Земли для ведения крестьянско фермерского хозяйства

Самое важное в статье на тему: "Земли для ведения крестьянско фермерского хозяйства" с профессиональными пояснениями. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то можно обратиться к дежурному юристу.

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Право на получение земельного участка имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, проработавшие не менее пяти лет в сельском хозяйстве и получившие соответствующую квалификацию, либо прошедшие специальное обучение и подготовку.

2. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляются соответствующими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду в соответствии с действующим законодательством.

3. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель поселков и сельских населенных пунктов не производится.

4. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, непосредственно работающие в сельскохозяйственной организации. При наличии нескольких претендентов, имеющих желание организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, выбор проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Нарушение преимущественного права граждан на получение земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в суде.

5. Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, имеют право дополнительно арендовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции без ограничений.

6. В договоре о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование или аренду фермер берет обязательство использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и лично участвовать в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. К договору прилагается бизнес-план или технико-экономическое обоснование развития крестьянского (фермерского) хозяйства как неотъемлемая часть договора.

Договором должны быть предусмотрены сроки освоения земельного участка и обязательства органа, предоставившего земельный участок.

7. За гражданином, имеющим жилой дом в поселении и получившим земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

8. При прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям, земельный участок подлежит разделу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

9. Распоряжение земельным участком осуществляется главой крестьянского хозяйства с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

10. В случае безвозмездного предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве общей совместной собственности доли членов хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

11. Размеры (минимальный и предельный) земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются с учетом плодородия почв и их специализации, подтвержденной экономическим обоснованием.

>
Обжалование решений органов государственной власти и органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных.
Содержание
Закон Калининградской области от 17 июня 1999 г. N 132 «О земле»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Можно ли строиться на землях «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»? Разрешение на строительство. Часть 1.

Современное Российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения, могут быть обоснованы интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по-разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьезных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, вещь весьма не постоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.
В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) мнения у чиновников, как правило, нет из-за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать не удалось.
Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

Можно ли строиться на землях «для ведения КФХ»?

— Строиться можно. Согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 403 ЗК РФ Собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений, является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

Согласно «Закона о КФХ» для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек несельскохозяйственного назначения, т.е. жилого, рекреационного, промышленного и т.п.

Закон о КФХ №74-ФЗ Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства:

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Действующим законодательством не установлены какие-либо особые режимы или условия, ограничивающие строительство на фермерской земле. Пределы использования земельных участков для ведения КФХ не ограничены никакими специальными нормами, как например, в случае с земельными участками для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство), с/х производства или садоводства. Например, на земельных участках для ведения садоводства не допускается строительство более одной постройки с одним видом использования. Т.е. можно построить только 1 садовый дом (жилой дом можно строить только если участок находится в черте поселений), 1 баню, 1 сарай и т.д. На фермерской же земле нет ни количественного ограничения, ни по площади. Само собой, необходимо соблюдать все градостроительные, пожарные, санитарные, гигиенические и другие нормативы, поскольку в ином случае, могут быть использованы штрафные санкции за несоблюдение обязанностей землепользователя, в частности, установленные Ст.42 ЗК РФ.

Закон о КФХ N 74-ФЗ Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

После прочтения этой статьи, хочется сказать — да, очевидно, фермер может покупать участки для строительства. И в природе, видимо, есть участки из состава земель с/х назначения, предназначенные «для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ». Но нам такая экзотика не встречалась и местные чиновники такого не слыхивали.

Вышеуказанная статья, является единственной во всем земельном Законодательстве РФ, где упоминаются постройки на участке для ведения КФХ!

Читайте так же:  Протест и представление прокурора

Требуется ли разрешение на строительство?

В случае строительства зданий и строений (сооружения возводятся без получения разрешений и не подлежат регистрации в рег. палате) вид разрешенного использования «для ведения КФХ» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство для капитальных построек, которые не являются постройками «вспомогательного использования», т.е. для капитальных складов, цехов, амбаров, овощехранилищ, мастерских, гаражей, сараев и т.п.

Жилое строение, т.е. отдельная постройка (здание, дом) постоянного типа, рассчитанная на длительный срок службы, вся или не менее половины площади которой предназначено и используется для проживания, по нашему мнению, как раз и является на участке «для ведения КФХ» объектом вспомогательного использования. Соответственно, разрешение на ее строительство не требуется (Ст. 51.п.17 Град Кодекса РФ).

Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

— Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Соответственно, если речь идет о жилом строении, которое мы скромно назовем «баня» или «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.

Как оформлять постройку на КФХ?

Если же Вы решили построить капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, и т.п., то теоретически Вам следует получать разрешение на строительство и оформлять постройку.

В случае, если Вы твердо решили, что ваше строение не является постройкой «вспомогательного использования», и Вам следует надлежащим образом оформить свою постройку.

Процедура оформления, в случае если оно необходимо, ничем не отличается от оформления строений на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках в населенных пунктах, даже наоборот — в нашем случае больше свобод при строительстве, чем в городской или даже в сельской черте.

Важно помнить, что постройка не должна находиться в охранной зоне водоема, санитарной, защитной или какой-либо другой зоне действия обременений, а также зоне нахождения линейных объектов (ЛЭП, газовые магистрали, кабели и т.п.). Там строительство запрещено. Если на участке нет зон, запрещающих строительство — строительство на нем не запрещено!

Что касается практики оформления построек, то этот опыт наиболее сконцентрирован в Подмосковье. Согласно утверждениям Калинина Н.И., который является заместителем руководителя аппарата комитета Государственной думы по аграрным вопросам, а также государственным советником Российской Федерации I класса), получение разрешения на строительство на участках под КФХ является редкостью, и поэтому во многих регионах инстанции не знают, что с этим делать.

После получения разрешения на строительство, должна идти классическая процедура оформления, в которой прямое участие принимают частные архитекторы, формирующие проект застройки, а также планировку расположения объектов на самом участке. Поскольку строительство — это прерогатива архитекторов, то по выяснению нюансов оформления лучше обращаться непосредственно к ним. К тому же, неясен перечень тех объектов, на которые требуется разрешение на строительство.

Конечным итогом оформления будет получение паспорта объекта строительства и регистрация в районной регистрационной палате. После чего, возникает обязанность платить налог с недвижимого имущества, а также ряд других соответствующих обязанностей.

Процедура формирования проекта застройки, получения разрешения на строительство, согласование с надзорными инстанциями проекта, приемка комиссии для сдачи дома в эксплуатацию и другое, являются достаточно дорогостоящими и трудоемкими задачами. Многие землепользователи, особенно вдали от мегаполисов, осуществляют строительство без предварительного оформления. Попробуем разобраться, чем чреваты такие действия?

Могут ли штрафовать за строительство на КФХ?

Согласно действующего КоАП, штраф за осуществление капитального строительства без получения соответствующего разрешения, для физических лиц составляет от 2000 до 5000 рублей, для юр. лиц — от 500.000 до 1.000.000р.

1. Следует заметить, что сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства (бытовки, навесы и т.п.) могут возводиться без ограничений и не требуют никаких разрешений.

2. за возведение строений, являющихся капитальными, т.е. такими, которые невозможно переместить без затрат, соизмеримых со стоимостью самого строения могут штрафовать, если докажут, что эти строения не постройками «вспомогательного использования».

3. Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья под названием «Нужно ли оформлять постройку на КФХ?»

Как часто могут штрафовать? — При соблюдении СНиПов и правил худшее, что можно ожидать — возможное ежегодное штрафование от 2000 до 5000 р. (для физ.лиц) за возведение объектов капитального строительства без получения разрешений, до тех пор, пока пользователь не оформит свои постройки вышеописанным образом.

На землях с/х назначения в Ясногорском районе за самовольное строительство еще никого не штрафовали. При существующем законодательстве, крайне маловероятно, что могут начать шрафовать, поскольку запрета на капитальное строительство на землях «для ведения КФХ» нет, а в настоящее время разрабатывается проект закона, разъясняющего не только как законно строиться, но даже позволяющего прописываться на данной земле.

Возможен ли снос самовольных построек?

— в нашем случае — не возможен.

Статья Гражданского Кодекса №222.Приводим ее с некоторыми сокращениями:

1. Самовольная постройка — строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить… Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности … которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При изучении прецедентов сноса построек оказывается, что либо постройки были возведены самовольно на чужих участках без согласия собственников, либо находились в охранных зонах, не допускающих строительство.

Каковы отступы построек от леса, лесопосадок, красных линий улиц и соседних участков?

Существует два СНиПа, устанавливающих отступы от леса или лесопосадок. По СНиПу относящемуся к дачным и садовым участкам и поселкам, отступ предусмотрен в 15м. По СНиПам населенных пунктов — 25м. Предлагается руководствоваться нормами для населенных пунктов, поскольку в будущем не исключен перевод земель поселения под населенные пункты.

По отступам от соседних участков и от дорог — иформация появится в последующем.

Вывод русскими словами:

Если не нарушены права и интересы других лиц, а также отсутствуют угрозы жизни и здоровью граждан (поэтому рекомендуется не только соблюдать при строительстве нормы, правила и СНиПы, но и строиться с «запасом» прочности) — законно принудить снести постройку не получится. Необходимость получения разрешения на строительство весьма неочевидна. Размер штрафа за строительство без получения разрешения (если оно нужно) для физических лиц достаточно мал, а процедура штрафования достаточно сложна, чтобы чиновникам было интересно этим заниматься. Возможно узаконивания судом постройки, возведенной без необходимого разрешения, и последующая регистрация права собственности на постройку. К сожалению, амнистия, упрощающая оформление, здесь не работает. Но опять-таки, это только в случае, если на постройку требуется разрешение на строительство, т.е. если постройка не является объектом вспомогательного использования.

Читайте так же:  Бесплатные лекарства после инфаркта

Что касается людей, осваивающих поместья в Ясногорском районе, то желающих начать этот долгий и дорогой путь оформления, пока еще не нашлось. И большинство причин этому ясны:

— никого еще не штрафовали и подобной тенденции не наблюдается;

— платить существенный налог за строения мало кто торопится;

— при оформлении постройки могут обнаружиться нарушения, которые нужно будет исправлять (наиболее распространенные это — несоответствие проекту);

— Никто не отменял действие закона общества: меньше знаешь — крепче спишь. Можно и перефразировать: меньше знают [чиновники] — крепче спишь. Чем меньше чиновников знают о наличии сомнительного объекта или о возможностях придраться за какое-нибудь нарушение, тем меньше нужно расходоваться на устранение нарушений или на «закрывание глаз».

В целом, имеют место быть совершенно серьезные опасения, что государству, очень скоро, будет совсем не до таких мелочей.

На сегодняшний день Ясногорская администрация не препятствует и не видит препятствий в оформлении построек на землях «для ведения КФХ».

Владимир Бахарев
01.09.2009г.
12.10.2009г. Добавлена информация по статье 222 ГК.
09.09.2010г. Добавлена информация из Град. Кодекса об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство и др.
17.09.2010г. Добавлены обоснования права на строительство на землях для КФХ.
13.12.2010г. Внесены терминологические уточнения в отношении построек на землях для ведения КФХ.
12.04.2011г. Внесены уточнения, а также добавлена новая статья «Можно ли строиться на землях для ведения КФХ». Часть II .

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Право на получение земельного участка имеют лица, достигшие 18-летнего возраста, проработавшие не менее пяти лет в сельском хозяйстве и получившие соответствующую квалификацию, либо прошедшие специальное обучение и подготовку.

2. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляются соответствующими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду в соответствии с действующим законодательством.

3. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель поселков и сельских населенных пунктов не производится.

4. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, непосредственно работающие в сельскохозяйственной организации. При наличии нескольких претендентов, имеющих желание организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, выбор проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Нарушение преимущественного права граждан на получение земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в суде.

5. Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении, имеют право дополнительно арендовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции без ограничений.

6. В договоре о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование или аренду фермер берет обязательство использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и лично участвовать в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства. К договору прилагается бизнес-план или технико-экономическое обоснование развития крестьянского (фермерского) хозяйства как неотъемлемая часть договора.

Договором должны быть предусмотрены сроки освоения земельного участка и обязательства органа, предоставившего земельный участок.

7. За гражданином, имеющим жилой дом в поселении и получившим земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

8. При прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям, земельный участок подлежит разделу в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

9. Распоряжение земельным участком осуществляется главой крестьянского хозяйства с согласия всех членов крестьянского хозяйства.

10. В случае безвозмездного предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве общей совместной собственности доли членов хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

11. Размеры (минимальный и предельный) земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются с учетом плодородия почв и их специализации, подтвержденной экономическим обоснованием.

>
Обжалование решений органов государственной власти и органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных.
Содержание
Закон Калининградской области от 17 июня 1999 г. N 132 «О земле»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств (стр. 1 из 2)

Определение крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст.1 Федерального Закона РФ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Закон).

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Крестьянское хозяйство — это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, закреплены в ст.15 данного Закона, который применяется с учетом норм земельного и гражданского законодательства.

[3]

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств имеет свою специфику. Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст. 218, 217) (далее ГК), Земельным кодексом РФ (ст. 28-34), Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 3, 4, 9 и 10).

Эти общие принципы детализированы в главе 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в статьях 11-13.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 78 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК) конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории. В некоторых случаях особенности правового режима земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения определяются характером деятельности соответствующего субъекта, который использует земельный участок.

Приватизация сельскохозяйственных угодий была разрешена Законом РСФСР от 23.11.1990 «О земельной реформе», а приватизация несельскохозяйственных угодий — п.4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Приватизация сельскохозяйственных угодий была осуществлена в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» бесплатно, путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли гражданам на праве общей собственности.

Читайте так же:  Восстановиться в вузе

Право на получение земельной доли получили работники сельскохозяйственных организаций, пенсионеры этих организаций, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этих сельскохозяйственных организаций.

Указанные земельные доли разрешено выделять в натуре для создания и расширения фермерского хозяйства в порядке, установленном ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, для ведения фермерского хозяйства предоставляются в собственность, в том числе и бесплатно, земельные участки из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель по нормам, установленным в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, а также в аренду без ограничения площади арендуемых земель в соответствии со ст. 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участник долевой собственности (собственник земельной доли) вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности для создания и расширения фермерского хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду, включая передачу земельного участка в аренду фермерскому хозяйству.

Выдел земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) — это переход части земельного участка, находящегося в общей собственности, в собственность участника долевой собственности и прекращение для этого участника права на земельную долю (земельных долей).

Выделенный земельный участок (новый сформированный земельный участок) подлежит государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» упростила этот порядок при условии, если число участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения более 5 человек.

Участник долевой собственности может известить остальных участников о своем намерении выделить долю (доли) в письменной форме (как требует ст. 252 Гражданского кодекса РФ), либо может опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В п.5 ст. 20, п. 3 ст. 21 Земельного кодекса РФ и в п.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» прописана процедура приватизации земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения.

Если фермерское хозяйство зарегистрировано гражданином без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), то такой гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок независимо от его площади.

Если же фермерское хозяйство зарегистрировано как юридическое лицо (в соответствии с положениями Закона РСФСР от 22.10.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), то приватизация земельного участка уже осуществляется за плату.

Земли, предоставленные для ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного производства – выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений. Землепользование является платным. Граждане, впервые организующие крестьянское хозяйство, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им впервые земельного участка (ст. 12 Закона «О плате за землю»).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, разрешено предоставлять и приобретать земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и из земель иных категорий.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 30-33 Земельного кодекса РФ.

Получив в регистрационной палате документ, удостоверяющий право на земельный участок (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда) фермер имеет право распоряжаться этим земельным участком в соответствии с требованиями законодательства.

При формировании вновь образуемого земельного участка необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о соблюдении минимального размера таких земельных участков, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации, за исключением случаев образования земельного участка фермерского хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения работ по формированию земельного участка определен в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 Руководителем Федеральной службы земельного кадастра Росси 17 февраля 2003 года.

Статья 12 Закона детально регулирует отношения фермера и органов публичной власти по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения фермерского хозяйства.

В данной статье отражены особенности предоставления земельных участков, установленные в ст. 34 Земельного кодекса РФ и в ст. 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Положения статьи предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйством.

Земельный участок с разрешенным использованием крестьянское (фермерское хозяйство). Кто его купит? Кому он нужен?

Частенько риэлторам попадаются земельные участки для продажи с категорией Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием Крестьянское (фермерское) хозяйство. Встает вопрос как его продать, кому он нужен, какие варианты можно предложить покупателю? Сначала разберемся- что такое Крестьянское(фермерское)хозяйство (КФХ) Начинающие риэлторы часто путают понятия КФХ и сельхозпроизводство.

Существует два термина:

Крестьянское (фермерское)хозяйство(КФХ)-это форма организационно-правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица. Федеральный закон № 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Последняя редакция 28.12.2010 года.

Крестьянское (фермерское)хозяйство(КФХ)-земельный участок для ведения КФХ, от 100 соток.

Для первого термина:

1. Необходима регистрация в налоговой инспекции
2. Членов объединения (в том случае, если это не родственники) должно быть не более 5 человек, наемных рабочих не более 15 человек.
3. Земля приобретается и регистрируется на имя физического лица. Составляется Соглашение по долям, в случае необходимости.
4. Члены хозяйства, желающие выйти из него, получают только денежную компенсацию. Земельный участок и другое имущество остается в КФХ.
5. Целевое использование ( в случае отсутствия разрешения на строительство) только сельскохозяйственные работы (производство).
6. Площадь участка не ограничена (от 6 соток до тысяч ГА), в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земли муниципального округа.

Читайте так же:  Перевод на государственной гражданской службе

Крестьянско-фермерское хозяйство.

Какую с/х коммерческую деятельность можно вести на земле КФХ?

Нумерация по ОКВЭД в налоговой инспекции.

Причем такие виды деятельности как «01.12.32 Сбор лесных грибов и трюфелей» и «01.13.24 Сбор плодов, ягод и орехов, в том числе дикорастущих» вообще смещают «центр активности» в близлежащие леса! А «01.11.6 Выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов» позволяет высадить на земельном участке клевер и любоваться отличным газоном.

Это значит, что участки с целевым назначением Крестьянское( фермерское) хозяйство можно предлагать потенциальным фермерам, желающим приобрести землю для своего бизнеса.

Каждый из этих видов деятельности позволяет использовать земельный участок по его целевому назначению.

В случае второго термина:

А если человек не хочет быть фермером и сдавать отчетность в налоговую инспекцию, а большой участок иметь хочет, какие варианты можно рассмотреть в таком случае?
Собственник земельного участка КФХ еще не является фермером, пока он не встал на учет в налоговой инспекции!

На сегодняшний день, регистрация в налоговой инспекции КФХ – это добровольное дело, независимо от прав собственности на участок КФХ. Кстати, земельный налог меньше от дачного в 5 раз.

Очень часто покупатели задают вопрос « Что можно построить на участке с целевым назначением КФХ?»

Федеральный закон № 74-ФЗ от 11.06.2003 Гл.4.ст. 11,п.2 гласит:

Например, категория земли для населенных пунктов, разрешенное использование-для ведения крестьянского (фермерского)хозяйства.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых 3-х лет после возникновения права собственности. В судебной практике не встречаются изъятия земельных участков в случае их неиспользования.

Изымаются или предъявляются требования только в случае иных видов нецелевого использования, то есть использования не по назначению.

Крестьянско-фермерское хозяйство.

Что нужно для застройки?

1. Написать заявление в администрацию, в отдел градостроительства и архитектуры. Обосновать необходимость проживания на участке, связанную с непрерывным рабочим процессом.
2. Администрация должна разработать генеральный проект застройки участка на основе проекта, предоставленного собственником.(В проект застройки можно включить- жилой дом, хозпостройки, ограждения земельного участка, пруд, площади под сад, огород и др.)
3. В случае необходимости, изменить целевое использование, согласно градостроительных регламентов.( например на дачное строительство). Читай статью Как изменить целевое назначение земельного участка?
4. Генеральный план застройки утверждается Постановлением Главы муниципального округа

Почти всегда условием для получения разрешения на строительство является фермерство, то есть постановка на налоговый учет как фермер, для получения налогов в казну района.

Застройка должна занимать не более 30 % площади земельного участка.

Сооружения, такие как баня, сарай , теплица, туалет, не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.

Практический опыт показывает, что РОСРЕЕСТР зарегистрирует право собственности на жилой дом, построенный на земле КФХ, если имеется постановление местной Администрации. А получить такое разрешение очень-очень трудно.

В настоящее время Правительство России рассматривает возможность жилого строительства на этих землях с соответствующими изменениями в Закон. ЖДЕМ!

В чем отличие участков КФХ от сельскохозяйственного производства?

КФХ— чтобы построиться надо стать фермером, сдавать отчетность
С/Х— фермером становиться не надо, но надо изменить целевое назначение под дачное строительство.

КФХ по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для создания и развития усадьбы (имения).Старое русское понятие родового поместья.

Большого рынка усадеб еще не существует, но имеются все предпосылки для его создания в России. Состоятельные люди ради престижа покупают такие участки и строят себе родовые поместья. Но для этого необходимо, чтобы участок был видовым, у водоема, у леса, существовала транспортная доступность.

Резюме:
• На земле КФХ строиться можно, но нужно пройти процедуру получения разрешений и согласований в местной Администрации
• Можно построить дом, назвав его сторожкой, никто не выселит!
• Можно создать сельскохозяйственный бизнес
• Можно построить усадьбу (имение),см.пункт первый
• Можно изменить разрешенное использование(или целевое назначение), если это не противоречит градостроительному регламенту муниципального округа.
• Ценность КФХ в том, что у него площадь от 100 соток, а в дачном строительстве от 6 соток

Вывод- господа риэлторы продавайте земли больше и лучше!

Получай новые статьи и секреты профессионального риэлтора на e-mail!

Как купить или продать участок земли под ферму или ЛПХ? Условия, порядок, плюсы и минусы сделки

Покупка и продажа земельных участков (ЗУ), на которых разрешено ведение личного подсобного или крестьянского фермерского хозяйства (ЛПХ и КФХ), имеет особенности, обусловленные тем, что такие участки, обычно, относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Все юридические действия с ними регламентируются соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодексов РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Применение участков под ЛПХ

Возможности использования участка, отведенного под ЛПХ, указаны в статье 2 Федерального закона №112-ФЗ, который так и называется «О личном подсобном хозяйстве», а также в пункте 2.2 Классификатора видов разрешенного использования (ВРИ) ЗУ. Собственник участка под ЛПХ имеет право:
  • выстроить на нем жилой дом, имеющий не больше трех этажей и предназначенный только для проживания семьи собственника;
  • выращивать совместно с членами семьи на участке с/х продукцию для удовлетворения личных потребностей;
  • содержать домашний скот.

Использование под ферму

Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» за номером 74 и видами разрешенного использования сельскохозяйственных земель 1.1 – 1.18 на земельных участках, отведенных под КФК, разрешается:

  • выращивать, хранить и перерабатывать продукцию растениеводства и овощеводства;
  • производить продукты животноводства и пчеловодства;
  • самим хозяйствам разрешается их транспортировать и реализовать.

Возводить капитальные строения на ЗУ под КФХ допускается, только если они предназначены для обслуживания деятельности хозяйства.

Организовать КФХ может как один человек, зарегистрировавшись ИП, так и организация, а сама деятельность хозяйства считается предпринимательской.

[1]

Условия продажи ЗУ

Основными условиями для продажи ЗУ под ЛПХ являются:
  • Расположение его либо в границах населенного пункта (приусадебный), либо за его чертой, но на плодородных землях с/х назначения (полевой).
  • Разрешение его использования для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Размеры участка, по закону №112-ФЗ, не должны превышать 50 соток. Однако, в том же законе определено, что региональные власти могут увеличить максимально допустимый размера ЗУ под ЛПХ до 250 соток.

Земельные участки, выделяемые под КФХ, должны удовлетворять следующим условиям:

  • обязательно быть с/х назначения;
  • иметь ВРИ «сельскохозяйственное использование»;
  • не принадлежать заповедникам, заказникам, военным и силовым структурам, а также не находиться на закрытых территориях.

Кто может совершать такие сделки?

Продажа и покупка ЗУ регулируется Земельным кодексом РФ. Продавать участки под ЛПХ и КФХ имеют право их собственники (физические или юридические лица) и государство, выделяя их из своих земельных фондов. Государство осуществляет продажу ЗУ при помощи торгов, проводимых в форме аукциона (статья 39.3 ЗК РФ).

Правом приобретать ЗУ для ведения ЛПХ обладают все дееспособные граждане РФ, изъявившие желание использовать его по такому назначению. Участки под КФХ относятся к сельскохозяйственным землям, покупка и продажа которых регламентируется статьей 8 закона 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Покупать ЗУ для ведения на них КФХ могут как дееспособные физические лица, так и организации. Причем, правом этим обладают не только граждане РФ, но и иностранцы (об особенностях приобретения иностранцем земельного участка в РФ вы можете прочитать здесь).

[2]

Плюсы и минусы покупки

Несмотря на то, что ведение личного подсобного хозяйства и фермерское хозяйствование являются очень схожими видами деятельности, сравнительные преимущества и недостатки приобретения участков с целью использования их для ЛПХ и КФХ существуют.

Читайте так же:  Отгулы при рождении ребенка

Преимущества ведения ЛПХ

  • Организовать ЛПХ можно относительно просто, так как юридической регистрации такое хозяйство не требует.
  • Налоговики в деятельность личного подсобного хозяйства не вмешиваются.
  • Подоходный налог с владельца ЛПХ не взимается.
  • Хозяйство ведется членами одной семьи, без привлечения недешевого наемного труда.

Недостатки

  • Ограниченность его размера.
  • Невозможность вести некоторые виды с/х деятельности.
  • Отсутствие льготного кредитования таких хозяйств со стороны государства.
  • Ограниченные возможности получать от хозяйства дополнительный доход.

Плюсы фермерской деятельности

  • Большой выбор видов с/х деятельности.
  • Реальные перспективы развития хозяйства.
  • Возможность производить, хранить и перерабатывать продукцию в относительно больших объемах (площадь КФХ может превышать 2,5 Га), а также хорошо зарабатывать на её реализации.
  • Государственная поддержка фермерства.
  • Необходимость вкладывания в хозяйство значительных средств.
  • Невысокий доход на первых этапах развития КФХ.
  • Сезонность производства.
  • Возможные трудности реализации продукции по адекватной затратам цене.
  • Повышенное внимание налоговиков.

Как купить и продать земли сельхозназначения?

Приобрести ЗУ для ведения ЛПХ или КФХ можно на первичном рынке у государства или на вторичном, у владельца, который решил его продать. В основном варианты действий при купле-продаже земель сельхозназначения схожи, но существуют и некоторые их отличия.

Под личные подсобно-хозяйственные нужды

При покупке участка под ЛПХ из государственных земельных фондов, даже если он найден будущим собственником самостоятельно, необходимо принять участие в аукционе, который согласно статье 39.3 ЗК РФ обязан устроить его собственник – муниципальные власти. Для этого надо:

  1. составить заявление с указанием того, что ЗУ покупается в собственность для ведения ЛПХ, и подать его в муниципалитет;
  2. приложить к заявлению копию личного паспорта;
  3. внести предложенную организаторами аукциона сумму авансового платежа.

Стоимость ЗУ и порядок торгов устанавливает муниципалитет. Ждать необходимо месяц, после чего заявитель вручает устроителю аукциона недостающую сумму и получает от муниципалитета постановление о предоставлении ему в собственность приобретаемого ЗУ. После этого владельцу участка необходимо:

  1. Вызвать кадастрового инженера для проведения межевания ЗУ (можно ли продать ЗУ без межевания?).
  2. Поставить его на кадастровый учет и оформить на участок кадастровый паспорт.
  3. Зарегистрировать право собственности на ЗУ и получить соответствующее свидетельство.

При купле-продаже участка под ЛПХ на вторичном рынке, у юридического или физического лица, список документов, которые продавец обязан предоставить, а покупатель – внимательно проверить, следующий:

  • Документ, устанавливающий право владельца на ЗУ.
  • Документ, подтверждающий право собственности продавца на ЗУ, например, свидетельство. В нем должны быть указаны сведения о том, кто конкретно владеет участком, назначение ЗУ, его ВРИ, расположение, размеры, кадастровый номер и наложенные на него обременения, если они есть.
  • Кадастровый паспорт ЗУ, в котором указаны его точные размеры, определенные межеванием.
  • Паспорт собственника земли.

После ознакомления с этими документами между продавцом ЗУ под ЛПХ и его покупателем составляется стандартной формы договор купли-продажи земли или, по-другому, соглашение, содержащее всю информацию об участке и личные данные сторон.

После этого все указанные документы необходимо подать в государственные регистрационные органы, где, после их проверки, сторонами оформляется перерегистрация права собственности.

Выбор ЗУ для КФХ осуществляется покупателем либо из предоставляемых муниципалитетом объектов, либо самостоятельно на сайте Росреестра. При покупке государственных сельхозугодий под КФХ согласно требованиям ст.39.3 ЗК РФ органы власти организуют аукцион, проведение которого требует от покупателя предоставления в администрацию следующих документов:

  1. Личный паспорт заявителя.
  2. Заявления существующего образца, в котором указываются:
  • цель использования ЗУ;
  • полномочия заявителя;
  • намерение приобрести участок в собственность;
  • необходимые размеры ЗУ (зависят от планируемых оборотов хозяйства);
  • документ, подтверждающий создание КФХ.

После принятия заявления органы власти организуют аукцион, и если никто не изъявляет желания в нем участвовать, то ЗУ предоставляется заявителю без торгов (о том, как купить государственную землю у администрации без торгов, вы узнаете тут). В случае предварительного одобрения заявки покупателю необходимо провести межевание участка, получить его кадастровый паспорт и зарегистрировать его в Росреестре.

При предоставлении ЗУ КФХ покупателю, административный орган заключает с ним договор купли-продажи, на основании которого он регистрирует право собственности на купленную землю в регистрационных органах.

При купле-продаже сельхозугодий без проведения торгов, физическое лицо или организация, выступающие в качестве продавца, согласно требованию статьи 8 закона № 101-ФЗ, обязаны:

  • известить государственные органы о намерении его продать с указанием цены продажи;
  • дождаться ответа от них;
  • в случае отказа государства купить участок продавать его за цену не ниже, чем указана в извещении.

Налогообложение сделок

При продаже ЗУ ЛПХ на сделку распространяется действие главы 23 Налогового Кодекса РФ, согласно которой продавец обязан заплатить 13% НДФЛ. Однако, согласно статье 217 НК РФ, от этого налога он освобождается, если ЗУ находился в пользовании более 5 лет. При купле-продаже ЗУ КФХ применяются нормы налогообложения доходов от предпринимательской деятельности, и сумма налога зависит от того, какая система обложения налогами выбрана продавцом. Больше информации о налогообложении купли-продажи земли вы найдете здесь.

Коренное различие между ЗУ под ЛПХ и КФХ заключается в запрете и разрешении закона осуществлять предпринимательскую деятельность на их территории, а также в принадлежности земель КФХ к сельхозугодьям. Именно эти отличия объясняют особенности осуществления сделок по купле-продаже наделов под ЛПХ и КФХ, которые следует учитывать, при решении приобрести или продать такие земельные участки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Полезное в законодательстве:
Россельхознадзора от 14.10.2019 N ФС-КС-7/27073

Источники


  1. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
Земли для ведения крестьянско фермерского хозяйства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here