Виды государственной социальной помощи

Самое важное в статье на тему: "Виды государственной социальной помощи" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

[2]

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

К ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
  • разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

Виды оказания государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

[3]

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте рФ.

Государственная социальная помощь назначается:

  • решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;
  • на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

Понятие и виды социальной помощи

Читайте также:

  1. I. 1. Понятие наследственного права
  2. I. Понятие и виды экологических экспертиз.
  3. I. Понятие и задачи методики расследования по горячим следам.
  4. I. Понятие и значение миссии фирмы.
  5. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  6. I. Понятие и состав экологического правонарушения
  7. I. Понятие об информационных системах
  8. I. Понятие перемещения.
  9. I. Понятие химическое в-во и хим. реакция.
  10. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  11. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  12. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СТРУКТУРА КУРСА, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.

Социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения, дополняющая обязательное соци­альное страхование и государственное социальное обеспе­чение особых субъектов, находится в процессе формирова­ния. Поэтому многие специалисты (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, М.В.Филиппова) не признают ее самостоятельной организаци­онно-правовой формой социального обеспечения, руководству­ясь источником финансирования, который является важным, но не единственным признаком для выделения организационно-правовых форм. При характеристике организационно-правовой формы финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от круга лиц, входящих в сферу ох­вата.

Государственная социальная помощь оказывается за счет средств бюджетов различных уровней, но это не значит, что она поглощается государственным социальным обеспечением особых субъектов (различных категорий государственных слу­жащих и др.).

Государственная социальная помощь,как указано в за­коне, предоставляется в целях поддержания уровня жизни ма­лоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адрес­ного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и обществен­но приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

В современных социально-экономических и политических условиях постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, не­сут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. При отсутствии средств существования в объеме прожиточного минимума нуждающиеся граждане приобретают право на различные виды социальной помощи:

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии);

— натуральные выдачи (топливо, одежда, обувь, медикамен­ты, продукты и пр.).

Независимо от индивидуального или среднедушевого до­хода отдельным категориям граждан (инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и др.) предоставляется набор социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение и др.).

Источником финансирования всех видов социальной помо­щи служат бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ 1 .

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федеральных законов — «О государственной соци­альной помощи» от 17.07.1999г.; «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г.; «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31.03.2006 г. и других нормативных правовых актов.

Главным критерием, определяющим право на социальную помощь, является нуждаемость. Нуждаемость— это такое ма­териальное положение, при котором индивидуальный или сред­недушевой доход физического лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, по независящим от них причинам.

Величина прожиточного минимумапредставляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также обя­зательные платежи и сборы. Потребительская корзина включа­ет в себя минимальный набор продуктов питания, непродоволь­ственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоро­вья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размеров базовой части трудовых пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а также формирования федерального бюджета.Потребительская корзинав целом по РФ и в субъектах РФ определяется для основных социально-демографических групп населения не реже одного раза в пять лет на основе методичес­ких рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийс­ких объединений профсоюзов и утверждаемых Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-кли­матических условий, национальных традиций и местных осо­бенностей потребления продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг.

К основным социально-демографическим группам населе­ния относятся дети до 16 лет, лица трудоспособного возраста от 16 лет до 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.), пенсионеры — женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

Читайте так же:  Как выделить земельный пай

В состав потребительской корзины входит 11 наименований продуктов питания, а также минимальное количество непро­довольственных товаров (одежда, обувь, постельное белье, школьно-письменные принадлежности и пр.) и услуг (квартпла­та и коммунальные услуги, городской транспорт, культура).

Студенты должны хорошо усвоить сущность государствен­ной социальной помощи и ее значение, уметь раскрыть содер­жание таких понятий как «прожиточный минимум», «потреби­тельская корзина».

| следующая лекция ==>
Понятие обязательного медицинского страхования (ОМС). Права и обязанности субъектов ОМС |

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1607 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды, размеры и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Читайте также:

  1. I Порядок проведения контрольной проверки тормозов на станции
  2. II. Порядок слов в предложениях, содержащих прямую речь
  3. III. Основные цели и задачи государственной национальной политики
  4. III. Порядок зачета контрольных работ
  5. III. Порядок слов (Wortfolge)
  6. III.4 Порядок пропуска и отправления поездов при невозможности обеспечения единого наименьшего тормозного нажатия
  7. IV ПОРЯДОК СМЕНЫ КАБИН УПРАВЛЕНИЯ НА ЛОКОМОТИВАХ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
  8. VI ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ И ВКЛЮЧЕНИЯ ТОРМОЗОВ
  9. VI. Основные направления региональных программ государственной национальной политики
  10. VII. Механизм реализации государственной национальной политики
  11. VII. Отношения между князьями Рюрикова дома и порядок княже­ского владения
  12. Автоматизована та журнальна форми для реєстрації ділових паперів та порядок їх заповнення

Тема: Виды, размеры и порядок оказания государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной инатуральной формах.Денежные выплаты могут расходоваться получателями в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены.

Различаются следующие формы оказания государственной социальной помощи:

а) денежные выплаты, предоставляемые в виде социальных по­собий, субсидий и других выплат;

б) натуральная помощь, оказываемая в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви и др.

Под социальным пособиемпонимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Эти пособия характеризуются следующими признаками: безвозмездностью; фиксированным размером.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующие бюджеты, за счет средств которых они выплачивались. Получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению. Это является их правом.

В Законе «О государственной социальной помощи» не указывается конкретный размер выплаты пособий. Однако устанавливается предельный размер этого вида социальной помощи. Его размер малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством самого субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер пособия и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Закон о социальной помощи конкретно определяет финансовые источники выплаты — это средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Поэтому во многих регионах страны происходит развитие собственного (регионального) законодательства об этом виде социального обеспечения. Так, Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» предусмотрен более широкий круг лиц, имеющих право на получение от городских властей различной социальной поддержки, — ветераны труда и приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. лица; инвалиды, имеющие I, II, III группы инвалидности; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации и др. Для многих из них предусмотрены: 50 процентов скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по абонентской плате за телефон; освобож­дение от оплаты за вывоз твердых бытовых отходов и т.д.

Помимо этого, труженики тыла, ветераны труда и приравненные к ним лица и другие категории граждан имеют право на ежемесячную городскую денежную выплату (социальное пособие).

Как сказано в законе, ежемесячная городская денежная выплата — выраженное в денежной форме обязательство города Москвы, финансируемое за счет средств городского бюджета, направленное на обеспечение реализации права граждан на социальную поддержку. Данная городская денежная выплата назначается и выплачивается органами социальной защиты населения.

Размер ежемесячной городской денежной выплаты устанавливается дифференцированно в зависимости от категории получателя. Так, реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, размер выплаты определен в сумме 350 руб., труженикам тыла — 300 руб., ветеранам труда и приравненным к ним лицам — 200 руб. (Эти выплаты периодически индексируются). Отдельные категории лиц, указанные в законе, начиная с 1 января 2006 г. имеют право на получение от городских властей социальной поддержки в виде социальных услуг либо в денежном выражении.

Под социальной субсидиейпонимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых материальных благ или оказываемых услуг.

Одним из признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определенной целью, поэтому они не могут расходовать их по своему усмотрению.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральнойформе (виде). Органы местной исполнительной власти вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии), так и в натуральной форме. На практике часто получается так, что денежных средств в местном бюджете нет или их недостаточно. В таких случаях местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь нуждающимся топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т. п. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать эту помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако для названной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данное обстоятельство имеет большое значение, так как дефицит бюджетов всех уровней достаточно напряженный. Вследствие этого малоимущие граждане могут остаться без каких-либо видов социальной помощи в силу того, что государственные органы будут (или могут) ссылаться на нехватку денежных средств, например в местном бюджете.

В целях улучшения положения малообеспеченных групп населения могут также привлекаться дополнительные средства — предприятий, организаций и учреждений.

Читайте так же:  Наследование по дарственной

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и среднедушевым доходом членов нуждающейся малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. При наличии достаточных средств субъекты РФ могут устанавливать размеры социальной помощи выше указанной разницы.

Нуждаемость— это материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации, по не зависящим от него причинам.

Наличие такого критерия в качестве основания для предоставления государственной социальной помощи, закрепленного в правовой норме, также существенно упростило бы применение законодательства по данному виду социального обеспечения.

Социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании их (его) заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина). В нем заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В случае необходимости представленные заявителем сведения могут быть дополнительно проверены путем комиссионного обследования, проводимого органами социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Таким образом, в соответствии с Законом о социальной помощи у россиян, находящихся за чертой бедности, появилась реальная возможность ее получения.

Такая упрощенная процедура облегчает реализацию гражданином своего права на получение государственной социальной помощи. Решение о назначении социальной помощи (или об отказе в ее назначении) органы социальной защиты населения направляют в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее чем через 10 дней после обращения и представления им необходимых документов. Окончательный ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления. Отказ в назначении государ­ственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Обизменениях(в составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе), являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему или его семье государственной социальной помощи, заявитель обязан известить органы социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных изменений. В противном случае он может быть лишен права на получение этой помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи, в том числе по причине отсутствия денежных средств, заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Отказ в предоставлении государственной социальной помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз в тех случаях, когда малоимущий одиноко проживающий гражданин или малоимущая семья в ней будет нуждаться.

Как отмечалось выше, особенностью оказания государственной социальной помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определенный период времени. Максимальный период времени в законе не указан. Это дает основание считать, что получатели государственной социальной помощи имеют право получать ее достаточно долго — до тех пор, пока по установленным в законе основаниям сохраняется право на ее получение.

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 4684 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Государственная социальная помощь

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Чтобы подтвердить статус неимущей семьи, совокупный доход в расчете на 1 человека сравнивается с прожиточным минимумом по региону

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Государственная социальная помощь может включать не только денежные выплаты, но и натуральные

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными — это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению — это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи — целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены. Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится. Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Читайте так же:  Как избежать снижения пенсии, за счет правильного ведения трудовой книжки
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Социальная помощь предоставляется всем детям

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Статья 43. Каждый имеет право на образование

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

ТК РФ Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

Необходимо предоставить пакет документов

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Многодетная семья получает натуральную помощь перед новым учебным годом

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Гуманитарная помощь – это, прежде всего, обеспечение необходимыми продуктами и медикаментами

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Можно обратиться для подачи заявления в МФЦ

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Согласно действующим законам, адресная социальная помощь – это материальная поддержка граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. Не каждый гражданин может получить ее, поэтому необходимо понимать, что требуется для ее оформления. Только после обращения в соответствующие бюджетные структуры с требуемыми документами можно оформить это пособие. Более подробно об этом читайте в специальной статье.

Социальная помощь, ее виды и функции

Понятие «социальная помощь»

Социальная помощь на сегодняшний день выступает в качестве одной из организационно-правовых форм социального обеспечения.

В отличие от социальной защиты, социальная помощь в определенной степени дополняет социальное страхование, а также такой аспект, как государственное социальное обеспечение.

Социальная помощь направлена на обеспечение особых субъектов, и как вид деятельности находится лишь в процессе своего формирования.

Читайте так же:  Размер пенсионных выплат парламентариев

Есть специалисты, которые по сей день не могут признать социальную помощь как самостоятельную организационно-правовую форму социального обеспечения. К ним относятся М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.В. Филиппова. Они утверждают, что социальная помощь не может быть самостоятельной формой лишь по признаку наличия источника финансирования. Данные финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от конкретного круга лиц, которые входят в сферу охвата социальной помощью.

Социальная помощь, таким образом, — это один из способов заботы государства и социума о тех гражданах, которые находятся в зоне риска и нуждаются в помощи. Данное содействие может оказываться в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, а также недостаточностью средств существования, которыми располагает индивид или более широкая социальная группа.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды социальной помощи

Социальная помощь как одна из организационно-правовых форм может быть нескольких видов. К основным относятся следующие:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Функции социальной помощи

Функции социальной помощи идентичны функциям, которые соответствуют социальной защите. Сюда входят следующие:

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Условия предоставления, формы и виды государственной социальной помощи

Читайте также:

  1. Cделка как юридический факт. Виды сделок. Договоры. Формы сделок. Государственная регистрация сделок. Недействительность сделки. Ничтожные и оспоримые сделки
  2. Formes non personnelles du verbe. — Неличные формы глагола.
  3. I. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  4. I. Перевести осужденного в обычные условия отбывания наказания
  5. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  6. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  7. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  8. III Спонсорство в социальной сфере.
  9. III. 4. Внутреннеполитические формы влияния государства на туристскую деятельность
  10. III. формы организации текущей учебной работы
  11. III.3. Внешнеполитические формы выражения заинтересованности государства в развитии туризма
  12. Ing-формы

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в России всеми правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами (кроме тех случаев, которые установлены федеральным законом или меж­дународным договором РФ). Данную норму следует рассматри­вать в совокупности со ст. 27 Конституции РФ, которая опреде­ляет, что каждый, кто законно находится на территории Рос­сии, обладает правами и обязанностями наравне с российскими гражданами. Естественно, что также ими должны соблюдаться соответствующие нормативные акты.

Согласно ст. 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользу­ются в Российской Федерации правами и несут обязанности на­равне с российскими гражданами, за исключением отдельных случаев, предусмотренных федеральным законом. В числе огра­ничений не содержится указания на отсутствие права на государ­ственное социальное обеспечение в виде государственной соци­альной помощи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Право на государственную социальную помощь могут иметь гражда­не Российской Федерации и лица, находящиеся в России на за­конных основаниях, а также беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства при соблюдении ими условий на получение такой помощи.

Согласно статье 8 Федерального закона № 178-ФЗ, определяющей основные положения в отношении порядка назначения государственной социальной помощи, она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Определение понятий «место жительства» и «место пребывания» дано в Законе РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[124].

В законодательстве Российской Федерации, как федеральном, так и субъектов РФ, регулирующим оказание государственной социальной помощи, условие о возрасте, с которого лицо имеет право обратиться за ее назначением не установлено. В данном случае право на получение связано с такими элементами правосубъектности как правоспособность и дееспособность. По мнению М.В. Лушниковой и А.М. Лушникова социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью.[125] Что же касается дееспособности, разделяя точку зрения Е.Е. Мачульской, считаем, что при решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права по аналогии. В частности, гражданин, не достигший возраста 18 лет, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации[126]) или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[127]

Рассматривая критерии, определяющие субъекта (получателя) государственной социальной помощи, мы подошли к особой категории, достаточно редко встречающейся в российском законодательстве, определяемой как «семья». В правовой литературе семью выделяют в качестве особого субъекта – коллективного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.[128]

Семью как субъект права социального обеспечения часто упоминают многие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия (пересмотренная) и т.д.

В ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указывается, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

В состав семьи согласно ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» входят лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Одна­ко при этом упущены супруги, которые, как известно, не являются ни родст­венниками, ни свойственниками, а состоят в брачных отношениях. Правда, в ст. 13 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедуше­вого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна­ния их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ, дается более полное понятие семьи. «В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы». При этом, однако, указано, что они связаны родством и (или) свойством. Исходя из сказанного, в ст. 1 Федерального закона «О прожиточ­ном минимуме в Российской Федерации», по нашему мнению, правильнее было бы указать, что семья — это лица, связанные супружескими отношениями и (или) родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

В российском законодательстве государственная социальная помощь, в случае, если за ней обратятся т.н. «сожители» будет предоставляться как одиноко проживающему гражданину. Кроме того, практически нигде не встречается указание на возраст, как детей, так и родителей, обратившегося лица.

Рассмотрев признак государственной социальной помощи – «нуждаемость», мы выявили три его элемента: прожиточный минимум, независящие причины и доход. Перейдем к рассмотрению остальных двух элементов нуждаемости.

Понятие дохода в российском законодательстве как таковое отсутствует.

Статья 5 Федерального закона № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», основываясь на ст. 136 ГК РФ, содержит расширенное толкование дохода. Из данной статьи можно сделать вывод, что доходы – это стоимость товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, полученных от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества.

Читайте так же:  Налоговые льготы пенсионерам мвд

Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ содержит методику расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, а постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден «Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».[129]

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные сум­мы до вычета (в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогов и обязательных страховых платежей (едино­го социального налога).

В России, как на федеральном уровне, так и в актах субъектов РФ, при определении права на государственную социальную помощь учитываются доходы от принадлежащего лицу имущества. Кроме того, согласно ст. 2 федерального закона № 44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений, в том числе, о принадлежащем имуществе на праве собственности. Данная норма дублируется в законодательстве многих субъектов РФ, однако обязанность использовать данное имущество (капитал) для извлечения дохода, при наличии такой возможности, на получателя государственной социальной помощи не возложена.

В Федеральном законодательстве понятие независящие причины не закреплено. В ряде субъектах РФ закреплен перечень независящих причин: «К независящим от граждан причи­нам, по которым они признаются малоимущими и приобретают право на го­сударственную социальную помощь, отнесены:

1) многодетность (наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме);

2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с дейст­вующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными или обучаются в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме или не работают в связи с ухо­дом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом 1 группы).

[1]

Отсутствие единого определения независящих причин, установленного на федеральном уровне приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные при­чины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или суже­нию круга получателей государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии.

Для того, чтобы определить формы и виды государственной социальной помощи обратимся к ее понятию, установленному Федеральным законом. Можно сделать вывод, что государственная социальная помощь может оказываться в форме (или виде – из данного понятия однозначно не следует) пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Данный перечень является закрытым. Определить виды или формы, перечисленные в ст. 1 178-ФЗ, позволяет вышеуказанная статья 4 178-ФЗ в соответствии с которой, социальная доплата к пенсии относится к видам государственной социальной помощи.

Однако, виды оказания государственной социальной помощи определены и в ст. 12 данного закона, согласно которой, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Следует отметить, что по нашему мнению, вопрос выделения видов государственной социальной помощи является важным и носит, помимо теоретического, практический характер. Это вызвано тем, что право каждого на определенный объем государственной социальной помощи может быть реализовано путем закрепления ее видов исключительно на федеральном уровне. Это подтверждается федеральным законодателем путем отнесения в ст. 4 178-ФЗ установления видов к полномочиям Российской Федерации.

К натуральной помощи большинством субъектов РФ относится топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, проездные документы и другие виды натуральной помощи. Как отмечает В.П. Галаганов для малоимущих важна не только денежная, но и натуральная помощь.[130] Однако, предоставление натуральной помощи предусмотрено не всеми субъектами РФ. Законодательством Приморского края предоставление натуральной помощи не предусмотрено, что нарушает нормы статей 4 и 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Таким образом, структуру государственной социальной помощи можно предложить построить следующим образом. Согласно ст. 1 считать, что государственная социальная помощь оказывается в следующих видах: социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В таком случае, государственную социальную помощь, в значении, придаваемом главой 3 Федерального закона 178-ФЗ, можно считать в качестве социального пособия малоимущим гражданам. Кроме того, социальная доплата к пенсии – также отражена в ст. 1 178-Фз и является видом государственной социальной помощи. Остальные виды государственной социальной помощи в настоящее время можно считать не реализованными, как не получившими развития в Федеральном законе № 178-ФЗ. Виды, установленные ст. 12 178-ФЗ необходимо именовать формами и дополнить данные формы регулярной и единовременной по основанию срока предоставления.

Поскольку срок и размер, государственной социальной помощи относится к условиям, субъекты Российской Федерации вправе сами устанавливать период оказания государственной социальной помощи. В каждом субъекте РФ данный вопрос решен по-разному, поскольку он напрямую связан с формой и видами государственной социальной помощи.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
Виды государственной социальной помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here