этого требования грозят санкции.

Законно ли написать в положении о закупке, что исполнителю договора на стройку нельзя привлекать соисполнителей?

В ряде случаев подрядчики обязаны сообщать заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, с которыми заключены договоры, цена которых превышает 10% стоимости контракта. Закон устанавливает такое требование при НМЦК 1 млрд руб. для госзакупок и 100 млн руб. для региональных и муниципальных процедур.

Чтобы достичь договоренности с субподрядчиком до победы в закупке, участник может заключить соглашение о намерениях. В нем стороны закрепляют свое желание сотрудничать друг с другом в определенной сфере или заключить конкретный договор. Правда, такое соглашение ни к чему не обязывает. Отличительной особенностью является то, что, если какая-либо из сторон передумала заключать основной договор, ее нельзя принудить. То есть наличие такого соглашения не подтверждает, что после заключения контракта по результатам закупочной процедуры у участника будет договор с субподрядчиком.

Оплата по договору субподряда

Оплатить работы по договору субподряда подрядчик может как до окончания срока действия основного контракта (из своих средств или частично из денег заказчика), так и после, когда заказчик рассчитается с ним. Второй вариант более надежен, поскольку в таком случае подрядчик будет уверен, что работы приняты и нареканий у госзаказчика нет. Сроки расчетов с СМП и СОНО на субподряде — 15 рабочих дней.

Образец договора субподряда по госконтракту

Несмотря на то, что договор субподряда заключен в рамках исполнения государственного контракта, он имеет стандартную форму. Включите в него наименования сторон, реквизиты госконтракта, все обязательства и срок их исполнения, стоимость работ, порядок оплаты, порядок приемки и другие существенные условия.

Когда лицензию можно взять у субподрядчика
Заказчик требует в документации лицензию на производство и техобслуживание медицинской техники, которую выдали именно участнику аукциона. Разве это правомерно: мы же можем поставить технику, не имея лицензии, а для техобслуживания привлечь к контракту соисполнителей, у которых она есть?

Договор субподряда по 44-ФЗ: административная практика

В первом примере участник закупки ошибочно посчитал, что соответствовать требованиям должен не он, а субподрядчик, который непосредственно и будет выполнять работы. Проводился аукцион на капремонт больницы. В документации заказчик потребовал лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

[1]

Один из участников посчитал это ограничением конкуренции и пожаловался в ФАС. Его доводы основывались на том, что победитель электронного аукциона вправе передать работы по договору субподряда другой организации, имеющей лицензию. В своем решении по делу № 05-02/210-18 Курганское УФАС России напомнило участнику, что требования Закона о контрактной системе предъявляются исключительно к участникам закупки. Они, в свою очередь, должны соответствовать им в полном объеме, вне зависимости от наличия договора субподряда на выполнение работ, подлежащих лицензированию. Жалобу признали необоснованной. Смотрите обзор другого резонансного дела о том, какие требования нельзя предъявлять к участнику.

Также в качестве примера приведем решение Ульяновского УФАС России по делу № РНП-73-69. Это дело показывает, почему переговоры с субподрядчиками лучше вести одновременно с участием в закупке. Желательно достигнуть договоренности и заключить договор еще до победы, если участник не уверен, что сможет исполнить контракт. С ИП был заключен контракт на выполнение работ по прокладке газопровода для газоснабжения котельной.

Однако работы он так и не начал. Заказчик принял решение об одностороннем расторжении. Подрядчик попал в реестре недобросовестных поставщиков. На заседании комиссии УФАС он пояснил, что контракт не был исполнен, поскольку не была достигнута договоренность с субподрядчиками. При этом подрядчик уверял, что не имел намерения уклоняться от исполнения контракта. Но комиссию эти доводы не убедили, поскольку, участвуя в закупке, ИП должен был осознавать все риски.

В качестве третьего примера приведем решение Крымского УФАС России по делу № 08/0822-18. Оно наглядно показывает, как правильно подтверждать опыт аналогичных работ, предоставляя в составе заявки договоры субподряда. Проводился аукцион на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей. Одним из требований к участникам было наличие опыта исполнения соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20% НМЦК по нынешней закупке. Участник предоставил договор субподряда. Но заказчик заявку отклонил. Как позже выяснило УФАС, участник не подал вместе с договором субподряда приложения к нему, в частности, смету, которая позволяет делать вывод о стоимости. По этому основанию отклонение признали обоснованным.

Имеет ли право исполнитель привлекать соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения госконтракта, заключенного по закону № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Читайте так же:  В каких случаях работающий пенсионер может получить индексированную пенсию

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Максим Золотых, Надежда Верхова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы. В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов

Для заказчика и участников закупок вопрос субподряда стоит достаточно остро. Заказчик вполне резонно хочет, чтобы лицо, с которым заключен контракт, самостоятельно его исполняло. А подрядчик далеко не всегда имеет для этого подходящие ресурсы. Хотя Закон N 44-ФЗ этого напрямую не запрещает, но в большинстве случаев ограничивать подрядчика в привлечении субподрядчиков все же не следует. Только в некоторых работах по строительству заказчик вправе требовать самостоятельного выполнения определенного объема работ подрядчиком. Напротив, участник закупки даже должен привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, когда этого требуют условия закупки.

Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика

Есть только два легальных случая, когда вы можете ограничить участника в привлечении субподрядчиков:

  • контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства. Подрядчик должен самостоятельно выполнить определенные Правительством РФ виды работ на сумму не меньше 25% от цены контракта. Подрядчику можно дать выбрать объем и конкретные виды работ из обязательного перечня и включить соответствующее условие в контракт (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 2 Постановления N 570);
  • привлечение к контракту СМП и СОНКО. Вы можете ограничить участника закупки и требовать привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Для этого установите указанное требование в извещении о проведении закупки, а также предусмотрите в проекте контракта утвержденные Правительством РФ типовые условия. Учтите, вышеназванный субподряд учитывается в вашем объеме закупок у СМП и СОНКО (ч. 5 — 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ).

Во всех остальных случаях не советуем ограничивать право участников закупки выбирать и привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Контролирующие органы и суды могут признать это ограничением конкуренции (см. Постановления ФАС России от 23.06.2017 по делу N К-1235/16/АК347-17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 09АП-56212/2016 по делу N А40-78257/16).

Какие особенности привлечения субподрядчиков к госконтракту

Проводя закупки, учитывайте особенности привлечения субподрядчиков, установленные как Законом N 44-ФЗ, так и Гражданским кодексом РФ.

Согласование субподрядчиков с заказчиком

Исполнитель по контракту на выполнение научно-исследовательских работ может привлечь третьих лиц только с согласия заказчика (п. 1 ст. 770 ГК РФ).

Во всех остальных случаях не требуйте согласовывать с вами субподрядчиков, и ФАС России, и суд, как правило, признают такое требование неправомерным.

Обязанность представить заказчику договоры субподряда

У вас нет права требовать представить вам договоры субподряда, за исключением двух случаев:

  • цена контракта превысила 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для нужд субъекта, и объем переданных на субподряд работ достиг 10% от цены контракта ( ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ );
  • вы проводите закупку с требованием о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Это следует из утвержденных Правительством РФ типовых условий привлечения таких субподрядчиков.

Но учтите, что в этих двух случаях обязанность представлять вам договоры не возникает у подрядчиков сама по себе. В первую очередь это вы как заказчик должны установить такие требования в проекте контракта и контролировать их исполнение ( ч. 6 ст. 30 , ч. 23 ст. 34, ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ).

Читайте так же:  Пени за просрочку доставки мебели

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Субподрядчик по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчик готовит электронный аукцион по капитальному ремонту здания.
По условиям документации участник во второй части заявки должен приложить копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В проекте контракта заказчик обязан предусмотреть возможность подрядчика на привлечение субподрядчика либо это право заказчика?
Если заказчик не предусмотрит в проекте контракта привлечение субподрядчика, не будет ли это нарушением? Либо представление копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства по умолчанию дает право подрядчику привлекать субподрядчика (ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливают запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Целесообразность включения в проект контракта условия о личном выполнении работ определяется заказчиком. В отсутствие такого условия подрядчик вправе привлекать для выполнения работ субподрядчиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

С 1 июля 2019 отдать на субподряд можно только 75% работ

С 1 июля вступает в силу норма постановления правительства №570 от 15.05.2017 о том, что стоимость работ по строительству или реконструкции объектов, которые исполняются подрядчиком своими силами, не привлекая субподрядчиков к выполнению положений по госконтрактам, должна составлять не меньше 25 % от цены контракта.

Постановление подготовлено Минстроем для того, чтобы с одной стороны обеспечить прозрачность выполнения государственных договоров, а с другой — повысить качество выполняемых работы в сфере ремонта и строительства.

Изначально идея возложить весомый объем реальных задач на генерального подрядчика направлено на ограничение входа в рынок госзакупок сомнительных компаний, которые после подписания контракта делегируют его выполнение посторонним лицам, а затем вовсе исчезают, не оплатив работу непосредственных подрядчиков.

Содержание нововведений

Согласно нормам ПП №570, с 1 июля 2019 года госзаказчик, подготавливая процедуру определения поставщика в строительном сегменте по 44-ФЗ, обязан в документации установить виды и объем работ, которые будет исполнять сам подрядчик. Стоимость при этом должна составлять не меньше 25% от цены контракта. Одновременно с этим подрядчик может самостоятельно выбрать из всех видов и объёмов, которые определены в документации о закупке, те, которые исполнит сам.

Ответственность

Госконтракт на строительные работы, реконструкцию объектов капстроительства должен включать обязанность подрядчика по выполнению выбранных им задач и санкции за неисполнение условий контракта в виде штрафа в размере 5% цены таких работ.

Привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ. Особенности процедуры

Заказчик, объявляя тендер на выбор подрядчика или поставщика на закупку товаров или услуг, имеет за собой право указать в заявке необходимость привлечения к исполнителю заказа субподрядчиков, владеющих малым бизнесом или организацией, деятельность которой направлена на решение социально значимых вопросов.

Эта необходимость связана с тем, что не все подрядчики являются СМП или СОНО.

Возможность существенно улучшить качество закупок появилась на основании Закона РФ N 44-ФЗ, а именно статьи 30, пункта 5.

Согласно этой же статье, но уже шестого пункта, выбранных субподрядчиков, владеющих малым бизнесом или организацией, деятельность которой направлена на решение социально значимых вопросов, вписывают в итоговый контракт с требованиями выполнения определённого объёма работ, а также оговаривают и прописывают процент прибыли от стоимости контракта.

Требования выполнения определённого объёма работ для субподрядчиков устанавливаются в зависимости от объёма закупок в том или ином тендере, а также социальных возможностей победившего исполнителя.

Годовая отчётность для заказчика

По окончанию года Закон N44-ФЗ статья 30 пункт 4 обязывает Заказчика предоставлять отчётность по выполненному объёму закупок, в том числе с участием выбранных субподрядчиков, имеющих малый бизнес или организацию, деятельность которой направлена на решение социально значимых вопросов.

В такую отчётность обязательно включают:

  1. Данные о заключённых договорах, победивших в тендере исполнителей или поставщиков с субподрядчиками, имеющими малый бизнес или организацию, деятельность которой направлена на социально значимые вопросы.
  2. Данные обо всех участниках каждого тендера, включая невыбранных и исключённых исполнителей или поставщиков для проведения закупок.
  3. Данные о назначенном и выполненном объёме работ за последний год.

Годовая отчётность для СМП и СОНО

Отчётность у СМП и СОНО регулируется за счёт ПП РФ, прописанное 17.03.2015 года, N238. Согласно требованиям, при заполнении отчёта по объёму закупки у СМП (субъектов малого предпринимательства) и СОНО (социально ориентированные некоммерческие организации) за последний год обязательно указывают:

  1. Объём назначенных и выполненных работ.
  2. Доля прибыли от контракта для соисполнителя, имеющего малый бизнес или организацию, связанную с социально значимыми вопросами.
  3. Перечисление всех субподрядчиков в тендере, имеющих малый бизнес или организацию, связанную с социально значимыми вопросами, включая не выбранных и исключенных.
  4. Однако, если выбор Заказчика на участие в сделке, подразумевающей прикрепление субподрядчиков, выпадает на подрядчика или поставщика, который самостоятельно представляет СМП или СОНО, то в этом случае необходимый по условиям заказа объём работ не включает в себя привлечение субподрядчиков, имеющих малый бизнес или организацию, направленную на решение социально значимых вопросов.

При таком исходе событий в годовую отчётность не вписывают наличие субподрядчиков по заказу, объясняя это тем, что исполнитель, являющийся победителем в тендере, самостоятельно является СМП или СОНО.

Возможность прикрепить дополнительных соисполнителей, имеющих малый бизнес или организацию, направленную на решение социально значимых вопросов всё же есть.

Этот вопрос решается отдельно между победителем тендера, являющимся СМП или СОНО, Заказчика и Министерства экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации.

Субподрядчик по 44 ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Обучение пенсионеров компьютерной грамотности

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) был заключен контракт на строительство спортивной площадки. Контракт заключен после 1 июня 2015 года на торгах (был проведен электронный аукцион). В настоящее время подрядчик хочет передать свои обязательства по выполнению работ, предусмотренные контрактом, третьему лицу по договору цессии.
Возможно ли это в рамках Закона N 44-ФЗ? Вправе ли подрядчик заключить договор субподряда? Вправе ли в этом случае заказчик оплатить выполненные субподрядчиком работы непосредственно субподрядчику?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Одним миром мазаны

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд» заказчик в конкурсной документации установил требование о привлечении к исполнению контракта субподряд­ных организаций из числа субъектов малого предприниматель­ства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Поступили три заявки на участие в аукционе. К каждой заявке приложены документы, подтверждающие, что лица, их пода­вшие, относятся к субъектам малого предпринимательства.

Нужно ли победителю аукциона (субъекту малого предпри­нимательства) привлекать субподрядную организацию из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентиро­ванных некоммерческих организаций?

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 данной статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с огра­ниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не долж­на превышать 20 млн руб.;

2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик при опреде­лении поставщика вправе установить в извещении об осу­ществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее — контрагент), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта суб-подрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО включается в контрак­ты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учи­тывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Отсюда следует, что закупкой у СМП, СОНО в целях Закона № 44-ФЗ является только закупка, проведенная способами, указанными ч. 1 ст. 30 этого Закона, то есть либо у победи­телей конкурентных процедур, участниками которых могут быть только СМП, СОНО, либо закупка контрагентами у привлекаемых ими к исполнению контрактов поставщиков, субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. В любом случае это приобретение товаров, работ, услуг у СМП, СОНО в результате действий заказчика, направленных на достижение именно такого результата.

Соответственно, закупка у победителей конкурентных про­цедур, проводимых не только среди СМП, СОНО на наш взгляд, не является закупкой у СМП, СОНО даже если побе­дитель является СМП или СОНО, поскольку заключение контракта с таким субъектом в данном случае не зависит от действий заказчика, и даже если такая закупка осуществля­лась с учетом требований ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, посколь­ку действия заказчика в данном случае были направлены на иной результат.

Из буквального прочтения ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ сле­дует, что обязанность привлечения субподрядчиков, соиспол­нителей из числа СМП, СОНО возникает только у тех контр­агентов, которые сами не являются таковыми субъектами. Однако в свете вышеизложенного можно предположить, что в данном случае имеет место ошибка юридической техники, и имелось в виду, что такая обязанность возникает у лица, не являющегося СМП или СОНО, ставшего победителем конкурентной процедуры, проводимых именно среди этих субъектов.

Таким образом, по нашему мнению, даже если победителем электронного аукциона, проводимого в соответствии с требо­ваниями ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, окажется лицо, имеющее статус СМП, подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО на услови­ях, установленных контрактом.

Обращаем внимание, что сказанное является нашим экс­пертным мнением, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось, правоприменительная прак­тика по нему также пока отсутствует. За официальными разъ­яснениями заказчик может обратиться в Минэкономразвития России.

Имеет ли право исполнитель привлекать соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения госконтракта, заключенного по закону № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Читайте так же:  Материнский капитал опекунам

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Субподряд 44 ФЗ

Ответственность Подрядчика при привлечении им Субподрядчика без согласования с Заказчиком

При рассмотрении любого вида гражданско-правового договора необходимо руководствоваться спецификой его формирования. В отношении заключения, расторжения договора действуют общие нормы гражданского законодательства, Главы 28, 29 ГК РФ.

Договор субподряда — самостоятельный договор, но он является производным от договора генерального подряда, на основе которого он заключается.

Привлечение субподрядчиков может потребоваться подрядчику при заключении, договоров на выполнение работ с участием специалистов различного профиля или работ, состоящих из нескольких производственных операций, каждая из которых может быть предметом отдельного договора подряда.

В соответствии с ч.1 ст. 706 ГК РФ заказчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков, если из закона и договора не вытекает условие выполнить предусмотренную договором работу им лично. По общему правилу право подрядчика на привлечение субподрядчика не ограничивается. Однако стороны в Договоре генерального подряда могут прописать обязанность выполнения подрядчиком работ лично.

Если же стороны при заключении договора подряда допускают возможность привлечения подрядчиком субподрядчиков, то договором желательно предусмотреть:

  • дополнительные условия для привлечения подрядчиком субподрядчиков (согласование определенных лиц, перечня работ и т.п.);
  • оплата работ субподрядчика непосредственно заказчиком или подрядчиком;
  • право заказчика предъявлять субподрядчику требования в связи с нарушением договора субподряда.

При согласовании условия о привлечении субподрядчиков стороны могут установить в договоре подряда дополнительные требования, при соблюдении которых подрядчик будет вправе привлечь к выполнению работы третьих лиц:

  • перечень конкретных лиц, которых подрядчик вправе привлекать к выполнению работы;
  • обязанность подрядчика в случае возникновения необходимости в привлечении к исполнению своих обязательств субподрядчиков получить письменное согласие заказчика на такое привлечение;
  • обязанность подрядчика письменно уведомить заказчика о заключении договора субподряда;
  • обязанность подрядчика письменно согласовать с заказчиком выбор субподрядчиков порядок;
  • форма и срок направления запросов и ответов на них устанавливаются в договоре, право подрядчика привлекать субподрядчиков только к выполнению отдельных видов работ;
  • штрафные санкции для подрядчика при привлечении субподрядчика без согласования.

Заказчик может требовать возмещение убытков с подрядчика, причиненных участием субподрядчика в исполнении договора на основании п.2 ст. 706 ГК РФ. Этот вывод находит подтверждение в судебной практике и дополнительно обосновывается отсутствием договорных отношений между заказчиком и субподрядчиком (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2005 № Ф04-3207/2005(11590-А75-8)). В свою очередь, подрядчик будет не вправе требовать возмещения убытков в виде расходов, понесенных в связи с оплатой работ субподрядчикам. Но, несмотря на нарушения, подрядчиком договорных обязательств Заказчик не имеет права уклоняться от оплаты принятых им работ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.01.2014 г. № Ф03-6706/2013 по делу № А51-24489/2012 г.).

Согласно ч. 3 ст. 706 ГК РФ заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, которые заключены каждым из них с генподрядчиком. Исключение составляют случаи, когда законом или договором предусмотрено иное. Однако арбитражные суды иногда рассматривают споры, связанные с тем, что заказчик в нарушение этой нормы предъявляет требования непосредственно к субподрядчику.

В судебной практике возникают также споры по вопросу об отношениях между заказчиком и субподрядчиком:

  • предъявление требований Заказчиком с субподрядчику, в случае если между ними, с согласия генерального подрядчика, заключен договор на выполнение отдельных работ или в договоре подряда и субподряда установлено, что заказчик рассчитывается непосредственно с субподрядчиком и последний несет какие-либо обязательства перед заказчиком (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»);
  • наличие условия договора субподряда, согласно которому субподрядчик обязан сдать результат работ заказчику, не влечет возникновение отношений между заказчиком и субподрядчиком (Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2011 г. по делу № А09-2471/2010).

По смыслу положений ст.706 ГК РФ Заказчик имеет право ставить условие личного исполнения работ подрядчиком. При нарушении этого условия к подрядчику могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные договором подряда или же договор может быть расторгнут со ссылкой на нарушений существенных условий договора. Судебная практика идет по пути признания такого условия правомерным, основываясь на том, что санкции направлены на обеспечение исполнения обязательств по договору подряда (Постановление восьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 г. по делу № А46-29758/2012 г., Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.01.2014 № Ф03-6706/2013 г. по делу № А 51-24489/2012).

В похожем направлении движется судебная практика при заключении государственного контракта на подрядные работы. В соответствии с положениями ч. 5,6 ст. 30 ФЗ №44 от 5.04.2013 г. Заказчик при определении подрядчика вправе установить требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, а также ставить условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, включать в контракты условия, указывающие объем такого привлечения. В контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков, за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков. То есть если в контракте предусмотрено требование привлечения субподрядчика для выполнения работ, то игнорирование этого требования является существенным нарушением конкурсной документации. Что влечет за собой расторжение договора Заказчиком.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что согласно ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключение договора и в определении его условий, если они не противоречат закону. И так как договор подряда направлен на получения результата работ, Заказчик имеет право уменьшить для себя риски некачественного исполнения работ по договору подряда, устанавливая штрафные санкции за привлечение субподрядчика без согласования предварительно его кандидатуры, что допустимо ст. 706 ГК РФ.

Читайте так же:  Льготы на лечение, положенные каждому пенсионеру

Юридическая компания>Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта

Как привлекают подрядчиков по 44-ФЗ

По ч. 5 ст. 30 в извещении о закупке можно установить требование к поставщику о работе привлечь к исполнению госконтракта организацию из числа СМП и СОНКО. Этот факт и объем таких работ в виде процентной ставки (не менее 5%) необходимо зафиксирован в контракте. За невыполнение этого условия поставщики несут ответственность (например, штраф 1 % от цены договора). Причем заказчик учитывает эту долю в годовом объеме закупок у подобных организаций и контролирует выполнение поставленного условия (ч. 2 ст. 101). В Постановлении Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 установлены типовые условия вышеуказанных контрактов. В качестве подтверждения победителю понадобится направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика, образец такого документа приведен в статье.

Поставщик вправе и самостоятельно прибегнуть к услугам соисполнителей, если это не запрещено документацией или контрактом.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44 ФЗ со стороны заказчика может быть как правомерным, так и нет. В первом случае речь идет о требовании, установленном не к самому участнику, а к способу исполнения договора после торгов. Перечень работ, которые победитель тендера обязан выполнить самостоятельно содержится в Постановлении Правительства РФ № 570 от 15.05.2017. Во втором случае нарушается ч. 6 ст. 31 44-ФЗ. Причем, как показывает практика судов и ФАС, часто именно эту позицию принимают высшие инстанции.

ФАС: поставщика нельзя ограничивать в привлечении субподрядчиков

На последней позиции в ТОП-5 нарушений заказчиков в рамках 223-ФЗ, который составила Федеральная антимонопольная служба, оказалось ограничение на привлечение субподрядчиков. Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов рассказал, почему устанавливать такое ограничение для исполнителя по контракту нельзя.

— Какой закон заказчики нарушают в этом случае?

— В 223-ФЗ говорится, что заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Кроме того, согласно закону, при закупке заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Поскольку участник закупки является субъектом предпринимательской деятельности, он вправе привлекать для выполнения работ субподрядчиков. А вот установление в документации запрета на их привлечение ограничивает генподрядчика в свободной предпринимательской деятельности и является вмешательством в работу участника.

Нарушением является и требование согласования субподрядчиков с заказчиком, так как согласование или отказ в согласовании субподрядчика полностью зависит от желания заказчика. Решения и предписания ФАС России по соответствующим делам не раз поддерживались в суде.

Если же на основании этого требования заявка была отклонена, то нарушителю грозит штраф, который предусмотрен в КоАП РФ (часть 8 статья 7.32.3). В среднем сумма штрафа для должностных лиц составляет от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, а для юрлиц – от с 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

— Почему заказчики запрещают использовать субподрядчиков?

— По мнению некоторых заказчиков, запрет или ограничение привлечения к исполнению контракта соисполнителей – это не требование к участникам закупок, а некое условие исполнения контракта уже после проведения торгов.

Обосновывая свою позицию, заказчики ссылаются на положение части 1 статьи 706 ГК РФ. Там говорится, что если в законе или договоре у подрядчика нет обязанности выполнить работу лично, то он вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков.

Вместе с тем, 223-ФЗ – это основной закон, на который следует опираться. Он направлен на расширение конкуренции, возможности участия в закупках неограниченного круга лиц. Поэтому положение ГК РФ необходимо применять с учетом требований специального закона – 223-ФЗ.

— В каких случаях поставщики не могут обойтись без субподрядчиков?

— В рамках 223-ФЗ разработаны меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые направлены на привлечение их к участию в корпоративных закупках. Так, постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов МСП» устанавливает им особый статус для участия в закупках. Там же прописан исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе потребовать от участника закупки, к примеру, чтобы подтвердить статус субъекта МСП.

Согласно этому постановлению, если в документации о закупке есть условие обязательного привлечения субподрядчика из числа субъектов МСП, то победитель торгов при исполнении договора обязан прилечь к исполнению субподрядчиков.

— Какие риски есть у заказчика, если он разрешит использовать субподряд?

[2]

— В соответствии с частью 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. Таким образом, законодательством предусмотрен механизм минимизации рисков при использовании субподрядчиков для исполнения обязательств по договору.

— Является ли использование субподряда признаком того, что данный поставщик – это посредник?

— Ответственность по контракту за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед заказчиком несет подрядчик, а не субподрядчики. Следовательно, заказчик и субподрядчик независимы друг от друга и не вступают между собой непосредственно в прямые гражданско-правовые отношения. Они также не несут между собой юридических прав и обязанностей. При этом генеральный подрядчик несет персональную ответственность между заказчиком и субподрядчиком. Таким образом, использование субподряда не означает, что поставщик является посредником между субподрядчиком и заказчиком, так как он наделен персональной ответственностью в данных правоотношениях.

Беседовала Ангелина Зеленькова.

Про другие нарушения из ТОП-5 от ФАС России:

Эксперты: подрядчики не всегда честны в выборе субподрядчика

Могут ли заказчики устанавливать закрытый список банков?

При выборе банков заказчики по 223-ФЗ исходят из их финансовой устойчивости. Директор по закупкам «Россетей» прокомментировал тему.

А хватает ли у вас стульев? Какие требования заказчиков являются недопустимыми

Может ли заказчик требовать опыт поставок товара?

Видео (кликните для воспроизведения).

По какому праву заказчики запрашивают дополнительную информацию и документы у поставщиков

Источники


  1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  2. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Субподрядчик по 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here