Воспитатель логопедической группы обязанности

Самое важное в статье на тему: "Воспитатель логопедической группы обязанности" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Воспитатель логопедической группы обязанности

Одной из задач исследования являлось изучение условий организации логопедической работы в группе детского сада. Для этого были использованы методы: изучение состояния предметно-развивающей среды в группе и в логопедическом кабинете, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя и учителя-логопеда в различные режимные моменты, изучение программного обеспечения и схем планирования логопедической работы с детьми.

На основании обобщения изученного материала установлено:

В логопедической группе созданы все условия для полноценной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Пространство группы достаточно светлое, комфортное, оснащено необходимой мебелью. В предметно-развивающей среде группы присутствуют: детские столы и стулья, большой рабочий стол для логопеда и воспитателя, шкафы для пособий и литературы, навесная магнитная доска, фланелеграф. Имеется учебная зона, где находится необходимый дидактический и учебный материал для эффективного проведения работы с детьми. Есть большое настенное зеркало для групповой работы с детьми и маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребенка. Имеется полка для индивидуальных папок детей, зеркал и раздаточных пособий, что позволяет детям самостоятельно брать и складывать пособия для работы, приучает их к аккуратности, самостоятельности, готовит их к школе.

В группе находится магнитофон с различными аудиозаписями. Его также используют для записи речи детей в момент обследования или в периоды промежуточной диагностики. Имеются пособия для логопедического обследования и дальнейшей коррекционной работы: наглядный лексический материал: предметные и сюжетные картинки разного размера для групповой и индивидуальной работы; пособия для формирования фонематических процессов, правильного звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематических процессов.

В группе на стене и в удобно расположенных шкафах находятся также пособия для обучения грамоте: навесная азбука, кассы букв и слогов, пеналы со схемами слов и предложений, звуковые линейки, кубики с буквами, пластмассовые буквы, буквари для чтения, карточки и фишки для звукового анализа. Имеются и разнообразные пособия для обследования и развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Они представлены пирамидками, матрешками, коробками с прорезями и набором геометрических фигур, разрезные картинки и кубики разной конфигурации и разного числа составных частей, развивающие игры «Сложи квадрат», «Выложи узор», «4-й лишний», «Сравни и отличи», «Почини коврик», много материала для формирования функции обобщения, картинки для выстраивания логических цепочек. Для развития неречевых процессов также используются разнообразные яркие игрушки, в том числе мягкие; дидактические пособия и мелкий раздаточный материал; звучащие и поющие музыкальные игрушки для развития слуховых ощущений.

Развитие речи и преодоление речевого недоразвития предполагает развитие дыхания и голоса, для чего в группе имеются наборы султанчиков, вертушек, искусственных цветов, есть емкости для воды и игрушки для поддувания: бумажные кораблики, мелкие легкие предметы, легкие птички на ниточке. Для развития мелкой моторики педагогами группы используются различные виды кнопочной, геометрической мозаики, трафареты и шаблоны разной сложности, игровые пособия со шнуровкой, наборы крупных бусин для нанизывания, счетные палочки в пеналах для выкладывания разных узоров, наборы мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши) с отверстиями для продевания нитки или узкой ленты.

[2]

Логопедический кабинет также оборудован в соответствии с требованиями эффективной коррекционной работы.

В целом можно сделать вывод, что в группе детского сада создана необходимая, разнообразная, эстетически оформленная предметно-развивающая среда, что позволяет обеспечивать практически все направления коррекционной логопедической работы с детьми по устранению речевого недоразвития.

Успех коррекционной работы также зависит от естественной речевой среды в группе. Характеристикой логопедической работы в данной группе является правильно организованная учебно-речевая деятельность как один из путей формирования мотивации к работе над речью. Воспитатель и логопед в группе вызывают интерес к занятиям введением игровых моментов, широким использованием наглядных интересных пособий, предлагая практические действия с предметами. В играх, на занятиях, на природе логопед и воспитатели активизируют детей к наблюдениям окружающей действительности, пытаются устанавливать связи между личным опытом детей и речевым материалом, стимулируют детей к припоминанию увиденного, к передаче своих впечатлений.

Широко используются возможности для свободного общения детей во время всех режимных моментов. При этом речь взрослых выступает образцом для детей. Следует отметить, что речь педагогов, работающих в данной группе, эмоциональная, выразительная, грамматически правильная, звучит без напряжения. Педагоги стараются не доминировать голосом над речью детей, но тем не менее правильно интонировать и артикулировать свою речь.

Дальнейшее изучение условий логопедической работы показало, что на основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

· своевременным обследованием детей;

· рациональным составлением расписанием занятий;

· планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

· наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий;

· оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

· совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.

Следует отметить, что в экспериментальной логопедической группе налажено взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда, а также взаимодействие между педагогами и родителями. Присутствует атмосфера благожелательного и внимательного отношения к детям, стремление создать комфортное взаимодействие в процессе коррекционной работы.

Логопедическая работа в группе осуществляется с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М.М.Алексеева, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.) [42, 47]. К этим принципам можно отнести:

Читайте так же:  Вид права собственность

§ принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

§ принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

§ принцип формирования элементарного осознания явления языка (Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев);

§ принцип обогащения мотивации речевой деятельности в учебных и внеучебных режимных моментах.

Логопедическая работа воспитателя

Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.

Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.

Основные задачи воспитателя логопедической группы

При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.

Трудности работы воспитателем логопедической группы

Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:

  • Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
  • Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Неполное формирование словесно-логического мышления.

Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:

  • Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
  • Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
  • Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.

Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.

Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.

Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.

Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.

В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.

Читайте так же:  Выплаты и пособия за второго ребенка

Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.

Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы

И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:

При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.

Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:

  • Произношение.
  • Восприятие звуков речи на слух.
  • Воспроизведение слогов.
  • Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
  • Наличие сформированной связной речи.
  • Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
  • Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.

На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:

  • Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
  • Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
  • Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.

Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.

Специфика деятельности воспитателя логопедической группы

1. Коррекционной направленностью работы с детьми с недоразвитием речи, с учетом особенностей их речевого развития, познавательно сферы, развития ВПФ и моторных функций, индивидуальных особенностей их развития.

Так, в процессе проведения занятий с детьми воспитатель должен:

Например, лексическая тема «Транспорт».

Транспорт на нашей улице — трамвай, автобус и т.д. Воспитатель организует наблюдение детей за уличным движением в ходе экскурсии. Знакомит с различными видами транспорта, в зависимости от их назначения — пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейская машина). Знакомит детей с названиями профессий людей, работающих на транспорте. Дети изучают части автомобиля и их названия: кузов, кабина, капот, колеса, руль, тормоза, фары, подфарники и т.д. А логопед на своих занятиях, опираясь на уже знакомую детям лексику, решает коррекционные задачи, связанные с формированием у детей лексической системности, развитием словообразования, словоизменения, грамматических категорий.

В ходе планирования совместной деятельности следует учитывать следующее:

  • · Работа логопеда и воспитателя с детьми по развитию речи проводится по определенным лексическим темам. Поэтому, в начале учебного года логопед и воспитатель согласовывают последовательность изучения лексических тем.
  • · Необходимо помнить, что названия тем фронтальных логопедических и воспитательских занятий с детьми по развитию речи имеют различные формулировки. У воспитателя тема занятия может совпадать с изучаемой лексической темой, например, «Посуда». Тема логопедического занятия формулируется строго в соответствии с программой коррекционного обучения детей в группе данного профиля (ОНР, ФФН), например, «Приставочные глаголы». Логопед, формируя у детей навыки образования приставочных глаголов, опирается при этом на лексическую тему воспитателя «Посуда» (наливает, переливает, выливает и т.д.).
  • 3. Специфика работы воспитателя логопедической группы заключается в проведении логопедических занятий с детьми по заданию логопеда в вечернее время.

Во второй половине дня (после сна или полдника) отводится специальное время (30 мин.) для вечерней работы воспитателя по заданию логопеда для закрепления формируемых у детей речевых навыков. На вечернюю работу планируется 5-7- детей. Работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Имена детей и задания записываются в специальную тетрадь преемственности в работе логопеда и воспитателя в соответствии с правилами ее заполнения. Логопед пишет задание, а воспитатель после его проведения фиксирует его результаты.

Следует помнить, что все усилия воспитателя направлены на закрепление у детей формируемых логопедом умений и навыков, поэтому логопед не предлагает упражнения, которые он с ребенком не проводил. Перечислим виды заданий, которые можно планировать воспитателю на вечернюю работу:

  • — закрепление уже поставленных звуков;
  • — развитие фонематического слуха;
  • — закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • — закрепление грамматических форм языка;
  • — расширение и уточнение словаря;
  • — отработка сложных по слоговой структуре слов;
  • — развитие графомоторных навыков;
  • — повторение стихотворений, рассказов;
  • — развитие мелкой моторики и ВПФ.

Задания, которые нельзя планировать воспитателю:

  • — постановка и закрепление только что поставленного звука;
  • — те виды работ, которые логопед с ребенком не выполнял.
Читайте так же:  Пенсия для сотрудников фсин

Воспитатель логопедической группы обязанности

Автор: Перькова Нина Григорьевна

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация: МБДОУ д/с №12

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Воспитатель группы для детей с речевыми нарушениями выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач. Они направлены на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого недоразвития. От слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя во многом зависит успех коррекционной логопедической работы с детьми до­школьного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией. В первые две недели сентября воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Совместно с логопедом составляется комплексно-тематический план работы на год.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и вос­питателем совместно. Это развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правиль­ной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.д. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функ­ции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность повторения занятий. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдель­ные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за поставленными звуками и грамматической правильной речью. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Задача работы воспитателя заключается не в «обучении» и «формировании навыков» (это задачи логопеда), а в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…».

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей в фонетическом и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого не­благополучия.
Речь воспитателя должна быть предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями.

Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

  • обследование познавательной и других ви­дов деятельности детей и установление их соответствия данной возрастной группе;
  • проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по программе и по заданию логопеда в вечернее время;
  • создание в группе условий, способствующих упражнениям в формировании и активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей во время занятий и во время режимных моментов;
  • объяснение заданий логопеда родите­лям для закрепления пройденного материала во время домаш­них занятий, которые включают пополнение, уточнение, акти­визацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие нере­чевых процессов, игровой деятельности.

Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Например, дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком упо­требления числительных с существительными, поэтому воспита­тель должен следить за правильностью речи детей, исправлять все их ошибки, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы. В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют вос­питателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять домиков, семь стульев).
Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, а воспитатели в свою очередь упражняют детей в приме­нении, употреблении этих речевых моделей во время и вне занятий.
Формирование навыка согласования числительных с существи­тельными необходимо осуществлять в такой последовательности:

  • употребление наречий «мало» и «много» в сочетании с родитель­ным падежом существительных (много карандашей, мало альбомов);
  • сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух тарелок, пяти тетрадей, трех столов, шести полок);
  • сочетание винительного падежа числительных с существи­тельными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре домика, пять-десять белочек).

В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда (час после полдника). На вечерние занятия воспитатель может взять от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Рекомендуются следующие упражнения: закрепление хорошо поставленных звуков, повторение стихов, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирает ло­гопед совместно с воспитателем. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент не­посредственного участия или присутствия воспитателя (настольными играми, играми по формированию мелкой мотори­ки, раскраска­ми, свободным рисованием, лепкой, конструированием).

Рекомендуется выделить в группе логопедический уголок, т. е. место для логопедических занятий, в котором долж­ны находиться игры для формирования пра­вильной воздушной струи, для развития речевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется в течение учебного года по мере прохождения учебного материала.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с речевым недоразвитием, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения.

В задачу воспитателя также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, связанных с речевым недоразвитием, формирование интереса к занятиям.

В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время воспитатель может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.

[3]

Рекомендуемая литература:

Читайте так же:  Заявление на экспертизу

1. В первый класс без дефектов речи. Ткаченко Т. А.

2. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР / Дефектология. – 1995. — № 1.
3. Дети с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б. Туманова Т. В.
4. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. Шашкиной Г.Р. М. 2003.

Дневник. воспитателя логопедической группы

воспитателя логопедической группы

(профиль группы) (номер группы или название)

Данные о воспитателях группы

педагогический стаж стаж работы педагогический стаж стаж работы

в логопедической в логопедической

домашний телефон домашний телефон

на 20 / 20 учебный год

Влюбой логопедической группе, как во всех группах компенсирующего вида, существует два направ­ления работы воспитателя — коррекционно-развивающее и общеобразовательное,причём первое явля­ется ведущим.

Общеобразовательные задачи

касаются самочувствия, обучения и воспитания дошкольников. К ним относятся: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их интеллек­туального и личностного развития; забота об эмоциональном благополучии каждого воспитанника; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей. Кроме того, воспитатель обя­зан следить за исправностью мебели, оборудования, игрушек в группе. Он же отвечает за состояние на­ходящихся впомещении группы растений и животных. Никто, кроме воспитателя, не будет украшать группу к празднику, убирать на участке опавшие листья, сажать цветы, мастерить поделки к конкурсу ёлочных игрушек, готовить доклады на педсоветах и пр.

Все перечисленные обязанности воспитателя, характерные для общеобразовательных групп, влого­педических группах сохраняются полностью. Однако к ним добавляются те, которые связаны с коррек-ционно-воспитательным направлением. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутству­ющих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого дефекта, как общее недоразвитие речи. А группы с таким диагнозом в последнее время составляют подавляющее большинство среди всех логопе­дических групп. Каждому специалисту, работающему с детьми данной категории, важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой!

Тридцать лет работы с детьми данной категории, значительный опыт преподавания на курсах повы­шения квалификации работников образования, а также желание помочь коллегам в деле подготовки воспитанников к школьному обучению подвигли автора к написанию настоящего пособия. Оно рассмат­ривает задачи, методы, формы и содержание коррекционной работы воспитателя в логопедической группе — вопросы, которые в специальной литературе освещены недостаточно.

Несомненно, работа с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, кроме высокого профессио­нализма, требует от педагогов огромной ответственности, эмоциональных, душевных и физических зат­рат, терпения, творчества, любви ксвоему делу. Однако, помимо всего перечисленного, для эффектив­ной работы необходимо немало специальных знаний! Мы постарались учесть многочисленные вопросы и пожелания воспитателей, высказываемые ежегодно на курсах повышения квалификации. По предло­жению воспитателей в книгу включены методические принципы планирования и проведения занятий, анкета для родителей, конспекты занятий по развитию речи, таблицы контроля за звукопроизношени-ем и пр. Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фикси­ровать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.

Дневник объединяет в себе и, следовательно, заменяет большинство документов, которые необхо­димы воспитателю логопедической группы: тетрадь для вечерних заданий, сведения о родителях, пла­ны собраний и открытых занятий, таблицу контроля за произношением и пр. Он позволит воспитате­лям сделать коррекционно-воспитательную работу с детьми более чёткой, системной, комплексной, результативной.

В Дневнике четыре части: памятка для перспективного планирования, материалы для ежемесяч­ной коррекционно-воспитательной работы, памятка для работы с родителями, материалы для кален­дарного планирования. Учитывая хроническую нехватку времени у воспитателя, мы представили мак­симальное количество информации в виде таблиц, советов, принципов, то есть материала, который удобен в пользовании.

Пособие предназначено для воспитателей логопедических групп различной направленности: для де­тей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недо­развитием речи, заиканием на фоне общего недоразвития речи, дислалией и пр. Дневник, несомненно, заинтересует логопедов, заведующих и методистов детских образовательных учреждений, в которых имеются группы компенсирующего вида.

Надеюсь, что использование данного пособия поможет воспитателям и коллегам в их трудной, ответ­ственной, но такой благодарной деятельности!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Десять советов воспитателю логопедической группы

Для ребёнка, начавшего посещать логопедическую группу, мно­гое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, порядки,т* нятия, необходимость «делать уроки» дома и пр. Незнакомая сре­да требует привыкания, адаптации малыша. В этом отношении пер­вый месяц учебного года является и для детей, и для педагогов наи­ более сложным. У отдельных ребят нервное напряжение перерас­тает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Иногда, как следствие психологи­ческой перегрузки, связанной с адаптацией, у ребятишек наблюдается даже невротичес­кая рвота, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и т.п.

Важно помнить, что привыкание длится в среднем месяц,и при спокойной, комфорт­ной обстановке в груцПе, доброжелательном, мягком отношении педагогов проходит без дополнительных мер воздействия.

Педагог, незнакомый с коррекционной работой, в случаяхне­послушания или конфликтности ребёнка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Специалист, знающий проблемы кор­рекционной педагогики, представляет, что причин конфликтнос­ти может быть немало. Ими могут оказаться слишком строгий отец, недостаток внимания со стороны родителей, ссоры между ними, завышенные требования родственников, рождение в семье

Читайте так же:  П 2 ст 81
младших брата или Пестры и пр. То есть конфликтное поведение малыша является, как правило, его защитной реакцией, либо самым верным способом самоутверждения. По­мимо названных причин, важно учитывать сведения о рождении и развитии ребёнка, а также его личностное и характерологические особенности.

Только суммируя указанные данные, а также результаты собственного изучения ре­бёнка, педагог може^ делать выводы о причинах детской конфликтности.

В логопедической группе важны не только профессионализм пе­дагога,который будет участвовать в коррекционном процессе, но и его личностные черты.Эта значимость объясняется тем, что в дош­кольном возрасте ребёнок наиболее ориентирован на взрослого, на­ходящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Поэтому воспитателю важно быть для ребёнка при­мером и образцом подражания в словах, оценках, манерах, чувствах

и поступках.

Дети с проблемами; в развитии, которые зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмо­циональны, не должны опасаться плохого настроения воспитателя, его отрицательной оценки или наказания.

В связи со сказанным, существенную роль для воспитателя коррекционной группы играют следующие способности: правильно оценивать состояние ребёнка, его поступ­ки, их причины; сопереживать ему, добиваясь расположения и взаимопонимания, а не подчинения.

Воспитание, кроме личного и прочих примеров, осуществляется педагогом посредством мер поощрения и порицания.От их выбора во многом зависит механизм становления личности ребёнка. Само­стоятельно малыш не может оценить полезность или вредность не­ которых своих поступков. Всё, что поощряется взрослым, войдет в стереотип его поведения. Хвалить детей за любой даже самый незначительный положи­тельный поступок следует искренне, радостно, громко, не жалея красок и эмоций. Тогда необходимость порицаний сведётся к минимуму. Задача профессионального педагога: по­ощряя или порицая воспитанников, приучить их к сознательной дисциплине, к следова­нию понятным, обоснованным и знакомым правилам.

День в детском саду начинается с утреннего приёма детей. От того,
как воспитатель встретит ребёнка,как продемонстрирует ему свою
радость, во многом зависит настроение малыша, его самочувствие и
даже работоспособность на занятиях. Прекрасно, если встреча с вос­
питателем — это праздник для каждого ребёнка!

Ребёнок действует импульсивно, он не способен удерживать в па­мяти все перемены своего быстро меняющегося настроения. Само­стоятельно анализировать свои прошлые поступки он ещё не в со­стоянии. Поэтому важно оценивать, поощрять или проявлять не­

довольство именно в момент совершения поступка,не откладывая оценку «на потом». Даже через короткое время у малыша может резко измениться на­строение, раздражение или агрессия пройдут, забудутся, тогда порицание педагога ока­жется бессмысленным.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезнен­но реагируют на замечания воспитателя по поводу поведения или успехов ребёнка.Поэтому, особенно в начале учебного года, следу­ет отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка.

Говоря родственникам о плохих поступках ребёнка, воспитатель (взрослый опытный человек) расписывается в собственной беспомощности. Исключение могут составлять только болезненные, патологические проявления, представляющие опасность для жиз­ни и здоровья окружающих. Что же касается трудностей в обучении, то их лучше фик­сировать в специальной, индивидуальной, логопедической тетради, оформляя как зада­ние для домашней работы.

В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения — дело обычное, важна мак­симальная индивидуализация обучения ивоспитания. Учёт особен­ностей, способностей, возможностей ребёнка важно обеспечивать не только впроцессе индивидуальной работы, но и на каждом группо­ вом занятии. В педагогике вообще, а коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нор­мами, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индиви­дуальный подход к каждому проблемному ребёнку.

В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфортдля каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимос­ти, защищённости; того, что рядом взрослые, которые любят, ценят, помогут, научат, да ещё сделают всё это с радостью, обеспечивает мак­симальную реализацию всех имеющихся у ребёнка возможностей.

Положительный эмоциональный климат в отношении воспитате­

ля к детям, в свою очередь, влияет на становление доброжелательных отношений между сверстниками. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее и комфортнее.

В возрастной психологии нормально развитый ребенокв среднем дошкольном возрасте характеризуется следующими качествами: жизнерадостность, активность, живое воображение, заинтересован­ное изучение окружающего мира, подражание взрослым, инициа­тивность, полоролевое поведение (игры, занятия в соответствии с по­

лом). Важно помнить, что большая часть осложнений психического развития являются лишь отклонением от нормы, ане симптомом психических заболеваний. Как правило, выявлен­ные осложнения можно скорректировать педагогическими мерами воздействия.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  2. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
Воспитатель логопедической группы обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here