Установление вида разрешенного использования

Самое важное в статье на тему: "Установление вида разрешенного использования" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Разъяснены особенности определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка и исходного земельного участка

Сообщается, в частности, что согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, виды разрешенного использования образуемых земельных участков должны соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о видах разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего разрешенное использование земельного участка;

вступившего в законную силу судебного акта;

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

При этом в случае отсутствия вида разрешенного использования у исходного земельного участка сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка могут быть указаны в межевом плане на основании одного из перечисленных в пункте 51 Требований документа.

Установление (изменение) вида разрешенного использования земельного участка

Установление (изменение) вида разрешенного использования

Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен или изменен двумя способами:

1. На основании заявления о выбранном виде разрешенного использования правообладателем земельного участка из тех видов, которые установлены Правилами землепользования и застройки.

2. На основании постановления (решения) об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом. Такое постановление (решение) может быть подано в орган кадастрового учета самим правообладателем земельного участка с заявлением об учете изменений, или может быть направлено принявшим его органом в порядке информационного взаимодействия.

Как можно воспользоваться первым способом?

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) вправе выбрать любые основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними (ст. 37 ГрК РФ).

В случае, если сведения о соответствующей территориальной зоне, в которой расположен земельный участок не внесены в единый государственный реестр недвижимости, то к Заявлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости прикладывается справка, выданная уполномоченным органом местного самоуправления (в том числе Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета) об отнесении соответствующего земельного участка к определенной территориальной зоне.

Согласно ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки (т.е. правообладатель не вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования, предусмотренный территориальным зонированием):

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

[1]

Для установления или изменения вида разрешенного использования вторым способом органу государственной власти или органу местного самоуправления необходимо подготовить постановление (решение) об изменении вида разрешенного использования в соответствии с Приказом от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Последнее обновление: 20 августа 2019, 8:17

Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Читайте так же:  Отказ от опекунства

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Важная информация о вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков

В соответствии с определенной категорией земельного надела устанавливается ключевое направление его применения.

Согласно этому направлению лицо, являющееся собственником либо арендатором участка, может вести деятельность на нем.

Разрешенное использование – специфика применения участков в рамках установленной категории земли. Конкретные ВРИ определяются для каждой из категорий в отдельности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это за понятие?

В связи с этим требуется обязательное определение одного либо нескольких видов разрешенного использования. Они устанавливаются в процессе категорирования территорий и их зонирования.

Для установления этой характеристики конкретного участка земли следует удостовериться в наличии либо отсутствии соответствующего документа в муниципалитете – Правил землепользования и застройки. В соответствии с ним осуществляется деление территории на зоны, для которых устанавливаются ВРИ. Согласно актуальному ГК РФ принята следующая классификация ВРИ земельных наделов.

Основными ВРИ считаются виды использования земли, для определения которых не требуется дополнительное получение разрешения со стороны госорганов. Условно разрешенными называются формы использования земельных угодий, применение которых осуществляется после реализации публичных процедур и получения соответствующего разрешения.

Вспомогательные ВРИ определяются в качестве дополнительных к обозначенным двум видам. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков призваны уточнить уже существующее целевое назначение территории. Необходимость такого дополнения может возникнуть в связи с желанием собственника возвести на принадлежащем ему участке забор, гараж, иной малогабаритный объект.

А если вас интересуют все виды, рекомендуем обратиться к классификатору ВРИ.

Какие разрешенные применения надела существуют?

Сюда же входят объекты, предназначенные для обеспечения безопасности основного объекта.

Для земель населенных пунктов вспомогательными ВРИ могут быть назначены:

  • объекты коммунального хозяйства;
  • подъездные пути;
  • парковочные площадки;
  • техзоны;
  • детские площадки, скверы;
  • шлагбаумы и посты охраны;
  • торговые точки.

С 2015 года устранена необходимость выполнения каких-либо дополнительных действий с целью получения согласований. Все обозначенные виды ВРИ неразрывно связаны с основными либо условно разрешенными для земли.

Для земель сельскохозяйственного назначения вспомогательным ВРИ может считаться возведение зданий, необходимых для нужд сельского хозяйства.

ВРИ вносится в ГКН на основании решения органа местного самоуправления. Для установления на своем земельном участке дополнительного вида разрешенного использования потребуется пройти процедуру согласования с муниципалитетом, к которому относится территория, а также с Комиссией по землепользованию и застройке.

Нарушение требований земельного законодательства в указанной области чревато наступлением административной ответственности.

Читайте так же:  Детская комната полиции

Где они указываются?

Документальное отражение ВРИ осуществляется с помощью кадастрового паспорта. Этот параметр является одной из важных характеристик земельного надела. Она оказывает влияние на кадастровую стоимость участка, прямо влияющую на размер налога. В бумаге прописываются все ВРИ. Внесение любых изменений в этой области или включение дополнительных видов допустимого применения в дополнение к основному предусматривает обязательное отражение в кадастре.

Основания и порядок смены

В некоторых случаях при выдаче собственникам участков земли встает опрос изменения целевого назначения. Это касается и получения вспомогательного вида разрешенного применения. Подобная возможность предусмотрена в ходе строительства объектов иного функционального назначения, изменения вида использования территории, при ошибке или допущенной неточности в ходе определении типа.

В случае наличия градостроительного регламента реализация процедуры осуществляется в соответствии с документом. Вспомогательный ВРИ устанавливается исключительно в роли дополнения. Для его применения требуется логическая обоснованность. Сюда можно отнести ситуацию, когда на земельном участке, предназначенном для жилого строительства, возводится многоэтажка.

Логически обоснованным является обустройство стоянки для автомобилей на территории. Однако этот вид применения земельных угодий нельзя прямым образом отнести к жилому строительству. В связи с этим возникает необходимость обозначить вспомогательный ВРИ – строительство стоянки.

В случае отсутствия такого регламента ориентиром становится федеральное и региональное законодательство. Ответственность возлагается на муниципальные либо исполнительные органы.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

    Подготовка пакета документации. Необходимо составить заявление об изменении ВРИ и подать его в орган учета. Понадобится приложить также:

  • личный паспорт человека, являющегося собственником либо арендатором земли;
  • кадастровый паспорт земельного надела с указанным в нем ВРИ и категорией земель;
  • документы, подтверждающие право собственности на объект;
  • кадастровый паспорт на сооружение в случае его наличия на участке.
  • Получение итогового решения. По результатам рассмотрения комплекта бумаг специальной комиссией будет вынесено решение, а в кадастр – внесены соответствующие изменения. Глава администрации муниципалитета принимает решение о том, можно ли разрешить изменение ВРИ относительно конкретного земельного надела.
  • Внесение необходимых изменений в ЕГРН. Администрация поселения передает сведения в Росреестр, на основании чего вносятся изменения в ЕГРН. Срок, отведенный на это, составляет 15 суток. Собственнику участка должно быть отправлено уведомление о внесении корректив в ЕГРН на протяжении последующих 5 суток после их осуществления.
  • Подробнее об особенностях изменения вида разрешенного использования земельных участков можно узнать тут.

    Вид разрешенного использования земельного участка является одним из наиболее важных параметров территории. Необходимо учитывать эту характеристику при планировании любой деятельности на нем. Вспомогательный ВРИ может использоваться только в комбинации с основным. Принципы его изменения обозначены в Земельном кодексе РФ.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Изменение вида разрешенного использования и категории земельного участка

    Достаточно часто у владельцев земельных участков появляется желание поменять разрешенное назначение их использования. Сделать это можно только получив согласие муниципальных властей на изменение вида разрешенного использования земельного участка (сокращенное наименование ВРИ).

    Существующие ВРИ

    Действующим законодательством определены конкретные ВРИ различных земель. Первым документом установлено 13 видов разрешенного использования (на 04.04.19).

    • Основные – подобные участки требуется использовать исключительно по конкретному их назначению (согласно классификатору).

    Изменение вида позволено выполнять только с учетом положений кодов, упомянутых в этом документе. Любое другое использование участка рассматривается как нарушение положений действующих законодательных актов. Это приводит к наложению административных взысканий. Например, штрафов.

    • Вспомогательные – они дополняют 1-ую и 3-ю группы.

    Как отдельный разрешенный вид использования версия не рассматривается. На таких землях разрешено строить любые строения, не являющиеся капитальными, появление которых не меняет целевого назначения рассматриваемой территории.

    • Условно разрешенные – подобные виды использования обеспечивают широкий круг полномочий для владельцев в части их применения. Они регламентируются 37-ой статьей действующего ГрК.

    Данный ВРИ предусматривает неукоснительное выполнение процедуры, которой регламентированы вопросы изменения вида разрешенного использования земельного участка:

    • планы на дальнейшее использование земли согласовываются с администрацией;
    • такие участки требуется использовать строго по назначению;
    • необходимо соблюдение процедуры регламента, устанавливающего допустимое использование земли.

    В тех случаях, когда в имеющихся документах на землю не содержится информации на предписанный вид использования, ее относят к данному виду.

    Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

    Случаи изменения ВРИ

    Чаще всего потребность изменения вида разрешенного использования земельного участка обусловлена следующим:

    • владелец планирует продать участок и стремится за счет этого повысить стоимость (пример, сельхозземли стоят значительно дешевле аналогичной по площади территории под ИЖС);
    • принято решение заняться бизнесом (поставить цех либо киоск), а по имеющемуся ВРИ участок имеет статус, запрещающий подобное;
    • планируется построить многоэтажный дом на земле, видом использования которой предусмотрено ее применение для личного подсобного хозяйства;
    • имеется возможность построить коттеджный поселок, но земля по статусу предназначена для занятия сельхоз деятельностью.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если заблаговременно не поменять вид разрешенного использования земельного участка, согласно закону подобные действия будут рассматриваться как нецелевое использование. Что влечет административную ответственность, включая штраф:

    • 0,5 % от кадастровой стоимости. При этом сумма не может быть меньше 3000 руб. Подобную величину имеют штрафы, наложенные за то, что на участках сельскохозяйственного назначения данными работами не занимаются;
    • 1,0 % вышеназванной суммы (≥ 10000 руб.) предусмотрено за несоблюдение целевого назначения земли (установлен киоск на участке, являющемся приусадебным);
    • 1,5 % (≥ 20000 рублей) — на участке под ИЖС никакого строительства не ведется долгое время.
    Читайте так же:  Камеры в подъезде

    Нормативная база

    С учетом важности установления разрешенного вида использования земельного участка, подобная тема разносторонне регулируется комплексом действующих законодательных актов, основными из которых являются Федеральные законы:

    • 136-ФЗ, датированный 25.10.01 (актуальная версия 27.06.19). Этим законом утвержден и введен в действие «Земельный Кодекс РФ»;
    • 190-ФЗ от 29.12.04 (действующая редакция от 27.06.19). Утвержден ГрК РФ;
    • 172-ФЗ, изданный 21.12.04 (актуальная версия 01.05.19). устанавливает правила перевода участков в разные категории;
    • 218-ФЗ, от 13.07.15 (актуальная версия от 27.06.19) определил порядок регистрации недвижимости;
    • «Классификатор ВРИ ЗУ» утвержден приказом №540, изданным 01.09.14 Минэкономразвития РФ (действующая редакция 04.02.19).

    Алгоритм выполнения замены существующего ВРИ

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по двум вариантам:

    [2]

    • ваш участок подпадает под действие действующего ГР, изменить имеющийся разрешенный вид можно просто направив в Росреестр заявку.
    • когда для изменения требуется предварительное проведение слушаний, являющихся публичными (в населенном пункте отсутствуют действующие ПЗЗ, либо вид участка, условно разрешенный) с присвоением нового ВРИ согласно Классификатору, существующий порядок изменения требует обращаться в муниципалитет, на земле которого находится данный участок.

    Подача допустима по почте, в электронном виде, через своего официального представителя, при личном посещении МФЦ.

    В ней указывают избранный вариант изменения существующего вида разрешенного использования земельного участка. К заявке прилагается комплект документов (см. пункт «Требуемые документы»).

    Изменение вида разрешенного использования прямо зависит от следующих факторов:

    • наличия в муниципалитете действующих ПЗЗ;
    • ГР, либо его отсутствия;
    • группы ВРИ участка земли, которая указана в ГПЗУ, существующем ПЗЗ либо плане зонирования.

    В случае действующего ПЗЗ и ГР, при попадании назначения (требуемого заявителю) земельных участков в группу ВРИ «основная», данный выбор и замена не нуждаются в дополнительных согласованиях. Изменение вносится простым направлением заявления в ближайшее отделение Росреестра.

    Если выбранный вариант попадает на группу условно разрешенных использований земельных участков, сменить старый вид на требуемый возможно лишь после публичных слушаний. Заявка подается в муниципалитет, с приложением комплекта документов. Их перечень устанавливает местная администрация. Проводятся слушания. Принимается постановление о замене имевшегося разрешенного вида на новый, нужный заявителю. Постановление дает право Росреестру внести новую информацию по рассматриваемому участку.

    Заявку могут подавать собственники земли, их доверенные лица. Кроме этого данное право предоставлено арендатору, при условии, что договор аренды заключен более чем на пять лет.

    Требуемые документы

    При решении вопроса замены видов разрешенного использования участков путем подачи заявки в МФЦ (например, в Росреестр), к ней прилагаются:

    • паспорт (на ИП или физическое лицо) в копии. Для юр. лица, требуется документ, подтверждающий предоставленные представителю полномочия (оригинал или копия) и паспорт последнего (копия);
    • подтверждение полномочий представителя владельца (к примеру, арендатора);
    • согласие лица, которому юридически принадлежат права на данный земельный участок, с запрашиваемым изменением ВРИ (требуется, если заявку подает не владелец).

    Иные документы, подача которых предусмотрена действующим законодательством, органы Росреестра обязаны получить самостоятельно.

    Процедура сбора данного пакета может выполняться самостоятельно. Сроки получения документов не должны превышать 30 суток на день подачи заявки.

    Изменения в кадастр вносятся не позднее 23 дней.

    Если предстоит работа с администрацией, в ее адрес подается аналогичный пакет документов. К нему прилагается подтверждения регистрации ИП (юридического лица). Требуется только, если они подают заявку. Решение принимается муниципалитетом в срок, не превышающий 45 рабочих дней, учитывая проведение слушаний.

    Документальное оформление изменения существующего ВРИ

    Получив решение, позволяющее провести смену разрешенного использования конкретного земельного участка, лицо, подавшее заявку, обязано составить «Декларацию на изменение».

    Она подается в Росреестр для внесения принятых изменений, касающихся ВРИ участка. Декларация подписывается ее составителем, с проставлением даты подписания.

    Причины возможного отказа

    Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

    Разрешенное использование земельных участков

    Что такое разрешенное использование земельных участков?

    Разрешенное использование земельного участка – это установленное нормативным актом разрешение на определенный вид использования земельного участка в пределах его целевого назначения в соответствии с территориальным зонированием.

    Целевое назначение земельного участка – это установленное законом разрешение на использование земельного участка только в соответствии с той целевой категорий земель, к которой отнесен данный земельный участок.

    Территориальное зонирование – это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Какие существуют виды разрешенного использования земельных участков?

    Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

    Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

    1. Основные виды разрешенного использования.
    2. Условно разрешенные виды использования.
    3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

    1. Основные виды разрешенного использования земельных участков:

    • для индивидуального жилищного строительства (для ИЖС)
    • для ведения личного подсобного хозяйства (для ЛПХ)
    • для дачного строительства
    • для ведения дачного хозяйства
    • для сельскохозяйственного производства
    • для организации фермерского хозяйства
    • для организации крестьянско-фермерского хозяйства
    • для ведения сельского хозяйства
    • под малоэтажное жилищное строительство
    • для сельскохозяйственного использования
    • для жилищного строительства
    • жилая, коммерческая застройка
    • иное разрешенное использование

    В силу положений Градостроительного кодекса РФ основные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, если данные правообладатели земельных участков не являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

    [3]

    2. Условно разрешенные виды использования земельных участков

    Читайте так же:  Административный штраф это судимость

    Перечень условно разрешенных видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

    Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

    Порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка

    Порядок получения данного разрешения установлен Градостроительным кодексом РФ и заключается в следующем:

    Правообладатель земельного участка, заинтересованный в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в специально создаваемый орган (комиссию, совет и т.д.) в составе органов местного самоуправления. Указанный орган организует и проводит в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства и готовит соответствующее заключение.

    На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования орган осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их руководителю органа местного самоуправления.

    На основании обозначенных выше рекомендаций глава органа местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

    Если решение является положительным (что является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления) соответствующая запись об условно разрешенном виде использования вносится в государственный кадастр недвижимости.

    3. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

    Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

    Примерами вспомогательных видов функционального использования территории могут быть встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или открытые стоянки для временного хранения автотранспорта.

    Что такое условно разрешенный вид использования земельного участка

    Для граждан, которые выбирают себе земельный участок или же тех, кто планирует вносить изменения в тип применения земли, важно быть осведомленным в том, что такое условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот правовой термин определяет цели, которые владелец может реализовать с помощью своей недвижимости.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    В предыдущие годы ВИР указывался в свидетельстве, которое выдавалось в органах регистрации. Сегодня же такие данные можно найти только в ЕГРН. Для установления этого параметра нужно определить целевое назначение территории.

    Что нужно знать

    Законодательство говорит о том, что землю можно использовать только по предназначению. Например, если земля нужна для ведения фермерского хозяйства, а в документах указано, что участок предназначен только для коммерческого строения, то ферму там разместить не получится.

    Регламенты запрещают подобные действия, так как в этом случае земля будет использоваться не в соответствии со своим предназначением. Если невозможно будет изменить этот вид пользования на более подходящий, то придется искать другой участок.

    Главным градостроительным документом является генеральный план. Это документация, в которой указывается план по развитию территорий городских или других селений.

    В нем указываются:

    • главные ветви развития территории (учитывая климатические особенности и экономическую ситуацию в регионе);
    • обозначаются функции каждой из зон, их назначение и запреты на использование в определенных целях;
    • описываются меры, которые нужно предпринять для защиты населения города или поселка;
    • обозначаются границы поселения.

    Вся территория города или другого поселения должна быть поделена на несколько зон.

    Это могут быть зоны разнообразных предназначений, а именно:

    • жилые;
    • производственные;
    • инфраструктурные;
    • рекреационные;
    • сельскохозяйственные;
    • зоны специального назначения и пр.

    Это значит, что земли в подобных зонах могут быть использованы только по прямому предназначению (например, в жилой зоне можно строить дома, но нельзя – промышленные комплексы).

    Нормы закона

    Все основные правила использования земли установлены в таком нормативном акте, как Градостроительный кодекс, а именно в статье 37.

    В подробностях этот вопрос раскрыт в приказе Министерства экономического развития №540, который был принят в 2014 году. В нем утверждается классификатор ВРИ участков земли. Данный классификатор можно найти в приложении к этому документу. Здесь описаны все типы использования земли, которые возможны исходя из действующего законодательства.

    Это следующие направления:

    • использование в сельскохозяйственном назначении (существует 18 направлений, в том числе животноводство, садоводство и пр.);
    • возведение жилых домов (7 направлений, среди которых: индивидуальнее строительство, застройка жилыми комплексами, обслуживание застроек и пр.);
    • возведение объектов капстроительства для общественного пользования (больницы, школы, коммунальные предприятия);
    • для ведения предпринимательской деятельности;
    • для отдыха;
    • выделение участков для добычи полезных ископаемых и промышленной деятельности;
    • возведение транспортных путей;
    • для обеспечения обороны и пр.

    В Классификаторе для каждого названия присвоен специальный числовой код, который является равнозначным с текстовым наименованием.

    Градостроительный регламент

    Правовой режим для участка земли определяется в соответствии с тем, как его фактически используют. Это же касается и возведенных на этой территории объектов.

    Читайте так же:  Оторвал шланг на заправке, что делать

    Читайте далее про новый закон по межеванию земельного участка бесплатно.

    Установленный в градостроительном регламенте правовой режим распространяется на определенную территориальную зону со всеми возведенными на ней объектами. Не распространяется действие этого документа на те участки, где расположены памятники или ассамблеи, которые являются культурным наследием.

    Нет необходимости устанавливать градостроительный регламент для зон, которые предназначены для общественно использования, для добычи ископаемых и для размещения объектов линейного типа.

    Какие бывают ВРИ

    В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ВРИ могут быть следующих типов:

    • основные виды;
    • условно разрешенные виды;
    • вспомогательные виды (могут быть использованы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам).

    Для каждой территориальной зоны обязательным условием является установление ВРИ. В другом случае составление градостроительного регламента становится невозможным.

    Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка

    Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.

    Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:

    1. Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
    2. Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
    3. Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
    4. В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.

    К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.

    Назначение

    Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать. Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий. Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.

    В законодательстве говорится, что вся территория населенных пунктов предназначается только для возведения городов и других поселков. Условно разрешенное использование наделов полностью зависит от места их расположения.

    Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.

    К самым распространенным ограничениям относят:

    • в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
    • в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
    • в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.

    Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.

    Как получить

    Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.

    Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:

    • Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
    • На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
    • Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
    • Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.

    После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.

    Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.

    Смотрите также, как проводится регистрация права собственности на земельный участок в МФЦ.

    Читайте тут, как составить доверенность на оформление земельного участка в собственность.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48
    Видео (кликните для воспроизведения).

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источники


    1. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

    2. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

    3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
    Установление вида разрешенного использования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here